Опасно для нас то, что необычно: Таким образом, необходима адаптация: Любые официальные источники информации заведомо неполны, что следует учитывать. Это происходит потому что: НС - нежелательное происшествие с человеком, повлекшее за собой временную или полную потерю какого-либо функционального качества человека. Несчастный случай: Опасность - фактор, обеспечивающий возможность возникновения ситуации, могущей привести к НС. Неправильно выбранным считается маршрут, который весь, или хотя бы часть его, не соответствует техническим или физическим возможностям группы. Это ведет к нецелесообразному подбору снаряжения, продуктов питания, ошибкам в планировании скорости передвижения, физической и моральной усталости участников. Подготовка маршрута обязательна (по фотографиям и отчетам) и ведется не только руководителем, но и участниками. Кроме основного варианта готовятся запасные (незначительные отклонения от маршрута на случай плохой погоды, непридвиденных задержек и т.д.) и маршруты аварийного выхода (пути наискорейшего выхода к людям из любой точки маршрута). Перед походом маршрут заявляется в МКК, где умные дядьки решают, может ли эта гроуппа быть выпущена на этот маршрут и соответствует ли сложность маршрута заявленной категории. Если не готов 1 участник, это ставит под удар всю группу Группу можно подбирать: Необходимо еще до похода узнать людей. Без этого не получить удовольствие от похода. Реально подготовку группы можно проверить только на рельефе в сложной, постоянно меняющейся обстановке, где человеку приходится считаться с природными явлениями, представляющими объективную опасность. Объективная опасность - термин условный. Хотя такие явления и носят независимый от человека характер, люди, основываясь на опыте поколений и знании природы гор, могут успешно противостоять им или, по крайней мере, предвидеть и избегать их. Непогода - опасна тем что создает: Туман, попадание в облака могут вести к потере ориентировки. Ветер может сдувать лагерь, людей, уносить вещи. Для гор характерно резкое изменение погоды, которое происходит за счет резкой смены атмосферных фронтов. Известен случай, когда группа в хорошую погоду остановилась на гребне. Ночью неожиданно поднялся сильный ветер и прежде чем группа успела что-либо предпринять началась гроза и в палатку ударила молния. Двое из трех получили ожоги, а третий участник погиб. Для обеспечения безопасности при возможной грозе: Стоит обратить внимание, что если все "железо" сложить в одну кучу, то, в случае попадания в него молнии, оно все одновременно может поплавиться и стать непригодным => желательно разделить железо на несколько куч Непогода страшна для слабых групп, на сильные группы она действует мобилизующе. Хорошая погода опасна: Необходимо: Лавины являются причиной 29% несчастных случаев в горах Бывают сухие и влажные, рыхлые и плотные. Пылевые (сухие и рыхлые) - имеют огромную скорость (до 400 км/ч). Перед пылевой лавиной идет воздушная волна, разрушающая все, на что натыкается, на огромном расстоянии. Лавина "снежная доска" (сухая и плотная) образуется из-за так называемой "глубинной изморози", которая является следствием разности температур у земли и на поверхности снега. "Доски" имеют огромную массу. При движении по доскам создается иллюзия надежности (снаружи - прочный фирн, а ненадежный слой глубинной изморози находится глубоко). Образование снежных досок не связано со снегопадами. Влажные лавины опасны тем, что в момент остановки снег в них спрессовывается и смерзается. Лавиноопасными являются склоны круче 20 градусов, а после снегопада 2-3 дня - круче 5 градусов. Умирают в лавинах от удушения, страха, переохлаждения. Как правило, время жизни человека, попавшего в лавину - несколько часов, но бывали случаи, когда пострадавшие выживали и после нахождения в лавине в течение 8 дней. Большинство предметов, попавших в лавину, находится на глубине не более двух метров, т.