карта сайта
Турклуб «Вестра» > Отчеты и карты > Тянь-Шань > Терскей - Ала-Тоо I к.с. Один О. 2003 г.

Отчёт о путешествии по горам Центрального Тянь-Шаня в августе 2003 г.

Район

Центральный Тянь-Шань, хребет Терскей-Ала-Тоо

Срок

11 - 26 августа 2003 г.

Маршрут

Москва - г. Бишкек - с. Теплоключенка - р. Арашан - пер. Алакёль (1А, 3600) - оз. Алакёль - пер. Панорамный (1А, 3500) - а/л Ала-Тоо - пер. Он-Тёр (1Б, 4000) - пер. Озёрный (1Б, 3700) - пер. Арча-Тёр (1А, 3700) - ФГС - с. Покровка - г. Бишкек - Москва

Маршрутная книжка

27/3-102

Руководитель

Олег Владимирович Один, тел. 590-29-46; odin{гав-гав}westra.ru; http://poga.westra.ru

Организация

Московский клуб туристов "Вестра"; http://www.westra.ru


Характеристика района путешествия

Физико-географическое описание
Политико-географическое описание
Общество и культура
Транспорт и связь
Еда
Цены
Регистрация и трансфер
Перевод с кыргызского некоторых топонимов
Источники информации в Internet

Состав группы
Сводное описание маршрута
Техническое описание пути

Поезд Москва-Бишкек. Автобус
День 1. Теплоключенка
День 2. Долина реки Арашан
День 3. Долина реки Кель-Дике
День 4. Перевал Алакёль
День 5. Перевал Панорамный
День 6. Полуднёвка. Долина реки Он-Тёр
День 7. Долина реки Он-Тёр
День 8. Перевал Он-Тёр
День 9. Долина реки Кёль-Тёр
День 10. Днёвка
День 11. Долина реки Телеты Восточная
День 12. Перевал Озёрный
День 13. Долины рек Телеты Западная и Джети-Огюз
День 14. Долина реки Асан-Тукум
День 15. Перевал Арча-Тёр (Асан-Тёр)
День 16. Долина реки Чон-Кызыл-Суу

Выводы и рекомендации
Приложение

Своданя таблица прохождения маршрута участниками
Список снаряжения
Ремнабор
Раскладка
Перевальные записки

Характеристика района путешествия

Физико-географическое описание

Поход проходил в районе северных отрогов центральной части хребта Терскей-Ала-Тоо. Основные вершины главного хребта в районе похода – Джигит (5170), Каракол, или Каракольский (5281), Огюз-Баши (5168). Находящиеся между Джигитом и Караколом вершины Фестивальная (4500) и Слонёнок (4726) образуют вместе с крайними хорошо выраженный стенной участок. Северная стена хребта покрыта снегом и оледенением, хорошо видны бергшрунды, ледопады и языки висячих ледников, на снежных склонах много карнизов. Со стоянки мы наблюдали сход небольшой лавины со склонов пика Каракол на ледопад под ним. Под стеной лежат ледники долинного типа Кёль-Тёр, Западный и Восточный Он-Тёр, Озёрный, Западный и Восточный Телеты.

Часть маршрута пролегала по долинам рек Арашан, Он-Тёр, Кёль-Тёр, Джети-Огюз и Чон-Кызыл-Суу, все бассейна Иссык-Куля. Он-Тёр и Кёль-Тёр сливаются на высоте 2598 м., образую реку Каракол. Все реки питаются ледниками северных склонов основного хребта. Долины рек и их склоны до высоты 2600 м. покрыты хвойным лесом. В долине реки Арашан есть горячие и холодные минеральные источники, рядом с которыми создан курорт Алтын-Арашан. Такие же источники есть в долине реки Джети-Огюз. Вода в текущих с ледников реках мутная от взвеси почвы и измельчённой породы и поэтому имеет слегка кисловатый привкус. В верхней части долин много родников и ручьёв, вода в них и в более крупных притоках прозрачная и чистая.

Участки маршрута между долинами рек проходили через вытянутые в меридиональном направлении водораздельные хребты по висячим долинам притоков. Высоты хребтов достигают 4300 м. и более, на отдельных участах есть оледенение. В созданной древним ледником котловине хребта, разделяющего бассейны Арашана и Каракола, на высоте 3532 м. над уровнем моря находится озеро Ала-Кёль. К югу от озера расположены горы Терим-Тёр с наивысшей точкой 4271 м.

В маршрут входило передвижение по указанным выше ледникам. Большая часть поверхности ледников во время похода была открыта, трещины на пути небольшие. Хорошо выражены срединные и боковые морены. На леднике Озёрном в подтверждение названия есть несколько озёр, а также много ручьёв и ледниковых мельниц.

Погода во время похода на равнинной части была тёплой – днём 25 – 28°С, ночью немного холоднее. В горах на протяжении всего похода осадки выпадали несколько раз в виде дождя и среднего града, большую часть времени было ясно. Ночью на высотах более 2600 м. температура опускалась ниже 0°C.

Политико-географическое описание

Маршрут проходил в южной части Иссык-Кульской области. Центр Иссык-Кульской области, город Каракол (бывший Пржевальск), расположеный на берегах одноимённой реки, насчитывает около 65 тыс. жителей. Крупные населённые пункты в районе похода – Покровка и Теплоключенка.

Общество и культура

В Кыргызстане хорошо относятся к туристам вообще и к русским туристам в частности. Русский язык – второй официальный, его знают даже пастухи в горах. Милиция вполне лояльна, общение со стражами порядка происходило спокойно.

Большая часть населения занята в сельском хозяйстве и лёгкой промышленности. Значительный доход приносит обслуживание туристов. Города и посёлки почти ничем, кроме ещё большего количества мусора и грязи, не отличаются от российских. В горах стоят юрты или большие палаточные домики. Национальная одежда – колпак, музыкальные инструменты – струнный комуз и язычковый ооз-комуз (варган), герой эпоса – богатырь Манас.

