Цель: научить группу вязать базовые элементы подъемно-спусковых систем.
Перед тем как начать вязать полиспаст, инструктор оговаривает, что в реальной ситуации к пострадавшему должна будет пойти еще и страховочная веревка, которую он сейчас не будет вязать лишь в целях упрощения демонстрации. Все последующие вопросы инструктор произносит вслух, и либо получает ответ от аудитории, либо дает его сам, после чего реализует решение. Как сделать так, чтобы "пострадавший" не улетел очень далеко? — Связать станцию и закрепить конец веревки на станции. Как сделать так, чтобы повисшего "пострадавшего" было легче удержать? — Пропустить веревку через карабин на станции. Как сделать так, чтобы веревку можно было отпустить, а пострадавший не уехал бы вниз? — Навязать фиксирующий пруссик. Как сделать так, чтобы тянуть стало легче? — Навязать тянущий пруссик и пропустить веревку через карабин на его конце. Собрав полиспаст, инструктор выбирает "пострадавшего" и помощника из числа слушателей (а лучше — стажера) и демонстрирует работу полиспаста, не забывая подавать команды "Заряжай", "Тяни" и др. При этом он обращает внимание на то, что наиболее эффективная работа системы достигается, в частности, при пруссиках минимальной длины. Отдельно указывается на то, что при использовании двойной веревки нужно использовать двойной фиксирующий пруссик Р: полукругом вокруг инструктора. Следить, чтобы всем было видно. М: При разбиении на группы следить за тем, чтобы не было совсем слабых групп. В дальнейшем инструктор со стажером ходят по аудитории и проверяют правильность сбора полиспастов. Показав все хитрости, инструктор напоминает, что в реальной ситуации к пострадавшему должна будет идти еще отдельная страховочная веревка, которой сейчас не было лишь в целях простоты демонстрации. Р: полукругом вокруг инструктора. Перед тем как начать вязать карабинный тормоз, инструктор оговаривает, что в реальной ситуации к пострадавшему должна будет пойти еще и страховочная веревка, которая сейчас вяжется лишь в целях упрощения демонстрации. Все последующие вопросы инструктор произносит вслух, и либо получает ответ от аудитории, либо дает его сам, после чего реализует решение. При этом надо обратить внимание аудитории, что и вопросы и ответы на них будут те же, что и при вязке полиспаста. Как сделать так, чтобы "пострадавший" не улетел очень далеко? — Связать станцию и закрепить конец веревки на станции. Как сделать так, чтобы повисшего "пострадавшего" было легче удержать? — Пропустить веревку через карабин на станции — собственно собрать карабинный тормоз (при сборке указать на правильность расположения муфт карабинов и необходимость дублирования карабинов с звинчивающимися муфтами). Как сделать так, чтобы веревку можно было отпустить, а пострадавший не уехал бы вниз? — Навязать фиксирующий пруссик. Собрав систему, инструктор назначает "пострадавшего" и помощника из числа слушателей (а лучше — стажера) и демонстрирует работу карабинного тормоза. При этом он обращает внимание на то, что при использовании двойной веревки нужно использовать двойной фиксирующий пруссик. Р: полукругом вокруг инструктора. Следить, чтобы всем было видно. М: При разбиении на группы следить за тем, чтобы не было совсем слабых групп. В дальнейшем инструктор со стажером ходят по аудитории и проверяют правильность сбора спусковой системы.
Задачи:
Занятия проводят: Инструктора и стажеры школы НУ.
Аудитория: отделение школы НУ, прослушавшее лекцию по страховке и самостраховке, прошедшее семинар по завязыванию узлов. Желательно, чтобы число участников не превышало 6 человек на 1 преподавателя.
Место проведения: аудитория.
Снаряжение: куски основной веревки длиной около 10м, короткие пруссики, карабины, стулья или что-либо еще, позволяющее имитировать станцию.
Меры безопасности: следить за тем, чтобы увлекшиеся "пострадавшие" не поломали имитацию станций.
Действия
Время (мин)
Методические указания
Вводная беседа
5-10
М: Инструктор рассказывает о необходимости и сферах применения полиспаста и карабинного тормоза; напоминает требования к станциям, на которых может находиться более 1 человека.
Р: полукругом вокруг инструктора.
Демонстрация 3-х кратного полиспаста с единой грузовой и тянущей веревкой
10-15
М: Инструктор формулирует первую задачу (требуется поднять к себе "пострадавшего", при условии, что у нас есть веревка, привязанная к "пострадавшему" одним концом) и приступает к ее решению.Общая идея демонстрации — устранение наиболее неприятного фактора (опасности с наихудшими последствиями).
Отработка вязки полиспаста слушателями
30
Отделение разбивается на тройки, в которых один участник вяжет полиспаст, второй работает "пострадавшим", а третий работает с фиксирующим пруссиком, при необходимости обеспечивая также неподвижность стула-станции.
Демонстрация мелких хитростей
10
М: Используя собранный участниками полиспаст, инструктор показывает:
Демонстрация карабинного тормоза
10-15
М: Инструктор формулирует вторую задачу (требуется спустить "пострадавшего" на веревку вниз) и приступает к ее решению. При этом указывается на преимущества карабинного тормоза перед классическими тормозными устройствами: возможность работы с двойной веревкой, некручение веревки.Общая идея демонстрации — устранение наиболее неприятного фактора (опасности с наихудшими последствиями).
Отработка сборки карабинного тормоза слушателями
30
Отделение разбивается на тройки, в которых один участник вяжет карабинный тормоз, второй работает "пострадавшим", а третий следит за фиксирующим пруссиком, при необходимости, обеспечивая также неподвижность стула-станции.
Заключительная беседа
10
М: Инструктор еще раз повторяет сферы применения изученных систем. При этом подчеркивается, что несмотря на все технические ухищрения, подъем/спуск пострадавшего является настолько тяжелой работой, что аварий надо избегать всеми возможными способами.
Р: полукругом вокруг инструктора.
В школе НУ 2004-2005 года применение этой методики позволило за 2 занятия (2 занятие — рассказ для отсутствовавших на первом, повторение для остальных) подготовить отделение к тренировке по зимним ночным спасработам, в рамках которых отделению без инструктора и стажера пришлось 2 раза поднять и спустить носилки-волокуши с живым человеком по снежному склону крутизной до 30°.