е. пострадавшего можно было найти, а в части случаев он даже мог выкопаться самостоятельно. Противолавинная безопасность: Камнепады - падение камней со скоростью до 200 м/с. Камни при падении ударяются о склон и резко меняют направление движения, часто под большим углом. В последнее время увеличилась в связи с отступлением ледников значительно увеличилаь камнеопасность на Кавказе. Часто бывает, что падающий камень не видно, а только слышно. На травянистых склонах его может быть и не слышно! Причина падения камней - их вытаивание, вымывание текущей водой и т.д., поэтому камнепады имеют суточную и годовую активность. Наиболее безопасное время суток - раннее утро до того как солнце осветило склон. Когда склон освещается и нагревается солнцем, начинаются камнепады. В течение года с тем, как стаивает снег увеличивается и опасность камнепадов. В дождь камнепады могут происходить круглосуточно. Следы камнепадов - отколы на скалах, осыпные языки под кулуарами, на снегу - пыль, лежащие камни. Движение по камнеопасным склонам - имеются 3 варианта: При попадании в камнепад необходимо спрятаться под стеной, рюкзаком, в трещине. Ледовые обвалы - крайне непредсказуемы. Крупные ледовые обвалы могут произойти в любое время суток и года. Однако статистика мелких обвалов показывает, что они более вероятны во второй половине дня. Горные реки - опасны тем что они: Так, альпинистский лагерь Джайлык был снесен селем (потоком воды, камней и грязи) после того как случился прорыв озера выше по течению. 13% несчастных случаях в горах происходит по вине рек. Меры безопасности: Опасные животные: Опасные растения: Люди также могут представлять опасность: Систематизируя все вышесказанное, в горах опасно все. Однако степень опасности зависит не только от разрушительной силы природных (или антропогенных) факторов, но и от вероятности их возникновения и от возможности их предсказания. Именно умение прогнозировать развитие событий является гарантией безопасности как в горах, так и где угодно. Предвидеть, по возможности избегать, при необходимости действовать - главная формула безопасности! Любой путь следует рассматривать одновременно с точки зрения трудоемкости и объективной опасности. Часто самый простой путь слишком опасен, а единственый безопасный требует слишком много сил, времени и снаряжения. Чем дольше группа находится в опасной зоне, тем больше вероятность несчастного случая. Таким образом нет очевидного выбора между коротким и очень опасным путем и чуть менее опасным, но значительно более длинным. Подобные вещи решаются только на месте, ориентируясь на возможности конкретной группы. Для технически слабой группы прохождение объективно безопасного, но технически сложного участка может оказаться большей проблемой, чем более опасного, но технически простого, т.к. люди сами могут создать себе дополнительные опасности. Любая группа вольна сама выбирать любой из существующих вариантов пути, оценивать допустимую для себя степень риска, ориентируясь на свою техническую и физическую подготовку, на цели и задачи похода, на свое материальное обеспечение и многое другое. Безопасность - дело тактики, а не техники. Однако не все и не всегда могут верно оценить свои возможности и объективную опасность задуманного мероприятия. Тогда НС становится последствием неверно принятого решения и ответственность несет конкретный человек (или группа целиком). 1. Технические ошибки как в приемах передвижения, так и в приемах страховки - обусловлены нехваткой знаний, умений, навыков. Всегда проще повесить собак на виновных и свалить вину за ошибки на действия участника, чем разобраться в том, что же послужило причиной этой ошибки, не была ли она предопределена. В большинстве случаев имеет место: 2. Тактические ошибки: Как лечить: Нарушение элементарных требований техники безопасности:Бывает, что группа, верно оценивая опасность, почему-то считает, что к ним это не относится. В результате не принимаются меры безопасности или принимаются, но недостаточные - только для психологической уверенности. "С нами такого произойти не может" и попытка проскочить на "авось". Известен случай, когда группа, поднявшись на перевал 1А, обсудила