В стране много туристов и альпинистов. Кроме россиян, мы встречали путешественников из Франции, Англии, Германии, Швейцарии.

Транспорт и связь

Средства передвижения почти всегда переполнены. Крупные населённые пункты как Покровка, Каракол и Теплоключенка связаны автобусным сообщением и маршрутками. В посёлках можно нанять водителя с машиной: в таксистах недостатка нигде нет.

На рейсовый автобус нужно обязательно покупать билеты – договорённость с водителем в нашем случае привела к тому, что мест не хватило, и всю ночь мы провели друг на друге и на рюкзаках. В поезде много безбилетных пассажиров, с удовольствием готовых занять места на полках и везущих мелкую контрабанду.

В Покровке и Караколе есть телефон и телеграф. Всё побережье Иссык-Куля охвачено сетью GSM оператора Bitel. Приём во многих местах слабый. При входе в долины сеть теряется. Операторы стандарта NMT-450 отсутствуют. В альплагере установлена радиостанция, обеспечивающая связь с Караколом.

Еда

Проблема общественного питания в Кыргызстане решена полностью – в населенной местности на каждом шагу попадаются недорогие и качественные кафе. Кыргызская, точнее, дунганская и уйгурская кухня проста и кажется немного грубоватой. В горах у пастухов всегда можно найти айран и нан (хлеб), реже – кымыз. В городах в кафе и столовых предлагают лагман (лапшу с мясом), шорпо (суп), манты. На улицах вместо кваса торгуют сильно пенящимся шоро.

Цены

Национальной валютой Кыргызской республики является Кыргызский сом; во время посещения нами Кыргызстана его курс к американскому доллару составлял 43:1. Билет в плацкартный вагон Москва-Бишкек стоил около 75 USD. Стоимость регистрации и трансфера приведена в следующем разделе. От Покровки до Каракола мы доехали на рейсовом автобусе за 25 сом с человека, от Каракола до Бишкека – за 120. За хранимую в принадлежащем фирме «Альптур-Иссык-Куль» альплагере заброску мы заплатили 10 долларов.

Вход в природный парк Каракол, где расположен альплагерь, стоит 50 сом с человека, и ещё 100 нужно платить за каждую поставленную палатку (наша группа избежала этих расходов). УАЗик от альплагеря до Каракола обошёлся в 25 долларов.

Еда везде недорогая. Лепёшка с кунжутом стоит на Ош-Базары в Бишкеке 10 сом. В горах нан у пастухов мы покупали по 20 сом за большую лепёшку, литр айрана – за 5. В кафе на каракольском базаре сытный обед на троих стоил 120 сом. Арбузы продают по 2 сома за килограмм.

Помыться в душе в Караколе можно за 40 сом. Посещение туалета обойдется в 1 – 2 сома.

Регистрация и трансфер

Из Москвы связались с фирмой Dostuck-Trekking, по электронной почте договорились о регистрации. Оплата услуг этой фирмы такова:

Регистрация 29 человек (по $3) $87
Трансфер на ж/д вокзал $20
Всего $107

По приезде в Бишкек нам сразу у поезда вручили нашу регистрацию. Трансфер же у Dostuck-Trekking оказался для нас дорогим.

Kyrgyz-British Joint Venture "Dostuck-Trekking Ltd"
42-1, 18th Linea St., Bishkek, Kyrgyz Republic, 720005
Tel.: +996 (312) 545455; 427471; 540237
Fax.: +996 (312) 545455; 559090

О трансфере договаривались с фирмой Alp-Tur-Issyk-Kul. Автобус Бишкек - Теплоключенка на 30 человек стоил $250. Ещё $30 было выплачено нами как неустойка за четырёхчасовую задержку отправления.

Alp-Tur-Issyk-Kul LTD
61-1, Kirpichnyi zavod, Karakol, Kyrgyz Republic, 722360
Tel.: +996 (3922) 20548
Fax.: +996 (3922) 50163
http://www.mountain.ru/advertising/Issik_Kul

Перевод с кыргызского некоторых топонимов

Ала Кøл белоснежное озеро
Алтын Арашан золотой Арашан
Жети ØгYз семь волов
Кургак Тøр сухой перевал
ØгYз Баши голова вола
Øн Тøр чужой перевал
Чон Кызыл Суу большая красная вода
Ысык Кøл горячее озеро

См. также нашу статью Кыргызские топонимы Тянь-Шаня.

Источники информации в Internet

Помимо данного отчёта, есть наши нетехнические фотографии из похода и рассказ.

http://rus.gateway.kg/ - развитие Кыргызстана через Интернет. Информация стране и регионах, новости.

http://www.geolink-ltd.com/tourclub/trips/2001az3/index.html - отчёт турклуба МГУ о походе 3 к.с. по Центральному Тянь-Шаню. Основной источник информации при подготовке к нашему походу.

Состав группы

No. ФИО Обязанности Дата рождения
1 Аношин Вячеслав Сергеевич Участник 14.07.1979
2 Будянская Елена Михайловна Участник 01.07.1984
3 Винокурова Елизавета Олеговна Участник 28.11.1980
4 Дорофеева Екатерина Юрьевна PR, казначей 22.05.1981
5 Жигулёвцева Елена Юрьевна Хронометрист, летописец 15.03.1982
6 Захаров Михаил Олегович Реммастрер 20.11.1982
7 Кижватов Илья Сергеевич Примусник, фотограф 22.07.1982
8 Козлова Юлия Александровна Завхоз 2.09.1981
9 Нефёдов Алексей Валентинович Участник 22.06.1979
10 Нефёдова Ольга Сергеевна Участник 21.01.1981
11 Один Олег Владимирович Руководитель, медик, фотограф, инструктор 15.10.1976
12 Соболева Наталья Сергеевна Казначей, PR, фотограф, примусник 23.07.1982
13 Шатихина Мария Владимировна Снаряженец, комендант 06.04.1980
14 Шкинёва Людмила Михайловна Участник 15.01.1975

