карта сайта
Турклуб «Вестра» > Отчеты и карты > Отчет о лыжном походе 1 эл 2 к/с по Карпатам, 1 - 8 января 2011г, рук. Шемятихин Д.

Отчет о лыжном походе 1 с эл. 2 к/с по Карпатам (Горганы), совершенном 1 - 8 января 2011 г.

Маршрутная книжка: 5/10
Руководитель: Шемятихин Дмитрий
+7 926 410 17 69
dhrush@gmail.com

Содержание

Справочные сведения
Выпускающая организация
Общие справочные сведения о походе
Сокращения, терминология и допущения
Подробная нитка заявленного маршрута
Подробная нитка пройденного маршрута
Схема маршрута
Участники
Содержание отчета
Общая идея путешествия
Варианты заезда и отъезда, гостиницы, сотовая связь
Аварийные выходы с маршрута и запасные варианты
Изменения маршрута и их причины
График движения
График высот
Техническое описание прохождения маршрута
31.12. Ивано-Франковск – Осмолода.
01.01. Осмолода – хр. Марахов до высоты 1650 м – д.р. Кузьминец.
02.01. Полонина Средняя - д.р. Кузьминец Великий
03.01. р. Быстрица - пол. Рущина
04.01. пол. Рущина – в. 1339,8 – хр. Таупширка
05.01. хр. Таупширка – пер. Легионов – г. Пантыр – д.р. Турбацил.
06.01 р. Турбацил – р. Турбат – р. Пляйска
07.01 р. Пляйска – пер. Легионов – с. Быстрица.
Дополнительные сведения о походе.
Снаряжение.
Итоги, выводы, рекомендации
Расчет категории сложности похода.
Основные использованные источники

Справочные сведения

Выпускающая организация

Название Федерация спортивного туризма г. Королева Московской области.
Адрес Россия, Московская обл., г. Королев, ул.Коминтерна, дом 14
Телефон +7(495)516-58-14
E-mail s.turist2007@mail.ru

Общие справочные сведения о походе

Вид туризма Лыжный
Район Карпаты (Горганы): Украина, Ивано-Франковская и Закарпатская области
Категория сложности Первая
Протяженность активной части похода, км 104
Сроки проведения 31 декабря 2010 – 8 января 2011
Продолжительность 7 ходовых дней
Набор высоты на маршруте +2700 м
-2700 м
Максимальная высота 1650 м

Сокращения, терминология и допущения

в. вершина пер. перевал
г. гора р. река
к.с. категория сложности хр. хребет
м.н. место ночевки ЧХВ чистое ходовое время
н/к некатегорийный    

Подробная нитка заявленного маршрута

с. Осмолода – хр. Матахов (в. Фашори, в. 1507,4) – в. Высокая (1803,6) – в. Игровец (1804,3) – в. Боревка (1596,2) – в. 1694,7 – в. Лопушна (1836,0) – в. Сивуля (1818,5) – пол. Рущина – в. 1339,8 – хр. Таупширка (в. Талпич, в. 1455,5, в. 1464,1) – в. 1262,6 – пер. Легионов – в. Пантыр (1213,3) – в. Дурня (1704,6) – в. Гропа (1758,7) – в. Братковска (1788,1) – пер. 1193,5 – в. Татарука (1707,4) – хр. Свидовец – хр. Апшинец – в. Стиг (1704,3) – в. Близница (1881,0) – с. Квасы.

Подробная нитка пройденного маршрута

с. Осмолода – хр. Матахов (в. Фашори, в. 1507,4, склон в. Высокая до высоты 1650 м) – д.р. Кузьминец – пол. Средняя – р. Кузьминец Великий – р. Быстрица Солотинская – пол. Рущина – в. 1339,8 – хр. Таупширка (в. Талпич, в. 1455,5, в. 1464,1) – в. 1262,6 – пер. Легионов – в. Пантыр (1213,3) – р. Турбацил – р. Турбат – р. Пляйска – р. Подешурка – пер. Легионов – р. Рафайловец – с. Быстрица.

