Памяти Николая Волкова-
туриста и Валерия Хрищатого -
альпиниста посвящается
(экспедиция "Неизвестный Тянь-Шань")
Китай: Район п. Победы (в Китае - Томур) с изнанки, т. е. с юга, где из наших туристов не было никого и никогда, да и про альпинистов какой-то распространенной информации нет. Это не Конгур-Музтагата, где уже начат некий альпинистский <бум>, освоены подъезды-подходы: Здесь ничего не известно. Долго выяснялась возможность в принципе попасть в район. И мы здесь совсем одни, а нас всего четверо. И полное осознание того, что случись что-либо - на помощь к нам не придет никто:
Когда мы заезжали в район, у меня сложилось впечатление возврата в 60-е. Только с современным снаряжением, с которым мы готовы проходить что угодно. И с некоей надеждой на помощь в виде практически не работающего здесь спутникового телефона. В остальном - самолет, затем машина, поезд, снова машина, караван из 4-х лошадей - и только через 8 дней после вылета из Москвы мы у ледника Чонтерен, предоставленные самим себе. Вокруг - неизведанный мир, особенно в туристском плане. Здесь нет пройденных перевалов, а наша генштабовская топокарта дает хорошее представление о ледниках и отрогах, но очень условное - о характере рельефа и крутизне. По крутизне склонов более-менее понятно, когда по горизонталям она меньше 30 градусов. Если по горизонталям там круче - то вас ожидает что угодно - от 30 и до 90. А по рельефу - скалы или снег-лед - нам давали представление снимки из космоса, тоже весьма условное, так как вертикальные сбросы на снимках не видны, а оценить как-то крутизну или характер ледопада невозможно. Но мы шли, и старались пройти максимум из возможного. И я считаю, что нам это удалось. Жаль, что мы не попали на ледник Темирсу. Но зато остался огромный задел на будущее. Мы не поднялись ни на одну вершину. Но тому были свои причины, одна из которых - просто не мерянное количество снега. Если бы не снегоступы - результатом нашей экспедиции могло бы оказаться прохождение всего нескольких перевалов. Да и как еще можно оценить ситуацию, в которой за первые 3 недели маршрута было пройдено, по сути, 3 перевала.
Наша экспедиция посвящается памяти двух замечательных людей - Николая Волкова и Валерия Хрищатого, высококлассных спортсменов, которые, наверно, немало повлияли на мои взгляды на туризм и на те маршруты, которые были пройдены под моим руководством. Поэтому хотелось бы дать хотя бы короткую справочную информацию о Валерии и Николае.
Хрищатый Валерий Николаевич (1952-1993 гг.), Алма-Ата. <Буревестник>, затем - Сов. Армия. ЗМС с 1982 г. Альпинизмом начал заниматься в 1968 г. Им пройдено более 50 сложнейших маршрутов в горах Памира и Тянь-Шаня. Всего же у Валерия около 350 различных восхождений. 33 раза был на семитысячниках горных районов СНГ: 10 - на п. Коммунизма, 5 - на п. Победы, 8 - на п. Ленина, 4 - на п. Е. Корженевской, 6 - на Хан-Тенгри. Пятикратный <Снежный барс> - такого нет ни у кого! 1979 г. - п. Россия по Ю-В. стене, 6 к.с., чемпион Союза. 1980 г. - п. Коммунизма по Ю. стене - чемпион Союза; 1982 г. - Гималайская экспедиция на Эверест. В связке с К. Валиевым в ночь с 8 на 9 мая поднимается на вершину. Награжден орденом Дружбы народов. Присвоено звание МСМК. 1984 г. - п/п С. стены п. Победы - чемпион Союза. 1988 г. - траверс п. Важа Пшавела - п. Победы - п. Военных топографов. В активе В.Хрищатого три зимних п/в: 1986 г. - п. Коммунизма; 1988 г. - п. Ленина; 1990 г. - п. Победы. 1989 г. - три восхождения на вершины массива Канченджанги (все без кислорода - своеобразный рекорд). Награжден медалью <За личное мужество>. В 1990 году в качестве руководителя, совершил уникальный траверс всех времен: п. Победы - Хан - Тенгри! Признан лучшим альпинистом страны. 1990 г. - участвовал в Казахской экспедиции на Манаслу. 1991 г. - Казахская экспедиция на Дхаулагири. Подъем на вершину по З. стене (без кислорода). 1992 г. - руководитель Казахско-Японской экспедиции на Эверест. Поднимались на вершину по новому пути - С-В ребру. На высоте 8300 м прекратили восхождение, надо было спасать заболевшего японского восходителя. Валерий погиб в 1993 г. - вместе с английским альпинистом, они погребены ледовым обвалом под п. Чапаева.