Сводное описание маршрута

День пути Дата Участок маршрута Км Набор/сброс высоты (прибл.) Способ передвижения Погода
1 11.08 Бишкек - Теплоключенка - Иссык-Кульский гребешок 2 30/0 Автобус, пешком Облачно
2 12.08 Иссык-Кульский гребешок - курорт Алтын-Арашан 13 700/0 Пешком Ясно и солнечно
3 13.08 Алтын-Арашан - р. Кель-Дике 6 500/0 - Ясно и солнечно
4 14.08 Пер. Ала-Кёль (1А) - оз. Ала Кёль 5 500/300 - Ясно и солнечно
5 15.08 Оз. Ала-Кёль - пер. Панорамный (1А) - р. Кёль-Тёр 4 300/1400 - Ясно и солнечно
6 16.08 Полуднёвка. р. Он-Тёр. 2 200/0 - Ясно и солнечно
7 17.08 По р. Он-Тёр под лед. Он-Тёр 7 300/100 - Облачно, ночью сильный дождь
8 18.08 Пер. Он-Тёр (1Б) - р. Кёль-Тёр 7 500/400 - Ясно и солнечно
9 19.08 р. Кёль-Тёр - впадение р. Телеты Восточной в р. Он-Тёр 11 200/300 - Ясно и солнечно
10 20.08 Днёвка 0 0/0 - Днём идёт дождь
11 21.08 р. Телеты Восточная 4 500/50 - Облачно, во 2 половине дня дождь
12 22.08 лед. Озёрный - пер. Озёрный (1Б) - р .Телеты Западная 4 700/500 - Ясно и солнечно
13 23.08 р. Телеты Западная - р. Джеты-Огуз - Поляна Цветов 10 0/500 - Ясно
14 24.08 р .Джеты-Огуз - р. Асан-Тукум - под пер. Арча-Тёр (Асан-Тёр) 10 1000/0 - Облачно, дождик, затем ясно
15 25.08 пер. Асан-Тёр (1А) - р. Кара-Баткак - ФГС - куророт Джилы-Суу 14 400/1400 - Солнечно, во 2 половине дня град и дождь
16 26.08 Джилы-Суу - р. Чон-Кызыл-Суу - с. Покровка 19 0/500 - Дождь, затем ясно
Итого пройдено (с поправкой 1,2) 141,6 км пешком

 

Техническое описание пути

Время указано с привалами и перекусом. Учитывается километраж, пройденный только активными способами передвижения. Направления даны в орографическом смысле, если не указано иное.

Поезд Москва-Бишкек. Автобус. 7-11 августа.

Встреча была назначена в 22.30 на Казанском вокзале у весов. Несколько человек добросовестно взвесили рюкзаки, которые вполне удовлетворяли ограничениям в 36 кг. К тому времени как все собрались, уже была объявлена посадка на поезд, и мы с рюкзаками и большими пакетами с едой на дорогу стали пробираться к своему 4-му вагону. Погрузив вещи в вагон и хаотично разместившись по всем купейным местам, мы распрощались с провожающими. И вот мы поехали, радостные в предвкушении чего-то нового. Еще некоторое время после отправления по вагону ходили люди, собирая свои вещи, брошенные в другом купе.

Бишкек. С дружественным отделением.
Бишкек. С дружественным отделением

Проснувшись утром после Оренбурга, мы обнаружили, что у нас в ногах сидят люди; их число в вагоне значительно увеличилось. За время дороги мимо проходит целый универсальный магазин: конфеты, шоколад, пиво, шали и платки, рыба, носки и пояса из верблюжьей шерсти, шлепанцы, одежда, аудиокассеты, часы, косметика, парфюмерия, зубная паста и щетки и т.д. Проводник Яша каждый день добросовестно мыл полы. Все таможни приходились на ночь: пограничники с собаками, обнюхивающими все вокруг, таможенники, светящие в глаза фонариком и пытающиеся опознать в зажмуренном лице человека с фотографии в паспорте. Наконец, Бишкек. 3 часа ночи по местному времени и 1 час по московскому. О радость — нас встречают наши инструктора, уже 6 дней как они закончили свой поход по Памиру.

Автобус, заказанный нами еще из Москвы, уже ждет нас. Но ехать рано: мы не смогли купить обратные билеты в Москве и в 8 часов нам надо идти за ними в кассы. Из-за незнания всех правил оформления в Бишкеке заказа билетов мы не смогли купить групповой билет и покупали билеты каждому поименно и естественно за полную стоимость.

Итак, кроме того, что в Москве надо подать заявление и список группы в 2 экз. (больше 10 чел.) С круглой печатью фирмы, лицензию и устав фирмы, а также оформить заказ билетов в Бишкеке, надо такие же документы подать в кассы Бишкека. Положительный ответ на заказ билетов, полученный в Москве из Бишкека, лишь свидетельствует о бронировании определенного количества мест, а группу нужно оформлять на месте. Лучше брать про запас бланки или просто листы с печатью, если вдруг что изменится. Но это сезонные проблемы, и в другое время таковых, вероятно, нет.

Провозившись с билетами и задержавшись до половины 12, мы, наконец, поехали. В с. Покровка высадилось дружественное отделение Натали Котоминой, которое было встречено дождем. А мы поехали дальше.

День 1. Теплоключенка.

Группа прибыла в с. Теплоключенка. Стремительно темнело. Выслушав напутственные слова руководителя, группа двинулась в горы в поисках места для ночевки, подальше от жилищ. Через полчаса, перейдя по камням ручей, встаем на ночлег на ровной площадке, заросшей травой и колючками, на левом берегу реки Алтын-Арашан.

