Турклуб «Вестра» » Творчество » Екатерина Попова » Северо-Чуйские приключения

Северо-Чуйские приключения

Все началось в апреле во время "похода в интернет". Мы с Катей Евлашевой сидели в Кировске. Была ужасная погода, пурга, подъемники не работали по несколько дней. Единственным развлечением было "сходить в интернет". Для этого надо было надеть пуховку, ветровую маску и пилить через весь город на почту. Во время одного из походов получаю письмо от Стаса: "У нас не хватает людей и нам нужен врач, если хочешь, присоединяйся". И я присоединилась...

Тогда еще не понятно было, куда будет поход — то ли на Северо-Чуйский, то ли куда-то в Киргизию. Но политические события в Оше окончательно решили вопрос в пользу Алтая.

Походу предшествовало замечательное мероприятие под названием "кросс-поход" — все группы турклуба собираются в Полушкино (местные "скалы") и между ними устраивается что-то типа соревнований по ТГТ, во время которых проверяется готовность групп к походу. Поскольку турклуб "Вестра" довольно большой, народу собирается туча. Для меня же это была возможность вспомнить, что такое веревка, как вяжется самострах, а также узнать много других полезных вещей, типа узла Гарда. Заодно познакомилась с участниками похода, а также прикупила в аптечку наркоты, что тоже в горах не лишнее.

В Барнаул все полетели на самолете, а мы с Аленкой на поезде. Причем на разных поездах, т.к. мой дешевый поезд шел через Казахстан, а у Аленки не было паспорта. Она уехала днем раньше и увезла большую часть газа, мне же достались продукты, железо и еще куча всяких тяжестей килограмм на пятьдесят. Грузились в вагон втроем — Серегу пошатывало под рюкзаком, Стас волочил сумку, я вооружилась квитанцией, что вес багажа не превышает 50 кг... На вокзале в Барнауле меня уже поджидали ребята, и мы загрузились в "газель".

В Чибит приехали поздно в кромешной тьме. Безуспешно пытались узнать у местных, где же тут мост и встали на берегу Чуи. Наутро выяснилось, что моста два — один рядом, но годится только для крутых экстремалов, нам он почему-то не понравился, а второй где-то выше по течению через шесть километров. Тут же нашелся алтаец, согласившийся подвезти нас туда "всего" за 600 рублей. Мостик оказался действительно гораздо лучше, но мы все равно провесили веревку.

 

 
 

 

А потом начался долгий подъем на перевал Орой с чудовищными рюкзаками... В первый же день погода порадовала нас проливным дождем. Впоследствии мы привыкли к подобным сюрпризам, дожди, как правило, были непродолжительными, шли утром, а потом светило солнце. До перевала мы добрались на следующий день. На седловине стоял столбик с ленточками, и ...разливалось болото. Под ногами чавкало... Вот они какие, н/к перевалы!

На перевале был опробован спутниковый телефон. О чудо! Он работал! Надо было только выяснить, где юг и направить туда антенну. Отправили первые смс-ки.

 

 

Ночевали недалеко от впадения Шабаги в Шавлу. Рядом с нами остановилась группа чехов. Вечер был жаркий, хотелось купаться. Речка была бурная, тонуть не хотелось. Поэтому повесили веревку. Наверное, чехи запомнят это зрелище на всю жизнь — голые русские в обвязках и касках ныряют в "бочку". Вы в России, господа, у нас и не такое увидишь!

К обеду дошли до Шавлинского озера. Красота! Зеркальная гладь озера окружена лесом, в ней отражаются снежные вершины — Красавица, Сказка и Мечта. На берегу топится банька, пиво продается. Решили дальше не идти и устроить полудневку. Благодать!

 

 
 

 

А на следующий день опять была полудневка, потому что заброску относили. Может сложиться впечатление, что у нас был какой-то отдыхательный поход. Мне тоже так поначалу показалось, если бы не тяжелый рюкзак. На самом деле мы просто ходили быстрее, чем было задумано, да погода была хорошая, да запасных дней много, да руководитель не садист.

 

 

После заброски рюкзаки заметно полегчали. Мы двинулись в сторону наших первых категорийных перевалов Орбита 1Б + Москвич 1Б. Под перевалом небо затянуло, начался дождь. Расстроенные, мы залезли в палатку, стали Павича читать вслух, было у нас такое развлечение на случай непогоды. Но "дождь покапал и прошел", мы вылезли, пошли и прошли два перевала, как и было задумано! На Москвиче вместо флага надули воздушный шарик с надписью "Москва 2012", предусмотрительно захваченный мною из столицы. Пусть у нас не будет олимпиады, зато мы шарик на перевал затащили!