С гибелью Валерия Хрищатого, отечественный и казахский альпинизм (вполне возможно и мировой) потеряли одного из самых выдающихся представителей нового альпинистского поколения. <Этот восходитель не умещается в звание заслуженного мастера спорта, либо альпиниста международного класса:. Хрищатый взрывает эти старые рамки: Он опередил свое время и своих спутников> - так о нем сказал в своей книге <Золотой ледоруб> журналист Ф. Свешников.
Волков Николай Николаевич (1934 - 1981). Родился в Москве в семье известного русского художника. В 1959 г. окончил болдыревскую школу инструкторов. В 1967 г. руководимая им команда совершила первое зимнее прохождение перевала Дикий (Тянь-Шань). Им разведаны и пройдены сложнейшие перевалы на Памире и Тянь-Шане (Революции, 1000 взрывов, Пролетарской печати). Дважды был победителем Всесоюзных соревнований на лучший туристский поход (в дальнейшем - Чемпионаты СССР). В 1969 г. присвоено звание <Мастер спорта СССР>. С 1976 по 1981 г. был председателем горной комиссии Всесоюзной федерации самодеятельного туризма, с 1970 по 1981 г. - член Центральной маршрутно-квалификационной комиссии. Автор книги <Спортивные походы в горах> ( ФиС, 1974), более 20 статей в журнале <Турист> и альманахе <Ветер странствий>. Много лет был специальным фотокорреспондентом журнала <Турист>, работал фотокорреспондентом Дирекции международных альплагерей (МАЛ) на Памире. Погиб в связке с М. А. Дунаевским и В. И. Свердловым в августе 1981 г. при траверсе п. Хохлова (Памир). В 1982 г. под склонами п. Коммунизма на поляне Москвина друзья установили в их память двухметровый титановый крест и мемориальную доску.
Эта информация взята из готовящейся к изданию энциклопедии отечественных альпинистов и туристов. Еще несколько слов от себя. Николая Волкова я не знал. Он ушел в 1981 году, когда я еще учился в институте в Одессе, и еще всерьез не ходил. Но у меня много друзей, в том числе и среди тех, кто ходил с ним в походы, и порой мне кажется, что мы были знакомы. То, что тогда пытались сделать на Памире - высотный траверс в рамках похода 6-й категории - даже на сегодня остается задачей из разряда сверхсложных. А в то время, когда на ногах были ботинки Московской фабрики, ветрозащитные костюмы из капрона и т. п. - задача, стоявшая перед группой, оказывалась просто уникальной. Срыв остановил их практически на середине пути, на склонах п. Хохлова. Ниже была двухкилометровая стена:А еще, листая <старые страницы> (личная страничка Николая Волкова на сайте МКК), я часто читаю нитку маршрута 6-й категории, пройденной под его руководством в далеком 1978 году на Памире. Масштабы пройденного впечатляют, маршруты такого уровня и сейчас редко встречаются. Этот маршрут занял тогда 1-е место в чемпионате СССР.
С Валерой Хрищатым мы познакомились в 1993 году, примерно за две недели до его гибели. В бане у Казбека Валиева. Много разговаривали о горах, о его траверсе Победа-Хан, о туризме, естественно горном. Последний раз встречались у ледника Семеновского, перед подъемом к п. Хан-Тенгри, куда он уходил с англичанами. Общаться с Валерой было необыкновенно легко, думаю, такие люди не часто встречаются в жизни. Так я приобрел и потерял друга: А траверс Победа - Хан - запомните этот траверс. Такого уже не будет, к сожалению, никогда. Такие люди больше не рождаются, так как система, которая их готовила, уже умерла. А нигде и никто еще не делал в горах ничего подобного. Тем более в рамках чемпионата - то есть за 14 дней. (Я, как не считаю - меньше месяца не получается). Нитка траверса звучит фантастически: МАЛ - пер. Дикий - п. Важа Пшавела - п. Победа - п. В. Победа - п. Военных топографов - п. Рапасова - п. Дружба - п. Зорге - п. В. Шатер - п. З. Шатер - п. Хан-Тенгри - МАЛ. Это большая часть вершин траверса, которые я написал просто по памяти. Еще несколько менее значимых шеститысячников в этом списке отсутствуют. Все перечисленные вершины превышают высоту 6500, а чтобы полностью представить масштабы пройденного, могу добавить, что по маршруту следования не редки были перепады более километра, как-то прохождение седловин перевалов Чонтерен (5488), В. Хрищатого (5300), Иныльчекский (5500), В. седло Хан-Тенгри (6000). Не считая <мелких> провалов. Могу к этому лишь добавить, что на траверс п. Шатер З. в 1991 году мы потратили 6 или 7 дней. Два дня сожрала непогода, но остальное-то я даже особо и не знаю, как сократить меньше, чем до 4-х дней.