День 2. Долина реки Арашан

Перед выходом с поляны ночёвки
Перед выходом с поляны ночёвки

Выход в 11.00. Через 20 минут переходим по мосту реку Арашан и движемся вверх по дороге вдоль правого берега, разглядывая, наконец, такие близкие горы. На склоне долины и у реки в нескольких местах лежит снег, судя по следам — остатки лавинного выноса сошедшей зимой или весной лавины. Через три с половиной часа выходим к прижимам — здесь нужно не пропустить подъем, чтобы не пришлось возвращаться, т.к. дорога, по которой ездят машины, проходит дальше вдоль реки, чем тропа, на середине подъема выходящая на ту же дорогу.

Через реку имеется несколько хороших мостов, последним из которых, переброшенным через реку у курорта Алтын-Арашан, мы воспользовались для перехода через реку, через 4 часа от начала прижимов. На ночлег встали на травянистых площадках в 1 км от курорта.

Арашан. Снежный мост.
Река Арашан. Снежный мост.

День 3. Долина реки Кель-Дике

Долина реки Арашан
Долина реки Арашан. Устье реки Кель-Дике

Вышли в 10.40. Движемся по левому берегу реки Арашан. Тропа вскоре уходит вниз, но не стоит сбрасывать высоту, а идти на том же уровне по склону долины, т.к. нижняя тропа вскоре теряется. Идем до места впадения в реку Арашан реки Кель-Дике, которая является 1-ым левым притоком реки Арашан после курорта Алтын-Арашан. К верховьям реки Кель-Дике ведет хорошо набитая тропа. Идем сначала по левому берегу, местами грунт вымылся и тропа идет лишь по корням могучих тянь-шаньских елей.

В 11.40 по мосту переходим на правый берег Кель-Дике. Довольно часто встречаются тропы, спускающиеся к реке, но лучше идти по верху, т.к. у реки попадаются болотистые места, обходя которые, приходится снова карабкаться вверх вместо того, чтобы один раз спуститься в нужном месте, у брода. Его вряд ли можно пропустить. Через два перехода от этого места, у слияния ручьев, образующих реку Кель-Дике, встаем на ночлег.

На мосту через р. Кель-Дике.
На мосту через р. Кель-Дике

День 4. Перевал Алакёль (1А, 3600, ос.)

Подход к пер. Ала-Кёль
Подход к пер. Ала-Кёль

Выход в 9.00. Движемся вверх по ручью по хорошо набитой тропе. Через один переход, под перевалом Кургак-Тёр обнаруживаем хорошие площадки для стоянки, но, к сожалению, на них видны следы людей — мусор, который мы попытались сжечь. Еще через 3 перехода по тропе выходим к перевальному взлету.

На перевале Ала-Кёль. Вид на долину Кель-Дике
На перевале Ала-Кёль. Вид на долину Кель-Дике

Перевальный взлет — мелкая, средняя осыпь крутизной до 25°, высотой 100м. Перевальная седловина довольно широкая, осыпная, наверху пятном лежит снежник. Открыается великолепный вид на бирюзовое озеро Ала-Кёль, видны перевалы Панорамный и Он-Тёр. Тур слева по ходу на микровершине. Но перевальная записка группы москвичей, совершающих некатегорийный поход, от 14.08.03 снята из маленького тура, расположенного левее основного и выше по гребню.

В 16.30 начинаем спуск, представляющий собой мелкую, среднюю осыпь крутизной до 20°, местами просматривается тропа. Подъем и спуск осуществляется в касках. Выходим на зелёнку, идем по северному берегу озера и через один переход встаем на ночлег.

Озеро Ала-Кёль с перевала Ала-Кёль.
Озеро Ала-Кёль с перевала Ала-Кёль

День 5. Перевал Панорамный (1А, 3500, ос.)

Перевал Панорамный
Перевал Панорамный с берега озера Ала-Кёль

Выход в 10.10. Движемся по северному берегу озера Ала-Кёль, забирая вверх по крупно осыпным склонам. Очевидно, на склонах должна быть тропа, но мы нашли ее только в конце. Выше, почти под скальными выходами, наблюдаем движение какой-то группы с пер. Ала-Кёль. Через два часа тропа выводит к скальной перемычке, замыкающей озеро Ала-Кёль с северо-западной стороны. Путь непосредственно по берегу не просматривается, тропы нет. Со скальной перемычки обрывается водопадом речка, вытекающая из озера Ала-Кель. Чуть выше водопада перепрыгиваем эту реку по камням. Далее, по берегу озера идет маркированная турами тропа, которая за 40 минут выводит к началу подъема на перевал Панорамный.

Скальная перемычка
Скальная перемычка

Подъем: мелкая, средняя осыпь 150 м, крутизной до 20°, далее средняя, крупная осыпь 100 м, крутизной до 15°, в общей сложности занял 1 час 20 минут. Седловина широкая, осыпная, вверху лежит полоской снежник. Тур по центру. Снята записка группы туристов из Удмуртской республики от 12 августа 2003 г. С перевала открывается чудесный вид на главный водораздельный хребет Терскей-Ала-Тоо с пиками Джигит, Каракольский и долину реки Телеты. Хорошо просматривается седловина перевала Телеты. В 15.55 начинаем спуск.

На Панорамном. Вид на перевал Ала-Кёль
На Панорамном. Вид на перевал Ала-Кёль

Спуск с перевала представляет собой живую мелкую, среднюю осыпь крутизной до 25°, камнеопасную как за счет камней, составляющих осыпь, так и за счет возможных камнепадов с замыкающей осыпь сверху скальной стены. Посему лучше спускаться прямо "в лоб". Мы камнепадов не застали, но видели следы падения камней. Движемся тремя плотными группами в касках так, чтобы не создавать угрозу сброса камней одной группой на другую.

Вид с Панорамного на долину Телеты Восточная
Вид с Панорамного на долину Телеты Восточная

Спуск занял 1 час 40 минут. Дальнейший спуск проходил долго (пять часов) и трудно по каменисто-травяным террасам, местами по дну пересохшего ручья. Спуск технически прост, однако требует изрядных физических усилий, и представляет опасность споткнуться на многочисленных камнях, скрытых в траве, и провалиться в русло реки. Крутизна местами достигает 25°. Тропа отсутствует. На всем протяжении спуска воды нет. Площадок под палатки тоже нет.