Дата   Заявленный вариант км Пройденный вариант км
31.12 0 с. Осмолода – место ночевки 1 с. Осмолода – место ночевки 1,2
01.01 1 м.н. – в. Фашори – в. Высокая – г Игровец – в. Малая Боревка 16 м.н. – хр. Матахов (в. Фашори, в. 1507,4, склон в. Высокая до высоты 1650 м) – д.р. Кузьминец 13
02.01 2 в. Боревка – в. Лопушна – в. Сивуля – верх. р. Быстрица Салотнинская 12 д.р. Кузьминец – пол. Средняя – р. Кузьминец Великий 10,5
03.01 3 в. Талпич – хр. Таупширка – пер. Легионов 13 р. Кузьминец Великий – р. Быстрица Солотинская – пол. Рущина 16
04.01 4 пер. Легионов – в. Дурня 13 пол. Рущина – в. 1339,8 – хр. Таупширка (в. Талпич, в. 1455,5, в. 1464,1) 11,1
05.01 5 в. Гропа – в. Братковска 9 в. 1464,1 – в. 1262,6 – пер. Легионов – в. Пантыр (1213,3) – р. Турбацил 11,3
06.01 6 пер. 1193, полудневка 7 р. Турбацил – р. Турбат – р. Пляйска 18,7
07.01 7 в. Татарука – хр Свидовец – хр. Апшинец – в. Котел – в. Стиг 12 р. Пляйска – р. Подешурка – пер. Легионов – р. Рафайловец – с. Быстрица 19,0
08.01 8 г. Близница – с. Квасы 14 Дневка в Ивано-Франковске &mnsp;

Схема маршрута

Участники

ФИО Год рожд. Тур. опыт Фото Обязанность
Шемятихин Д.Б. 1984 5ГУ, 4ЛУ Руководитель, завхоз
Исаев О.С. 1983 ПВД (в том числе ММБ) Реммастер
Кунцевич А.Ю. 1984 1 эл 2ЛУ Культорг
Никитина О.М. 1984 ПВД Фотограф
Мирошкин С.В. 1984 1ГР, 1 эл 2ЛР, 4ГУ Снаряженец
Шемятихина Г.Б. 1986 3ГУ, 4ЛУ Медик

Содержание отчета

Общая идея путешествия

Поход задумывался с целью посмотреть на заснеженные зимние Карпаты, интересно провести новогодние каникулы. В районе очень хорошо развита сеть маркированных туристических троп. Были выбраны Горганы (“лесистые Карпаты”) благодаря наличию в большом количестве дров, отсутствию пансионатов и горнолыжных курортов и достаточно удобной заброске. Задумывался линейный маршрут с севера на юго-восток в сторону хорошо населенных, и следовательно удобных для выброски, мест.

Восход солнца в начале января в 9:15, заход в 17:34, световой день составляет 8 часов. Это гораздо больше, чем в это время в Хибинах, Карелии и на севере Урала.

Варианты заезда и отъезда, гостиницы, сотовая связь

Район похода является весьма доступным благодаря близости крупного города Ивано-Франковска, наличию горнолыжных курортов (например, Драгобрат), сети автомобильных дорог. Также имеется железная дорога, проходящая через район с севера на юг, что позволяет начинать поход сразу от станции.

Из Ивано-Франовска на легковом автомобиле можно добраться до с. Осмол?ды (около 2,5 часов), с. Быстрицы (около 2 часов), Старой Гуты. Покрытие дороги как в Осмолоду, так и в Быстрицу оставляет желать лучшего, в зимнее время ямы хорошо закатаны, но стоит пойти дождю, как дорога раскисает. Есть хорошая дорога вдоль ж/д в сторону Рахова, позволяющая быстро доехать до Ясини, Яремчи, Черной Тисы, Лазещины, Квасов и Рахова. Заезд поедом Львов-Рахов не слишком удобен из-за его позднего прибытия.

Местные таксисты охотно забрасывают туристов в любое время, реально найти машину даже вечером 31 декабря. Легковая машина стоит 2,5 – 3,2 грн за км (10 – 13 руб), микроавтобус («бусик») – от 3,5. Мы заказывали машину заранее по телефону +38 (093) 0204111 (Такси DRIVE-эконом, http://driverif.ucoz.ru/), но возможно договориться прямо на привокзальной площади. Еще один телефон диспетчера +38 (096) 3312731. Водитель Яша +38 (050) 5389698, напрямую с ним договариваться будет чуть дешевле, чем через диспетчера.

Из Москвы поезда до Ивано-Франковска идут через Львов, делая большой крюк. Быстрее всего туда добраться на автобусе или на такси от Тернополя (порядка 140 км, то есть 2,5 часа). Выигрыш в итоге порядка 3 часов. Мы не успели купить билеты на прямой поезд до Ивано-Франковска и были вынуждены пересаживаться в Львове на местный «дизель» Львов-Рахов.

