Содержание
Справочные сведения о походеПроводящая организация: т/к Вестра, г. Москва, www.westra.ru Руководитель: Парамонов Вадим Александрович; e-mail: pvadim{at}westra.ru; тел: 8-903-271-22-34, 588-61-29; ICQ: 47455898. Нитка маршрута:
Трек пройденного маршрута, Точки ночёвок Список участников:
Поход рассмотрен МКК: Московского Городского Центрального Клуба Туристов (МГЦКТ), зачтён как 1кс лыжный всем участникам и руководителю. Адрес хранения отчета:
День 1, 2 январяВыход от ст. Сущёво: 11:00 День: облачно, снег, небольшой ветер
Поезд из Москвы прибывает на ст. Дно в 05:25. Местный поезд Дно - Новосокольники на котором удобно ехать до ст. Сущёво (Бежаницы) отправляется в 08:28. Время между этими поездами провели в тёплом уютном зале ожидания. На вокзале есть работающий круглосуточно буфет. Местный поезд - это современный дизель из одного вагона, неожиданно комфортный и приятный ( Едем. Смотрим по сторонам. Снега мало. Попадаются совсем голые склоны. Даже самые маленькие ручьи не замёрзли.
От Дна до Сущёво 95 км, поезд идёт около 2 часов. Станция Сущёво находится на окраине Бежаниц, есть небольшой зал ожидания. Станция совмещена с автовокзалом, автобусы ходят редко, по некоторым маршрутам два раза в неделю. Бежаницы крупный посёлок городского типа, есть магазины, почта, сбербанк ( Бежаницкая возв. начинается за р. Льста в районе Махново. До Махново идём через Бежаницы по асфальтовой дороге, за Бежаницами по грунтовке с покрытием, которая выводит на восточную окраину Махново. Махново "живой" посёлок, брошенных домов мы не видели. В центре большой панельный дом культуры, не действующий.
Через Махново выходим на асфальтовую дорогу Бежаницы - Кудеверь ( Сразу за мостом через Льсту с правой стороны по ходу начинается дорога к Демешкино, и сразу холмами начинается Бежаницкая возв. С этого момента горизонтальных участков у нас было не много, не считая озёр, мы либо поднимались на какой-либо холм, либо с него скатывались, либо спускались к речке или ручью, либо вылезали из их пойм. Бежаницкая возвышенность - это СИЛЬНО пересечённая местность. Грунтовка выводит на СВ окраину Демешкино. Демешкино "полуживая" деревня, окна и двери некоторых домов заколочены досками, есть совсем брошенные дома, есть ухоженные и жилые. В центре деревни поворачиваем по ходу направо на СЗ, по хорошей дороге через ложбину между холмами выходим к водонапорной башне. От неё начинается грунтовая дорога на Селиваново.
Дорога между Демешкино и Селиваново хорошая, ей пользуются ( Поднявшись на холм попадаем в Чунеево, идём через деревню по главной улице общим направлением ЮЗ. Чунеево плавно перетекает в Крыжово, жилых домов становится всё меньше и меньше. На ЮЗ окраине Крыжова один из них, от него начинается в направлении Ю разбитая колея на Никиткино. Отходим от Крыжова на километр и встаём на ночёвку.
День 2, 3 январяПодъём дежурных: 6:30, остальных: 7:30 Ночь: ясно, слабый ветер, -11
От места ночёвки продолжаем двигаться в сторону Никиткино по лесовозной дороге. Дорога плохая - разбитая с глубокой колеёй. Дорога выводит к В окраине Никиткино и уходит дальше направлением ЮЗ на вырубку. Не сориентировавшись мы по этой дороге выкатились на вырубку, разобрались, вернулись назад и от В окраины по главной улице вышли на З окраину к полю. Здесь стоит один из жилых домов Никиткино. От З окраины Никиткино по полевой дороге двигаемся на ЮЗ к Трупехино. Дорога плохо читается, но накануне кто-то проехал в этом направлении на санях, мы идём по санному следу. Поля, которые нам встречались не похожи на подмосковные, у нас это ровное место на котором удобно осмотреться, там это куча разнокалиберных холмов с кустами, ручьями и болотами в низинах. Выход на такое поле совсем не означает возможность осмотреться и легко сориентироваться.
Примерно в двух километрах от Никиткино санный след ушёл на СЗ, а мы продолжили двигаться азимутом к Трупехино. Деревня не жилая, сохранилось пару домов и несколько построек ( От Трупехино на ЮЗ в углу поля начинаем искать лесную дорогу. Дорога есть, хорошо читается, но забуреломлена. Двигаемся по ней в сторону Туровских Холмов.