Учитывая данные обстоятельства, следует заметить, что хотя перевал в целом соответствует технической сложности 1А, он не является, на наш взгляд, логичным, т.к. дублируется тропой, ведущей на озеро Ала-Кёль через скальную перемычку (тропа от а/л Каракол через приют Сирота). В конце спуск выводит на тропу, идущую с верхних пастбищ в долину реки Кёль-Тёр. Куда и доходим за 1 переход. Имеется мост через реку Кёль-Тёр, который представлен многочисленными мостками через рукава реки. Здесь же находится палатка пастухов, около которой и встаем на ночлег. Все довольны.

Спуск с Панорамного
Спуск с Панорамного

День 6. Полуднёвка. Долина реки Он-Тёр

Отправляем группу в а/л Каракол за заброской, другую группу в кош за айраном. Утро посвящаем отдыху и мытью. Здесь мы впервые встречаемся с местным егерем. Происходит взаимное предъявление документов и егерь, порекомендовав соблюдать правила поведения в заповеднике, удаляется. Ничего про необходимость платить за пребывание в заповеднике нам не сказано – возможно, потому что мы были «в гостях» у пастуха. Выходим в 15.55, решая все-таки подняться по реке Он-Тёр. Хорошо набитая тропа идет по левому берегу реки Он-Тёр, в основном, на высоте 50-70 м над рекой. Через три перехода в месте спуска тропы к реке, на травянистых площадках встаем на ночлег.

День 7. Долина реки Он-Тёр

Небольшой водопад на левом склоне долины реки Он-Тёр
Небольшой водопад на левом склоне долины реки Он-Тёр

Выход в 9.30. Продолжаем движение по тропе, которая идет здесь в основном вдоль реки, до того места, где она переходит на отложенную морену ледника Он-Тёр. Решив, что сегодня пройти перевал не успеем, ставим лагерь. Обедаем. Остаток дня посвящаем радиальным выходам и скальным занятиям. Вечером старательно крепим растяжки палаток, роем небольшие водоотводные каналы — задул сильный ветер, небо затянули тучи, из которых начал накрапывать дождик, усилившийся к ночи.

Пик Каракол (5281) и ледник Он-Тёр. Вид из долины реки Он-Тёр
Пик Каракол (5281) и ледник Он-Тёр. Вид из долины реки Он-Тёр

День 8. Перевал Он-Тёр (1Б, 4000, лд.-ос.)

Язык ледника Он-Тёр
Язык ледника Он-Тёр
На леднике Он-Тёр
На леднике Он-Тёр

За один переход по отложенной морене ледника Он-Тёр доходим до его языка. На морене местами видны наметки тропы; кое-где — туры. Подъем на ледник в лоб без кошек представляет опасность, поэтому мы выбираем путь по левому рантклюфту, где боковая морена сложена средней осыпью; выходим на ледник в его более пологой части. Боковая морена камнеопасна — движемся в касках.

Дальнейшее движение происходит в направлении хорошо видимой седловины перевала Металлург (3Б), который расположен между пиками Слонёнок и Каракольский. Немного не доходя до слияния западной и восточной ветвей ледника, пересекаем серединную морену, для чего нам приходится перепрыгнуть ледниковую речку. Ниже по течению переправа через нее проблематична. Дальнейшее движение происходит по восточной ветви ледника ближе к его правому борту. Через некоторое время, обходя большую трещину, морена перемещается ближе к левому борту ледника.

Дальнейшее движение происходит непосредственно под склонами пика Джигит. Слишком близко, тем не менее, к склонам подходить нельзя, ибо они грозят ледовыми обвалами и камнепадами. Постепенно ледник заворачивает к югу и выполаживается. Перевал расположен в микроцирке, который замыкается северным ребром пика Джигит. При входе в цирк ледник закрывается, есть трещины. Здесь связываемся; до перевального взлета около 300 м. Перевальной седловиной является левая по ходу из двух видимых, ближайших к пику Джигит.

Седловина перевала Он-Тёр
Седловина перевала Он-Тёр
Подъём по кулуару
Подъём по кулуару

Перевальный взлет — кулуар, образованный мелкой и средней осыпью, высотой 40м, крутизной до 25°. Осыпь местами живая. Движемся в касках тремя плотными группами таким образом, чтобы сброшенные одной группой камни не могли попасть на другую. Перевальная седловина узкая, скально-осыпная, имеется тур. Снята записка группы туристов турклуба «Вестра» под руководством Зубарева М.С. от 12 августа 2003 г. Начинаем спускаться в 18.15.

Спуск с перевала представляет собой среднюю и крупную осыпь, крутизной до 20° и высотой 15 м, выводящую на закрытый ледник. Здесь связываемся и продолжаем движение по леднику ближе к его левому борту. По пути пересекаем закрытую зону разломов. Через 20 мин выходим на открытый ледник. Развязываемся и продолжаем движение по языку ледника. Крутизна спуска достигает 20°, но ледник везде покрыт моренным чехлом и спуск поэтому не представляет трудностей. Спуск с языка на отложенную морену так же затруднений не вызывает. Река Кель-Тёр здесь вытекает из-под ледника в виде нескольких рукавов, один из которых, текущий из левого рантклюфта, мы перепрыгиваем по камням. Дальнейшее движение происходит по левому берегу реки по крупной осыпи; кое-где — наметки тропы. За несколько переходов доходим до травянистых площадок, где и встаем на ночлег.

На Он-Тёре. Вид на ледник Кёль-Тёр
На Он-Тёре. Вид на ледник Кёль-Тёр

День 9. Долина реки Кёль-Тёр

Выход в 13.00. По тропе, идущей вдоль левого берега реки Кёль-Тёр, спускаемся вниз. Недалеко от слияния с рекой Он-Тёр тропа по мосту переходит на правый берег. По этой тропе мы уже спускались несколько дней назад, идя с перевала Панорамный. В месте слияния с рекой Он-Тёр переходим обе реки по мосткам и встаем лагерем в месте впадения реки Телеты в Он-Тёр.

