Термины и определения
Самостраховка - это закрепление участника за станцию или отдельную точку с помощью карабина, пристегнутого к ИСС участника или специальному "усу самостраховки".
Верхняя страховка - форма страховки одного участника другим, при которой верхняя точка страховки, через которую страховочная веревка проходит находится выше точки закрепления веревки на страхуемом.
Нижняя страховка - форма страховки одного участника другим, при которой верхняя точка страховки, через которую страховочная веревка проходит находится ниже точки закрепления веревки на страхуемом.
При траверсе участник, обеспеченный односторонней командной страховкой, считается идущим с нижней страховкой, а обеспеченный двусторонней командной страховкой - идущим с верхней страховкой.
Перильная страховка - страховка участника за неподвижно закрепленную (перильную) веревку с помощью фиксирующего устройства (при подъеме по вертикальным перилам), спускового устройства, подстрахованнного фиксирующим (при спуске по вертикальным перилам), скользящего карабина (на горизонтальных перилах) или комбинации из перечисленного на косых/наклонных перилах.
Точка - страховочный элемент (крюк, закладка, ледобур и т.п.) закрепленный на рельефе командой или подготовленный постановщиками дистанции (оговаривается Условиях).
Станция - система из двух и более точек, сблокированных между собой основной веревкой или равнопрочной ей стропой. Станция должна обеспечивать равномерную нагрузку на все точки и целостность (сохранение непрерывности страховки) в случае разрешения части точек, из которых она собрана.
Список сокращений, используемых в данной методике:
БЗ– безопасная зона.
ВСС– верхняя судейская страховка.
ГСК– главная судейская коллегия.
ИС– исходная сторона.
КВ– контрольное время (этапа, блока этапов).
КЛ– контрольная линия.
КП– контрольный пункт.
ОЗ– опасная зона.
ПС– пункт страховки.
РЗ– рабочая зона.
ТО– точка опоры.
ЦС– целевая сторона.
ИСС–индивидуальная страховочная система
ССУ–спусковое страховочное устройство
1. Страховка и обеспечение безопасности
1.1 Все участники, находящиеся на дистанции, должны быть обеспечены самостраховкой, верхней или перильной страховкой, если это не оговорено особо. Количество участников, которым на каждом конкретном этапе обеспечивается судейская страховка, оговаривается в Условиях на дистанции. Дистанция кросс-похода может включать отдельные участки, на которых допускается движение одного или всех участников с нижней страховкой или совсем не требуется организация страховки или самостраховки, что также оговаривается в Условиях.
1.2 Организацию верхней, нижней и перильной страховки, самостраховки при прохождении дистанции разрешается осуществлять только через станцию, сделанную на точках, указанных постановщиками дистанции. Станция должна обеспечивать равномерное распределение при рывке нагрузки на точки, из которых она организована и обеспечение непрерывности страховки в случае разрушения части точек. Страховочная веревка (при верхней и нижней страховке) должна проходить через карабин, закрепленный на данной станции. Даже если условиями дистанции разрешена постановка участников на самостраховку в отдельные точки (а не в станцию), страхующий должен находиться на самостраховке в станции. Расположение станции и страхующего должно исключать неконтролируемых перемещений в случае срыва страхуемого (например, не должна допускаться ситуация, когда страхующего при срыве сбрасывает с полки, с которой он осуществляет страховку). Перильная веревка при перильной страховке должна закрепляться за станцию обоими концами (за исключением ситуации, когда нижний конец перил находится в безопасной зоне или случая спуска первого или подъема последнего участника, когда на нижнем конце перил достаточно наличия узла). При спуске последнего участника допускается закрепление верхнего конца перил не за станцию, а за отдельную точку. В случае, если перила при перильной страховке закреплены "для сдергивания" (имеется перильная и сдергивающая веревки или сдвоенная перильная), они обе должны быть снизу закреплены прикреплены к станции или одному участников без существенного провиса (даже в случае, если спуск осуществляется в безопасную зону).
1.3 На станции может находиться любое количество участников, на отдельной точке или локальном участке одинарных перил — один. Иные требования по использованию петель, точек, перил могут оговариваться в Условиях на дистанции.
1.4 Запрещается блокировать ИСС карабином. Страховочные веревки и самостраховка крепятся к ИСС (в соответствии с требованиями производителя) или к блокировке ИСС (в точке, безопасной для данного способа блокировки).
1.5 Судейская страховка крепится к участнику отдельным личным карабином. При нарушении команде штраф не начисляется, а она предупреждается о необходимости исправить ошибку; при отказе от исправления — команда снимается с дистанции. При потере (невозможности восстановить) судейской страховки на дистанции команда снимается с дистанции.
1.6 При утере защитной каски движение участника и на участке дистанции над ним останавливается до возвращения каски. При невозможности ее возвращения без нарушения Правил или Условий соревнований команда снимается с дистанции
2.1 Снаряжение. Основные требования
2.1.1 Разрешается использовать снаряжение фирм изготовителей спортивного туристского снаряжения, имеющих лицензию на производство данной продукции и снабжающих свою продукцию паспортом изделия, другим сопроводительным нормативным документом (далее «Паспортом…»), регламентирующим применение данного снаряжения.
2.1.2 Снаряжение команд должно быть осмотрено и допущено к применению на соревнованиях технической комиссией. К снаряжению, подлежащему осмотру, относятся аптечка и все элементы страховки и самостраховки: веревки основные, ИСС и элементы их блокировки, самостраховки, удлинители, карабины и т.д., а также защитные каски. На некоторых этапах к осмотру также может предъявляться прочее снаряжение, используемое группой в походе.