 

 

Встали под перевалом на марене. У Андрюхи проснулся дар архитектора — он складывал мозаичное панно под палатку. Мы со Стасом к творчеству допущены не были, только плоские камни подносили.

Следующие перевалы (Молодых 2А и Восточный Туманный 2А) брались по уже известному сценарию: выходим — погода отличная, идем по леднику — валит снег, но мы не сдаемся, подходим к перевалу — все о`кей, можно лезть, 10.00 — мы на перевале.

 

 
 

 
 

 
 

 
 

 

Так медленно, но верно мы приближались к первой нашей 2-кеБ — перевалу Мечта. Вечером подошли под ледник, поставили палатки. Погодка сомнительная, дождик накрапывает. Утром проснулись — ни тебе ледника, ни перевала, сплошное молоко кругом. Весь день то дождь лил, то снег валил. Совсем рядом с палаткой, громыхая, непрерывно сползали какие-то бульники. Здоровый сон и любовь к литературе помогли скоротать этот длинный день. Павича закончили, начали "Марсианские хроники". В нашей палатке шла битва за Сименона... От ничегонеделанья стала давать о себе знать раскладка в 500 грамм, хотелось чего-нибудь пожевать...

 

 

Наутро погода была не то, чтобы супер, но без дождя, и даже перевал видно. "Сфотографируйте его скорее, пока не затянуло, — сказал Серега, — а то в маршрутке написано: взятие определяющих перевалов в условиях хорошей видимости". Напрасно он волновался, ведь сценарий был известен — в 10.00 мы были на перевале, выглянуло солнышко, жизнь налаживалась. Приняли решение идти на вершину Мечта 2А. Мне в тот день нездоровилось, Андрюхе тоже, у Галки нога болела. Поэтому на вершину отправились пятеро храбрецов — Сергей, Аленка, Мишка, Антоха и Стас. Мы втроем удобно расположились на камушках и провожали героев.

 

 

Восхождение прошло успешно, и мы начали спуск с перевала. Повесили шесть или семь веревок на льду и в сугробах, крутили проушины, петляли между каких-то бергов... Вот она какая, двойка Б! Прикольный такой был перевальчик, все по-взрослому. Я перевалы такого уровня еще не ходила, поэтому находилась в некотором ауте...

Так успешно завершилось наше первое кольцо. Мы вышли к заброске, где у нас была запланирована дневка. Желающие спустились на Шавлинское озеро в баню и за пивом со сникерсами. Остальные мылись в ледянющей воде, сушились, загорали и предавались лени. Вечером нас навестили дикие горные козлы с козлятами. Я и Мишка гонялись за ними с предложением сфотографироваться, козлы, понятное дело, убегали. Короче, у меня ничего толкового не вышло, может, что у Мишки получилось... Было найдено несколько грибов, отдаленно напоминающих подберезовики. Они были брошены в наш традиционный водянистый супчик (два пакетика на пять литров воды на восьмерых). Вопреки ожиданиям, никто не отравился.

 

 

Следующий наш перевал Абыл-Оюк 1Б* не предвещал ничего плохого — судя по описанию и рассказам Антона. Описание было написано старательно и подробно. Всех очень веселили фразы "приятная прогулка по леднику в кедах" и "особенно тяжело идется Маше Каковкиной". Очень скоро мы стали понимать эту Машу Коковкину — сыпуха была просто отвратительная. А поднявшись повыше, мы напоролись на "звезду" — камни сменились жутким конгломератом на довольно крутом склоне. Стоять на нем было практически невозможно, держаться не за что, когда пытаешься ухватиться за какой-нибудь камешек, он просто вынимается из склона, как ящик. Андрей и Антон умудрились подняться повыше и сыпят на голову камни. На противоположной стороне калуара вроде бы получше, Мишка там прошел, но чтобы теперь туда попасть, нужно преодолеть снежный участок, на котором тоже все ползет, и без кошек не устоять. Веревку вешать просто не за что. Вот здесь мне было страшно, говорят, я даже материлась... Пришлось одевать кошки, что тоже было нелегко. Чуть повыше ребята все же повесили одну веревку. Как говорит Дима Витчак, "своеобразная единичка Б"... На седловине долго не могли отдышаться, пришлось пообедать. Зато спуск был очень веселым — спустились по снегу на попах, оставив после себя видимость сошедшей лавины.