В Ивано-Франковске можно дешево остановиться в комнате отдыха на вокзале (47 грн = 190 руб за ночь + 12 грн = 50 р за душ). Комнаты опрятные, из мебели вроде только кровать. Местные нам посоветовали отель «Днiстер» в ценре города, около Ратуши (ул. Ciчових Стрiльцiв, 12. тел. +38 (03422) 235-33, +38 (0342) 75-23-01). Администратор охотно поселила нас по двое в одноместный номер (80 грн за комнату = 160 руб). Также есть большие 3-4 местные номера. Из неудобств – холодный общий душ из двух спаренных кабинок на четвертом этаже на всю гостиницу. Можно взять комнату на полсуток. На первом этаже есть кафешка, в которой готовят ну очень вкусные самодельные пельмени.

В Карпатах местами есть сотовая связь. Мы купили симку МТС (EKOTEL) с тарифом «Турист», российский Мегафон и МТС подключается к Киевстару. Наш тариф позволял дешево, чуть ли не за 2 руб/мин, звонить на российские телефоны. Местные же звонки обошлись дороже. Покрытие Киевстара существенно больше, чем МТС, но об этом мы узнали только на месте. МТС ловит в тех долинах, где есть населенные пункты, а также на многих хребтах. Вообще сложилось ощущение, что даже из мест, где нет связи, можно за несколько часов в случае чего выбраться повыше и позвонить.

Аварийные выходы с маршрута и запасные варианты

В случае серьезной аварии, требующей эвакуации пострадавших, предполагалось, покинув опасную зону, связываться по телефону со спасателями (КСС), турклубом посредством сотовой связи. Практически по всем долинам имеются проезжаемые на спецтранспорте дороги. По долинам рек Лимницы и Турбат идет активная вырубка леса, имеются хорошие накатанные лесовозами дороги.

В остальных случаях, когда группа могла выбраться самостоятельно, либо в случае тяжелых погодных условий, предполагались следующие варианты:

Планирование запасных вариантов, в основном, было связано с неопределенностью условий похода, характера снега и погоды.

Изменения маршрута и их причины

Спустились с хребта Матахов, не дойдя до в. Высокая в долину реки Кузьминец Выше 1600 м из-за хребта дул очень сильный, сбивающий с ног ветер. Даже опытные участники не могли идти ровно по тропе, ветер сдувал в кустарники. Пройти в таких условиях траверс высоких гор не представлялось возможным.
Спустились с г. Пантыр в долину реки Турбацил Отказались проходить траверс гор Дурни, Гропа и Братковтской по двум причинам: во-первых, в предыдущий день один учвстник очень сильно устал, и шел с небольшой температурой. И во-вторых, выше зоны леса там растет труднопроходимый кустарник, и неясно, есть ли хорошая тропа, или опять придется идти через него напролом. К тому же начала портиться погода. Как мы потом выяснили у гулявших вокруг киевлян, через Дурню действительно тропы зимой практически нет.
Развернулись в сторону пер. Легионов от слияния рек Турбат и Турбацил. Предполагалось пройти вверх по каньону реки Турбат до пер. 1193,6, чтобы оттуда пойти либо в Черную Тису, либо продолжить маршрут по плану через хр. Свидовец. Но местные лесорубы сказали, что буквально за месяц до нас сильное наводнение смыло один из мостов через реку, и пройти там невозможно. От вариант вернуться в Осмолоду через г. Явор отказались из-за недостатка времени и из-за отсутствия лесовозной дороги вверх по реке Сухый.