2.1.3 Снаряжение разрешается использовать только по назначению, указанному в «Паспорте…».
2.1.4 В случае отсутствия «Паспорта…», решение о возможности использования снаряжения принимает техническая комиссия.
2.1.5 Снаряжение должно быть полностью исправным. При наличии незначительного износа снаряжения, решение о возможности его эксплуатации принимает техническая комиссия.
2.1.6 В конструкции снаряжения не должно быть внесено самодельных изменений, снижающих степень безопасности его использования.
2.1.7 Не допускается использование группой (связкой, участником) снаряжения, не отвечающего требованиям данной Методики. За использование группой (связкой, участником) неисправного снаряжения или не по назначению, за использование снаряжения со степенью износа выше указанного в «Паспорте…» или с просроченным сроком эксплуатации, а также не соответствующего требованиям данной Методики ответственность несёт представитель (руководитель) команды или сам участник.
2.1.8 Снаряжение, используемое при прохождении этапа, вместе с допуском технической комиссии должно быть предъявлено перед стартом судье на этапе.
2.1.9 Все нестандартные устройства, используемые в системе страховки, самостраховки, транспортировки "пострадавшего" и при движении на переправах должны быть продублированы стандартным снаряжением. Применение самосбрасывающихся элементов и саморазвязывающихся узлов не допускается (если иное специально не оговорено в Условиях на дистанции). При нарушении команда предупреждается о необходимости исправить ошибку, а при отказе от исправления — снимается с дистанции.
2.2 Веревки
2.2.1 Для организации страховки, перил и сопровождения применяются только основные веревки, заявленные производителем, как таковые. Допускается использование веревок 1/2 и Twin при условии их правильного (в зависимости от типа веревок) сдваивания/спараллеливания
2.2.2 Двойной веревкой является:
- сдвоенная (т.е. сложенная вдвое), разделенная соответствующим узлом и имеющая во всех нагружаемых сечениях две ветви;
- две отдельные веревки.
2.2.3 Веревка не должна иметь повреждений оплетки и прядей. Если в ходе прохождения дистанции веревке нанесено повреждение (перебит сердечник, сорвана оплетка и т. п.), ее эксплуатация может быть продолжена после блокировки поврежденного участка с помощью узла.
2.2.4 Группе (связке, участнику) при прохождении этапа запрещается разрезать узлы и обрезать навешенные основные веревки.В особом случае, с разрешения судьи этапа, допускается срезать на этапе веревки, если группа (связка, участник) превысила КВ и не может иным способом снять снаряжение
2.2.5 Все элементы страховки, самостраховки и блокировки должны быть выполнены из основной веревки или равнопрочного ей материала. Длина самостраховки не более 1,5 метров, если иное не оговорено в Условиях на дистанции. Если участник был выпущен на дистанцию с соблюдением этих правил, но в ходе выступления произошло их нарушение (например, перетерлась блокировка самостраховочной системы и участник сблокировал ее веревкой, не соответствующей требованиям п.2.2.1., или использует для самостраховки вместо основной веревку, взятую для вспомогательных целей и т.д.), то участник получает штраф, предусмотренный пунктом "неправильная страховка", и предупреждается о необходимости исправить нарушение, а при отказе от исправления команда снимается с дистанции.
2.2.6 . Длина оттяжек и лесенок не более 1,5 метров.
2.3 Устройства
Карабины
2.3.1 Все карабины в страховочной и самостраховочной цепи должны быть с муфтой, блокирующей самопроизвольное открывание защелки карабина, за исключением карабинов на оттяжках, при условии правильного их использования (вщелкивания веревки при нижней страховки способом "от стены наружу"). Продольная прочность карабина должна быть не менее 2000 кг (20 кН), поперечная (перпендикулярная муфте) – не менее 500 кг (5 кН).
2.3.2 При использовании карабинов для выполнения технических приёмов по п. 2.3.1 защелка карабина должна быть заблокирована по предписанию фирмы изготовителя.
2.3.3 При выполнении ТП по п.п. 5.4.1, 5.5.1, 5.6.4.б, для подключения перил на ТО допускается использовать карабины, не отвечающие требованиям п. 2.3.1, 2.3.2, но предназначенные фирмой изготовителем для этих целей.
Зажимы, спусковые устройства
2.3.4 Для организации самостраховки на подъеме по склону используется зажим типа "жумар" закрытый карабином или иные фиксирующие устройства, отвечающие требованиям п. 2.1.1 – 2.1.3.
2.3.5 Для организации самостраховки на спусках по склону используются спусковые устройства, отвечающие требованиям п. 2.1.1 – 2.1.3, подстрахованные (при отсутствии верхней командной страховки) схватывающим узлом, выполненным из репшнура диаметром 6-7мм (прусс). Схема работы схватывающего узла и спускового устройства должна обеспечивать их безопасное применение.
2.3.6 Для подключения полиспастов при натяжении перил используются зажимы, отвечающие требованиям п. 2.1.1 – 2.1.3. имеющие гладкие рабочие поверхности, либо прусс 6-7мм. На двойной веревке должен применятся прусс выполненный их двойного репшнура.
Блоки и полиспасты
2.3.7 Блоки, используемые для организации полиспастов и движения людей по навесной переправе, должны иметь разрывную нагрузку не менее 1500 кг (15кN).
2.3.8 При использовании блоков для движения людей по навесной переправе должно быть соблюдено условие: в случае развала конструкции движущийся участник должен остаться подключенным к перилам через стандартное снаряжение (карабин).
2.3.9 Суммарное количество шкивов на полиспасте не должно превышать 4 штук.
