Турклуб «Вестра» » О клубе » Персоналии » Сергей Титов

Сергей Титов

В горы, да и в туризм вообще, я попал случайно. Дело было в середине марта, я тогда заканчивал 10-й класс, когда к нам на урок зашел один из учителей и сказал, что у него в группе есть четыре свободных места, и он приглашает желающих с собой в поход. Я и трое моих приятелей согласились.
Так я оказался в Крыму.
До сих пор помню первое впечатление от гор: троллейбус Симферополь-Алушта карабкается на Ангарский перевал, а я из окна смотрю на припорошенный снегом хребет и мне безумно хочется залезть на него. "Чего тут делать? – думаю, – Полчаса, и я там!"
Чему можно научиться в походе? Да чему угодно! В том походе я узнал зачем в группе нужен замыкающий (чуть сам не потерялся), как надо ходить, когда идти тяжело (читайте Джека Лондона – долгие переходы – долгие отдыхи), а также как надо выбирать персики (спасибо местному жителю).
Из фотографий того похода сейчас вспоминаются две: табличка с Феодосийского вокзала "Туалет с оказанием платных услуг", и витрина магазина Спорттовары вся уставленная рулонами туалетной бумаги.
Шел 94-ый год.
Сама походная атмосфера и компания мне настолько понравились, что, когда летом тот же руководитель пригласил меня в поход в Архангельскую область, я согласился не раздумывая.
Северная природа, деревянные шатровые церкви Каргополя и окрестностей, Лекшмозера и Кенозера, полуразрушенные Макарьев монастырь и монастырь в Ошевенске, вид мертвой деревни (Порженский погост), 6 озер вокруг Маселги, 2 из которых относятся к Балтийской системе, а 4 к Беломорской, произвели на меня такое впечатление, что я до сих пор считаю этот поход одним из двух лучших своих походов, и до сих пор мечтаю туда вернуться.
Кстати, за неделю до этого похода я успел впервые сходить на воду. Один из родителей сводил наш класс на 3 дня на Тверцу.

Весной 95-го я уже никуда не пошел – надо было поступать в институт, зато летом с теми же руководителями сходил в поход в Псковской области, который начался посещением Пскова и окрестностей, продолжился экскурсией в Пушкинские горы, а закончился колечком в районе озер Алоль и Верято.
Возможно, именно те 6 дней морального разложения в Пскове и Пушкинских горах (никаких экскурсий, а были и Псково-Печорский монастырь, и Изборск, и Петровское с Михайловским не хватало для выхода энергии у двух десятков пятнадцатилетних оболтусов) заложили мою нелюбовь к матрасным походам.

96-й год
Всю зиму я проходил с мыслью "Хочу в поход!" и так заразил ею университетскую группу, что на майские праздники меня просто назначили руководителем. В результате неплохо сходили от Серпухова до Жилево, посмотрев по дороге зубров в Приокском заповеднике.
Окончен первый курс, и начинается период самодеятельного туризма.
У родителей отобраны старые Салюты и Таймени, и с одноклассниками мы отправляемся в Псковскую область в верховья речки Великой. Три дня живем у приятеля в деревне, плавая по окрестным озерам, неделю сплавляемся, и еще три дня живем в той же деревне. Лепота!
Осень же ознаменована приходом в секцию горного туризма МГУ под руководством В.П. Конюшко, легендарной в своем роде личности. Я встречал людей на 20 лет старше себя, которые тоже занимались в его секции, однако ни разу не слышал, чтобы он сходил что-то сложнее двойки.
Где-то уже в декабре я заполняю какую-то анкету, и в результате попадаю в школу НТП Горного клуба МГУ.

97-й год
С февраля по июнь учусь в школе НТП в отделении Кости Лебедева и Ильи Родина. В мае опять веду одногруппников по подмосковью. Идем от Звенигорода до озера Чаек. Попытки ходить по азимуту по болотам порождают понятие "ходить по колено в азимуте".
Лето. Школа едет на Терскей, а у меня нет денег, и сессия не сдана. В результате все лето сижу и учу дифуры. Глупо? – Наверное, да.
Где-то с этого времени у меня начинается раздвоение интересов. С одной стороны мне нравится вода, и компания, с которой я хожу на воду, с другой меня влекут горы, потому что уж больно много интересного и полезного рассказали в школе. И следующие 4 года с этим раздвоением я буду бороться просто: буду чередовать горы и воду.

98-й
Вода, Карелия, Суна (есть такая двоечная река).
Как мы там объедались черникой! Однажды даже вынуждены были выедать места под палатки.