между собой, что путь спуска (сверху - снежный) не просматривается и, вероятно, может представлять опасность. После этого вся группа (7 человек) села на коврик и поехала по снегу вниз. Снег вскоре кончился, они ударились о камни, пятеро, сидевших первыми, разбились насмерть, остальные двое проехали по их телам, из-за чего удар смягчился и они остались живы. 3. Влияние неадекватных эмоциональных состояний Усталость: НС на биваках - усталость, невнимательность Меры борьбы - грамотный тактический план не уставать! Если устали: 4. Ошибки в подборе, хранении и эксплуатации снаряжения Тратить деньги на безопасность выгоднее, чем на похороны. Движение можно начинать только с подогнанным и исправным снаряжением! Когда веревки намокают, они: Узлы на веревках уменьшают их прочность на 40-50% Веревка, выдержавшая серьезный рывок, далее ведет себя непредсказуемо, поэтому нельзя пользоваться чужим, оставленным на маршруте снаряжением (крючья, петли), во всяком случае без проверки. Жумар не является средством страховки. При неправильном использовании не полностью забитые крючья и зубья кошек могут ломаться. Аварийная ситуация возникает из сочетания объективных и субъективных опасностей. Например, камнепады Вам не опасны, пока Вы далеко от них. Неправильно выбранный путь не опасен, пока нет объективных опасностей. Но когда Вы неправильно выбрали путь и имеется объективная опасность камнепада... Внимательный анализ показывает, что основная причина большинства НС - неумение правильно оценить обстановку, разобраться в понятиях "сложно" и "опасно", далеко не всегда совпадающих. Отличие туризма от других видов спорта в том, что действовать приходится в постоянно меняющейся обстановке? Сложно отслеживать все факторы, влияющие на группу и определить границу опасно/безопасно. Поэтому часто аварии происходят на относительно несложных участках, когда от усталости или легкомыслия группа пренебрегает страховкой и основными правилами ТБ. Аварийной следует считать любую ситуацию, когда группа идет на пределе своих возможностей, не имея запаса сил и времени для действия при возможном осложнении ситуации. Аварийная ситуация может не привести к НС, тогда на нее часто не обращают внимания, что чревато... Нужно учится видеть и осмысливать АС, особенно если они прошли благополучно, запоминать, какие меры были приняты, чтобы избежать НС. Формула безопасности - предвидеть, по возможности избегать, при необходимости действовать. Действовать необходимо до того, как НС произошел. Вероятность происшествия можно снизить, если адекватно реагировать на изменение обстановки, заранее принять меры к преодолению осложнений и возможных трудностей, иметь и уметь использовать необходимое страховочное снаряжение. Основные требования по организации страховки: Виды страховки 1) одновременной используется там, где возможна быстрая организация точки страховки для удержания напарника или самозадержания, т.е. на закрытых ледниках и несложных гребнях. 2) одновременной крючьевой используется на несложных склонах и гребнях, на которых нет возможности самозадержания 3) попеременной используется на сложных склонах и гребнях. Подразделяется на верхнюю и нижнюю - точка, через которую производится страховка, находится соответственно выше или ниже сорвавшегося. В случае нижней страховки сорвавшийся сначала пролетает до точки (или до промежуточного крюка), а затем на такое же расстояние ниже нее и только потом задерживается. Это ограничивает расстояние между между промежуточными крючьями. Если оно больше 5 метров, то падение будет больше 10. Человеческое тело выдерживает динамическую (т.