2.4. Контрольный груз
2.4.1 Вместо контрольного груза команда проходит всю дистанцию с полным набором снаряжения, планируемого в поход.
2.4.2 На ряде этапов может требоваться, чтобы количество рюкзаков команды совпадало с количеством участников.
2.4.3 Запрещается одновременная транспортировка одним участником более одного рюкзака на плечах. Если условиями этапа не оговорено обратное, допускается транспортировка второго рюкзака "волоком" на самостраховке, вытягивание за веревку и т.д.
3. Условия прохождения дистанции
3.1. Регламент явки команд на старт этапов оговаривается в Положении или Условиях кросс-похода.
3.2 Началом движения участника на этапе является снятие его с самостраховки или (при движении из зоны, где по Условиям он может находиться без самостраховки) пересечение условной ("с земли") или нанесенной на рельеф линии, обозначающей границы этапа.
3.3. Посещением пункта (контрольного, страховочного и др.) является касание участником точки страховки (крюка, закладки и т.п.)или специальной судейской отметки.
3.4. Промежуточная точка страховки считается пропущенной после прощелкивания страховочной веревки в карабин на следующем точке или в случае, если для прощелкивания в нее лидеру требуется сделать движение назад по дистанции (например, на подъеме - при нахождении точки ниже ступней лидера).
3.5. Прохождением контрольного груза через пункт считается посещение пункта (п.3.4) участником, несущим груз на спине или касание груза участником, находящимся на этом пункте.
4. Разъяснение таблицы штрафов
4.1. Если одно нарушение влечет за собой возникновение еще одного или нескольких нарушений, подлежащих штрафу, то на участника налагается штраф за каждое из них.
4.2. При прохождении дистанции командой судьи по технике фиксируют ошибки, отмечают нарушения в судейских карточках указывают, на них участникам и требуют их устранить (кроме потери снаряжения - потерянное снаряжение возвращается команде после финиша этапа), а если данная ошибка непосредственно ведет к нарушению безопасности, требуют ее немедленного устранения, вплоть до остановки участника или команды. Например: участник предпринял попытку выхода на маршрут без верхней страховки. Судья обязан остановить его и потребовать обеспечения страховки. За невыполнение требований судьи команда может быть снята с дистанции.
4.3. Следить за правильным положением судейской страховки при прохождении дистанции обязаны сами участники. Прикрепление судейской страховки к участнику и снятие ее выполняется под контролем судьи. Если участник предпринял попытку начала движения без судейской страховки, судья обязан остановить его, потребовать прикрепления к судейской страховке и проконтролировать его (визуально). При этом никаким штрафом команда не наказывается. Если произошла потеря (без возможности восстановления) судейской страховки в процессе работы на этапе, команда снимается с этапа.
4.4. Нарушения, наказываемые штрафом "снятие" должны фиксироваться не менее, чем двумя судьями. Решение о снятии команды с дистанции принимает главный судья соревнований, заместитель главного судьи на дистанции (по виду) или старший судья этапа.
4.5. Если допущенные участниками соревнований нарушения не оговорены Правилами, Положением, Условиями или настоящими Методическими рекомендациями, то они должны оцениваться с точки зрения действующих правил техники движения и страховки в альпинизме и горном туризме. На кросс-походе возможны ситуации, когда действия, не нарушающие напрямую правила будут оценены как нарушающие безопасность на основе экспертного мнения судейской коллегии.
4.6. По Условиям проведения кросс-похода, прохождения дистанции, таблицам штрафов и другим вопросам судейства официальными являются разъяснения главного судьи соревнований, а на дистанциях — его заместителей и старшего судьи этапа.
5 Технические приемы
5.1 Переправа первого участника вброд
5.1.1 Переправа осуществляется с обеспечением страховки основной веревкой, расположенной выше по течению. Кроме того к участнику должна быть подключена сопровождающая веревка, выдача которой осуществляется ниже по течению. Страховочная и сопровождающая верёвки подключаются через: "скользящие" карабины в боковую часть ИСС, либо Страховочная в боковую часть ИСС, а сопровождающая скользящим карабином в страховочную.
5.1.2 Страховочная и сопровождающая верёвки должны удерживаться в руках не менее чем двумя участниками и одним участником соответственно. Выпуск верёвок через карабин запрещён.
5.1.3 Свободные концы веревок не закреплены, оканчиваются узлами "проводник-восьмерка".
5.1.4 Расстояние между участниками, обеспечивающими страховку и сопровождение, должно быть не менее половины ширины водного препятствия.
5.2 Переправа первого участника через водное препятствие по бревну
5.2.1 Переправа осуществляется с обеспечением страховки основной веревкой, выдаваемой на уровне бревна. Кроме того, к участнику должна быть подключена сопровождающая веревка, выдача которой осуществляется ниже по течению реки. Страховочная и сопровождающая верёвки подключаются через "скользящие" карабины в боковую часть ИСС.
5.2.2 Веревки выдаются согласно п.п. 5.1.2-5.1.4.
5.2.3 Участник может использовать сопровождающую веревку для дополнительной опоры. Свободный конец сопровождающей веревки жестко удерживается на берегу, его подключение карабином (узлами) к участникам либо к опоре запрещается. Участник переправляется по бревну, постепенно выдавая верёвку и контролируя её натяжение.
5.2.4 Способ движения по бревну (на ногах, сидя на бревне и т.д.) указывается в Условиях прохождения дистанции.
5.3 Переправа первого участника через овраг по бревну, по дну
5.3.1 Организация страховки участника должна осуществляться через станционный карабин и карабин страховочного устройства, при этом угол страховки (угол между ветвями страховочной веревки) должен быть не более 90° по линии возможного срыва участника.
