карта сайта
Турклуб «Вестра» > Статьи и лекции > Топография и ориентирование > Работа штурмана

Работа штурмана

Введение

Задачи штурмана в походе

Как правило, руководитель и участники задают штурману типовые вопросы, на которые он должен быть способен дать ответ:


Собственно, способность уверенно ответить на эти вопросы в любой момент и является главной задачей штурмана. Для того, чтобы уверенно решить её, штурман, помимо работы на маршруте, должен выполнить некоторую подготовительную работу (часто весьма немаленькую) и подготовить материальное обеспечение. Также он должен уметь читать топографические карты и выполнять необходимые приёмы ориентирования.

Материальное обеспечение включает в себя:

Подготовка к походу

При подготовке к походу штурман должен, во-первых, ознакомиться с маршрутом и районом, во-вторых, подготовить карты, схемы и другие необходимые материалы, в-третьих, подготовить к походу GPS-приёмник. Обычно эти процессы совмещены и дополняют друг друга

Ознакомление с районом

При ознакомлении с маршрутом необходимо однозначно установить местоположение всех планируемых в основных и запасных нитках перевалов и вершин, максимально проверить эти данные. Основными источниками тут могут быть туристские схемы и отчёты с фотографиями в сочетании с топографическими картами. Как правило, эта подготовка происходит при активном участии руководителя. Существует также большое количество дополнительных источников, которые следует активно использовать – спутниковые снимки, электронные модели рельефа. Какие плюсы дают эти источники и соответствующие технологии? Во-первых, они дают возможность видеть некоторые особенности местности, которые могут не читаться или быть неактуальными на топографических картах (например, характер и распределение трещин по леднику, мелкие седловины, мосты, дороги). Во-вторых, современные технологии позволяют очень хорошо визуализировать данные, что улучшает понимание района руководителем и штурманом, часто позволяет найти новые варианты маршрута или разобраться в запутанных узлах.

Подготовка карт и схем

Схема удобна для проектирования маршрута, поскольку по ней легче всего понимается орография района, связи долин между собой. На большинстве схем не показываются горизонтали в долинах, поэтому для определения наборов высоты необходимо обращаться к топографической карте.

В качестве основной карты в походе лучше всего использовать крупномасштабную (1:50000 или, что хуже, 1:100000) топографическую карту. Хотя некоторые руководители и штурманы обходятся одной схемой, следует заметить, что на схемах, как правило, показано недостаточно ориентиров для осуществления уверенной навигации.

Для того, чтобы систематизировать огромное количество топографических карт, разработана номенклатура топографических карт. Здесь скажем, что номенклатурное имя позволяет однозначно определить лист, его масштаб и при наличии навыка достаточно легко определить листы, соседние с заданным. Кроме того, при хранении карт в цифровом виде можно использовать разнообразное программное обеспечение, автоматизирующее работу с библиотекой карт (например, OziExplorer).

Надо подобрать необходимые карты и схемы, напечатать или создать необходимое количество копий. Карты должны закрывать район путешествия, включая запасные маршруты, с некоторым запасом.

Необходимо продумать, как вы будете хранить карты в походе. Множество ошибок совершается из-за того, что штурман ленится или объективно не может в определённый момент достать карту, которую он убрал в рюкзак.

Подготовка GPS-приёмника к походу

GPS-навигатор -- устройство, как правило, небольших габаритов, имеющее ЖК-экран и органы управления. Важнейшим свойством этого прибора является способность весьма точно (ок 10 м.) определять собственные координаты. Происходит это за счёт приёма сигналов группировки специальных навигационных спутников. Управление GPS-навигатором несильно сложнее управления сотовым телефоном. Подробные инструкции по использованию вашего прибора можно почитать в руководстве к нему.

Без должной подготовки прибора GPS-навигатор в походе принесёт мало пользы. Суть подготовки заключается в занесении в прибор в том или ином виде данных об ориентирах на местности. Существует два типа GPS- навигаторов: поддерживающие загрузку цифровых карт и не поддерживающие. В походе можно с пользой применять приборы и первой и второй категории, хотя, особенно при наличии готовых подходящих карт, приборы второго типа, конечно, удобнее. Предположим для начала, что у нас прибор первого типа, который загрузку карт не поддерживает. Несмотря на отсутствие настоящей карты внутри прибора, страничка «карта» в нём предусмотрена. На ней крестиком отображается наше текущее местоположение. На неподготовленном к походу приборе мы, собственно, и увидим пустой экран с крестиком на нём. Так как прибор, изображающий крестик, мало полезен для навигации, мы должны обеспечить видимость на экране хотя бы нескольких ориентиров, по взаимному положению которых мы сможем ориентироваться. В качестве таких объектов-ориентиров выступают вешки (waypoints). Каждая вешка имеет имя, которое появляется на экране прибора рядом с её изображением. Если мы поставим вешки на месте, например, перевалов вокруг цирка, то мы даже до того, как достигнем одного из перевалов, по направлению перемещения крестика на этой «карте» будем видеть, на нужный ли перевал мы направляемся.