99-й
Еще одна школа НТП в Горном клубе МГУ в отделении Натальи Александровны Лещенко и Влада Будрика.
Мой первый горный поход от Алма-Аты до Иссык-Куля и... некоторое разочарование: я так многому выучился, а применить это было негде. То ли дело в водном походе!

2000-й
Та же компания одноклассников, и опять вода. На сей раз тройка – Кереть.
К этому моменту уже прочитан Юрин, и что-то начинает настораживать: не так сильно возросла сложность, а переворачиваемся мы многовато и как-то по-глупому. Да и объем заштопывания начинает утомлять.
В голову закрадываются мысли о том, что, чтобы нормально ходить на воду, надо тоже где-нибудь поучиться.

2001-й
Чередуем? – Чередуем. Значит в этом году – горы.
Двойка с элементами тройки по приэльбрусью под руководством приятелей из того же турклуба МГУ. Хороший маршрут испорчен конфликтом с одним из руководителей.
В конце похода зашли на Эльбрус.
Осень – пора размышлений. Хочется чего-то большего в спортивном плане. И очевидно, что для этого придется выбирать между водой и горами. В пользу воды – хорошая команда, в пользу гор – базовое образование, полученное в двух НТП. В минусах воды – необходимость начинать все заново, чтобы выучиться хорошо, в минусах гор – отсутствие команды, с которой хотелось бы ходить.
Ближе к декабрю становится ясно, что водная группа учиться не будет, а значит и расти тоже. Выбор становится очевиден: горы.
Конец периода самодеятельного туризма.

2002-й
Пробуюсь в команду, собирающуюся в четверку, однако семейные обстоятельства не позволяют ни тренироваться, ни вообще куда-либо сходить летом.
Зато осенью мне с третьей попытки удается пройти от Петушков до Мишеронского. Безумно красивый осенний маршрут! Мое любимое место в подмосковье! Рекомендую!
Водная группа, сходив в последний раз на Кереть, распадается. Адмирал уходит в каякеры.

2003-й
Время-то идет, а роста нет! И очень хочется учиться. И в четверку. А в МГУ в этом году набирают только НТП. Зато там есть спортивная группа Толстенко, собирающаяся в четверку, и меня в нее берут. Но хочется в СТП, а СТП в Москве есть только в какой-то Вестре, и меня с моей справкой за двойку там берут только в тройку... Раздрай.
С февраля по май я учусь в СТП, тренируясь с обеими командами, и планируя пойти с Толстенко. Предмет особой гордости – за 4 месяца я пропустил лишь по одной тренировке в каждой команде.
Так начался период Вестры.
Июнь. Пройден кросс-поход, пришла пора выпускаться в МКК. И тут выясняется, что в команде Толстенко слишком много людей без опыта тройки, чтобы их можно было выпустить в четверку. И примерно тогда же меня приглашают в команду Никонорова, собирающуюся в четверку на Памир. Полторы недели раздумий, и я решаю ехать с Вестрой.
Июль. Фантастический поход в компании Никонорова, Артема Харчикова, Светы Алешиной, Паши Аксенова. Удивительное взаимопонимание в группе, красивый район, технически насыщенный поход. На закуску – недельный заезд по Средней Азии с посещением Оша, Бухары, Хивы, Самарканда.
С этого момента я люблю походы малыми группами.
Зима. Несмотря на то что мы прошли лишь 3/4 запланированного маршрута, на чемпионате Москвы наш поход займет 3-е место в классе четверок, а на чемпионате России поделит 2-е и 3-е места.

2004-й
Май. Неудачная попытка сходить на Эльбрус. Обошлось.
Логичное продолжение предыдущего года. Остатками прошлогодней команды плюс еще несколько человек идем на Памир в пятерку. Из-за ошибок планирования и не лучшей погоды удается пройти только 2/3 запланированного. На закуску пытаемся сходить на пик Ленина (7134). Получается лишь переночевать на Раздельной (6100), что, впрочем, тоже неплохо.
Осень. Подписываюсь руководить школой НТП на следующий сезон.

2005-й
Школа съедает все силы.
Летом веду отделение на Алтай. Получается осмотреть почти весь район Катунских Белков от Мультинских озер до Кучерлы. Жаль не хватило сил и времени, а то бы и до Аккема дошли.
Что-то здесь не так: участники походом довольны, я – совершенно нет.