График движения

Дата Участок маршрута ЧХВ км Δh, м Характер пути Погода
31.12 Заезд в Осмолоду 2:30 85*   Дорога с покрытием, местами закатанные снежные и ледяные ямы.  
Дорога до места ночевки 0:30 1,1 0 Лесовозная дорога, подвесной мост
01.01 Подъем на хр. Матахов 2:50 7,1 +610 Маркированная тропа, местами каменистая и крутая. Переменная обл, -5, ветренно
Траверс хребта 1:50 4,9 +350 Тропа по жесткому стланнику
Спуск в зону леса 2:00 1,0 -350 Присыпанный снегом стланник
02.01 Траверс д.р. Кузьминец 0:45 1,1 0 Склон, поросший лесом Переменная обл, -5, ветренно
Подъем на пол. Средняя 0:50 1,1 +150 Маркированная тропа
Спуск в д.р. Кузьминец Великий 2:30 8,3 -710 Маркированная тропа, дорога
03.01 Д.р. Быстрица Солотинская 4:45 16,1 +350 Дорога, маркированная тропа Ясно, -5
04.01 Подъем на пол. Рущина 1:30 4,9 +300 Маркированная тропа Переменная обл, -10
Путь по хр. Таупширка 3:10 6,2 -250 +220 -100 +130 Плохо маркированная тропа
05.01 Спуск с хребта 1:30 3,2 -300 Тропа по хребту, спуск - присыпанный снегом стланник Переменная обл, -5
Дорога до пер. Легионов 0:50 3,0 +100 -180 Плохо маркированная тропа
Дорога на г. Пантыр 1:40 3,5 +130 Широкая просека
Спуск в д.р. Турбацил 0:40 1,6 -210 По лесу
06.01 Спуск по д.р. Турбацил 2:30 7,1 -200 Старая дорога, дорога Ясно, -5
Путь в сторону пер. Легионов 2:10 11,6 -100 +130 Дорога
07.01 Подъем на пер. Легионов 1:40 6,4 +290 Разбитая дорога Ливневый снег, +1
Спуск с пер. Легионов 2:40 12,6 -370 дорога Пасмурно, +1
Выезд в Ивано-Франковск 1:40 75*   Дорога с покрытием, местами сильно разбита  

* километраж дан без горного коэффициента 1,2

График высот

Техническое описание прохождения маршрута

1 переход как правило, равен 40 минутам. «Право» и «лево» даются орографически, если не оговорено иное. Высота приводится по GPS, наименования рек и долин даются по генштабовской 500-метровке, за исключением названия полонин Средняя и Рущина.

Время дается московское, если не оговорено иное. Местное время отличается на час назад. GPS точки даются в формате (широта, долгота, высота). Километраж приведен с учетом горного коэффициента 1,2.

31.12. Ивано-Франковск – Осмолода.

1,1 км 0 часов 30 минут

Мы прибыли в Ивано-Франковск в 18:40 по местному времени (19:40 по Москве) на поезде Львов-Рахов. Чтобы не встречать Новый год в дороге, о заброске договорились заранее, машина нас ждала на вокзале. Также мы не теряли время на покупку продуктов, все было приготовлено еще в Москве и Ульяновске. Водитель согласился нас везти только потому, что успевал вернуться домой до полуночи,

В Осмолоду прибыли в 21:30. Нас довезли до конца деревни, там около автомобильного моста через р. Молоду стоит будка непонятного назначения, а также щит со схематично нарисованнами маркированными тропами района. Наш завтрашний путь лежал по красным меткам на г. Игровец.

От моста через р. Молоду по хорошей дороге дошли до развилки. По рассказам местных, поблизости должна быть хорошая поляна со скамейками и костровищами. Мы решили не встречать Новый год в непосредственной близости от проезжей дороги и пошли дальше налево, ближе к р. Лимница. Метров через 300, когда дорога приблизилась практически вплотную к реке, налево пошла плохо заметная ночью зимой маркированная тропа к подвесному мосту (N48 38.660, E24 01.095, 710м). Если бы не маркировка на дереве, мы бы прошли мимо. Мост надежный, но на всякий случай проходили по двое.

Сразу за мостом начинается довольно крутой подъем на хребет Матахов. Небольшой участок тропы вдоль реки местами достаточно широк, чтобы поставить там нашу палатку-зиму, так и поступаем. Дрова вдоль реки есть в избытке. Из сотовой связи Киевстар.

Новый год встретили по московскому времени как положено с дедом морозом и подарками и легли спать чуть позже полуночи.

01.01. Осмолода – хр. Марахов до высоты 1650 м – д.р. Кузьминец.

13,0 км +960м -350м 6 часов 40 минут

Подъем дежурных в 6 утра. Холодно, звездное небо. На сборы ушло два с половиной часа, для первого раза хорошо. Сидим на рюкзаках, ждем рассвета. Выходим в сумерках в 8:50. Снега почти нет, на тропе местами сухая трава, камни. Лыжи везем за собой на коротких веревочках, чтобы проще было проходить поваленные поперек бревна.

Тропа крутым серпантином идет вверх. Маркировка очень хорошая, на каждом повороте. Встречаются участки крутизной до 30?. Ровные места появляются через полтора-два перехода (N48 38.448, E24 01.825, 1100м). Дальше при желании можно легко найти место под палатку практически везде. На открытых участках слегка дует с запада, даже сквозь лес.

На обед остановились на поросшем лесом слегка продуваемом гребне. От ветра спустились метров на 5 вниз в сторону р. Кузьминец.