Перевал Валерия Хрищатого 3Б с востока. |
И так, сегодня 8 июля, понедельник, и мы вечером улетаем. Улетаем в Бишкек, и наша экспедиция начинается. Но за три часа до отъезда из дома мне звонит Антон, и говорит, что пришло письмо от Саши - нашего китайского партнера, в котором он сообщал, что район закрыт китайскими военными из-за демаркации границы с Киргизией, и не хотим ли мы сменить район. Мы ответили, что уже вылетаем и район сменить просто не в состоянии. Улетали мы из-за этого в достаточно подавленном состоянии. В Бишкеке нас встретила машина В. Н. Бирюкова (фирма <Тянь-Шань-тревел>), и наш подготовительный этап продолжился. Закупаем оставшиеся продукты, меняем билеты на Ош на следующий день. Антон сидит на телефоне, переговариваясь с Сашей: К вечеру Саша сообщил, что все может получиться, но нужно пару дней подождать.
После обеда улетаем в Ош, хотя все время ожидаем отказа от китайской стороны и пытаемся придумать, что же делать в этом случае. У нас есть карта района Конгур-Музтагата, может, пойдем туда?
Прилетаем в Ош и пытаемся снова прояснить ситуацию с районом. Сегодня уже среда, а в выходные таможня не работает, граница на <замке>. Мы планировали пересечь границу в среду утром, а теперь успеть бы до пятницы. Саша предлагает ждать до понедельника, но это уже получится слишком большая задержка, которая <съест> часть нашего маршрута. Просим организовать переезд хотя бы в пятницу.
По ходу дела возникла еще одна проблема - китайцы запретили ввоз мясного. То есть, мы можем остаться без колбасы и др.
В четверг Саша сообщил, что можно ехать. Выезжаем ночью, на уазике, чтобы рано утром быть на границе. Иркештам - новый пропускной пункт в Китай, открылся только в мае. Проходим таможню, договариваемся с пограничниками, чтобы нас довезли до нейтральной полосы. И здесь загораем: У китайских таможенников уже обед, а нашей машины со стороны Китая все нет. Голод заставляет нас приготовить какой-то супчик, и так загораем на солнце часов до 16. Потом из Китая пошли первые машины, среди них и встречающая нас <Тойота>, которая вообще-то должна была быть белой, а оказалась синей. Мы никак не думали, что это за нами, так как на вид она ехала полная. В ней оказались Саша, водитель, китайский пограничник и еще один китаец. Оказалось, что туда же нужно засунуть и нас с вещами.
Дорога в Кашгар. Наконец обедаем. |
Памятник Мао - символ Китайской империи. |
В субботу выезжаем в Аксу, на поезде с двухэтажными вагонами, и в полночь попадаем в местную гостиницу. Снова китайская кухня, затем оставшиеся закупки - это продукты на подъезды и бензин - мы идем с примусами, МСР и <Примус>. И мы выезжаем на полу грузовичке в горы. До гор осталось каких-то 140 километров. Разрешение от военных, наконец, получено.
Река,"упакованная" в русло по дороге в горы. |
Вскоре равнина начинает подниматься, мы подъезжаем к горам. Дорога здесь - что-то наподобие глины, в раскисшем состоянии примерно по колено грязи. На первом же подъеме наш водитель ехать дальше отказывается - заднеприводная машина подняться здесь просто не в состоянии. Гуляем:
Поселок Талак. Местный вездеход |
К вечеру привели четырех лошадей, на которых поедет наш груз. Рано утром планируем выход. Но утром никто не торопится, мы, не зная языка, не можем понять, в чем дело. Ближе к обеду нам объясняют, что лошади не подкованы. Снова ждем: Саша предлагает на машине доехать до погранзаставы, отдать документы. Это на 7 км дальше вверх - нам же нужно будет уходить в сторону, в соседнюю долину через перевал н/к к реке Чон-Терексу, по которой еще порядка 25-30 км вверх к леднику Чонтерен.