2006-й
К мужской части команды 2004 года присоединились Саша Пуриков, Миша Иванов, Таня Никулина, Дима Николин, Миша Редькин. Цель – первая для всех нас шестерка. Готовимся серьезно.
Новый год – выезд на лед в Таймази.
Февраль – тренировки на ледодроме в Переделкино.
23 февраля – выезд на лед в Кузнечное.
Всю зиму и весну – совместная с Горным клубом школа уровня СТП-ВТП. Когда позволяет здоровье – до 4 тренировок в неделю на скалодроме под руководством разных тренеров.
Предпоследний аккорд – выезд в мае в Крым на скалолазные сборы под руководством Игоря Пехтерева (Хрона). Финальный штрих – тренировки в Дюкинских карьерах.

Как результат – очень неплохой поход по Киргизскому хребту. Идеальная акклиматизация почти без груза, хорошая техническая часть в районе Короны (Ала-Арча), замечательная подготовка (за два года веревку крутого льда мы стали проходить в 2 раза быстрее) – что еще нужно, чтобы достойно провести лето?

2007-й
Вместе с частью прошлогодней команды решаем попробовать себя в альпинизме.
В мае с Мишей Ивановым разминаемся в Крыму на сборах МЭИ. Странные эти альпинисты: значка нам не дали, но на пробитую многоверевочную 4Б выпустили.
Летом преимущественно Вестровской толпой едем в Дигорию на сборы Горного клуба. Замечательный сезон омрачается последним восхождением: прилетевший на спуске камень попадает в товарища. Перелом кисти, спасы. Но вроде обошлось.

Дополнение-2022

2008-ой
На новый год поехали на лед в Мидаграбин.
Летом последний год играл в альпинизм в Узунколе. Дошли до 4А, освоился на тройках, но больше не захотелось.

2009-ый
Новый год — опять Мидаграбин. 24 часа в машине, на месте — за 15 минут до наступления Нового года. В целом неплохо. К сожалению инструктор без пуховки подмерз и мы не забороли последнюю, пятую, веревку Малого Зейгелана — был бы первопроход. Но чтобы нормально такое лазить, стоило тренироваться, как год или два назад.
На майские сходил на Эльбрс. Затеивал я, но руководил по факту Рамиль Деянов. Мечталось с востока на Восточную, получилось по классике на Западную. Для развлечения вырыли пещеру у Приюта-11, в которой и готовили все 3 дня, что стояли там.
Из околоклубных людей: в составе Дима Шемятихин, Аня Карцева, Сережа Мирошкин.

Планы на лето строились очень тяжело. До последнего выбирал из разных вариантов, но уже летом присоединился к команде Иры Ивановой (Саша Пуриков, Юра Чуканов, Таня Демещик) на Кичик-Алай. Отлично сходили, раздев почти все 3А района, до которых дотянулись, а не дотянулись лишь до Кумторской стены. Из-за этого на чемпионате вместо последнего места в пятерках заняли первое в четверках, нехорошо обидев отличную команду Кости Савенкова.
После Кичик-Алая попытались с Ирой Ивановой сходить на Ленина, но в нужный момент попали на 6100 в многодневную непогоду. Откапываться приходилось по часу, раз в 3 часа — повторить.
Когда в очередную ночь, в 4 часа машешь в пурге лопатой, мысль в голове одна: надо отсюда валить. Что с рассветом и сделали.

Увольняюсь, ищу себя, и на 2 недели остаюсь в Алма-Ате у друзей.

2010-ый
Сменил работу. Чтобы не зацикливаться на ней — взял отделение новичков. Летом пошел с ними в Джунгарию — отличный и очень уютный (летом!) район.

2011-ый
Новички растут — идем в тройку на Терскей. Неожиданно, участником пришел Саша Зотов, с которым я и сам бы сходил участником.
Отличная компания, отличный поход. Нашли один забытый перевал (Всеобуч), прошли десять лет нехоженый (Загадка Восточная), опередив другую группу на неделю, добавили 3 первопрохода (к 21-ому году все повторены) в т.ч. пик Джукучак

2012-ый
Спасибо Кате Павловой за провокацию — зимой осваиваю горные лыжи.
На майские — очередные сборы в Крыму. Личные планы не задались, но поработал инструктором. Неплохо погонял продолжающую, но очень вялую группу, и через год из этих 5 человек вышло 2 толковых клубных руководителя.
Летом растем дальше — идем в четверку в Фаны (и Гиссар). Как обычно — некоторый перезаклад по планам. Как обычно — забытые перевалы и чуточку первопроходов. Отличное чувство на седле Ганзы, когда в описании сказано "крючьевая страховка", а ты понимаешь, что можешь ее организовать хоть крючьях, хоть на закладках, хоть на френдах.
На траверсе Дон-Мирали (шли в мгле без видимости, вешали) упускаем самый ценный рюкзак: с палаткой, спутниковым телефоном, ЖПСом, фотоаппаратом, железом, двумя паспортами. Поиски ничего не дают. Поход приходится свернуть.
Спустя месяц случается чудо: великие новосибирцы находят наш рюкзак посреди склона, и, пронеся весь поход, возвращают нам.

