* Занятие проводятся для слушателей отделений школ НУ/БУ в туристическом клубе "Вестра"
* Занятие проводят инструктор и стажер отделения (не более пяти участников на инструктора/стажера).
* Цель занятия - практическое освоение простейшей техники работы с картой в аудитории.
* Данное занятие является первым из трех практических занятий по этой теме. На последующем занятии производится закрепление полученных знаний и навыков на местности, их углубление в части топографии. В связи с большим разбросом уровня подготовки слушателей предлагаются различные варианты заданий
* Место проведения занятия - аудитория.
* Необходимые материалы - топографические карты, компаса с линейкой, карточки с заданиями.
Продолжительность занятия - 1 час 25 мин.
1.Вступление | 0.05 | . |
2. Чтение карты. Основная цель -- научить слушателей читать карту "по слогам". Масштаб, измерение расстояний на карте, чтение рельефа на карте. * Общее представление о карте. * Основные условные знаки (напомнить). * Измерение расстояний по карте. Масштаб * Рельеф. Горизонтали. Рекомендуется предложить слушателям нарисовать горизонталями следующие элементы рельефа: равномерный подъем, равномерный спуск. Гору со склонами постоянной крутизны. Яму с плоским дном. Яму с выпуклым дном. Двуглавый холм. Овраг, каньон. Перевал, хребет. Указать на хребте линию водораздела. После этого упражнения на карте - определить, какой склон из предложенных круче, определить форму склона, определить крутизну склона, найти разницу высот точек. По карте "Острова" нарисовать силуэт острова с какой-либо стороны. Обязательно должны быть упражнения и на рисование горизонталей, и на их чтение. |
0.35 | М-беседа. В конце -- простые упражнения. Не увлекаться количеством условных знаков! |
3. Освоение технических приемов. Слушатели пробуют различные приемы после демонстрации их инструктором, решая простейшие задачи "в одно действие". * Определение прямого и обратного азимута. Обязательно показать определение азимута на карте и "на местности" - показать, как определить азимут на видимый ориентир. * Способы ориентирования карты - по компасу, по приближенно известной точке стояния и линейному ориентиру. * Способы определения точки стояния - по различным комбинациям ориентиров (линейный и точечный, несколько точеных ). |
0.25 | М - инструктор ставит несложные задачи и контролирует правильность их решения. Участники работают индивидуально. |
4. Совместное решение двух-трех ситуационных задач на ориентирование. Задачи требуют применения двух-трех приемов. Примеры: 1. Расскажите, как вы будете двигаться от турбазы "Глобус" к перевалу Северный Джалпакол, и какие ориентиры вы будете при этом отслеживать и использовать. 2. Группа, преодолев перевал P на восток, спустилась вниз по долине и прошла около двух с половиной часов по тропе, после чего остановилась у впадающего в реку ручья. Река в месте остановки течет азимутом N градусов. На азимуте K видна выделяющаяся вершина. Определите точку стояния группы. |
0.15 | М - обсуждение. Цель -- сформировать представление о применении карт в ориентировании. При решении обращать внимание на привязку в основном к линейным ориентирам. Требовать также оценку времени. |
5.Заключение | 0.05 | . |
Примечания.
1. В зависимости от уровня подготовки слушателей делается упор на простые или более сложные технические приемы. Задачи для слушателей, кроме сложности, могут также отличаться введением в них простых тактических элементов.
В масштабах школы имеет смысл выделять слушателей с приличной подготовкой по топографии в отдельную группу.
2. Реальное количество блоков, которое удается разобрать за занятие -- 5, при этом блоки масштаб, азимут, рельеф, любая сложная задача занимают примерно одинаковое время.
3. Слушателям перед занятием дается домашнее задание на изучение самых распространенных условных знаков.