Около границы зоны леса навстречу прошла группа из 5 или 6 человек, сказали, что на вершину они не зашли из-за сильного ветра. По их информации поблизости есть домик с дровами. Нам по пути он не попался, мы его и не искали.

Безлесая часть хребта Матахов сплошь покрыта каким-то еловым стланником, практически непроходимым с лыжами и рюкзаками. Нормальное движение возможно только по прорубленным тропам, которые сплошь и рядом перекрыты пробившимися ветками. Скорость по ровной тропе почти без набора высоты составила 1 км/ч. Возможно, при большем количестве снега можно ехать на лыжах прямо по стланнику, но в этом году снега было недостаточно.

Тропа по хребту плавно набирает высоту до 1550 м, затем уходит серпантином вверх по подветренной стороне хребта. В этом месте мы периодически проваливались выше щиколотки в снег, но надевать лыжи было нецелесообразно из-за веток стланника поперек тропы.

Как только мы высунулись из-за хребта на наветренную сторону, узнали, что такое карпатский ветер. Меня он заставил сделать пару шагов назад, у Сереги не получилось пройти прямо по тропе, сдувало в кустарник, остальных я успел остановить в относительно спокойном месте. По моим оценкам скорость ветра превышала 30 м/с. В соответствии с указанием в маршрутке, надо было спускаться в зону леса. Возвращаться назад и переждать ветер в избушке не хотелось, были сомнения, что он утихнет 2 января или даже 3-го. Вариант перевалить в долину реки Лимница тоже отпадал из-за того, что пришлось бы идти по наветренной стороне хребта. Оставался единственный вариант спуститься в долину реки Кузьминец.

Спуск стал, пожалуй, одной из изюминок похода. 500м стланника вниз по склону группа преодолевала в течение 2 часов. У нас сложилось впечатление, что фраза "елки-палки" произошла отсюда. Мне показался удобным способ сначала перекидывать через кусты лыжи, а затем ползти к ним с рюкзаком. Другие участники либо несли лыжи в руке, либо прикрепили их к рюкзаку. Галя порвала одну бахилу посередине спуска, вытаскивая ногу, ей быстро нашли запасной фонарик.

К 17:30 все благополучно выбралась в прозрачный лес, где быстро подготовили место, поставили палатку, разожгли костер и посушились. Сотовой связи нет.

02.01. Полонина Средняя - д.р. Кузьминец Великий

10,5 км +150м -710м 4 часа 05 минут

В первый день выяснили, что вставать в 6 утра рано, подъем дежурных перенесли на 6:30 утра. Это оказалось оптимальным временем, к концу завтрака рассветало, и можно было собираться при естественном свете.

После тяжелого первого дня необходимо было немного отдохнуть и пройти поменьше.

Вышли в 9:40 в направлении полонины Средняя по лесу вдоль склона не теряя высоты. Лес достаточно прозрачный, завалов нет. Местами склон круче 25гр, приходится опираться на палки, чтобы удержать равновесие. Один раз пересекаем проплешину в лесу, похожую на многолетний лавинный вынос. Сейчас снега недостаточно для лавиноопасности, к тому же он однородный, рассыпчатый.

В верховьях р. Кузьминец, а также по левому борту долины мы не нашли ни одного живого ручейка, все было замерзшим.

В точке (N48 36.739, E24 07.263) вышли на маркированную тропу (желтая метка), которая нас быстро вывела на открытую поляну без кустарника. Практически безоблачно, от ветра загораживает гора Высокая, но по облакам видно, что наверху сильно дует. Обедаем, звоним домой и в координационный центр, сообщаем новости, поздравляем с Новым годом.

На полонине указатель на Старую Гуту, гору Средняя и гору Высокая. Нам вниз, в долину. Мы пока еще не бросили идею прокатиться на лыжах, поэтому воспользовались случаем и надели их. Даже на этой некрутой поляне были трудности с торможением, постоянно мешали ветки и деревья. Дальше опять пешком.

Тропа идет вниз полянами, маркировка не видна. При входе в лес пришлось немного поискать ее, хотя можно было идти и напрямик. Ниже тропа идет траверсом отрога практически на север до ручья, где переходит в дорогу. С трудом верится, что по ней можно проехать на транспорте, но две колеи присутствуют.

Вдоль р. Кузьминец Великий идет уже нормальная дорога без завалов, местами заледеневшая. Встаем на ночевку в 16:30 около очередного брода реки, не доходя 1,4 км до р. Быстрица. Вечером холодно, до -10, видны звезды.