2013-ый
На майские Оля Хазова пробует руководить на Чаткальском Хребте, а я иду с ней опытным участником. По колено в снегу заползаем на "Зеленый Чимган". Отличное место и время. Прекрасные невыжженные солнцем горы, и цветущие тюльпаны.
Три мощных участника из четырех и единственный настоящий новичок порождают фразу: "Все фигня, но Пашу жалко." Впрочем, Паша втянулся и потом еще несколько лет ходил в горы.
Лето пропускаю.

2014-ый
Пытаюсь продолжать и набираю состав в пятерку на Памир.
На майские идем "есть межсезонье полной ложкой" на Эльбрус с востока. В идеальных планах полный траверс, с четким пониманием, что это реально лишь при выдающейся погоде.
На 3900 погода портится. Через полтора дня все группы уходят вниз, мы же, построив отличные стенки еще в хорошую погоду, прекрасно пургуем, изредка вылезая наружу. Снаружи — выездной семинар ЦАГИ.
На третий день к вечеру погода чуть улучшается, и мы подпрыгиваем до 4400 в зону сухого снега. Счастье! Решаем с утра идти на гору.
Выходим, идем. Ветер усиливается, но он дует со стороны горы, и пока не мешает. Видимость очень ограниченная. Ближе к 5300 понимаем, что троим из нас не хватает акклема. Медленно идем, прячась от встречного ветра за рельефом, и из-за этого выскакиваем на скалы на 30 м ниже вершины и в 300 м от нее. Плевать, мы уже спасаемся. Ветер ограничивает видимость до 15 метров, вещи на глазах обмерзают.
В белой мгле находим спуск и оказываемся на седле. Вырвались? В общем, да, но лучше идти вниз. К десяти вечера спускаемся к Приюту и заселяемся в балок. Вот теперь — спаслись.

Собственная неопределенность с маршрутом приводит к тому, что в июне группа распадается.
Спасая сезон и ничего не организуя, едем вдвоем с участником на Ленина. На базаре в Оше находим машину. В первой же юрте на Луковой — встречаем знакомых из Мидаграбина. Ходим резво. Акклиматизируемся, помня Лебедева.
 – Во сколько стоит выходить на штурм?
 – Не позже четырех!
 – А если мы с 5300 поднялись за 3 часа?
 – А-а-а! Вам — в шесть.
Идеально попав в погоду на 14-ый день — на вершине.

Так за 3 месяца закрылись 2 гештальта из 2004-го.

2015-ый
Пропускаю.

2016-ый
Вписываемся в состав к Ире Ивановой в пятерку на Борколдой (Не вздумайте забыть пуховку! — это Бр-р-р – cold – ой). Тайная мысль — поучиться руководить пятерками. Поучиться скорее не получается, но район прекрасный, поход — не менее прекрасный. Опять же, первопроходы. А случайно доставшаяся на полидировать последняя веревка на Ханаку радует до сих пор.

2017-ый
Водная двоечка по Карелии с семейством Кости Савенкова.

2018-ый
Саша Кротов позвал в единичку в Грузию — а и можно! И неплохо!

На этом спортивная карьера как минимум прерывается.

На зиму 2022-го я в четверть глаза приглядываю за сайтом и форумом.
Делаю разные вещи для каталога перевалов, как технические, так и сливая массивы данных из разных источников.
Читаю лекции (в т.ч. лед, тактика), провожу семинары и технические тренировки (лед, выживание) в школах разного уровня для участников и инструкторов.

Самые запомнившиеся походы: Каргополь-94, Памир-2003.

В походе люблю: хорошую компанию, техническую сложность, красоты и/или культурную программу после него.

Top story:

Вода: Кереть-2000 3 к.с., участие.

Горы: Киргизский хребет-2006 6 к.с., участие; Памир-2004 4 c эл. 5 к.с., участие;

Фаны-2012 4 к.с., руководство.

Написать мне сообщение через форум