5.3.2 Конец страховочной веревки подключается участнику в точку крепления к ИСС (п. 2.4.2).
5.3.3 Свободный конец страховочной веревки закреплен на ТО или на точке крепления к ИСС страхующего участника.
5.3.4 Страхующий участник должен находиться на самостраховке.
5.3.5 Страховочная веревка должна удерживаться в руках не менее чем одним человеком, при этом руки страхующего не должны касаться карабина (ССУ).
5.3.6 Провис страховочной верёвки не должен быть ниже ступней страхуемого участника.
5.3.7 Участник дополнительно обеспечивается ВСС, пристегивание, отстегивание и контроль за которой во время движения он осуществляет самостоятельно. Необходимость применения ВСС определяется заместителем главного судьи соревнований по безопасности, исходя из конкретных параметров этапа.
5.3.8 См. п. 5.2.4.
5.4 Подъем первого участника с командной страховкой
5.4.1 Участник движется по склону с нижней страховкой свободным лазаньем, простегивая страховочную веревку в карабины, отвечающие требованиям п.п. 2.3.1-2.3.3., закреплённые на ТО.
5.4.2 См. п.п. 5.3.1-5.3.5, 5.3.7.
5.4.3 При организации страховки из БЗ этапа самостраховка страхующему участнику необязательна (если иное не оговорено условиями этапа).
5.5 Траверс склона первым участником с командной страховкой
5.5.1 Участник движется по склону со страховкой свободным лазаньем, простегивая страховочную веревку в карабины, отвечающие требованиям п.п. 2.3.1-2.3.3., закреплённые на ТО.
5.5.2 См. п.п. 5.3.1-5.3.7.
5.6 Организация перил
5.6.1 Перилами является основная веревка, используемая группой (связкой, участником) для преодоления препятствия.
5.6.2 Перила могут выполнять роль страховки и (или) опоры.
5.6.3 Крепление перил к ТО (станции) осуществляется посредством узлов, рекомендованных для данной .цели.
5.6.4
а). Крепление перил траверса согласно п.5.6.3. допускается производить только на ТО ИС и ЦС этапа.(если иное не оговорено условиями этапа)
б) На остальных ТО, организованных в ОЗ этапа, перила могут проходить через карабины, отвечающие требованиям п.п. 2.3.1-2.3.3., без крепления узлами.
5.6.5 Допускается крепление верёвки кольцом вокруг опоры. В этом случае концы верёвки должны быть связаны соответствующим узлом, либо соединены при помощи карабина, при этом устройства для обеспечения самостраховки и движения включаются в обе ветви перил.
5.6.6 Допускается крепление перил зажимом (жумаром и т.п.), при этом перила должны быть дополнительно закреплены узлом "карабинная удавка", либо подключены к ТО карабином, в любом из этих случаев длина веревки от зажима до карабина должна быть не более 1 м. Перила, натянутые при помощи полиспаста крепить на зажимах не разрешается.
5.6.7 Статически нагруженные перила из одинарной веревки, т.е. натянутые с помощью двойного и более полиспаста, не являются страховочными. Для организации перильной страховки допускается применение полиспаста, имеющего не более одного элемента (блока, карабина), дающего выигрыш в силе.
5.6.8 Требования по п. 5.6.7 не распространяются при применении двойной основной веревки.
5.6.9 Для подключения полиспаста к рабочей (натягиваемой) веревке используются устройства, отвечающие требованиям п. 2.3.6., либо схватывающий узел, выполненный из сдвоенного репшнура диаметром 6-7мм (в рабочем сечении 4 ветви).
5.6.10 При организации перил на спуске (подъеме) на свободном конце перил должен быть завязан узел "проводник-восьмерка". Если спуск заканчивается (подъём начинается) в ОЗ этапа, то нижний конец перил должен быть закреплён на ТО.
5.7 Снятие перил
5.7.1 Снятие перил осуществляется с ЦС этапа.
5.7.2 Допускается, если п. 5.7.1 не оговорен Условиями прохождения дистанции, снятие перил производить с ИС этапа последним участником группы (связки). При этом к последнему участнику при преодолении этапа относятся те же требования по обеспечению страховкой (самостраховкой), сопровождением и способу движения, что и при прохождении первого.
5.8 Движение по перилам вброд, по бревну, по параллельным перилам
5.8.1 При движении участник должен быть подключен коротким усом самостраховки к перилам, организованным согласно п. 5.6. Ус самостраховки может являться частью сопровождающей верёвки.
5.8.2 Сопровождающая веревка подключается участнику в точку крепления к ИСС (п. 2.4.2) либо к карабину самостраховки, скользящему по перилам.
5.8.3 Свободный конец сопровождающей веревки должен быть закреплен на станции, либо на точке крепления к ИСС участника, стоящем на самостраховке.
5.8.4 Сопровождающая веревка должна удерживаться в руках не менее чем одним человеком.
5.8.5 Расположение сопровождающей веревки относительно перил, бревна не регламентируется.
5.8.6 На перилах может находиться не более одного участника.
5.8.7 Запрещается дополнительная загрузка перил другими участниками или снаряжением (подключение к перилам, оттягивание перил вниз, зависание).
5.8.8 При переправе вброд перила должны располагаться выше по течению относительно участника. Точка крепления перил на целевом берегу должна располагаться ниже по течению, чем на исходном (то есть перила должны быть натянуты под углом к течению).
5.8.9 Переправа участника по параллельным перилам осуществляется стоя ногами на нижней верёвке.