Доехали до погранзаставы. Здесь на нас смотрят, как на диковинных животных - туристы-альпинисты здесь бывают очень редко, а русские - так вообще впервые. Но пускать в район нас не собираются - снова какие-то проблемы. Оказывается, нужно было зарегистрироваться в Аксу. Саша забирает наши паспорта, и вместе с Мишей - своим китайским напарником - уезжает в Аксу, для регистрации. Уже 15 июля, а мы все еще не добрались до начала маршрута. Миша, который должен был вернуться с нашими паспортами, так и не появился. А мы первый раз разворачиваем свой шатер, организуем быт. Следующий день сидим на жаре, ждем. К обеду, наконец, появляется Миша, но без наших паспортов. Попытки выяснить, где наши паспорта, практически ни к чему не приводят - Миша только начал учить русский язык, и слов знает очень мало. Итак, мы в чужой стране, без паспортов в пограничной зоне выходим на маршрут. Здесь нас еще несколько километров подвозят по дороге, пересекаем еще одни ворота, на которых Миша долго договаривается уже не с пограничниками, а с местной милицией. Заплатив им какую-то сумму, он договаривается, и нас пропускают.
Со скрипом наша экспедиция переходит в пешую фазу. Перегружаемся на лошадей и выходим. Уже через несколько часов мне хочется наших киргизов подгонять ногами. К вечеру сворачиваем в долину Чон-Терексу, ставим лагерь. Вдали выглядывает стена п. Военных топографов.
По долине Чон-Терексу. Дорога, пробитая для китайской экспедиции на Томур в 1977 г. |
Встаем рано утром, и пока наши киргизы спят, прячем цивильную одежду и выходную заброску. Потом собираемся и выходим. Давид с Володей уходят по восточной ветви Чонтерена. Их задача - разведать пути подходов по леднику и отнести заброску на среднюю часть маршрута, которая первоначально предполагала траверс п. Военных топографов.
Томур (Победа), Военных топографов, вид с юга, с ветвей ледника Чонтерен. |
Итак, мы сделали разведку верховий ледника Божья коровка, получив представление по перевальным склонам трех седловин - двух в боковых отрогах, т. е. ведущих на притоки Уютный и Моренный ледника Чонтерен, и седловины через отрог хребта Кокшаалтау, соединяющей ледник Чонтерен с ледником Темирсу. Возвращаемся к биваку и ждем ребят. Если сегодня они не подойдут - завтра отнесем заброску к следующему притоку и сделаем разведки и там.
К вечеру мы все вместе. Как бы нагнали один из потерянных на подъездах дней. Давид с Володей отнесли заброску на восточную ветвь Чонтерена, по пути разведав маршрут подходов. В одну сторону они прошли левым бортом, обратно - правым. Правым бортом путь оказался значительно проще, что в последствии сэкономило нам как минимум пол дня. Утром, приняв очередное решение по коррекции начала маршрута, уходим вверх, к притоку Моренный. Решили перевалить в его верховьях на Темирсу, и затем вернуться перевалом в верховьях ледника Темирсу обратно. Идет дождь. К обеду у поворота на Моренный оставляем заброску, и поднимаемся вверх по боковой морене, в карман. Здесь цветущая поляна, ручеек, травка. Дождь все усиливается, а видимость практически исчезает, решили ставиться. Гуляем по поляне. Здесь следы, вероятно, китайской и японской экспедиций на Победу. Явно передовой лагерь, и наблюдатели здесь сидели, так как отсюда просматривается большая часть маршрута подъема этих экспедиций. Дождь ночью переходит в снег, и так продолжается весь следующий день. Видимости никакой, сидим: Здесь всего лишь 3600, а слой снега выпал сантиметров 40. Цветущая поляна исчезла. Интересно, сколько его нападало выше?
