Турклуб «Вестра» » Творчество » Андрей Юрков » Велопоход по Монгольскому Алтаю

Велопоход по Монгольскому Алтаю

Велопробегом по бездорожью. Рериховские пейзажи, муза Гумилева и треснувший багажник

 

Поговорим про Музу Дальних Странствий? Помните, как там у Гумилева?

Мы с тобою, Муза, быстроноги,

Любим ивы вдоль степной дороги,

Мерный скрип колес и вдалеке

Белый парус на большой реке.

Этот мир такой святой и строгий,

Что нет места в нем пустой тоске.

 

Так вот и я говорю, что в мире нет места пустой тоске, и задумки о путешествии по Монголии у ребят появились давно. А когда они приступили к реализации этих задумок? Звезды встали в нужном положении примерно в октябре, за восемь месяцев до начала похода.

- За восемь месяцев? – удивленно переспросите Вы. И будете правы, потому что в современном мире, когда начальство наконец-то отпускает, то бывает, начинаешь лихорадочно готовиться к отпуску за пять дней до отъезда.

- За восемь месяцев! – ответят Вам. Потому что серьезный поход подготовить – это как раз шесть-восемь месяцев и надо!

- Муза дальних странствий – это серьезно!

Составить маршрут, с двумя-тремя вариантами досрочного прекращения маршрута в случае болезни или непредвиденных обстоятельств. Собрать крепкий коллектив, выносливый физически, устойчивый психологически и готовый к сверхнагрузкам. Тут спецназ может отдохнуть – если двадцать дней надо в автономке путешествовать в одном маленьком коллективе, да еще каждый день, часто под дождем,  проезжать по сто километров, заезжать на перевалы, или просто заталкивать на перевалы велосипеды, переправляться без мостов через горные реки, чинить выходящие из строя горные велосипеды, потому что горные велосипеды будут ехать по бездорожью, ямам, рытвинам и грязи, а иногда по снегу и камням.

Да, речь идет о велосипедном походе по Монголии, походе шестой категории трудности.

- Что такое шестая категория трудности?

Отвечу: - Шестая категория трудности, это такое количество препятствий, которое нормальному человеку в голову не придет ну никак! Шестые категории трудности могут быть в альпинизме, в горном, лыжном, водном и велосипедном туризме. Всюду – свои. Всюду – очень трудные.

Монгольский Алтай - самая высокогорная часть Монголии, расположенная на северо-западе страны, это самая дикая, труднодоступная и малоизученная часть Центральной Азии. Монгольский Алтай состоит из нескольких разделённых долинами хребтов, растянувшихся на 1000 км с юго-востока на северо-запад. Магистральная часть хребта приподнята на 3000-4000 метров над уровнем моря и тянется на юго-восток страны от западной границы с Россией до восточных районов Гоби.

Исследования этого района начались сравнительно поздно. Первую экспедицию по Монгольскому Алтаю совершил российский географ, ботаник, этнограф Григорий Потанин в 1876-1878 году.

Вопрос – а зачем была нужна эта экспедиция? Оно понятно, что Муза дальних странствий. А все же?

- Да борьба же была за сферы влияния!

- С кем?

- Да с Великобританией, конечно! Так что Муза, она - конечно, она была  рядом, но офицеры генерального штаба тоже были где-то недалеко. Вот и оказалось,  что на начало 20-го века на карте Азии было большое белое пятно. Так в Монгольский Алтай была снаряжена экспедиция Сапожникова.

Маршрут наших ребят проходил по местам  экспедиций профессора Сапожникова 1905 -1909 года. Ребята бороться за сферы влияния не собирались. Им хотелось приключений и первозданной природы.

Итак, ребята из Русского Клуба Велопутешествий собрались по монгольскому Алтаю в период с 7 августа  по 28 августа. За время похода за 22 дня  пройдено 994 км (из них 50 км по асфальту, 50 км по хорошим грунтовкам, а все остальное – по плохим грунтовкам, тропам и просто  по бездорожью),

Пройдено на велосипедах 15 перевалов, два  – высотой более трех тысяч метров. Поставлено 25 заплат на камеры, заменена одна  втулка, 4 колодки тормозов. От перегрузок треснул багажник, который правдами и неправдами чинили все три недели. А еще приходилось периодически чистить цепи и звездочки от грязи.