5.9 Движение по навесной переправе. Подъём (спуск) по наклонной навесной переправе
5.9.1 Переправа производится по одинарным (если не оговорено другое) грузовым перилам, организованным согласно п. 5.6, на карабине, подключенном в точку крепления к ИСС участника. Допускается движение с использованием блоков, при условии соблюдения п.п. 2.3.7-2.3.9.
5.9.2 При организации страховочных и грузовых перил, участник должен быть подключен карабином к грузовым и коротким усом самостраховки к страховочным перилам.
5.9.3 См. п.п. 5.8.2-5.8.7.
5.9.4 При движении участника по наклонной навесной переправе (угол наклона перил ?20°) вместо сопровождения участник обеспечивается верхней командной страховкой в соответствии с п.п. 5.3.1- 5.3.7, 5.11.3 (для подъёма), 5.12.4 (для спуска).
5.9.5 В случае невозможности обеспечения участника верхней командной страховкой (движение первого участника, индивидуальное прохождение) при выполнении подъёма, он должен быть обеспечен самостраховкой в соответствии с п. 5.10.2. Необходимость самостраховки определяется заместителем главного судьи по безопасности, исходя из конкретных параметров этапа.
5.9.6 При выполнении спуска по наклонным перилам движение производится вперёд ногами.
5.10 Подъем (спуск) по склону с самостраховкой по перилам
5.10.1 Участник движется по склону с самостраховкой на перильной верёвке, организованной согласно п. 5.6.
5.10.2 Для организации самостраховки на подъеме применяются устройства, отвечающие требованиям п. 2.3.4, при этом используется короткий ус самостраховки.
5.10.3 Для организации самостраховки на спуске применяются устройства, отвечающие требованиям п. 2.3.5.
5.10.4 Для организации самостраховки на подъеме (спуске) по склону по перилам допускается использовать схватывающий узел, выполненный из репшнура диаметром 6-7мм При движении с самостраховкой, организованной по п. 5.10.4, участник должен перемещать схватывающий узел таким образом, чтобы исключить его захват (зажатие в кулаке).
5.10.5 Провис перил не должен быть ниже уровня ступней участника.
5.10.6 На перилах может находиться не более одного участника
5.10.7 См. п. 5.3.7.
5.11 Подъем по склону с верхней страховкой
5.11.1 Подъём участника может осуществляться свободным лазанием или с опорой на перила.
5.11.2 См. п. 5.3.1-5.3.7.
5.12 Спуск по перилам
5.12.1 Движение участников осуществляется на ССУ по перилам, организованным согласно п. 5.6.
5.12.2 Наличие верхней страховки регламентируется Условиями.
5.12.3 См. п.п. 5.3.1 – 5.3.7.
5.12.4 На перилах может находиться не более одного участника
5.13 Траверс склона по перилам
5.13.1 При движении участник должен быть подключен коротким усом самостраховки к перилам, организованным согласно п. 5.6.
5.13.2 Страховочные перила должны располагаться выше по склону относительно участника и могут быть использованы участником в качестве дополнительной опоры.
5.13.3 При движении участников перила должны проходить через все карабины, закреплённые на ТО в ОЗ этапа.
5.13.4 См. п. 5.8.6.
5.13.5 На протяжении всего этапа допускается организация нескольких перил, если иное не оговорено в Условиях прохождения дистанции.
5.14 Переправа маятником по бревну (горизонтальный маятник)
5.14.1 Участник выполняет технический прием с самостраховкой на перильной верёвке, организованной согласно п. 5.6.
5.14.2 Самостраховка участника организуется аналогично п.п. 5.10.3, 5.10.4. Участник переправляется по бревну, постепенно выдавая верёвку и контролируя её натяжение.
5.14.3 См. п. 5.10.5
5.14.4 См. п. 5.8.6.
5.14.5 См. п. 5.2.4.
5.15 Переправа методом «вертикальный маятник»
5.15.1 Для переправы используются перила, организованные согласно п. 5.6. Высота закрепления перил - не менее ширины реки или оврага.
5.15.2 Участник крепится к перилам устройством, отвечающим требованиям п. 2.3.4, или схватывающим узлом. Место подключения участника к перилам должно располагаться выше точки крепления на ИСС.
5.15.3 Участник обеспечивается сопровождением в соответствии с п.п. 5.8.2-5.8.5.
5.15.4 См. п. 5.8.6.
5.15.5 Участник преодолевает ОЗ прыжком без касания рельефа или воды. Если участник не регулирует своего положения на перилах, то перила неизменяемой длины крепятся к участнику самостраховкой или непосредственно карабином в точку крепления ИСС.
5.15.6 Если участник регулирует своё положение на перилах, то он крепится к перилам ССУ, отвечающим требования п. 2.3.5, и обеспечивается верхней страховкой (п. 5.3.1-5.3.7). Дополнительно участник может использовать любые устройства отвечающие требованиям п. 2.1.1-2.1.5.
5.16 Транспортировка снаряжения
5.16.1 Транспортировка рюкзаков со снаряжением запрещается (если иное не оговорено Условиями) участникам, преодолевающим первыми этапы:
- переправа вброд;
- переправа по бревну;
- переправа через овраг по дну;
- подъем по склону свободным лазаньем.
5.16.2 Запрещается транспортировка рюкзаков со снаряжением по навесной переправе совместно с участником.
5.16.3 Допускается участникам по п.п. 5.16.1, 5.16.2 транспортировать закрепленную на корпусе веревку в бухте.
5.16.4 Транспортировка снаряжения при переправе по параллельным перилам, по бревну, вброд или по навесной переправе допускается по перилам, если на них не находится участник.