Вот она, цветущая поляна. |
Ледопад перевала Божья Коровка, ледник "Моренный" |
Перевалы Божья коровка и Плато с лед. Моренный. |
Северный склон пер. Божья коровка |
Последний участок удалось пройти только в снегоступах | 6435, еще не пройден. Вид с ледника Моренный. |
Перевал Плато 3Б на подъеме |
Утром погода хорошая. Продолжаем подъем по гребню. Темп довольно низкий, сказывается первый выход выше 5000. К обеду выходим на пологий участок перед верхним взлетом. Снега много, даже в снегоступах идти тяжело. Можем засветло не успеть выйти на гребень, поэтому снова ставимся. А очередным утром продолжаем месить снег, обходим ледовые сбросы, затем проходим большой бергшрунд, уже перед выходом на гребень. Погода снова портится, метет. Как ежики в тумане поднимаемся на гребень. Этот перевал решили назвать Плато.
Перевал Плато - вспомогательный перевал. Позволяет выйти на плато под перевал на ледник Темирсу, при этом выход возможен с двух ледников - Моренный и Божья коровка |
В ледопаде перевала Плато 3Б. |
Плато 4600 перевал Уютный сверху, с плато 5550. |
Кое-где идем на передних зубьях, лицом к склону. Спуск отнимает весь день, и уже перед темнотой мы ставим бивак прямо под следующим перевальным взлетом. Картина очень похожая на первый перевал - ледовый склон с выходами скал, минимальная крутизна - 45 градусов.
В ледопаде перевала Плато - 3Б. Спуск на плато 4600 ледника "Божья коровка" под перевал уютный | Перевал Плато - 3Б. 5600 пик 6435. Примерно 400 м километрового ледопада пройдено. |
Перевал Уютный 3А с севера и с юга. |
Подъем и спуск с перевала Уютный 3А. |
Выходим по закрытому леднику вниз. Ледник оправдывает свое название - Уютный. Ни ледопадов, ни резких перепадов. Все ровно, постепенно переходит в открытый ледник, и на пологом осыпном ложе лежит язык. Дальше по морене вдоль правого берега реки, вытекающей из ледника, спускаемся на ледник Чонтерен. Надо сказать, что на подъеме на перевал Уютный Вовка повредил себе голеностоп, слиняв на льду, и соответственно по дороге зацепившись кошкой. Похоже, сильный ушиб, нога распухла. Так что темп наш существенно снизился. По Чонтерену к вечеру выходим к нашей базе. Сегодня 31 июля. На первую часть мы потратили еще два лишних дня.
1 августа устраиваем дневку. С учетом того цейтнота, в котором мы находимся, дневка нам
3400. Место базового лагеря. Китайцев, Японцев и наше. Мы закончили первую часть, позади всего 50 км, и 14 дней. Впереди - больше 150 км и всего 20 дней. И перевалы, еще никем не пройденные: |
На дневке более - менее отдохнули, а Вовкина нога ведет себя вполне приемлемо. Уходим вверх по Чонтерену. Благодаря стартовой разведке путь уже известен. Пересекаем ледник и по правобережному карману уходим вверх. Надо сказать, что
Военных топографов с юга. Десерт: |
Топографов: Слова не нужны. |
Наши рожи. У заброски на лед. Чонтерен. Давид Лехтман, Володя Леоненко, Антон Чхетиани и я. |
Можно сказать, что мы остались без палатки: До МАЛа еще километров 40 и перевал Чонтерен: |
Ледопад на пути к перевалу Чонтерен с юга |
Склоны перегружены, лезть на перевал поздно. Сильный ветер порывами, палатку ставить бесполезно. Зато заработал спутниковый телефон. Звоню Мише Михайлову на Звездочку, прошу найти нам палатку. Мы же роем яму, некое подобие пещеры без крыши, сверху накрываемся нашим шатром. Ночлег относительно нормальный.
Бивачные работы под перевалом Чонтерен. |
Сераки, свисающие с В. Победы. Иногда они рушатся, следы обвалов во многих местах перекрывают весь ледник: |
Если под нами и съедет, мы останемся висеть на перилах, закрепленных на льду. Эти две веревки снега отняли уйму времени. Потом лед, неожиданно крутой. Через нас перелетают небольшие лавинки, но место для подъема мы выбрали, очевидно, оптимальное. Лавина побольше сошла на наши следы ниже, захватив с собой и часть хрустящего склона. Но нас там уже нет. Я думал, что к обеду мы будем на перевале. Но только к четырем часам мы выбираемся из-под огромного карниза на седловину. Здесь
На подъеме к перевалу Чонтерен. Начало перил. | Лавина со склона в. Победа на лед. Чонтерен. |
Фрагменты подъема на Чонтерен. |
Верховья ледника Звёздочка и перевал Чонтерен c севера |
Отдыхаем. Смотрим отснятое видео. В поисках палатки выясняем, что в соседнем лагере питерский РедФокс торгует снаряжением. К этому времени при попытке очередной раз реанимировать МСР я его успешно сломал. Восстановлению он не подлежит, во всяком случае, в полевых условиях. Поэтому решаем проблему одним махом - покупаем 4-х местную палатку, две горелки и заправленные баллоны. Дальше пойдем с новой палаткой, на газу. Экспедиция продолжается.
