Турклуб «Вестра» » Статьи и лекции » Методика » Работа с рюкзаками на рельефе

Работа с рюкзаками на рельефе

Цель выхода: сымитировать работу участников с рюкзаками на несложном снежном рельефе, привить базовые туристические умения и навыки, на начальном уровне познакомить участников с ориентированием в горах, закрепить ранее изученную технику страховки за перила.

Замечания:
1) данный выход является вторым выходом школы БУ с ночевкой, причем первый выход был ознакомительным и состав присутствовавших на нем существенно отличается от состава школы ко второму выходу с ночевкой. Поэтому в предстоящем выходе необходимо уделить существенное время бытовым проблемам, бивачным работам и вопросам безопасности при ночевках на снегу.

2) данный выход проводится после серии однодневных выходов по снежной тематике и предназначен закрепить выработанные умения. С этой целью необходимо включить в занятия на выходе такие темы, как передвижение с рюкзаком по снежным склонам.

3) данный выход предшествует выходу "Спасательные работы" и предназначен подготовить слушателей к трудностям, с которыми им предстоит встретиться на будущем выходе. В связи с этим в выход необходимо включить элементы, которые понадобятся слушателям при проведении спасательных работ

Продолжительность: 2 дня (12 часов) +время на бивачные работы

Место проведения: карьеры на восток от станции Икша

Занятие проводят инструктор и стажер.

Снаряжение: Личное: ИСС, 3 карабина, 2 пруса, рукавицы, каска. Групповое: основная веревка, аптечка, петли для оргпнизации станций.

Форма одежды:горные ботинки, фонарики, теплая одежда, ветрозащитный костюм, шапка, перчатки, рукавицы-верхонки, пуховая куртка, одежда для ночевки, запасные носки.

Состав: отделение школы базового уровня

Необходимое снаряжение на отделение: палатки, веревки-2, аптечка, газовые горелки-2, варочная посуда, петли для организации точек, топоры, пила двуручная или лучковая, термосы металлические, план карьеров

Необходимое личное снаряжение: коврик, спальник, каска, страховочная система, карабины-2, посуда

Занятие опирается на:

  • Лекцию "Снег"
  • Ранее проведенные снежные занятия
  • Семинар "Формы горного рельефа и их изображения на картах и схемах"
  • Семинар "Узлы"
  • Тренировку "Передвижение по снегу"
  • Тренировку "Использование перил"

    Первый день

      Наименование и краткое содержание этапа Время мин Указания инструктору по организации занятий
    1 Вступительная беседа. Обсуждение предстоящего выхода 20 минут Лучше провести в электричке.
    2 Движение к месту перекуса (это место выбрано заранее в 10 минутах хода от места будущего бивака) 3 часа От станции группы сначала идут все вместе по дороге, а затем каждая группа отдельно через карьеры по нарисованному для нее на карте пути. При движении по карьерам:
  • путь выбирает тот, кто в данный момент лидирует
  • руководитель спрашивает лидера о причинах выбора пути и поправляет его, объясняя всем
  • лидера как можно чаще менять
  • необходимо пройти весь нарисованный путь, срезать недопустимо
  • если свернули не туда
  • вернуться и пройти правильно
  • Весь путь проходится группой с рюкзаками с самостраховкой ледорубами
  • руководитель обращает внимание на неправильную смену лидера, плохие ступени, неправильное использование ледорубов
  • лидера не обгонять, даже если он идет медленно
  • дать ему самому поработать
  • 3 Организация перекуса в условиях безлесья на снежном склоне 2 часа Перекус состоит из бутербродов и горячего чая. Этапы:
  • одеть пуховки, чтобы не замерзнуть
  • подготовить площадку на снежном склоне, постараться ее выравнять
  • вскипятить чай на горелках или примусах, порезать бутерброды
  • пообедать
  • 4 Организация точек на склоне 30 минут Если есть время стоит повторить с участниками основы организации точек страховки на снежном склоне. Это пригодится им на выходе по спасательным работам.
    5 Переход к месту бивака и организация бивака 10 минут Организация бивака - найти хорошие дрова, установить палатки, сложить ночью, высушиться, согреться, напиться горячего чая, поиграть на гитаре, посмотреть, как участники постелились, сшить спальники в агрегаты, рано лечь спать.

    Второй день

      Наименование и краткое содержание этапа Время мин Указания инструктору по организации занятия
    1 Подъем 7:00 Приготовление завтрака, завтрак, сбор лагеря, упаковка рюкзаков, одевание обвязок
    Выход 11:00, переход к месту перекуса
    2 Соревнования по движению по перилам 1ч. 30 минут Параллельно установлены коридоры для 3-4 команд
    Трасса состоит из подъема, траверса, спуска, много перестежек. Ставятся штрафные баллы за разрушенные ступени после команды. Результат - среднее время участника на трассе.
    3 Применение спускового устройства при движении по перилам 1ч. 30 минут  
    4 Организация перекуса на вчерашних площадках 1ч. 30 минут Улучшить площадки, организовать перекус. В процессе обсудить с участниками, как проще всего выйти из карьеров - продумать путь движения и нанести на схему
    5 Спуск и подъем легкопострадавшего на пологом склоне 1ч. 30 минут Продемонстрировать участникам, что конструкция выворачивается - точка закрепления и спусковое устройство просто меняются местами, в остальном все остается как было при самостоятельном движении участника по перилам.
    6 Выход из карьеров наиболее простым путем через карьеры (по нарисованной на обеде схеме).   Обсудить особенности ориентирования в темноте.
    Участники будут сильно уставшими - посмотреть на их поведение в этом состоянии. Постараться акцентировать внимание на необходимость ходить правильно несмотря на усталость. Психологическая ситуация в группе?

    Результаты выхода в школе БУ в 2003 году

    В целом выход удался, была отработана снежная техника и техника страховки за перила. Слушателям выход понравился.

    Карьеры около Икши включают почти все формы рельефа, встречающиеся в горах (гребни, кулуары, селовины и т.д.), что позволило на практике закрепить у слушателей знания по формам горного рельефа.

    Однако было замечено несколько недочетов:

  • плохо удалось отработать ориентирование. Поскольку прочитать лекцию и провести семинары по ориентированию перед данным выходом не представляется возможным, толк от занятий ориентированием оказался небольшим
  • снег в Икшинских карьерах крайне сыпуч, что снижает ценность снежных занятий в них
  • стоит заметить, что данный выход был посвящен сразу двум совершенно разным темам (закрепление "Снега" и подготовка к "Спасам"), поэтому занятие получилось достаточно сумбурным, особенно для тех слушателей, кто смог приехать только на один день.
  • Запланированный поздних выезд с ориентированием в темноте был проигнорирован многими отделениями, т.к. слушатели хотели пораньше вернуться домой.
  • Сергей Гладилин