Пройден поход по Монгольскому Алтаю. По нетронутым местам. Где не ездят машины, где лошадь – нормальное и основное средство передвижения, где овцы – это просто часть жизни, где женщины и девочки доят кобылиц и верблюдиц, где искренне рады каждому гостю. Потому что степь, и следующее стойбище километров через тридцать, а может быть, и пятьдесят. А дорог между стойбищами нет. Как же тут не обрадоваться гостю! Тем более, группе гостей, да еще на велосипедах, да еще из далекой-далекой России!

         А то, что непонятно, на каком языке говорить, так это не беда! Это вовсе не препятствует общению! Жесты помогают, а чай, которым обязательно встречают любого гостя, способствует общению и взаимопониманию.

И в итоге пройден поход пятой категории трудности. До шестой категории трудности немного не дотянули.  Почему? Двадцати двух дней не хватило!

 Как мне рассказывал руководитель, вроде бы все предусмотрели. Были готовы к преодолению сложных перевалов, были готовы к тому, чтобы зашивать прохудившиеся покрышки.  А к тому, что исчезла дорога по ущелью, готовы не оказались.

К маршруту готовились во многом по картам 50-х годов. На гугл-картах вроде бы что-то было видно. Итак, на очередной перевал затащили они свои велосипеды, начали спускаться. Должна бы появиться дорога. А дороги нет.

2 км нет дороги, 5 км нет дороги, 10 км нет дороги! и вообще нет дороги! И даже тропы нет! Что случилось?

Да просто цивилизация отступила, исчезли поселки. Вот и нет дороги. А что такое – тащить груженый горный велосипед по заросшему кустарником и лесом среднегорью! Тут скорость передвижения – хорошо, если 5 км в день!

Из любого безнадежного положения есть выход. и ребята сократили и переделали маршрут. И через 20 км бездорожья вышли все же на какую-то дорогу, хоть и не ту, что была нужна. И двадцати двух дней стало не хватать. Но на работу все же надо! Так вот и получилась не шестая категория, а пятая. Что тоже – ничего себе!

Зачем это надо?

Вспоминаем певца Музы дальних странствий Гумилева, страстного путешественника и любителя приключений.

Ах, в одном божественном движенье,

Косным, нам дано преображенье!

 

И объяснять дальше, зачем это надо – бессмысленно!

Можно лишь добавить про Рериховские пейзажи, каждый вечер и каждое утро. Можно лишь добавить про безмолвие. И состояние транса  в этом безмолвии на перевалах и в долинах рек. Это состояние единения с жизнью, которая тут не менялась сто, а может быть, и тысячу лет.

Да, но достаются  Рериховские пейзажи воочию только тем, кто готов отрешиться от цивилизации и,  вслед за Музой Дальних Странствий преодолевать перевалы и бездорожье. Впрочем, есть мнение, что Рериховские пейзажи хороши и в музеях. Тут дело вкуса.

Конечно, такие путешествия – удел немногих. Такому надо посвящать если не жизнь, то хотя бы часть жизни.

Но ведь есть и несложные велопутешествия, где тоже можно увидать много интересного и нового. А ночные звезды намного больше, чем в городах.  И сколько всего можно интересного увидеть, проезжая в день по 80-100 км. А жизнь станет совсем другой. Ну, хотя бы отчасти! И Муза Дальних Странствий будет хотя бы временами рядом.

У велотуристов так жизнь и идет.  Главное – велопоходы.  Два, а то и четыре похода за год. Несложные походы  по Европе и центральной России, сложные  - по горам бывшего СССР, Азии и Америки. А между походами – все остальное – карьера, бизнес, семья и прочие будни.  От которых будет временами отрывать Муза дальних странствий.

Кстати, за поход пятой категории трудности ребята из Русского Клуба Велопутешествий получили 2-е место на чемпионате России.

Независимая газета. 8 февраля 2018