5.16.5 На подъемах (спусках) допускается вытягивание (спуск) снаряжения на транспортной веревке.
5.16.6 Запрещается транспортировка снаряжения по п. 5.16.5 во время нахождения участника в ОЗ этапа.
5.16.7 Запрещается перебрасывание снаряжения с одной стороны этапа на другую, если иное не оговорено в Условиях прохождения дистанции.
5.16.8 Запрещается волочение веревок между этапами, если иное не оговорено Условиями.
5.17 Спортивный спуск
5.17.1 Спуск участника происходит по перилам, организованным согласно п. 5.6.
5.17.2 Перильная веревка должна проходить за спиной и для увеличения трения может быть обернута вокруг руки (рук).
5.17.3 См. п. 5.8.6.
5.18 Подъём по склону спортивным способом
5.18.1 Движение участника осуществляется с опорой на перила.
5.18.2 Захват перил осуществляется поочерёдно правой и левой рукой.
5.18.3 См. п. 5.8.6.
5.19 Переправа с опорой на перила вброд, по бревну, по параллельным перилам
5.19.1 Для движения и сохранения равновесия участник использует опору на перила на протяжении всей ОЗ этапа.
5.19.2 При движении по бревну или параллельным перилам участникам должна обеспечиваться гимнастическая страховка.
5.20 Траверс склона с ледорубом
5.20.1 Ледоруб является дополнительной точкой опоры и удерживается участником двумя руками
5.20.2 Нижний конец ледоруба удерживается относительно участника выше по склону.
5.21 Подъём по склону с ледорубом
5.21.1 См. п. 5.20.1.
5.21.2 Подъём осуществляется серпантином по размеченному коридору или от одной маркировки по краю коридора ОЗ к другой. Число поворотов серпантина – не менее одного.
5.21.3 Нижний конец ледоруба удерживается относительно участника выше по склону.
5.21.4 При смене направления движения, поворот осуществляется лицом к склону, одним движением, с опорой на внешнюю (при повороте) ногу. Участник должен восстановить правильный хват ледоруба до продолжения движения.
5.21.5 Не допускается нахождение участников в ОЗ друг под другом. В ОЗ могут быть обозначены зоны поворота, где нахождение участников друг под другом не судится.
5.22 Спуск по склону с ледорубом
5.22.1 См. п. 5.20.1.
5.22.2 Спуск осуществляется вертикально вниз или серпантином по размеченному коридору или от одной маркировки по краю коридора ОЗ к другой.
5.22.3 См. п. 5.21.2.
5.22.4 При смене направления движения, поворот осуществляется спиной к склону, одним движением, с опорой на внешнюю (при повороте) ногу. Участник должен восстановить правильный хват ледоруба до продолжения движения.
5.22.5 См. п. 5.22.5.
5.23 Укладка бревна
5.23.1 Укладка бревна осуществляется с исходного берега в створ, указанный судьями этапа на ЦС этапа, не заходя в опасную зону.
5.23.2 Подъем и укладывание бревна должны контролироваться оттяжками-усами из основной веревки (п.2.2), закрепленными за верхний конец бревна и удерживаемыми в руках не менее чем по одному участнику на каждом. Запрещается закреплять свободные концы оттяжек на участниках, а также обматывать вокруг руки, корпуса и т. п.
5.23.3 В момент укладки бревна участники не должны находиться над или под бревном.
5.23.4 Если в результате укладки бревно не попало в указанный створ на целевом берегу, оно вытягивается на исходный берег и прием повторяется.
5.24 Подъем и спуск "пострадавшего"
Подъем и спуск «пострадавшего» с сопровождающим осуществляется с использованием не менее 2 командных веревок: либо на одинарной грузовой и страховочной веревки ("пострадавшему" и сопровождающему), либо на двойной грузовой веревке, связанной вместе узлом в районе контроля сопровождающего участника. Грузовая веревка должна самостоятельно фиксироваться (прусс, автоблок), в случае прекращения контроля выдающим (вытягивающим) участником. Кроме того "пострадавший" обеспечивается судейской страховкой. Необходима также блокировка этих участников в системе страховки (самостраховки). В "особо опасных" случаях, особо оговоренных в Условиях, может требоваться спуск пострадавшего с сопровождающим на 3 веревках (2 грузовые+страховка или 2 страховки+грузовая).
5.24.1 Подъем и спуск легкопострадавшего (без сопровождающего) осуществляется на одинарной веревке. В "особо опасных" случаях, специально оговоренных в условиях, может потребоваться дополнительная верхняя страховка для пострадавшего.
6. Таблица штрафов
6.1. Срыв лидера с повисанием на судейской страховке — 10 баллов, после 3 срывов - сменить лидера
Нарушением считается полный срыв участника (т.е. потеря всех точек опоры на рельефе) с прекрашением падения благодаря срабатыванию судейской страховки. Если при срыве участника одновременно сработали судейская и командная страховки и установить, какая из них предотвратила падение невозможно, вопрос решается в пользу команды.
После повисания на судейской страховке участник плавно опускается вниз до повисания на командной - и уже из данного положения продолжает работу на этапе.
6.2. Потеря страховки (судейской или командной) при прохождении дистанции — снятие
Отсутствие страховки или невыполнение ею своей функции без возможности восстановления в рамках условий Кросс-похода.
Нарушением считается:
- конец страховочной веревки отстегнулся на маршруте от страховочной системы участника, самостраховка отсутствует и страховку нельзя восстановить самостоятельно без нарушения Правил соревнований или Условий;
- участник ушел на такое расстояние в сторону ("маятник"), что страховочная веревка перестала выполнять функцию страховки. Штраф налагается, если после третьего предупреждения участник не принимает мер к устранению маятника.
