Во всех школах туристской подготовки всех уровней всегда традиционно изучалась тема «картография и ориентирование на местности», причём картографическая составляющая этой темы традиционно же изучалась плохо. Картографию плохо знали лекторы и, соответственно, слушатели; на экзаменах вопросы по этой теме почти не задавали. После окончания школ туристской подготовки знания по картографии оказывались и вовсе ненужными. Причина была одна – полное отсутствие самих топографических карт.
С 2000-го года ситуация начала меняться. На сегодня частными коллекционерами собрана громадная коллекция топографических карт всех масштабов, как зарубежных (увы, часто на иностранных языках), так и отечественных на территорию бывшего СССР и других стран мира. В Интернете появилось большое количество сайтов с картами (самый мощный сайт – «Поехали», на котором размещено несколько десятков тысяч карт, в основном, свободных для скачивания).
Однако в туристской литературе почти не освещаются вопросы картографии, хотя хороших статей по ориентированию традиционно много (лучшая, по мнению автора - в книге К.В.Бардина «Азбука туризма»). Есть только ссылки на почти не доступную широким туристским кругам книгу «Военная топография».
В данной статье автор попытается рассмотреть ряд вопросов туристской картографии.
Итак, топографическая карта – изображение местности (ситуации и рельефа) на листе бумаги в определённой проекции в определённом масштабе с помощью определённой системы условных знаков.
Данное определение включает в себя ряд понятий, нуждающихся в собственных определениях.
Ситуация – всё, что находится на поверхности земли, а также подземные коммуникации.
Рельеф – форма самой поверхности земли.
Проекция. Понятие довольно сложное. Спроецировать и нарисовать поверхность шарообразной земли на плоском листе бумаги без искажений теоретически невозможно. Проекция – математическая формула, применяемая при отображении поверхности шарообразной земли на плоскость. Для разных задач значимыми оказываются совершенно различные искажения (в различных направлениях по карте). Поэтому основных проекций, в которых создаются топографические карты, около 2 000 – каждая со своей системой искажений. Теоретически же проекций может быть неограниченное количество. Привычные нам топографические карты издания военно-топографического управления Генерального штаба (ВТУ ГШ) создаются в равноугольной поперечно-циллиндрической проекции Гаусса-Крюгера, использующей эллипсоид Красовского (равноугольная проекция Гаусса). На Западе используют, в основном, проекцию Меркатора.
Следует понимать, что прямая линия, проведённая на карте между двумя точками, вовсе не кратчайшее расстояние между ними. Но при небольших расстояниях азимутальных ходов эти эффекты незаметны и для практических туристских нужд ими можно пренебречь.
Со значимыми эффектами проекций туристам приходится сталкиваться при «снятии» азимутов с карты и практической работы с магнитным и истинным азимутами, сближением меридианов и магнитным склонением. Вся эта информация вынесена на зарамочное оформление листа топокарты, но об этом – несколько позже.
Масштаб – число, показывающее, во сколько раз все расстояния на местности больше одноимённых расстояний на карте. Естественно, для разных масштабов числа эти «круглые». Иначе трудно будет пересчитывать измерения длин линий, выполненных по карте, в расстояния на местности.
Система условных знаков – полный аналог алфавита при чтении книг. Без знания условных знаков «читать» карту невозможно. Знаки делятся на две большие группы: знаки ситуации и рельефа. Все знаки (даже подписи) рельефа рисуются коричневым цветом (точнее, это цвет «жжёная сиена»). Знаки ситуации делятся на группы: населённые пункты, дорожная сеть, коммуникации (наземные и подземные), растительность, гидрография, различные подписи и точечные объекты. Так - по группам - их лучше всего и изучать.
Вообще-то, для каждого масштаба карты характерны свои наборы знаков, но они очень похожи, и изучать знаки применительно к определённым масштабам туристам в их практической деятельности незачем.
Карты ВТУ ГШ СК-42 (системы координат 1942 года) по способам создания (проекции) и вычерчивания, системам условных знаков, зарамочному оформлению, масштабному ряду, – в общем, по внешнему виду и способам работы с листом карты, являются эталонными, а «СК-42» стал своеобразным неофициальным ГОСТом. Поэтому, несмотря на то, что данные карты (в формате СК-42) делали и делают великое множество государственных министерств и ведомств и даже отдельные частные фирмы и местные органы власти и управления, на туристском «сленге» все они называются топокартами Генштаба.