День 10. Днёвка

Участник Нефёдов Алексей покидает нас, торопясь на работу в Москву. Питаемся айраном, молоком и хлебом, купленным в ближайшем коше. Забираем заброску из альплагеря, находящегося в 40 минутах ходьбы ниже по течению реки. Днём идет дождь.

Юрта пастухов
Юрта пастухов

День 11. Долина реки Телеты Восточная

Вышли поздно (11.30). Много времени отняли препирательства с местным егерем по поводу оплаты пребывания в национальном парке, в состав которого входит ущелье Каракол с притоками. Пересекаем реку Телеты Восточная, перепрыгивая по камням (два рукава) и выходим на тропу, идущую круто вверх по склону долины. Тропа хорошо набита и через полтора часа выводит в висячую долину реки Телеты Восточная. Движение продолжаем по тропе орографически правого берега реки. Через три часа тропа выводит на осыпь правого борта долины.

Чуть ранее нас покидают участники Винокурова Лиза и Аношин Слава. Они не выдержали трудностей пути и решили отправиться на озеро Иссык-Куль по долине реки Каракол.

В принципе движение возможно вдоль воды по правому берегу реки. Предположительно этот путь может быть легче избранного нами. Продолжаем движение по осыпям правого борта долины. Вскоре начинается проливной дождь, который вынуждает нас разбить лагерь на травянистых площадках на берегу ручья, текущего с ледника Озёрный. Идет снег. Всеобщее переодевание. Ужин. Все довольны.

Лагерь на берегу ручья
Лагерь на берегу ручья

День 12. Перевал Озёрный (1Б, 3700, ск.-лд.-ос.)

Подъём по леднику Озёрный
Подъём по леднику Озёрный
Спуск по правобережной морене
Спуск по правобережной морене

Группа проснулась в бодром настроении и отличном самочувствии. От вечерней непогоды не осталось и следа. Только холодно. Ждем солнца, идущего к нам по склонам, и сушим вещи. Десять человек и кан залезли в 4-хместную палатку. Решено идти на перевал Озерный вместо перевала Телеты, тем более наша стоянка по случаю дождя пришлась на берег ручья, вытекающего из ледника Озёрного.

Выход в 11.30. Движемся по правому берегу ручья. Через два перехода, преодолевая несколько гряд бараньих лбов приблизительно по их центру (везде ногами), выходим сначала на отложенную, а затем на срединную морену л. Озёрный. 13.55 — ледник открытый крутизной 10-15˚. Через 1 переход минуем озеро, оставляя его справа по ходу. Перевальная седловина видна издалека. Ближе к седловине на леднике лежит снег, но его мало для того, чтобы организовать связки.

На Озёрном
На Озёрном
Спуск дюльфером с бараньих лбов
Спуск дюльфером с бараньих лбов

Пересекая левый рантклюфт, выходим на перевальную седловину по крупной и средней осыпи крутизной 20˚ и высотой 30 м. В 14.50 — на перевале. Перевальная седловина широкая, по ней течет ручей, много мест под палатки. Проходя седловину насквозь, выходим к туру. Снята записка группы Зубарева М. С. от 17 августа 2003 г.

В 15.15 начинаем спуск. Характер спуска: средняя осыпь высотой 15 м, крутизной до 20˚, выводящая на ледник Телеты Западный. Ледник открытый, пологий. Однако вследствие термокарстовых процессов он неровный. Мы выходим на его правобережную морену и далее продолжаем движение по ней. Этот путь является единственно верным, т.к. срединная морена выводит на скальные сбросы.

Спустившись с морены, мы продолжаем движение по правому берегу реки Телеты Западная, вытекающей из ледника. Через два часа выходим на бараньи лбы, перегораживающие долину поперек. Здесь вешаем одну дюльферную веревку на спуск длиной 10 м. Для всех участников, кроме последнего, была организована верхняя командная страховка. Спуск последнего — по сдвоенной веревке с самостраховкой прусиком. Веревки сняли продергиванием. Темнеет. А посему, немного отойдя от сбросов, ставим лагерь. Ночь. Площадки оказываются кривыми, с большим наклоном и множеством следов жизнедеятельности крупного рогатого скота. Борьба за выживание.

Вид на бараньи лбы утром из лагеря
Вид на бараньи лбы утром из лагеря

День 13. Долины рек Телеты Западная и Джети-Огюз

Выход в 10.20. По правому берегу реки Телеты Западная идет хорошая тропа. Местами она проходит по заболоченным участкам, которые приходится обходить. Незадолго до впадения реки Телеты Западная в речку Джеты-Огуз тропа по мосту переходит на левый берег, превращаясь в проселочную дорогу. Через полчаса достигаем места слияния. Здесь нужно повернуть налево и направиться вверх по течению реки Джеты-Огуз. Мы же, будучи введены в заблуждение картой, переходим реку по мосту и направляемся вниз по течению реки Джеты-Огуз. Через два с половиной часа мы понимаем свою ошибку и поправляем ее посредством найма машины, которая отвозит наши рюкзаки к месту слияния. Бóльшая часть группы возвращается обратно налегке пешком.

Вечер. Чудесные виды на Джеты-Огузскую стену. Ночь. Все заснули на пятой минуте, ни чуть не жалея о крюке — в низовьях реки Джеты-Огуз природа очень красива и своеобразна, подобных видов за поход мы больше не встречали.

Джеты-Огузская стена с вершиной Огуз-Баши. Вид из лагеря.
Джеты-Огузская стена с вершиной Огуз-Баши. Вид из лагеря.