Лесная дорога выводит на поля окружающие Туровские Холмы. Мы быстро находим полевую дорогу и по ней выходим к деревне ( От З окраины Туровских Холмов по хорошей дороге выкатываемся на трассу, по трассе пересекаем истоки р. Берёзки и выходим на просеку с ЛЭП. По ЛЭП двигаемся в сторону Гнеталово. Дороги в тех местах проложены так чтобы сгладить рельеф, они плавно обходят крутые холмы, не резко спадают в ложбины, огибают болота. Просека ЛЭП пробита по прямой, рельеф строителей на волновал, зато нас он достал по полной плюс кусты и куча брошенных поваленных деревьев ( По ЛЭП вышли на поворот от трассы к Гнеталово, от него по хорошей дороге попадаем в деревню. Гнеталово жилое, расположено на большом холме (
Скатываемся к небольшому озерку у деревни. Озеро замёрзшее и засыпанное снегом. Пересекаем его и встаём на ночёвку на З берегу на возвышении в еловом лесу (
День 3, 4 январяПодъём дежурных: 6:30, остальных: 7:30 Ночь: ясно, штиль, -19
От места ночёвки через перелесок направлением на З выходим на поле, поднимаемся на первый бугор, осматриваемся. Решаем выйти на берег оз. Алё ближе к сужению, чтобы потом пересечь озеро двигаясь вдоль берега и от одного острова к другому. На поле уходим направлением ЮЗ, подсекаем просёлочную дорогу на Славно и поней выходим на поля перед Славно. Выйдя из леса и поднявшись на очередной бугор любуемся открывшимся видом: на востоке белая поверхность оз. Демино, на юге на холме стоят домики Славно, а западе оз. Алё с кучей маленьких островов ( На берегу проверяем толщину льда: прорубаем топором лунку - толщина льда около 10-15см. Решаем двигаться по озеру стараясь придерживаться берега и островов. Лёд, насколько хватает взгляда, покрыт снегом, катиться по нему одно удовольствие.
С востока на запад пересекаем северную часть оз. Алё. Берега в основном крутые, покрыты смешанными лесами (ель, осина, ольха), забуреломлены (
По дороге на Власково выкатываемся к С берегу оз. Лобно. Тут открывается красивый вид на озеро и гору. Хорошая дорога заканчивается, видимо к Власково нормальный заезд с С через Саньково, а тут старая разбитая лесная дорога. Пробираемся через завалы и кусты. По заледеневшим камням переходим ручей вытекающий из оз. Лобно. Холодно, а он не замёрз. От ручья к Власково подъём в гору, дорога перерыта и завалена камнями, прям предгорья какие-то. Снимаем лыжи, идём пешком. Как точно подниматься на г. Лобно мы не знали. Знали, что на гору есть дорога и она идёт с С от Власково. На километровке показаны две дороги вокруг горы: одна с востока, другая с запада, западная ближе всего подходит к вершине. Выйдя к окраине Власково замечаем, что западная дорога существует - видим как по ней едет трактор и идёт какой-то народ. Решаем попробовать подняться с запада, а спуститься на восток к оз. Лобно. Мы не ошиблись, обходя гору с севера нашли хорошую дорогу на верх. Перед вершиной увидели, что есть вторая дорога на гору с востока.
На самом верху г. Лобно стоит старый полуразрушенный Храм, рядом с Храмом небольшое кладбище (
Погуляв, осмотрев Храм и сделав вершинное фото (гора как-никак) (
З берег оз. Лобно заболоченный, топкий, даже в такой мороз лыжные палки проваливаются в жижу. Озеро пересекаем по льду держа курс к СВ восточному углу к окраине Плавно. Выходим на дорогу по которой ехали к горе, пересекаем трассу и по главной улице Плавно скатываемся к её В окраине. Тут на берегу оз. Алё стоит "новорусский павильон", толи это баня такая, толи беседка, толи купальня ( По заснеженному льду оз. Алё идём на ЮВ к протоке в безымянное озеро. Перемычка заболочена, южная часть покрытая мхом, заросшая соснами. Пересекаем небольшое озеро и на его ЮВ берегу встаём на ночёвку. Здесь лес преимущественно еловый, сильно завален.