Мы выходим, и еще несколько часов двигаемся в зоне присутствия людей - здесь маркированная тропа на морене. На уровне ледника Северный выходим уже на закрытый ледник. В прошлом году Иныльчек был открыт практически до ледопада перевала Высокий - это километров на восемь дальше. А в этот раз снова надеваем снегоступы, идем к очередному нашему перевалу, севернее п. Дружба. К вечеру выходим на поворот к леднику Дружба, ставимся. Перевал уже виден. Эту сторону я снимал на слайд в 1993 году, проходя мимо. Что с противоположной стороны - мы не представляем.
Еще одна стена по дороге - п. Погребецкого |
Прохождение карниза пер. В. Хрищатого 3Б. |
Рано утром выходим на разведки. Одна связка вправо, к ледопаду, вторая - вперед, к скально-осыпной седловине на краю плато. Справа оказалось безнадежно - убьет, и очень быстро, а с седловины вниз уходит еще один ледовый кулуар, по которому можно спуститься в рантклюфт ледника Тугбельчи. Спуск возможен. Кулуар длиной метров 700. На осыпной седловинке решили сложить тур. Перевал - нормальная 3Б, название я планировал уже давно, а ребята поддержали. Теперь
У тура на 4650. Антон, Володя, Давид. |
Фрагменты подъема на Чонтерен. |
Этот перевал, который мы назвали Тугбельчи, оказался самым сложным в нашем маршруте. 3Б*. Можно сказать, что все, связанное с этим перевалом, называется <большой прокол>. Не в смысле, конечно, каких-то проблем с прохождением, еще раз повторюсь - идти мы были готовы все, что угодно. Просто по имеющейся у нас предварительной информации (карта и космос) все ранее пройденные перевалы более-менее
Перевал Тугбельчи 3Б*. Подъем и спуск. Видно, естественно, не все. |
Фрагменты прохождения ледопада Тугбельчи. |
Шеститысячники Китая. Продолжение хребта Тегритаг на восток. |
Уже практически темно. Выход к ночлегу. |
Утро. Промозглая сырость. Разминаемся, я снова ухожу вниз. Ребятам говорю, что все, что оставлю, пусть остается, не важно, что это будет - ледобур, или что-то еще. На конце веревки вновь поиск места для станции - полка, на которую ориентировались сверху, круче 60 градусов, и на ней нет ничего подходящего. Ниже и чуть в стороне выковыриваю из снега очередную скальную плиту, вмерзшую в стену. Плита большая, держится хорошо. Удается расчистить ее верхний угол, и на нем сделать петлю. Очередная станция готова. А снежный склон под стеной резко приблизился, может следующей веревки до него хватит. Внизу видны вещи, разбросанные по конусу. Значит, что-то удастся собрать. Подходит Антон. Говорю, что если очередной веревки хватит до снега, то я уйду к конусу, собирать вещи. Чтобы не торчать долго на этом склоне. Так и получилось, и пока ребята дюльферяли последнюю веревку, я собрал все, что было на поверхности, и что удалось откопать.
Последний дюльфер. Ночлег на веревку выше. |
Все. Завтракаем, потом еще два часа в связках, и мы на морене. А к обеду выбираемся в первый карман ледника, травы здесь мало, но уютно и тепло, ровно, течет теплый ручеек. Нам нужно отдохнуть после ночи. Снаряжение дальше попадет в рюкзак, и больше, скорее всего, не понадобится. Это последняя ночевка выше 4000 м.