В дальнейшем мы будем придерживаться термина «топокарты Генштаба СК-42», или просто «топокарты Генштаба».
Топокарты Генштаба имеют строго определённый масштабный ряд:
- 1: 1 000 000 («десятикилометровка» или «миллионка» – 1 см на карте соответствует 10 км на местности)
- 1: 500 000 («пятикилометровка» – 1см на карте соответствует 5 км на местности)
- 1: 200 000 («двухкилометровка» – 1см на карте соответствует 2 км на местности)
- 1: 100 000 («километровка» – 1см на карте соответствует 1 км на местности)
- 1: 50 000 («полукилометровка», «пятидесятитысячник» – 1 см на карте соответствует 500 м на местности)
- 1: 25 000 («двухсотпятидесятиметровка», «двадцатипятитысячник» – 1 см на карте соответствует 250 м на местности)
- 1: 10 000 («стометровка», «десятитысячник» - 1 см на карте соответствует 100 м на местности)
Карты масштабов мельче «миллионки» относятся к общегеографическим картам, а крупнее «стометровки» к планам местности.
Понятия «крупномасштабные» и «мелкомасштабные» карты – относительные. Применяют их относительно сравнения карт разных масштабов, либо же относительно решаемой задачи. Так одна и та же карта может быть как «мелкомасштабной», так и «крупномасштабной», в зависимости от решаемой задачи. Например, «двухкилометровка» для нужд автомототуристов в степных районах оказывается слишком крупномасштабной и поэтому неудобной, а в высокогорных районах для нужд горных туристов и альпинистов слишком мелкомасштабной и поэтому также неприемлемой. Так же относительными являются и понятия «общегеографическая карта» и «план местности». Абсолютны эти понятия только при рассмотрении масштабного ряда топокарт Генштаба.
В туристских походах находят применение карты различных масштабов. Для водного туризма наиболее удобны «двухкилометровки» + GPS-навигатор+хорошая лоция. В лыжных и пешеходных походах в равнинной местности наиболее подходящими являются «километровки». Для высокогорья (для горных туристов) и различных походов в среднегорье предпочтительнее «полукилометровки».
Всё же основным масштабом туристских карт нужно, по мнению автора, признать «километровку». Эти карты не секретны (гриф ДСП на них – «для служебного пользования» означает конфиденциальность информации, в отличие от «секретно» - присутствие государственной тайны), их можно хранить и использовать в любой местности. В то же время, информативности этих карт для подавляющего большинства туристских задач вполне достаточно.
Листов карт создано огромное количество. Только «миллионок» и только на территорию СССР более 150. «Пятикилометровок» в 4 раза больше. «Двухкилометровок» в 36 раз больше. «Километровок» в 144 раза больше. Про более крупные масштабы и думать страшно. Чтобы как-то систематизировать такое количество листов, была придумана «номенклатура листа топокарты».
Номенклатура листа топокарты Генштаба – уникальный индивидуальный номер каждого листа топокарты Генштаба.
Основным номенклатурным листом стала «миллионка». Ещё лист карты «миллионного» масштаба в геодезии зовут «трапеция», а на сленге всевозможных «полевиков» – «квадрат».
Вся планета Земля была разбита на 6-градусные по долготе (длине) зоны и 4-градусные по широте (высоте) линии. Каждый квадрат «миллионки» и получился 6х4 градуса.
Точкой отсчёта для линий стал экватор, от которого отсчёт пошёл как на север (в северном полушарии), так и на юг (в южном полушарии). Линии договорились обозначать буквами латинского алфавита от А (с обеих сторон от экватора) до Х на обоих полюсах (в Северном полушарии в СССР до U – Земля Франца-Иосифа. Севернее у нас земли нет.). А чтобы не путать Северное и Южное полушарие, после номенклатуры листа Южного полушария пишется Ю.П.
P.S. В частных коллекциях часто вместо Ю.П. перед номенклатурой листов Южного полушария пишут букву s.
Точкой отсчёта 6-градусных зон стал 180-тый меридиан. Зоны считаются от него слева направо (т.е. к востоку) от 1 до 60 (полный круг). Хотя точкой отсчёта географических координат по долготе служит 1-й меридиан (Гринвич) и координаты считаются от него как на восток, так и на запад до 180-го меридиана. Такова уж историческая традиция.
Для листа «миллионки» первой в номенклатуре записывается буква линии, затем через дефис цифра зоны. Например, номенклатура листа «миллионки» для Москвы: N-37.