Раньше у нас была мечта — взойти на Мечту, теперь появилась надежда залезть на Надежду, нашу очередную 2-ку Б. Подъем был довольно простой, если не считать глубоких сугробов, и быстрый. На спуске были штук двенадцать веревок, парочка дюльферов через берги, всякие трещины. Снизу все время кричали: "Давайте буры! Веревки! Ледорубы! Карабины!" Я чувствовала себя уже гораздо увереннее и, даже, ощутила свою полезность — всем было лень крутить проушины, а у меня они неплохо получались. Да и вообще, в голове, наконец-то, наступила ясность — что, зачем, как и почему. В тройку-то мы ходили по принципу "мальчики провесили перила, девочки прожумарили", знать надо было только как обвязку завязать, да жумар пристегнуть...

 

 
 

 

Когда Серега заявлялся, ему в МКК сказали: " Маршрут физически очень сложный, особенно вторая часть. Вы пройдете вторую 2-ку Б, необходимую для четверки и больше уже никуда идти не захотите, вниз свалите". А мы захотели и не свалили. Поэтому на следующий день отправились вверх по леднику Маашей к перевалу Тамма 2Б*.

 

 

Красивый ледник Маашей — белый, сверкающий, весь в каких-то барашках. Справа по ходу — высшая точка района, пик Маашей. Когда шли по леднику, дорогу преградил гигантский лавинный конус. Похоже, лавина сошла не так давно, размеры ее впечатляли — она перегородила полдолины, громоздились глыбы снега выше человеческого роста. Наверное, грандиозное было зрелище в момент ее схода.

 

 

К вечеру, гуляя между трещин, и, иногда, все же в них проваливаясь, подошли под перевал Тамма. Снизу он выглядел великолепно — весь состоял из каких-то сераков и бергов. Они нависали один над другим, и пришлось петлять между ними и, даже, пролезть в какое-то отверстие для маленьких жучков. Когда веревки закончились, оказалось, что надо еще долго и нудно подниматься до седловины (мне так показалось, может, и не очень долго). А на седловине было огромное футбольное поле. Светило яркое солнце, все загорали, Галка лепила снеговика...

 

 

В тот день у нас была запланирована еще одна двойка Б* — перевал Физкультурник. Судя по карте найти его было предельно просто — пройти, не спускаясь на ледник, мимо пика Тамма и вдоль хребта. На деле все оказалось посложнее. Ничего похожего на перевал видно не было. Зато открывалась прекрасная панорама окрестных вершин, особенно впечатляла Карагем-Баши в виде подковы. А нашего перевала не было. Был какой-то отрог с карнизом, необозначенный на хребтовке. Делать нечего, пошли искать. Вскоре вышли к седловине с туром. Читаем — перевал ТПИ (видимо, Томский политех). Заглянули вниз — ничего себе перевал, скалы отвесные. Да они его еще и брали с той стороны! Глянули в записку — 94-й год, понятно, дураков нет тут ходить, пошли дальше искать свой Физкультурник.

 

 

В следующем месте, похожем на седловину, нашли тур, но без записки. Посмотрели — вроде ничего, на 2Б похоже. Обозвали все это дело Физкультурником и стали дюльферять. Нам уже не принципиально было, хотелось просто скорее свалить из этого сектора. Повесили несколько веревок, потом спускались кто как мог — кто на попе, кто в связках. Я тащила за собой три веревки, они, конечно же, запутались, полезла распутывать — провалилась в какую-то трещину, ледоруб чуть по дороге не потеряла...

 

 

Короче, все торопились вниз. Баня в Актру манила. Солнце светило ослепительно, ледник раскис, мы весело бежали по нему, обгоняя бесчисленные ручейки и перепрыгивая через трещины. В одном месте ручьи стекались в огромную воронку, уходившую куда-то к центру Земли: "Никогда больше не буду по закрытому леднику без связки ходить, " — сказал Мишка, заглянув в эту бездну.

Побежали дальше с радостным ощущением того, что все трудности позади, а впереди только вкусный ужин. Но мы жестоко ошибались, полагая, что это так. Оказывается, мало выйти на ледник, надо еще как-то с него слезть. В описании, правда, говорилось что-то о распутывании трещин и какой-то веревке, но чтобы все было так запущено... Трещины распутать, конечно, было возможно, но дальше начиналось какое-то нагромождение льда, переходящее в огромные бараньи лбы, что там под ними вообще непонятно. Пришлось идти по скалам. А для меня нет ничего страшнее, чем свободное лазанье вниз с рюкзаком. Спрашиваю у Антохи: "А ты меня поймаешь?" А он отвечает: " Конечно, ведь у тебя же спирт и трамал!" Как я там спустилась, не знаю, жуть какая-то. Сижу на камушке в прострации, Мишка говорит: " Улыбнись, а то глаза круглые-круглые!" Хорошо, хоть не квадратные, пришлось улыбнуться... А дело уже к вечеру, все устали ужасно. Серега еще какие-то гонки за улетевшим рюкзаком на склоне устроил, локоть разбил... Одну веревку все же повесили. Стали спускаться. Аленка тут же чуть камень не поймала, вовремя в сторону отпрыгнула. Одним словом, тяжелый выдался вечерок. А назавтра мы еще хотели на пик УПИ лезть... На общем совете решили, что завтра устроим полудневку, сходим на разведку в Актру, а на УПИ пойдем послезавтра.