Утро. Выходим, сегодня задача - дойти до языка ледника. Морены, снова травянистые карманы, в одном из таких карманов устраиваем обед. Но к вечеру ночуем еще на леднике -
Очередной карман на леднике Кичиктерен. И вид в сторону его большого левого притока. Один из многих пятитысячников района. |
Утро у костра: В Китае, в лесу. |
Тропа дальше уже хорошая, идем быстро. К одиннадцати дня впереди видны какие-то строения, дорога. Еще через час подходим - оказывается, это угледобывающий комбинат. Информации о комбинате и о дороге у нас не было никакой. На выходе из комбината нас тормозят, но говорим мы на совершенно разных языках. Думал, нас арестуют - паспортов ведь нет. Появляется и офицер, похоже, пограничник. Через какое-то время к нам теряют интерес. Мы пытаемся объяснить, что нам нужно в Талак. С горем пополам выясняем, что до моста нужно идти еще дальше вниз (по карте он должен был быть 5 км назад). Идем. Жара. На очередном перекуре пытаюсь позвонить, и неожиданно связь появляется. Но Саша недоступен, вероятно, уже в горах, а мобильник там не работает. Я дозваниваюсь в Москву, Леше Ярошевскому. Договариваемся, что он попробует добраться до Саши, и перезвонит мне в течение часа. Но потом связь исчезает, и больше никуда дозвониться не удается. Вскоре выходим к мосту. Устраиваемся ждать Антона в тени единственного здесь дерева. Надо сказать, что по дороге мы встретили двух китайцев (в горах кроме киргизских кошей, встречаются и китайские), которые интересовались биноклем. У меня с собой был старенький монокуляр, <Беркут>. В общем, обмен состоялся, и за монокуляр мы получили большой пакет с пирожками китайской кухни - внутри грибы и какие-то овощи, в меру острые, с отсутствием пищи идут очень хорошо.
Мы у дороги, после 20-километрового пробега, постоянно ездят машины с углем, понятно, что отсюда можно без проблем выбраться в цивилизацию. Поэтому уходить от дороги совершенно не хочется. Связи нет, поэтому мы не знаем, передали Саше наше местоположение, или нет. Учитывая полную неопределенность ситуации, да и нежелание куда-то идти, решили ждать здесь. Через пару часов появился Антон в кабине углевоза. Решили, что он рискнет уехать вниз, по возможности доберется до гостиницы в Аксу, и тоже будет решать вопрос с нами. Мы, конечно, уехали бы все, но без паспортов как-то не хочется.
Еды нет. Связи нет. Вовка с Давидом на очередном попутном углевозе отправляются на фабрику, добывать еду. Я скучаю, и ищу место для связи. Наконец, дозваниваюсь в Москву. Все без перемен, до Саши не добрались, мы в растерянности. Возвращаются ребята с едой и пограничниками. Молодой офицер, сопровождающий машину, предлагает нам грузиться на уголь и ехать в Талак - машина с погранзаставы, с которой мы начинали маршрут. Мы объясняем, что ехать на угле не хотим. Тут он проявляет бдительность, идет со мной к нашей палатке и требует показать вещи. Смеемся, показываем ему кошки, и другую снарягу, в которую он тыкает пальцем. Снова пытается показать нам, чтобы мы собирались и ехали с ним. И при этом он так и не додумался спросить у нас документы. Интересно, как бы он отреагировал на их отсутствие? У на всех только мое мастерское удостоверение, которое на всякий случай я брал с собой. Мы же просим найти в Талаке Сашу, и передать ему записку. Записку они взяли, правда, так и не передали. Наверно, колдуют над ней, так как написал я ее на распечатке космического снимка одного из участков нашего похода.
К вечеру мимо нас проезжают несколько человек на лошадях. Всем им кричим китайское имя Саши и имя нашего киргизского проводника, пытаясь объяснить, чтобы им передали, где мы находимся. Так наступает ночь на 22 августа. Несмотря на хорошую пищу - нам приготовили курицу с картошкой, рис и др. - настроение портится. Сегодня нужно быть в Аксу, иначе до пятницы мы не успеем на границу. Так, в мерзком настроении, и засыпаю. Но в час ночи нас будят два китайца, объясняют на пальцах, что приехали за нами. Спросонья долго пытаемся понять, что к чему. Меня ведут к мосту, показывают машину, повторяют слово <Талак>. Я пытаюсь выяснить, где Саша, и объяснить, что в Талак нам уже не нужно, мы хотим в Аксу и домой. Но нам говорят <Талак>, и все. В конце концов, грузимся и едем. Хоть какое-то движение домой. В три часа ночи мы в Талаке. Мы уж думали, что нас везут сдавать пограничникам, так как поселок мы проехали. Но, наконец, останавливаемся, и через пару минут появляется Саша - можно говорить по-русски. Выясняется, что информацию о нашем местоположении передали пастухи. Все хорошо, что хорошо кончается. Саша говорит, что за нами следили, известен каждый наш шаг. Ну и ладно. Грузимся в машину и едем. Началась дорога домой.
