1. Продолжительность: 4ч 2. Цель: приобретение и закрепление умений передвижения, страховки и самостраховки на снежном склоне. 3. Место проведения: снежный склон, по возможности с плотным снегом глубиной 0.2-0.5 м. и крутизной от 20 до 40 гр. Склон должен заканчиваться ровным пологим выкатом. На склоне должны отсутствовать травмоопасные предметы 4. Занятие проводит: инструктор и стажер. 5. Снаряжение: Личное: ледоруб, лыжные палки, каска. Групповое: аптечка. 6. Форма одежды: ветрозащитный костюм, рукавицы, фонарики, ботинки 7. Состав: отделение школы базового уровня 8. Уровень подготовки: прослушали лекцию по технике передвижения по снежным склонам, провели практическое занятие на травянисто-снежном склоне. Комментарии: поскольку слушатели уже участвовали в тренировке по движению по травянисто-снежному склону, данная тренировка должна делать упор на моменты, не отработанные в прошлый раз, прежде всего на движение при глубоком снеге и групповую тактику движения
Наименование и краткое содержание этапа
Время мин
Указания инструктору по организации занятий
1
Вступительная беседа
1.Познакомить слушателей с планом занятий.
2. Краткое повторение предыдущего занятия.10
Уделить внимание правильному положению ледоруба (лыжных палок) на склоне.
2
Беседа по технике передвижения с дополнительной опорой.Лыжные палки и ледоруб.
10
Во время беседы проводить демонстрацию технических приемов.
3
Отработка приемов техники передвижения с дополнительной опорой. Индивидуальная техника: траверс, подъем, спуск, смена направления, подъем, спуск и траверс на три такта, организация площадки для отдыха на склоне под одного человека.
40
Перед отработкой приемов инструктор при необходимости демонстрирует его. Уделить внимание правильной постановки ног и техники формирования ступеней. Разбор ошибок производить сразу.
4
Изучение приемов техники передвижения с дополнительной опорой. Групповая техника: траверс, смена лидера. Организация точки на склоне
60
Параллельно продолжается отработка индивидуальной техники. Научить слушателей следить за взаимным расположением участников на склоне.Рассмотреть разницу в движении при подъеме и спуске. Постараться, чтобы каждый участник в разное время занимал все возможные позиции в колонне
5
Обед (бутерброды, термоса)
30
Разбор ошибок.
6
Беседа по технике самостраховки и самозадержания
10
Демонстрация техники самозадержания
7
Отработка техники самостраховки, самозадержания и подъема после самозадержания. Самостраховка при помощи ледоруба (штычком, клювиком) и лыжными палками. Самозадержание штычком, клювом на животе, перекатом со спины. Зачет по самозадержанию.
60
Сначала приемы отрабатываются на ровном месте. Каждый прием отработать не менее пяти раз. Следить за правильным положением ледоруба, ног и головы, а также за правильным подъемом после выполнения самозадержания
8
Заключительная беседа. Разбор ошибок.
10
Мнение слушателей о проведении занятия
Результаты проведения выхода по данной методике в школе БУ-2002/03
Выход был проведен в песчаных карьерах около Дзержинского. Выход хорошо согласовывался с предложенной методической разработкой и понравился участникам. Практика показала, что необходимо уделить время также спуску глиссированием, который не удалось отработать на занятии по снегу и траве.Дополнительное внимание необходимо обратить на организацию зачета по зарубанию. Для него необходимо выбрать достаточно крутой склон с сильно слежавшимся снегом или искусственно уплотнить снег, после чего желательно дать ему подмерзнуть. На таком снегу участники сумеют реально показать, правильные ли действия они делают для зарубания. В случае же рыхлого глубокого снега как правило участник может затормозить просто разведя руки, после этого следующий участник уже видит голую землю.
На сдачу зачета каждому давалась ровно одна попытка для сохранения снежного покрова для зачета остальных. Все отделения успешно сдали зачет.