Дальнейшая разбивка на более крупномасштабные листы с соответствующими номенклатурами происходит так:
- N-37- лист миллионки (1:1 000 000)
- N-37-А,Б,В или Г - пятикилометровки (1:500 000) - 4 листа
- N-37-I,II,III-...-XXXIV,XXXV,XXXVI - двухкилометровки (1:200 000) - 36 листов (6х6 листов)
- N-37-1,2,3-...-142,143,144 - километровки (1:100 000) - 144 листа (12х12 листов)
- N-37-014-А,Б,В или Г - полукилометровки (1:50 000) - 4 листа в листе километровки
- N-37-014-А-а,б,в или г - 250-метровки (1:250 000) - 4 листа в листе пятисотметровки
- N-37-014-А-а-1,2,3 или 4 - 100-метровки (1:10 000) - 4 листа в листе 250-метровки
Номенклатуры листов печатаются в правом верхнем углу зарамочного оформления листа карты (на более старых картах наверху в центре).
Иностранные карты имеют свои системы номенклатур. Некоторые, например, Монголия и ряд бывших стран Варшавского договора, пользуются нашими.
Более крупномасштабные планы местности имеют свою структуру номенклатур.
Т.к. меридианы на полюсах сходятся в одну точку, высокоширотные участки 6-градусных зон становятся очень узкими. Чтобы не работать с узкими листами карт принято сдваивать листы по ширине на линиях P, Q, R, S, а, начиная с линии T – счетверять.
Номенклатуры 10км будут выглядеть:
- сдвоенные Р-37, 38
- счетверённые Т-37,38,39,40
а номенклатуры 1км:
- сдвоенные Р-37-001,002
- счетверённые Т-37-001,002,003,004
С появлением компьютеров возникла проблема. При создании электронных каталогов листов карт выяснилось, что программное обеспечение недружелюбно относится к кириллице и уж совсем не понимает римские цифры. Их и записать-то можно только заглавными буквами латинского алфавита.
После исследования проблемы сообщество коллекционеров как-то стихийно пришло к замене всех русских и латинских букв и цифр на арабские цифры. В итоге номенклатура «стометровки» (см. выше) стала выглядеть в коллекциях так: N-37-014-1-1-1,2,3 или 4.
При этом по понятным причинам номенклатуры 5км, 2км и 1км приняли вид:
- 5км N-37-1 (от 1 до 4 листов)
- 2км N-37-01 (от 1 до 36 листов)
- 1км N-37-001 (от 1 до 144 листов)
ВТУ ГШ пошло ещё дальше и заменило латинские буквы в номенклатуре на их порядковые номера в латинском алфавите, записанные арабскими цифрами. Номенклатура Московского листа «миллионки» стала: 14-37. Подобные номенклатуры синим или красным цветом начали впечатывать в листы карт рядом со стандартной номенклатурой для удобства компьютерной обработки и учёта в картохранилищах.
Карты-Бланковки
Ещё одной проблемой явилось создание поисковой системы, позволяющей быстро найти нужный лист карты и определить его номенклатуру, особенно в докомпьютерную эпоху.
Такая поисковая система была создана с помощью карт-бланковок. Бланковка – контурная карта с нанесённой на неё сеткой-разбивкой под листы топокарт определённых масштабов. Такие карты-бланковки созданы под все масштабы топокарт ГШ. Их можно назвать графической поисковой системой первого уровня.
С появлением компьютеров карты-бланковки начали делать с применением мелкомасштабных общегеографических карт, связывая «квадратики» листов карт на бланковке с соответствующими листами самих карт. Получились хорошие электронные поисковые системы, реализованные более-менее успешно на большом количестве картографических сайтов.
На сайте турклуба «Вестра» реализована своя бланковка.
Поскольку контурные карты бланковок не очень подробны, поиск нужного листа не грешит высокой точностью. Наиболее удачной идеей организации более детальной поисковой системы явилось нанесение сетки-разбивка под 1км и 500м на листы карт 10км масштаба. Такую работу для масштаба 1км автор проделал для всей территории бывшего СССР. Получилась неплохая графическая поисковая система второго уровня.
С появлением компьютеров была реализована и другая идея: поиск по названиям населённых пунктов и других географических объектов. Правда, названия эти часто одинаковы для географических объектов в различных местах страны, и поисковые системы выдают сразу несколько различных листов карт, но с уточнением списков названий и характеристик географических объектов эту проблему со временем удастся решить.