Мы дома. Из отъезда больше всего запомнился прощальный ужин в китайском ресторане - таких блюд я еще ни разу не пробовал.
На фоне пройденного можно сказать следующее - район крайне тяжелый, без соответствующего опыта туда лучше не соваться. Чисто <шестерочный>. Что там делать с <пятеркой> - даже не очень представляю. Простых перевалов в районе нет. Мы кроме пройденных перевалов разведали очень много. Из них всего один!! - тянет на 2А-2Б - наш последний перевал, который мы не прошли. Остальные - не ниже 3А. Причем остальные исчисляются десятками. Все перевалы, как правило, двухсторонние. Любая сторона как минимум 2Б. Наворочено все - скалы, лед, ледопады: И очень много нехоженых вершин, из которых только шеститысячников можно сходу насчитать десяток. И такие же нехоженые стены. Особенно впечатляет южная стена Победы и западная стена п. Военных топографов. Кто и когда решится на них подняться? Победа - самый северный семитысячник, значит южная стена - самая северная стена. Масштабы впечатляют, а скальный пояс выглядит посерьезнее северной стены Восточной Победы. А вершины в районе ледника Тугбельчи? Сплошные стены.
Все пройденные нами категорийные перевалы - первопрохождения. Пройденный маршрут у всей команды вызвал чувство глубокого удовлетворения. Что еще можно сказать? Переживая пройденное, могу лишь пожелать всем хотя бы раз в жизни попасть в район, по которому отсутствует какая-либо информация. Какие бы задачи не получилось там решить, это стоит тех впечатлений, которые при этом возникают. Ведь планируя маршрут в этот район, я даже не знал, какой категории поход там получится. Заявляли, естественно, максимум. А что, если? Ведь по карте, если честно, можно было бы думать, что там нет перевалов сложнее 2А. Просто исследованный район киргизской части Тянь-Шаня, изображенный на этой карте аналогично, давал возможность предполагать, что не все так просто, как нарисовано. Ну и что? Даже если бы там все оказалось простым - маршрут от этого не стал бы менее интересным.
По деньгам. Обошелся нам поход где-то в 1700-1800 у. е. с человека. Можно, наверное, как-то минимизировать эти затраты. В том числе и по срокам, залетая через Урумчи из Москвы. Наиболее существенные расходы, не связанные с дорогой, это - военное разрешение (400 у. е.) и разрешение на посещение заповедника чуть больше 600 у. е. на четверых на 30 дней (т. е. примерно 150 у. е. на человека, или 5 у. е. с человека в день). Это обязательные платежи, без которых в район не попасть. Район, вероятно, так и останется редко посещаемым, и потому, для таких как я, наверно, более привлекательным, чем, например, Гималаи. Тем не менее, этот новый большой мир мы открыли, и я надеюсь, что кто-то там все-таки появится после нас. Мы всем им желаем удачи, так как ни на что другое здесь рассчитывать не приходится. Мы - это Давид Лехтман и Володя Леоненко из Вильнюса, Антон Чхетиани и я из Москвы.
Наши рожи. У заброски на лед. Чонтерен. Давид Лехтман, Володя Леоненко, Антон Чхетиани и я. |
Результатом нашей экспедиции стала такая нитка маршрута: пос. Талак - пер. Кокярдаван н/к - р. Чон-Терексу - разведка выхода через каньон на лед. Сайлыксу по р. Сайлыксу - лед. Чонтерен (базовый лагерь) - разнос забросок и разведка в верховья лед. Божья коровка - лед. Моренный - пер. Божья коровка 3А 5050 рад.+пер. Плато 3Б 5600 - среднее плато лед. Божья коровка (4500) - пер. Уютный 3А 4750 - лед. Уютный - лед. Чонтерен - базовый лагерь - пер. Чонтерен 3Б 5488 - лед. Звездочка (заброска) - лед. Дружба - пер. Валерия Хрищатого 3Б 5300 - лед. Тугбельчи - пер. Тугбельчи 3Б* 5200 - лед. Кичиктерен - р. Кичик-Терексу - угледобывающий комбинат. На участке пос. Талак - базовый лагерь грузы экспедиции (чуть больше 200 кг) ехали на лошадях.
А. Джулий, октябрь 2002 года.