Вешки в прибор заносятся по их координатам, которые, в свою очередь, определяются по топографической карте или по точной схеме. Выполнять эту операцию вручную крайне медленно и трудоёмко, поэтому эту процедуру всегда выполняют на компьютере с помощью специальных программ. Наиболее известная из них – OziExplorer. После создания вешек они при помощи той же программы передаются в прибор по кабелю, входящему в комплект или покупаемому отдельно. Для работы этих программ подходит карта в любом обычном графическом формате (jpg, gif, png). Желательно наличие файла привязки (для OziExplorer он имеет расширение map), но при необходимости его легко сделать самостоятельно (описано в той же статье).

Какие объекты отмечать вешками и сколько вешек необходимо подготовить к походу?

Опыт показывает, что вешками необходимо обозначить:

В случае наличия прибора, позволяющего заливать в него карты, всё определятся наличием подходящих карт. Сканированные карты не подходят для загрузки в навигатор, годятся лишь карты в векторном формате. Карты в таком формате хранятся не как поточечное (растровое) изображение (как в упомянутых графических форматах), а как набор топографических объектов (река, лес, линия горизонтали и т.д.). Преобразование из растрового формата в векторный не может быть полностью автоматизировано и представляет собой серьёзную ручную работу (обратный процесс значительно проще). Почитать, как можно залить карту в прибор, можно здесь.

Надо подумать также о переноске прибора. Для того, чтобы иметь возможность записывать треки троп, надо обязательно предусмотреть удобное крепление на лямку рюкзака.

Навигация в походе

Следует, для начала, дать определение навигации. Навигация – это процесс перемещения по местности, при условии, что вы знаете, где находитесь. В основе этого определения лежит важнейшая характеристика навигации --- непрерывность. Штурман должен в любой момент представлять себе, где именно он находится и на основании каких именно ориентиров он планирует продолжать определять своё положение в ближайшее время. Это совсем не значит, что нужно непрерывно смотреть на карту и прибор. Всего лишь необходимо иметь привычку чётко планировать следующий «поворотный пункт», то есть точку на местности, прохождение которой необходимо отследить некоторым способом. Несомненно, огромную помощь в осуществлении непрерывной навигации оказывает GPS-приёмник.

Приёмы ориентирования. Основным приёмом ориентирования в горах является определение своего положения по линейному или линейному и точечному ориентиру. Роль точечного ориентира очень часто выполняет пересечение двух линейных. В качестве линейного ориентира чаще всего выступает река, линия дна долины или гребень. Следует чётко понимать, что именно приёмы, основанные на линейных ориентирах, является наиболее надёжными. Движение по азимуту, определение положения по нескольким точечным ориентирам и т.д. применяются в горах крайне редко. Иногда используется способ нанесения местоположения на карту по определяемым при помощи GPS-навигатора азимуту и расстоянию до известной точки. В промежутках между чёткими определениями положения с использованием точечного ориентира положение приблизительно определяется по счислению пути.

Помимо осуществления непосредственно навигации, штурман должен в процессе похода собирать топографические данные по району. Во-первых, это сильно поможет написать хороший и точный отчёт о походе, во-вторых, принесёт пользу тем, кто занимается уточнением карт района и исследованием неоднозначностей. Сбор данных включает в себя следующие действия:

Обработка данных после похода.

После похода в задачи штурмана входит селекция существенных данных для их публикации в отчёте или в виде отдельного документа, а также помощь в привязке фотографий. Ценность фотографий и панорам в отчёте намного повышается, если на них подписаны видимые вершины и перевалы. Читателю отчёта, который хуже знаком с районом путешествия, всегда труднее идентифицировать объекты на фотографии, чем авторам отчёта. При идентификации вершин можно использовать идентификацию по азимутам относительно известных объектов. В сложных случаях и просто для ускорения работы очень удобно использовать Google Earth (как именно, читайте тут). Вот тут описана простая технология нанесения надписей на фотографии, дающая хорошо видимые и при этом красивые отметки.