О степени закрытости картографических материалов.
Степень закрытости карт с Советских времён сильно изменилась.
На сегодня:
- 10км – не секретны
- 5км – не секретны
- 2км – не секретны
- 1км – ДСП («для служебного пользования», что-то среднее между «секретно» и «не секретно» означает конфиденциальность информации)
- 500м, 250м и 100м – имеют гриф «секретно» по масштабу.
Гриф «ДСП» автоматически (по масштабу) присваивается Госгеонадзором всем «километровкам» в формате СК-42. Кроме того организация, создавшая конкретный лист карты, обладает на него авторскими правами.
В обоих случаях основных требований по конфиденциальности информации два: запрет на тиражирование и запрет на коммерческое использование без соответствующих разрешений.
Распечатка «километровок» в единичном экземпляре и использование в некоммерческом самодеятельном походе хоть и является нарушением, но настолько мелким, что вышеуказанные структуры просто не обращают (возможно, пока) на это внимания.
Какие-либо разговоры о рассекречивании более крупномасштабных карт по срокам давности несостоятельны. Внутри каждого масштаба имеются листы разных лет съёмки и издания, в том числе и довольно свежие. Поэтому сам масштаб карт может быть рассекречен только решением соответствующих компетентных госструктур. А вот отдельные листы крупномасштабных карт могут быть рассекречены, в том числе и за давностью лет съёмки, но официально это довольно сложная и малодоступная широкой туристской общественности процедура.
«Старение» топокарт.
Массовая плановая топосъёмка и создание топокарт на территорию СССР велась Державой с 70 по 90 годы, т.е. до развала Союза. Подобная работа – дело исключительно дорогостоящее, и, хотя Роскартография и ведёт собственную съёмку и обновление карт, масштабы этой работы не идут ни в какое сравнение с доперестроечными. Поэтому основной блок имеющихся у туристов карт 20-30-летней давности.
P.S. По слухам известно, например, что якуты, используя деньги от алмазной промышленности, заказали и получили «километровки» на всю Якутию примерно 2000 г съёмки., но никто ни одного листа из этой подборки не видел (по крайней мере из знакомых автора). Тут уж «кто платит, тот и заказывает музыку».
Человек прокладывает коммуникации, строит дороги и населённые пункты, сводит леса и осушает болота, распахивает пашни и ведёт серьёзное дачное строительство вокруг крупнейших мегаполисов, создаёт новые водохранилища. Реки в ряде регионов промывают новые русла ежегодно. Появляются и исчезают различные «закрытые» территории, вообще не отмеченные на картах. Единственное, что остаётся неизменным долгое время – рельеф.
В этих условиях «старение» топокарт происходит быстро.
Полностью победить это «бедствие» невозможно. Новые топокарты в массовых количествах появятся не скоро. Но есть ряд путей решения проблемы:
- использование 2км и 1км атласов, издаваемых открытыми тиражами. В этих картах присутствуют часть новых дорог, населённых пунктов и дачных посёлков,
- использование Гугловских космических снимков. Использовать снимки удобно именно в паре со старыми топокартами. В противном случае для надёжного «чтения» снимка необходимо быть опытным дешифровщиком,
- использование свежих лоций, описаний перевалов и технических описаний маршрутов. Увы, использование топокарт не даёт никакой информации о качестве препятствий (порогах и перевалах), кроме их точного местоположения и высот,
- использование GPS-приёмников для определения своего местоположения и ориентирования в сложных метеоусловиях,
- очень полезным с точки зрения изучения различных туристских объектов является использование туристских карт, схем и планов местности общегосударственных и местных издательств, а также краеведческой литературы,
- наконец, исключительно удобными и наглядными для ориентирования в горной местности являются самодельные картосхемы «хребтовки», на которые в специальной системе топознаков наносятся хребты (с вершинами и перевалами), реки, дороги, тропы, мосты, броды и другая важная для туристов информация. Некоторые подобные карты (например «хребтовки», созданные лучшим туристским картографом бывшего СССР Вадимом Германовичем Ляпиным – «ляпинки» на туристском сленге) обладают большой точностью, наглядностью и насыщенностью.
Наибольший эффект при изучении местности и ориентировании на ней даёт совместное использование всех вышеперечисленных материалов и карт.
Академик МАДЮТ
Инструктор пешеходного туризма
Методист по ТКР ДООЦ «Истра» ЦОУО ДО г. Москвы
Ноябрь 2008 – март 2009 г.