К полудню мы уже отъедались в альплагере. Поскольку ассортимент в магазине был невелик, пришлось отъедаться пивом и тем, что осталось на запасные дни. Выяснили, что здесь есть две бани, ужин за 70 рублей, и что пик УПИ находится совсем не там, где обозначен на нашей карте. Инструкторы посоветовали Сереге идти не на УПИ, а на Караташ по маршруту 2А. Они вообще очень долго удивлялись, что нам после пройденной горной четверки еще хочется лезть на какую-то гору...

 

 

Идут на Караташ с ледника Малый Актру. Половину маршрута видно прямо из альплагеря. На первый взгляд, ледник смотрится ледяной стеной, вертикально уходящей вверх... Поднимались в связках с переменной страховкой, накрутили кучу буров. Галка осталась в лагере, поэтому шли втроем с Андреем и Стасом. На подъеме нас обогнали трое разрядников. Они лихо бежали на передних зубьях, один даже без каски. Но мы не очень торопились, поэтому продолжили крутить буры. На вершину поднимались сначала по снежнику, потом по сыпухе. В полдень были наверху, съели перекус, пофотографировались. У меня в фотике сдохла батарейка, и я очень страдала, что осталась без героических кадров.

Вниз идти оказалось проще, чем я думала. На спуске нас опять обогнали трое удальцов. Они сбегали, иначе не назовешь, на соседнюю вершину Снежная. Посмотрела, как они весело скачут через трещины, и сама пошла увереннее. К четырем мы уже были в Актру. Поход был завершен. Галка раздобыла рыбных консервов. Баня топилась. А жизнь-то налаживалась!

Утром мы пытались уехать из лагеря на машине, но они почему-то как раз сегодня все сломались, пришлось идти пешком. Прошли по долине восемь километров, до места, именуемого "перевалка", оттуда по спутниковому телефону (о, как мы были круты!) вызвонили машину и назавтра уехали в Горно-Алтайск.

В Горно-Алтайске поселились в СЮТуре (станция юного туриста). Это такая гостиница без звезд — удобства на улице, душа нет ("помойтесь в речке"), плюс идет ремонт, и постоянно чем-то долбят по голове. Зато и стоит это удовольствие 70 рублей в сутки. Юных туристов я там не видела. Жили мы в семиместном номере с двухэтажными кроватями. Я жила на втором этаже и, в первое же утро не замедлила свалиться на первый. Просто я хотела слезть потише, никого не разбудив... А следующей ночью была другая подстава — мы купили арбуз, а администраторша входную дверь заперла. Всю ночь непрерывно лазали в окно. Оказывается, я только по скалам плохо лазаю, а в окна — очень даже ничего...

Два дня мы гуляли по Горно-Алтайску, посетили музей и запаслись народными музыкальными инструментами под названием "комус", он же "варган" и сувенирами. Сходили в интернет, т.е. на почту и посетили местный курорт Ая (очень похоже на наши Озерки, только в горах, вода чище и народу больше). На третий день я проводила всех на автобус до Барнаула, а сама стала собираться в путешествие на Катунский хребет, но это уже другая история...

Впечатления от похода — самые восторженные. На мой взгляд, соотношение "спорт — компания — красивый маршрут" было выдержано в идеальных пропорциях. Спорта было вполне достаточно. Я многому научилась, благодаря чему и решилась впоследствии идти на Белуху без Вани. Без этого похода я бы туда ни за что не пошла... Команда у нас подобралась просто замечательная, даже не верится, что с половиной ребят я до похода практически не была знакома. Серегино руководство тоже очень понравилось. Что касается природы — Алтай прекрасен, это пришло мне в голову, еще когда мы ехали по Чуйскому тракту. Очень понравилось, что в этих горах все очень компактно — ночуя в зоне леса можно пройти снежный перевал и к вечеру опять оказаться на "зеленке". Да и с погодой повезло. Дожди, конечно, шли каждый день, но походу не мешали. Солнце светило, ручьи журчали, горы сверкали, бурундуки не желали фотографироваться... Словом, все было так замечательно, что придется вернуться на Алтай снова, а, может быть, и не раз.

Екатерина Попова