е. кратковременную) нагрузку 800-1000 кгс, это равносильно падению на асфальт со второго этажа (3-4 метра) или превышению точки срыва над крюком на 1.5 - 2 метра. Даже при жестком задержании (статическая страховка) удар смягчается за счет растяжения веревки, затягивания узлов, деформации во всех звеньях страховочной цепи. Главную роль играет веревка - современные динамические (мягкие) веревки способны смягчать рывок при падении на полную веревку. При использовании динамической веревки предельная нагрузка на сорвавшегося не зависит от глубинв падения, а зависит только от его фактора - отношения глубины падения к длине веревки, его удерживающей. Фактор и нагрузка на страхуемого будут одинаковы при падении на 2 метра и на 20 метров при длине страховочной веревки соответственно 1 и 10 метров. Однако время действия предельной нагрузки тем больше, чем глубина падения что может привести к дополнительным травмам при больших глубинах падения. При жестких веревках рывок можно смягчить, протравливая веревку, тем самым удлинняя тормозной путь и уменьшая нагрузку как на человеческое тело, так и на точки закрепления веревки (тоже не всегда очень надежные). Технологически динамическая страховка (страховка с протравливанием) сложна, требует аккуратности и трезвого расчета. У страхующего практически нет времени на раздумья - падение человека на 5 метров длится не более 1 секунды. Нужно помнить, что в большинстве случаев человек не летит вдоль стены, а катится по склону, попутно получая травмы. Поэтому на снегу допускается протравливание до 100% веревки (вероятность травмы минимальна, надежность точки низкая, есть возможность самозадержания), а на скалах лучше взять пожестче. Требования к лидеру: чаще делать промежуточные точки и не допускать трения веревки о рельеф. Это портит веревку и резко увеличивает жесткость страховки при задержании (даже при статической страховке!) Тормозные системы Тормозные системы компенсируют динамический рывок за счет протравливания веревки (1 тип) или последовательного разрушения второстепенных элементов (2 тип). В качестве тормозных систем чаще всего применяются: 1 тип) Спусковое устройство, узел УИАА, различные автоматические тормоза, гри-гри. Недостатки: необходим опыт в обращении, регламентируют движения лидера, заняты руки у страхующего. 2 тип) Ленточный амортизатор, амортизатор-косичка - одноразовые. Основаны на том, что при нагрузке по очереди разрываются вспомогательные веревки и один сильный рывок превращается в много слабых. Вспомогательные веревки должны быть хлипкими! (годятся бинт, киперная лента) Также как амортизатор работают поочередно вылетающие крючья и рвущиеся оттяжки. Это не может не радовать. Правила безопасности для страхующего Проблемы обучения страховке Следует знать, какие трудности встречает инструктор при обучении страховке, чтобы лучше научиться. 1. Все обучение в школах направлено на отработку технических приемов,т.е. на уменьшение вероятности срыва. Организуя страховку, Вы как бы работаете против того, чему Вас учили. 2. Лидер всегда самый сильный, опытный, он не должен срываться. Исходя из этого у многих возникает подсознательное ощущуение, что первый не сорвется, а значит страховка - только формальность. Это приводит к неумению правильно оценить надежность страховки и грамотность работы страхующего. Чем опытнее связка, тем (если в ней никто реально не срывался), тем больше она подвержена таким ошибкам, часто страхующий не подозревает о том, какие нагрузки возникают в страховочной цепи. На занятиях отрабатываются только технические приемы, страховка намечается, но часто неправдоподобно. На тренировках нет возможности полноценно отработать срыв партнера, задержание и дальнейшие действия страхующего. В результате возникает обманчивая уверенность в надежности страховки, а в случае срыва оказывается, что страховки-то и не было.I. Особенности и опасности пребывания в горах
Информация об опасности
II. Предварительные причины НС
1. Неправильный выбор маршрута
2. Недостаточная подготовка участников
3. Неправильный подбор группы
III. Объективные опасности
IV. Субъективные причины НС
недостаток предпоходной подготовки,
неумение отличать существенные признаки опасности от несущественных,
неумение анализировать изменяющуюся ситуацию на маршруте,
т.е. предварительные причины несчастных случаев такие как неправильный выбор маршрута и недостаточная подготовка участников.
V. Аварийные ситуации
VI. Страховка
ВКонтакте E-mail: info@westra.ru