Поезд из одного вагона
По Пиренеям вслед за Ганнибалом
Временами Муза Дальних Странствий начинает подталкивать и намекать: «Что-то ты, парень, засиделся на месте!» Это одна присказка.
Вторая присказка – известный путешественник полярник Амудсен любил говорить, что любое приключение на маршруте, это - результат плохой подготовки. Но в моем путешествии получилось не так.
Я отправился в испанские Пиренеи.
Потому, что на Кавказе я был больше 20 раз, больше 10 раз на Памире, раз шесть-семь на Тянь-Шане, был на Алтае, по нескольку раз бывал в Саянах, в Альпах. А вот в Пиренеях не был.
А еще потому, что в испанских Пиренеях в большинстве мест разрешается на ночь ставить палатку. С Французской стороны, не всюду.
Наконец, еще одна причина - через естественную границу между Испанией и Францией во все времена пытались пробраться те, кому было надо чуть больше других. Это и Ганнибал, который шел покорять Рим, это Карл Великий, который шел покорять сарацинскую Испанию, это и Наполеон, который шел покорять уже христианскую Испанию. Это и контрабандисты, которые никого покорять не хотели, а просто хотели заработать (рисковым, правда, способом). Вот захотелось по тропам контрабандистов погулять и мне!
С испанской стороны Пиренеев проходит маршрут - горная тропа GR-11, с французской стороны проходит горная тропа GR-10, а еще есть маршрут GRP – высокий путь по Пиренеям, он технически более сложный, там надо ледоруб, а временами и веревку. Этот маршрут идет то по Испании, то по Франции, а временами просто по главному хребту Пиренеев, являющемуся границей.
И испанская тропа, и французская, и тропа по высоким Пиренеям идут от Атлантики до Средиземного моря. Всюду чуть больше восьмисот километров. А хочешь, можно идти от Средиземного моря до Атлантического океана.
Я решил начать с деревни Candanchu (рядом городок Confranc) – находящейся на границе не только Испании и Франции, но и на границе бывших королевств Наварра и Арагон.
Началось с того, что на вокзале Сарагосы то ли шесть, то ли семь путей и перронов, а перрон поменяли за две минуты до отправления! Прямо как у нас в 80-х! Бегу с рюкзаком по надземным переходам. Успеваю.
Вижу – стоит поезд из одного вагона. Но главное, что он есть. Контингент в этом поезде из одного вагона был уже наш – половина с рюкзаками, велосипедами и пр. Было много французских скаутов, мальчиков и девочек 14-16 лет, отправляющихся в спортивный лагерь в предгорьях Пиренеев. Бросился в глаза явно немало ходивший в горах паренек лет 30-и. Он чех, и собирался идти по Высокому Пиренейскому пути. В одиночку. Не сказать, что это – экстремал. Но, все-таки человек, отчасти привыкший рисковать. Все-таки одному на ледники… У него и веревка была.
Ладно, поезд из одного вагона, хоть с опозданием, тронулся. Едем навстречу приключениям. Скауты поют и веселятся.
Но приключения начались раньше, чем все мы попали в горы. Минут через сорок в вагоне появился дымок. Никто еще не обращал внимания. Потом дымок стал гуще. Скауты прекратили шутить. Уже не дымок, а дым!
Да, еще через две минуты стало ясно, что наш поезд из одного вагона едет и горит. От дыма уже тяжело дышать. Наиболее красивые девочки-скауты воют и рыдают, менее красивые пытаются из платков сделать маски против дыма. Побежали ломиться в кабину машиниста. Визги, паника. Относительное спокойствие сохраняет чех. Я прикидываю, какое окно выбивать и чем.
Машинист остановил поезд. Прибежал кондуктор и схватил огнетушитель. Огнетушитель не заработал. Слава богу, сработало аварийное открытие двери. Выгрузились в чистое поле. Тут-то гроза и началась!
Далее картина. Посередь Испании в чистом поле стоит поезд из одного вагона и дымится, вокруг блещут молнии, грохочет гром и воют девочки-скауты!
Кондуктор продолжил проявлять активность, и с третьей попытки огнетушитель его в руках заработал! Вначале дыму от этого прибавилось, но вроде все потухло. К тому моменту кончилась гроза.
Все полезли обратно в вагон. Кондуктор с машинистом стали совещаться. Типа: «Так поедем (ну ведь потухло же!), или, ну его на фиг?» Есть все же что-то родственное между испанскими и русскими душами!
Решили, что «Ну его на фиг!», связались с кем-то, и через сорок минут к нам подъехал еще один такой же поезд, который дотолкал нас до маленького городка. Пока нас толкали к этому городку, пришедшие в себя скауты на мобильнике поставили мелодию «I will survive” и пустились в пляс. Плясали и парни и девчонки.
Воскресенье, вечер, нас притолкали к какому-то городку. Нам сказали, что за нами послали автобус.
Пока ждали, чех пошел общаться с местным населением. Рассказывал он проникновенно, и местные жители поняли, что чеху надо снять стресс, и побежали искать хозяина супермаркета. Нашли. Хозяин супермаркета открыл в воскресенье вечером магазин, и чех затоварился пивом. Он взял и на мою долю. Есть все же родство между испанскими и славянскими душами!
Не успели мы отметить второе рождение, как приехал автобус. И мы опять поехали в горы. Прибыли ночью в городок. Мы с чехом решили не искать ночлега в городке, а три километра пройти до тропы. К полночи мы пришли к тропе, и нашли пустую хижину для путешественников. В ней и заночевали. А утром пожали друг другу руки и разошлись по нашим маршрутам.
Чех пошел по высокому пути, а я – вдоль испанской стороны Пиренеев с запада на восток, пересекая боковые хребты.
Мне Пиренеи напомнили Саяны. Тоже относительно невысокие горы с узкими ущельями и большим количеством каньонов. Если говорить про военные действия, то характер рельефа таков, лучше мест для ловушек для противника не придумаешь. В сущности, именно в Пиренеях (в стране басков с испанской стороны) находится Ронсельванское ущелье в котором погиб ближайший сподвижник и племянник Карла Великого бретонский граф Роланд. Мавры его отрезали от основных сил в узком ущелье, после чего последовала героическая гибель, воспетая в одной из самых известных и значительных героических старофранцузских поэм.
Что за народ в Пиренеях? В основном испанцы, но много французов. Встречаются голландцы, немцы, датчане. Французов много, потому что Франция рядом, и тут очень много троп через перевалы главного хребта во Францию, в национальный парк Гаверни, который тоже очень красив.
Что за народ в Пиренеях? Это альпинисты, велосипедисты, тощие скайраннеры, и просто путешественники, идущие по тропам Пиренеев. Некоторые путешественники ухитряются взять большой отпуск и идут по всему пути от Атлантики до Средиземного моря. Такое путешествие занимает около 55 дней. Некоторые, наоборот, идут от Средиземного моря до Атлантического океана.
У меня было 12 ходовых дней (я шел по высокой части Пиренеев), около 180 км + радиальный выход на перевал Брешь Роланда, итого 9 перевалов от 2000 м до 2750 м. 3 раза ночевал в обслуживаемых приютах, три раза – в палатке в кемпингах, остальные разы – в палатке на маршруте.
В Пиренеях много живности, в зоне лугов постоянно пересвистываются суслики, я несколько раз встречал горных козлов (и в зоне лугов, и на леднике). Пасутся коровы, у каждой колокольчик, поэтому, когда подходишь к жилью, обычно идешь под весьма мелодичный, далеко разносящийся по ущельям звон колокольчиков.
Независимая газета 26.09.2018