6.3. Использование опоры за ограничением — 10 баллов
Нарушением считается нагружение конечностью или любой частью тела ограничительных линий или рельефа за ограничением. Штраф налагается за каждое разовое нагружение опоры и суммируется в пределах этапа.
Не является нарушением:
- касание неплотно прилегающего к рельефу ограничительного материала;
- перенос конечностей или тела по воздуху над ограничительными линиями или над зоной ограничения;
- касание ограничительных линий или рельефа за ограничением свободными частями одежды или висящим на участнике снаряжением, контрольным грузом и т.д.
- Условиями на дистанции может быть оговорена дополнительная регламентация судейства данного пункта, например: "Ограничения действуют только для первых участников на маршрутах" или "Транспортировка контрольного груза в створе ограничений" и др.
6.4. Выход за ограничение — снятие
Нарушением считается полный выход (всеми точками опоры) участника за ограничения, т.е. прекращение его контакта с дистанцией.
6.5. Использование судейской страховки как точки опоры — 10 баллов
Нарушением считается каждое однократное нагружение судейской страховки движущимся участником или использование ее для поддержания равновесия.
При навесной переправе нарушением считается нагружение судейской страховки самостраховкой переправляющегося участника.
6.6. Прекращение страховки — 5 баллов
Нарушением считается временное отсутствие у участника страховки или самостраховки; страховку или самостраховку можно восстановить самостоятельно без нарушений Правил соревнований или Условий.
Нарушением считается:
1. Прекращение страховки страхующим:
- выпуск веревки из рук;
- неправильная смена страхующего.
2. Потеря страховки страхуемым:
- начало движения без командной или перильной страховки;
- спуск без схватывающего узла или отсутствии верхней командной страховки;
- неправильная замена страховочной или перильной веревки.
3. Неправильный переход от страховки к самостраховке:
- снятие с самостраховки без командной или перильной страховки;
- прекращение командной или перильной страховки при отсутствии самостраховки.
4. Недопустимо большой маятник. Штраф выставляется, если после повторного предупреждения участник не принимает мер к уменьшению маятника.
6.7. Неправильная страховка — 3 балла
Страховка, которая может не обеспечить удержание страхуемого при срыве или может вызвать опасные последствия для страхующего.
Штраф дается один раз за неправильно выполненный прием в пределах участка маршрута на каждого участника.
Нарушением считается:
1. Неправильные действия страхующего при верхней или нижней страховке:
- Страховка без страховочного устройства;
- Страховочная веревка не проходит через карабин, закрепленный за станцию
- Страхующий не находится на самостраховке или находится на самостраховке не в станцию, а в отдельную точку.
- Недостаточный охват веревкой страховочного устройства (фактически страховка через карабин);
- Не закреплен конец страховочной веревки;
- Удержание страховочной веревки веревки не всей кистью, а несколькими пальцами;
- Попадание пальцев внутрь страховочного устройства, создающее опасность;
2. Неправильные действия страхуемого:
- Большое провисание страховочной веревки — ниже ступней страхуемого при верхней страховке, ниже ступней страхующего (или аналогичная длина) при нижней страховке;
- Выход на большой маятник (если такое движение не предусмотрено условиями дистанции). Штраф выставляется, если после предупреждения судьи участник не принимает мер к уменьшению маятника.
3. Неправильное расположение страхующего относительно страхуемого:
- Страхующий может быть сбит движущимся участником или перемещаемым грузом
- Станция или страхующий расположены таким образом, что при срыве страхуемого страхующий неконтролируемо изменит положение (например, будет сброшен с полки, с которой выполняет страховку)
- Взаимное перетирание страховочных (самостраховочных) веревок.
4. Неправильное завязывание узла в элементах страховки или самостраховки.
5. Неправильная перильная страховка
- Нахождение более одного участника на одном локальном участке перил
- Жумар не закрыт карабином
- Жумар перегибает веревку т.к. при косых перилах нет скользящего карабина или он на слишком длинном усе
6. Применение страховки небезопасным способом
- Создание при работе на станции ситуации, при которой возможно падение с фактором больше 1
- Выход точкой крепления жумара или спускового устройства при перильной страховке выше точки закрепления перил,
- Выход выше жумара или спускового устройства, при котором получившийся провис ниже ступней участника
- Выход точкой крепления страховочной веревки выше верхней точки закрепления этой веревки (за исключением ситуаций, когда допускается применение нижней страховки)
7. При переправе вброд не учтено направление течения.
6.9. Пропуск точки промежуточной страховки — 5 баллов
Точка промежуточной страховки (для участника, идущего с нижней командной страховкой) считается пропущенным после закладывания страховочной веревки в карабин следующей точки или в ситуации, когда для встегивания участнику требуется сделать движения назад (например, когда при подъеме участник вышел ступнями выше промежуточной точки).
Нарушением считается:
- страховочная веревка не прощелкнута в точку промежуточной страховки или отстегнулась от неё до постановки участника на самостраховку;
- забитый командный крюк (закладной элемент) вырвался в точке промежуточной страховки при прохождении верхнего участника до его постановки на самостраховку;
- превышено расстояние между самостоятельно организуемыми точками промежуточной страховки, оговоренное Условиями на дистанции.
6.10. Потеря контрольного груза, основной веревки и прочего снаряжения
Потерянным считается снаряжение, если оно оставлено на дистанции после финиша команды, утеряно, преднамерено сброшено или безконтрольно существенно переместилось (скатилось по склону, например) даже если после перемещения оно было поднято участниками.