День 14. Долина реки Асан-Тукум

Вид со склона на место переправы
Вид со склона на место переправы

Выход в 9.50. Движемся по орографически правому берегу реку Джеты-Огуз вверх по течению. Через два часа переходим вброд на левый берег в том месте, где река разливается и делится на рукава. Недалеко от места впадения реки Асан-Тукум в реку Джеты-Огуз расположен кош. Тропы на перевал Арча-Тёр ведут, очевидно, по обоим берегам реки Асан-Тукум. Мы, однако, поначалу не находим ни одну из них и премся, как мамонты, напролом и через буераки. Устав тропить по валежнику, мы выбираемся на правобережную тропу и продолжаем движение по ней. Тропа круто набирает высоту, через час выводя в висячую долину реки Асан-Тукум.

У чабана в коше мы выяснили, что перевал этот местные жители называют Асан-Тёр. Истинный же перевал Арча-Тёр расположен на противоположном берегу долины в верховьях одноименного притока реки Джеты-Огуз.

Висячая долина набирает высоту по травянистым террасам. Через один переход перебраживаем реку и продолжаем движение по тропе, идущей левым берегом. Тропа хорошо набита. Через три часа ходьбы встаем на ночлег недалеко от перевала на морене.

Вид со склона на истинный перевал Арча-Тёр
Вид со склона на истинный перевал Арча-Тёр

День 15. Перевал Арча-Тёр (Асан-Тёр) (1А, 3700, ос.)

Подход к перевалу Арча-Тёр
Подход к перевалу Арча-Тёр

Выход в 9.45. По тропе, ведущей по гребню левобережной морены, за один переход подходим под перевальный взлет, который представляет собой мелкую, среднюю осыпь крутизной до 20° и высотой примерно 100 м. Подъем по ней несложен. Поднимаемся в касках двумя плотными группами. Подъем занял 40 минут. Перевальная седловина узкая, осыпная. Тур слева по ходу. Снята записка группы Зубарева М.С. от 19 августа 2003г.

На Арча-Тёре. Вид в сторону реки Кара-Баткак
На Арча-Тёре. Вид в сторону реки Кара-Баткак

Спуск, представ-ляющий собой среднюю осыпь с участками мелкой крутизной до 20°, высотой 200м, выводящую на травянистые террасы правого берега ручья, занял двадцать пять минут. На террасах начинается тропа, идущая вдоль ручья. Через два перехода делаем вынужденный привал, на котором оперативно растягиваем тент, укрываемся под ним от града, внезапно посыпавшегося с неба, и, заодно, перекусываем. По склону идет очень много троп, но надо держаться ближе к ручью (на основной тропе нет следов растительности).

Еще через один переход тропа выводит в долину реки Кара-Баткак. Чуть ниже по течению (5 мин) начинается проселочная дорога, через три перехода выводящая к мосту, переброшенному через реку чуть ниже ФГС. Здесь дорога переходит на противоположный берег реки и делает это затем неоднократно. Мы движемся по ней и за два перехода доходим до горячих источников Джилы-Суу. Там в сорокаградусной воде принимаем ванны (по 10 сом с человека). Все устали. Все ложатся спать.

Обернувшись на Арча-Тёр
Обернувшись на Арча-Тёр

День 16. Долина реки Чон-Кызыл-Суу

Вышли в 10.40. Бежим вниз по дороге, идущей по берегу реки Чон-Кызыл-Суу. С утра непрерывно идет дождь, потом — нет. Через пять с половиной часов доходим до села Покровка, где поглощаем вафельный торт и печенье “курабье”, запивая фантой. Активная часть похода закончена. ¡Fiesta si, trabaja no!

Дорога в Покровку. Красные скалы Чон-Кызыл-Суу.
Дорога в Покровку. Красные скалы Чон-Кызыл-Суу.

Выводы и рекомендации

  1. Район похода красив, интересен и позволяет совершать:
    • походы 1 категории сложности – с трудом (из-за особенностей расположения лёгких препятствий сложно проложить логичный маршрут)
    • походы 2-5 категории сложности
    • походы 6 категории сложности – с трудом (для преодоления сложных препятствий необходимо пересечение главного водораздельного хребта)
  2. Доступ к району прост, подъезд и выезд осуществляются без проблем.
  3. Наличие альплагеря позволяет легко организовать заброски.
  4. Возможен и легко выполним спуск из любой долины вниз к побережью Иссык-Куля.
  5. Долина реки Каракол является охраняемой природной территорией, пребывание на которой необходимо оплатить либо заранее, либо на месте злому егрю.
  6. Перевал Панорамный не является хорошим путём захода на озеро Ала-Кёль или выхода с него в долину реки Каракол из-за повышенной камнеопасности и наличия протяжённой безводной висячей долины с достаточно крутым дном, делающей подход к перевальному взлёту или спуск от него длительным и изнуряющим.
  7. Использование бензина для приготовления пищи на маршруте оправдывает себя при наличии надёжных исправных примусов. Используемые для переноски топлива пластиковые бутылки легки и уничтожаются сжиганием.

Приложение

Сводная таблица прохождения маршрута участниками

No.
Участник
пер. Ала-Кёль (1А, 3600, ос.)
пер. Панорамный (1А, 3500 , ос.)
пер. Он-Тёр (1Б, 4000, лд.-ос.) пер. Озёрный (1Б, 3700, ск.-лд.-ос.) пер. Арча-Тёр (Асан-Тёр) (1А, 3700, ос.) Пройденное активное расстояние, км
Примечания
1
Аношин Вячеслав Сергеевич
+
+
+


94,5
Незапланированный сход
2
Будянская Елена Михайловна
+
+
+
+
+
141,6

3
Винокурова Елизвета Олеговна
+
+
+


94,5 Незапланированный сход
4
Дорофеева Екатерина Юрьевна
+
+
+
+
+
141,6
5
Жигулёвцева Елена Юрьевна
+
+
+
+
+
141,6
6
Захаров Михаил Олегович
+
+
+
+
+
141,6
7
Кижватов Илья Сергеевич
+
+
+
+
+
141,6
8
Козлова Юлия Александровна
+
+
+
+
+
141,6
9
Нефёдов Алексей Валентинович
+
+
+