День 4, 5 январяПодъём дежурных: 6:30, остальных: 7:30 Ночь: ясно, штиль, -25
От места ночёвки азимутом на З пробираемся через перемычку между озёрами. Лес смешанный забуреломленный. Через 1км выходим на С берег Ю части оз. Алё. По карте вдоль этого берега идёт лесная дорога, она есть, но сильно завалена. Дальше идём через озеро к противоположному ЮВ берегу, ориентир - немного левее (по ходу) глухого забора дач "новых русских". Кстати это единственные дачи и единственный глухой высокий забор увиденный нами за весь поход. Вдоль ЮВ берега Ю части оз. Алё проходит трасса Бежаницы - Кудеверь, примерно в этом месте на карте отмечен поворот на Фофаново. По карте дорога на Фофаново грунтовая, на самом деле она оказалась с хорошим покрытием. Нормальный поворот на эту дорогу расположен где-то южнее от места поворота на карте, а мы вышли на неё по лесной дорожке круто поднимающейся в гору.
По живописной дороге на Фофаново, извилистой, с постоянными подъёмами и спусками ( По хорошей дороге движемся дальше до поворота на само Фофаново, которое находится за ручьём. Ручей не переходим, а двигаемся по дороге в направлении ЮВ вдоль В берега оз. Соснцево. На карте обозначена лесная дорога, проходящая между озёрами Соснцево и Медельцово, сливающейся с ещё одной лесной дорогой с СЗ и уходящей на Ю к оз. Вешловское. На самом деле оказалось, что дорога от поворота на Фофаново идёт мимо оз. Соснцево (на берегу стоянка рыбаков) и выходит на СЗ угол оз. Медельцово. Дальше дороги нет или она так заросла, что совсем не читается.
Пересекаем оз. Медельцово в направлении Ю и с пытаемся поймать дорогу то ЮЗ угла озера. Дороги нет. Азимутом уходим на Ю и через километр выходим на дорогу к оз. Вешловского. Эта дорога чистая, видимо по ней иногда ездят ( Оз. Вешловского дорога обходит с З, основная дорога уходит на З, а мы двигаемся по дороге к Ю берегу озера. От Ю берега уходим по лесной дороге на Ю. Есть ещё одна дорога на ЮЗ, мы по ошибке сунулись на неё, но быстро сориентировались и вернулись на нужную дорогу. От оз. Вешловского идём на Ю по лесной дороге, через 2км выходим на большое поле, по карте дальше на Ю дороги нет. На самом деле оказалось, что есть сильно разбитая лесовозка. По ней в направлении на Ю выход на дорогу Долгое - Савкино. От неё азимутом с начала по полю, потом вдоль ручья вышли на С берег оз. Лубиница. Переходим озеро и на Ю берегу среди елей встаём на ночёвку.
День 5, 6 январяПодъём дежурных: 6:30, остальных: 7:30 Ночь: ясно, ЮЗ ветер, -21
От места ночёвки направлением на ЮВ через забуреломленный лес выходим к СВ углу оз. Великая Вода. Перемычка между озёрами примерно 300 метров. В углу озера большой закрытый залив. Выходим из залива и стараясь держаться курса ЮЮЗ двигаемся через оз. Великая Вода (
Протока между озёрами Великая Вода и Каменное заросшая, не замёрзшая. Проходим её по С берегу по кустам, выходим на ур. Монастырь и дальше на берег оз. Каменное. Озеро проходим придерживаясь В берега, во многих местах снег сдут со льда. На Ю берегу оз. Каменное стоит три деревни Мошково: первая, самая большая, находится в 1.5км к Ю от берега; вторая примерно посередине Ю берега, с озера не видна; и третья в ЮВ углу озера, только она видна с озера. Двигаемся в направлении ЮЮЗ к Мошково-2, от озера поднимаемся на высокий холм (
По карте от Мошкова-1 на Ю идёт лесная дорога на Подчерняево. Находим её, идём по ней (
От Подчерняево пытаемся найти дорогу на Ю к деревне Остров, безрезультатно. Решаем идти на ЮЗ по хорошей дороге на Сурохново и на ближайших полях пробираться азимутом на Ю к С берегу оз. Бол. Острие. Примерно через 1км азимута выходим на отличную дорогу с покрытием направлением В-З. На карте её нет, видимо построили недавно. Скорее всего она соединяет с востока на запад Монино - Юшково - Красное. На космоснимке дорога читается, только непонятен участок Юшково - Остров. По хорошей дороге быстро докатились до Юшково. Юшково крупная деревня, есть магазин. В Юшково мы первый раз пересекли р. Великая ( После Юшково основная дорога ещё с полкилометра идёт на ЮЮВ, а потом поворачивает и уходит на З к деревне Красное. На повороте начинается хорошая накатанная лесная дорога на Михеево. По этой дороге мы быстро докатились до моста через р. Великая (второй раз её пересекаем). Местные сказали, что к Ю от моста есть хорошая стоянка на берегу оз. Хвойно. Из-за ветра на берегу вставать не решаемся и отходим немного в глубь леса. Встаём на ночёвку. Лес преимущественно сосновый.