Пришедшее в негодность (сломался молоток, лесенка или порвалась веревка), но не оставленное на дистанции после финиша команды снаряжение не считается потерянным.
Потерянное снаряжение возвращается команде после окончания работы на дистанции.
6.10.1. Потеря рюкзака — 20 баллов
Нарушением считается потеря одного из рюкзаков участников.
6.10.2. Потеря основной веревки — 10 баллов
Все веревки, соответствующие требованиям п.2.3.1. и длиной не менее 5 м (независимо от назначения) при потере считаются основными. Нарушением считается также сбрасывание основной веревки, не закрепленной хотя бы одним концом.
6.10.3. Потеря прочего снаряжения — 1 балл
Штраф налагается за каждую оставленную или утерянную единицу снаряжения. Если группа предметов сблокирована в единую систему (например, оттяжка с жестко прикрепленными к ней карабинами), то при утере она считается за один предмет.
6.11. Не завинчена муфта карабина — 1 балл
Муфта карабина считается незавинченной, если при нажатии на защелку карабин открывается.
Нарушением считается, если муфта карабина, используемого в элементах страховки или самостраховки не завинчена или развинтилась в процессе выступления команды.
Разрешается использовать карабины с незавинченной муфтой (или не оборудованных муфтой) на оттяжках при условии их правильного применения (простегивании страховочной веревки по принципу "от стены наружу"), а также при транспортировке вспомогательного снаряжения, контрольного груза и работе с ним, для создания искусственных точек опоры (лесенки, петли) и т.д.
6.12. Не выбит командный крюк — 5 баллов
Нарушением считается оставление на дистанции после финиша команды забитого командного крюка или закладного элемента (независимо от того, использовались ли они в качестве промежуточных пунктов страховки или как точки опоры).
Штраф налагается за каждый оставленный на дистанции крюк.
Если крюк или закладной элемент выпал, но не подобран командой и остался на дистанции после финиша команды, то это оценивается как потеря единицы снаряжения.
6.13. Снос участника течением — 10 баллов
При переправе вброд участник сбит течением реки и повис на командной страховке. При переправе "стенкой" штраф ставится в случае разделения стенки на части или отделения от стенки отдельного участника.
Если участник не может самостоятельно или с помощью команды выбраться на берег, а дальнейшее его пребывание в воде небезопасно, то судьи оказывают экстренную помощь сбитому течением участнику, а команда снимается с дистанции за техническую неподготовленность.
6.14. Намокание участника на навесной переправе или переправе по бревну — 10 баллов
Касание воды или провисание ниже условного уровня воды.
6.15. Заступ за контрольную линию — 1 балл
Нарушением считается заступ участником не стоящим на самостраховке, за контрольную линию, разграничивающую опасную и безопасную зоны этапа.
6.16. Неправильное выполнение элемента технического приема — 5 баллов
Под "техническим приемом" понимаются специально оговоренные в Условиях на дистанции приемы транспортировки "пострадавшего", "маятники", переправы:
- подъем "пострадавшего" с сопровождающим;
- спуск "пострадавшего" с сопровождающим;
- наращивание веревок при спуске "пострадавшего" с сопровождающим;
- подъем из трещины или вылезание из трещины по веревке;
- осуществление противомаятниковых мероприятий при косых подъемах и спусках;
- маятниковые переправы, переводы или переходы;
- различные виды переправ;
- и т.д.
Нарушением считается:
- провис транспортировочных веревок при подъеме или спуске "пострадавшего" с сопровождающим ниже ног сопровождающего;
- неодинаковое натяжение ветвей транспортировочных веревок (провис одной из ветвей);
- нарушение в системе крепления "пострадавшего" с сопровождающим к транспортировочным веревкам, которое приводит к неправильному расположению "пострадавшего" и сопровождающего друг относительно друга;
- перенос нагрузки при транспортировке на грудную обвязку "пострадавшего" или сопровождающего;
- сдвоенные веревки выше точки крепления "пострадавшего" и сопровождающего не связаны общим узлом или узел находится вне зоны контроля сопровождающего;
- фиксирующий схватывающий узел на двойных транспортировочных веревках связан из одинарного репшнура;
- фиксирующее устройство из репшнура при транспортировке "пострадавшего" закреплено непосредственно на карабине, входящем в систему полиспаста или тормоза;
- неправильно расположены муфты карабинов в тормозной системе (возможное развинчивание их веревкой);
- концы транспортировочных веревок при подъеме или спуске "пострадавшего" не закреплены на рельефе или на участнике;
- крепление карабинного тормоза непосредственно к грузовой петле без промежуточного карабина.
6.17. Неаккуратное обращение с пострадавшим — 5 баллов
Нарушением считается:
- регулирующие спуск (подъем) "пострадавшего" допускают резкое протравливание или выбор транспортировочных веревок (рывки);
- неаккуратное обращение с "пострадавшим" — сопровождающий не предохраняет "пострадавшего" от ударов о рельеф и т.д.
- при транспортировке носилок - удары носилок о рельеф, транспортировка пострадавшего вниз головой и т.д.
6.18. "Пострадавший" оказывает помощь — 3 балла
Нарушением считается если "пострадавший" производит действия во время подготовки к транспортировке или во время движения. Характер "травмы" и возможные действия пострадавшего при ней оговариваются в Условиях.
Допускается "пострадавшему" поправлять личные вещи — каску, очки, воротник, рукавицу и т.д., а также защищать лицо от соприкосновения с рельефом, снаряжением и т.д.
В случае, если пострадавший намеренно и неоднократно предпринимает действия по помощи команде, команда (после предупреждения) снимается с этапа.