Турклуб «Вестра» » Творчество » Михаил Будянский » Чимтарга

Чимтарга

Я устал забираться на высокие и холодные вершины! Эльбрус со всех сторон, траверс пика Высокая стена и Гармо на Памире, Хан-Тенгри… Великие, прекрасные, величественные вершины! Я чувствовал себя на них как великий человек над всем миром!

Но я не великий, я даже не спортсмен. Я маленький, толстый, больной горный турист и я люблю теплые и приятные восхождения, и чтоб не очень трудно. Мечта во всех походах, особенно по крыше мира — прийти на одно месо, надеть калоши и лазить в свое удовольствие.

Лучшее место для осуществления этого плана (я уверен, что и альпинисты согласятся со мной) это Фанские горы. Постоянно теплая погода, огромное количество волшебных озер, которые поражают палитрой красок, дикая природа и удивительная арча, прекрасные вершины вокруг оставляют незабываемые впечатления. Каждый знает слова из песни Визбора: “Я сердце оставил в фанских горах…” И мое сердце осталось где-то там, покоренное их красотой.

Я с моим товарищем решил забраться на пик Чимтарга (5487м), высшую точку этого компактного горного района, по маршруту 4Б. От базы “Вертикаль” на Алаудинских озерах до Мутных озер в верхней части долины реки Чапдара не более 4 часов приятной прогулки. Около Мутных озер очень много мест для палаток. Я думаю, это постоянное место для базовых лагерей альпинистов, отсюда начинаются маршруты восхождений на большинство пятитысячников района — Чимтарга, Чапдара, Бодхона, Замок, Энергия с их чисто скальными стенами, так привлекающими альпинистские сердца.

Наш маршрут начинался недалеко от перевала Чимтарга (4600м), в трех часах ходьбы от Мутных озер, поэтому, выйдя рано из базы, мы решили не останавливаться на Мутных, а подойти прямо под маршрут, благо там тоже есть места для палаток. Вечером мы изучали первую, чисто скальную часть маршрута. Это восточный гребень Чимтарги со скалами почти красного цвета. В средней части мы хорошо видели ключевой участок — вертикальную щель около 50м высотой. Однако я слышал, что ничего особо сложного там нет и не волновался.

После теплой (для этой высоты — 4300м — вот она прелесть Фанских гор) мы стартовали. Надели туфли для лазания (пока я мечтал калоши ушли в небытие) — и вперед! Первые три веревки прошли одновременно. Приятные, не очень разрушенные, не очень крутые скалы, казалось, помагают нам. Но, наконец, первый сранительно трудный кусок — 15 метров почти вертикалки. Я пролез первым и на выполаживании нашел хорошую трещину для закладки. Вставил ее и еще одну в другую трещину для блокировки, зкрепил веревку, крикнул “Готово” и — это случилось внезапно, как, впрочем, всегда такие вещи случаются — когда мой товарищ нагрузил перила, две огромных плиты слева и справа от трещины сдвинулись с места и начали медленно сползать. Правая наехала мне на ногу и остановилась, а левая продолжала скользить все быстрее и быстрее, приближаясь к тому месту, из которого я только что вылез. Я только успел заорать “Камень!!!!” и плита свалилась вниз. Эти две секунды, когда я ждал ответа я никогда не забуду, самые страшные в моей жизни. К счастью, мой напарник оказался быстрее. Когда я спустился к нему я увидел оплавленный кусок веревки, на который упал камень. Да-а-а, бывает же. Мы имели 50м, теперь только 30м. Но главное, камень промахнулся.

После короткого отдыха и “отхода” от шока мы продолжили движение, еще более осторожно. Далее было приятное простое лазание по теплым скалам со средней крутизной 55-60 градусов. Мы лезли до первой ночевки на стене около 6 часов. Вы спросите, если лазание было простым, то чтож так долго лезли? Отвечаю — мы ж горные туристы, не альпинисты. А в чем главное различие? Правильно — в размере рюкзака. Мы взяли наши пркрасные рюкзачки, в которые можно вместить полдома вместе с едой и газовой плитой, — но лазить с ними по скалам, даже по перилам было невозможно. Раздельная транспортировка рюкзака — это еще то занятие. К тому же они превратились в тряпку с дырками, в которую эта самая плита может вывалиться. Но мы не сдавались и не теряли бодрости духа.

Мы нашли чудесную полочку с метр шириной (как раз под половину нашей опять же туристской палатки). Там была и трещина со льдом, так что проблем с водой не было. Это место как раз недалеко от ключа маршрута и мы имели шанс подготовиться к завтрашнему. Но мы не могли видеть всех деталей. А детали были как раз намного интереснее.

После легкого завтрака мы были готовы к не менее приятному, чем вчера, лазанию. Но нас встретила длинная (вернее, высокая) и узкая трещина. Может, настоящий альпинист и скалолаз (тощий и длинный) и назвал “это” камином, но у меня язык не поворачивается. Я еле втиснул свое не совсем худое тело в “это” — о Боже! Там был гладкий, твердый, противный и холодный натечный лед! Где мои кошки?! А на дне рюкзака! Где мои любимые фи-фи, с которыми ни один иностранец лазить не хочет (они чистые технари, видите-ли)? А дома! А как я тут в туфлях-то? Я пролез все-таки высунув половину тела наружу, по самому краю. Я сделал это, я великий скалолаз — но рюкзаки-то, они ведь не умеют лазить? С трудом, в несколько этапов, мы преодолели этот ключевой кусок и были очень довольны собой. После него все было проще. Нашлась еще одна полочка перед выходом на сам гребень, чуть меньше первой, приблизительно на высоте 5 100м. Мы сидели на ней и наслаждались окружающим вечерним видом. Практически все вершины были уже под нами, только Ганза с Энергией спорили с нами. Ничего, завтра…

Назавтра ничего особенного нас не ожидало. Пройдя по скальному гребню, чаще одновременно, мы вышли на снежно-ледовый купол, переодели туфли на Кофлачи с кошками, и медленно и с удовольствием взошли на вершину.

Стоя на верху, при прекрасной погоде, мы были рады и горды собой. Мы смотрели в сторону Памира и пытались уверить себя, что видим пик Коммунизма. Но и ближайший вид был великолепен, все пятитысячники района — под нами. Стоя на этой вершине я, наверное, смог бы ответить на вечный вопрос: “Почему люди ходят в горы?” А именно для таких моментов на вершине или на гребне перевала. Я над всем миром! И не важно, стоишь ли ты на вершине Эвереста или на маленькой неизвестной пимпочке, турист ты или альпинист. Ты сделал это!

Спуск с Чимтарги по простому маршруту через перевал Авлодон и по гребню Куликалонской стены затем вниз бегом до Мутных озер сложности не представлял.

Заканчивая свое повествование, хотелось бы еще раз сказать, что Фанские горы — это прекрасное место для отдыха души и тела. Они не угнетают тебя, тебе не нужно бороться против них, тут меньше всего подходит к вершине слово “покорил”. Они намного ближе к человеку, чем суровые Памир или Кавказ, не говоря о Гималаях. Их озера смотрят в небеса, величественные пики смотрят в кристально чистые глаза озер как в зеркала, и ты, сидя на берегу Алаудинских озер можешь заглянуть внутрь себя и быть ближе к Космосу и подальше от цивилизации и мирской суеты.

Михаил Будянский