День 6, 7 январяПодъём дежурных: 6:30, остальных: 7:30 Ночь: ясно, ЮЗ ветер, -19
От места ночёвки выходим на берег оз. Хвойно и по нему двигаемся на ЮВ к протоке в оз. Чёрное придерживаясь правого (по ходу берега). Лёд засыпан снегом (
На правом берегу рядом с началом протоки в оз. Чёрное стоит небольшой обелиск в память погибшим воинам в Великой Отечественной Войне. Дорожка к обелиску выложена остатками военного железа: ржавые каски, гильзы, куски калючей проволоки, прочий лом ( Протока в оз. Чёрное небольшая, заросшая и заболоченная. По правому более высокому берегу идёт небольшая тропка. Оз. Чёрное красивое по берегам сосновые леса. Двигаемся вдоль З берега к месту в котором ширина перемычки в оз. Белое минимальна. Снег со льда сдут, сильный встречный ветер, катимся на одних палках (
По перемычке между озёрами Чёрным и Белым идёт хорошая лесная дорога, она обозначена на карте. Много стоянок рыбаком, вообще очень красивое место. Быстро проходим перемычку, её ширина здесь не более 150м ( Шаталово небольшая жилая симпатичная деревушка, стоящая на берегу маленького озера. Проходим через неё по главной улице и Ю окраине выходим на дорогу, как мы думаем, на Харапуги. Сначала дорога вполне нормальное, но потом всё хуже и хуже, в какой-то момент остаётся небольшая колея, которая заканчивается в болоте. Азимутом, благо лес чистый одни сосны, выходим на хорошую накатанную дорогу идущую на юг. Похоже это участок той самой дороги на Харапуги. Примерно в 2.5км от Шаталово выходим на необозначенную на карте дорогу направлением ВЗ, скорее всего просека. Наезженная колея уходит на З, на Ю идёт старая давно не езженная дорога, по ней выходим на поля, там дорога теряется. Азимут через поля. Местные поля не совсем поля - это лысые холмы с заболоченными и заваленными перелесками в низинах, азимутить по ним одно "удовольствие"… На Ю окраине такого поля находим остатки нужной нам дороги на Харапуги. Этой дорогой давно не пользуются, она сильно завалена упавшими деревьями. Пешком пробираемся через бурелом и выходим к Харапугам.
Харапуги практически брошенная деревня, от неё на ЮЗ уходит разбитая грунтовка к Лосно. Лосно большая живая деревня, проходим через неё и выкатываемся на В берег оз. Лосно. Лёд озера засыпан снегом. Пересекаем озеро направлением на ЮЗ, немного проходим вдоль берега на Ю, срезаем далеко выступающий мыс и на З берегу оз. Дубно встаём на бивуак. Лес здесь смешанный, сильно забуреломленный: ель, берёза.
День 7, 8 январяПодъём дежурных: 6:30, остальных: 7:30 Ночь: облачно, ЮЗ ветер, -12
От места ночёвки двигаемся вдоль берега оз. Дубно на Ю к протоке, дальше вдоль южного берега направлением на З. Ищем удобный выход на берег - берег высокий крутой поросший смешанным лесом. Находим понижение и азимутом выходим на лесную дорогу от рыбацких стоянок, по ней выкатываемся к трассе Васильки - Копылок - Пустошка. В случае нехватки времени по ней можно быстро дойти до Пустошки, километровый столбик 13км. По трассе доходим до окраины посёлка Копылок, сворачиваем к оз. Заволоцкое и пройдя мимо кладбища выходим на берег. Пересекаем озеро в направлении на З рассчитывая подсечь дорогу на Шуменец. Вдоль З берега оз. Заволоцкое идёт необозначенная на карте лесная дорога, по ней выходим на основную дорогу Копылок - Шуменец. От Шуменца на Ю по карте обозначена дорога к Мольгино. Дорога есть, но ей не пользуются, двигаемся по ней на Ю. Примерно посередине между Шуменцом и Мольгино оказалась огромная вырубка (на космоснимке её ещё нет). Проходим через вырубку по лесовозным дорогам стараясь держать направление на Ю. У Ю края вырубки находим старую лесную дорогу на Мольгино и по ней выходим к деревне. Мольгино стоит на трассе Васильки - Копылок - Пустошка, до Пустошки около 3км. Снимаем лыжи и быстро доходим до города. Дорога выводит прямо к ж/д вокзалу. Вокзал маленький (
Выводы и рекомендации
Список карт
|