94,5 Запланированный сход
10
Нефёдова Ольга Сергеевна
+
+
+
+
+
141,6
11
Один Олег Владимирович
+
+
+
+
+
141,6
12
Соболева Наталья Сергеевна
+
+
+
+
+
141,6
13
Шатихина Мария Владимировна
+
+
+
+
+
141,6
14
Шкинёва Людмила Михайловна
+
+
+
+
+
141,6

Список снаряжения

Общественное снаряжение

Верёвка 10 мм 50 м 2
Верёвка 10 мм 40 м 2
Ледобуры 4
Кошки (пара) 1
Расходная верёвка 10 мм 5 м 4
Палатка 4-хместная 1
Палатка 3-хместная 2
Палатка 2-хместная 2
Кан 3 л 1
Кан 5 л. 1
Кан 6 л. 1
Экран для кана 1
Стеклоткань 1 м²
Половник 1
Примус "Шмель 4" 3
Аптечка 1
Штатив 1

Личное снаряжение

Ледоруб 1
Страховочная система 1
Каска 1
Карабин с муфтой 4
"Прусик" 2
Спусковое устройство (восьмёрка) 1
Налобный фонарь 1 (не у каждого)
Перчатки 2 пары
Солнцезащитные очки 1
Самостраховка для ледоруба, каски и рюкзака по 1

Ремнабор

Инструменты и материалы

  • Пассатижи, надфиль, маленький напильник.
  • Набор отвёрток, шило, шило с крючком.
  • Проволока; медь ø 1 мм, сталь ø 0,8 мм и ø 0,5 мм, алюминий ø 2 мм.
  • Полоса стальная.
  • Пластина медная 1 мм × 4 мм.
  • 100 шурупов 20 мм × 4 мм.

Швейные принадлежности

  • Нитки: капроновые - 3 мотка, лавсановые - 1 моток, толстые - 2 мотка.
  • Иголки - много разных.
  • Ткань 10 × 30 см: авизент, оксфорд, болонь.
  • Самосбросы 5 см - 6 шт., крылья 2 см - 2 шт., трёхщелевые 5 см - 6 шт.
  • Резинка 2,5 см × 2 м, резиновый шнур 2 мм × 2 м, липучка 2 м.
  • Лоскут кожи.

Прочее

  • Заклёпки-крючки - 5 шт.
  • Клей полиуретановый, скотч, изолента.
  • Верёвка 4 мм - 5 м, хлопковая тесьма 20 мм - 5 м.
  • Зажигалки, крышки для бутылок, колышки для палаток.
  • Запасные очки - 2 шт., КЛМН.
  • Перчатки - 28 шт.

Раскладка

Продукт На человека, г. Частота употребления за поход

Завтрак

Пшено, изюм 60-70, 10-15 4
Геркулес, изюм 60, 10-15 2
Мюсли, сухое молоко 70, 20 5
Макароны, сушёный сыр 70, 10 4
Кукурузная крупа 65 1 - запасной день
Сухарь/хлебец 1 шт. ежедневно
Чай (зелёный, чёрный, красный)   13
Кисель   3
Сахар 2 куска ежедневно

Горячий обед

Суп паутинка 50 5
Очень вкусно! Хотя и обедали мы таким образом в ужин. Горячий обед был лишь в первые два дня.
Сублимированная капуста, морковь, свёкла, перец, петрушка, пряности 200 г. на кан

Перекус

Крекер/галеты/хлебец/баранки 2 шт. 4/4/4/4
Сухофрукты: яблоки, курага, чернослив, финики, инжир 100 ежедневно
Орехи 20 ежедневно
Чай (зелёный, красный, чёрный)   ежедневно

Ужин

Макароны, сушёный сыр 70, 10 2
Суп: лапша, овощи, колбаса 50, 200 на кан, 15 3
Рис, соя 75, 30 4
Сушёный картофель, колбаса 60, 15 4
Гречка, соя/тушёнка 75 3
Рис, пшено 35, 35 1 - запасной день
Специи, растительное масло, соль, лук, чеснок, кетчуп, горчица 1 ежедневно
Сухарь чёрного хлеба 1 шт. ежедневно
Халва/щербет/козинаки/восточные сладости/торт/сгущёнка 30 5/4/4/2/1/1
Чай   13
Какао с сухим молоком На кан 2 уп. и 250 г. 3

На маршрут мы взяли два примуса Шмель-4, ещё один поместили в заброску в качестве запасного. В примусной ремнабор входило 4 стандартных комплекта запасных частей. При приготовлении пищи мы пользовались надеваемой на кан юбкой из листа латуни и накидкой из стеклоткани.
В связи с плохой работой одного из примусов мы и его поместили в заброску на пятый день. Запасной не взяли, чтобы уменьшить массу переносимого снаряжения. Оставшуюся часть маршрута группа прошла на одном примусе. За это время возникла неисправность в насосе, которая привела к прорыву паров бензина через клапан насоса и их возгоранию. Неисправность устранена заменой резиновой прокладки в клапане. Один раз из-за превышения давления, вызванного избыточной накачкой и перегревом, сработал аварийный клапан. Вспыхнувшее пламя было оперативно потушено.
Мы использовали бензин марки «Калоша». Расход составил около 0,8 л в день на группу при двухразовом приготовлении горячей еды и питья. Для разогрева взяли 30 таблеток сухого топлива, почти все израсходовали.

Перевальные записки

Ала-Кёль Записка с перевала Ала-Кёль
Панорамный Записка с перевала Панорамный
Он-Тёр Записка с перевала Он-Тёр
Озёрный Записка с перевала Озёрный
Арча-Тёр Записка с перевала Арча-Тёр (Асан-Тёр)

© Пога 2003. Отчёт подготовлен с помощью OpenOffice 1.0.2, GIMP 1.2.3 и Mozilla Composer в ASPLinux 9.0.