03.01. р. Быстрица - пол. Рущина

16,1 км +350м 4 часа 45 минут

Находка Саши - ходить вокруг палатки, проговаривая "я будильник, меня надо выключить". Встаем с хорошим настроением. Выходим с места ночевки в 10 утра.

С утра потеплело, идет мелкий снег. Быстро по дороге доходим до р. Быстрица Солотинская, поворачиваем по ней вверх. По левому берегу идет хорошо накатанная автомобильная дорога. По пути проходим мимо поворота на г. Игровец. Поднимаемся по дороге до маркированного поворота на полонину Рущина (N48 33.523, E24 11.860).

Тропа на полонину несколько раз переходит с одного берега Быстрицы на другой, везде есть мосты в виде поваленного поперек бревна, часто с перилами. В 16:30 проходим мимо хорошей площадки, встаем на ночлег.

04.01. пол. Рущина – в. 1339,8 – хр. Таупширка

11,1 км +650м -350м 4 часа 40 минут

Выходим с ночлега в 10 утра. Идем по тропе полтора перехода до полонины Рущина. Там расположен столб с указателями на гору Сивулю, в село Максимец и в сторону перевала Легионов. От столба идем на юг до урочища Пекло (N48 31.875 E24 08.095), откуда открывается замечательный вид на долину реки Салатрук.

Неожиданно на привале выглядывает солнце, почти полностью закрытое луной. Мы даже не знали, что во время похода будет затмение.

В лесу тропа теряется, мы сбились с нее немного на запад. Переходим какой-то мелкий ручей, после чего поднимаемся обратно на хребет. Там идет широкая просека, маркированная бетонными столбами. По всей видимости, это граница Ивано-Франковской и Закарпатской областей.

Перед подъемом на г. Талпич уходим восточнее, по пропиленой тропе, которая быстро теряется. Траверсируем склон среди заснеженных елок и выходим на хребет Таупширка чуть южнее вершины Талпич. По хребту идет очень широкая чистая просека . Встаем на ночевку в 17:20 около в. 1455,5 так, чтобы елки закрывали палатку от возможного западного ветра. Дров очень много, собрали целую кучу не отходя дальше 20 метров от костра. Холодно, градусов под 20 мороза, звездное небо. Хорошо ловит связь.

Один участник сильно переутомился, взяв слишком быстрый темп на последнем подъеме. Он отказался от еды, поднялась небольшая температура. Его уложили в палатку, закутали во все спальники. Ночью он спал в групповом спальнике в центре. С утра он чувствовал себя уже нормально: встал с дежурными, разогрел гречку, съел также завтрак.

05.01. хр. Таупширка – пер. Легионов – г. Пантыр – д.р. Турбацил.

11,3 км +690м -230м 4 часа 40 минут

С утра открываются потрясающие виды. Долины затянуты дымкой. Холодно, ясно. Солнце освещает верхушки елок. Выходим в 9:40.

В точке (N48 28.862 E24 08.408) на хребте стоит столб с указателем вниз на юго-запад на перевал Легионов. Тропы нет, весь склон порос стланником. Привычно прорываемся по нему метров 200-300. Тропа по GPS идет южнее, но по стланнику можно передвигаться только вниз. Пройдя его, траверсируем очень крутой поросший лесом склон, местами больше 30?. Лыжи сильно мешают. Довольно быстро натыкаемся на маркировку уводящей вниз тропы. Она часто теряется, на перемычку спускаемся частично просто по лесу, он хорошо проходимый. Есть возможность скатываться вниз на рюкзаке. На в. 1262,6 тропу теряем, уходим западнее. Спустившись немного по лесу, встречаем необозначенную на карте тропу, траверсирующую склон в нужном нам направлении. Она выводит на пер. Легионов (N48 27.620, E24 07.582, 1110м). Тут установлен традиционный столб с указателями. На восток-юго-восток от столба есть несколько домиков (N48 27.502, E24 07.760), мы туда не зашли.

После обеда продолжили путь по широкой местами перегороженной валежником просеке в сторону г. Пантыр. Она часто меняет направление. В точке (N48 27.039, E24 07.800) встретили остатки военных окопов. С открытых участков хребта открывается вид на г. Поленски, Добошанка через долину реки Быстрица-Надворнянская.

К вечеру спускаемся по лесу в верховья реки Турбацил. На спуске несколько раз пересекаем очень старую заросшую соснами дорогу, но идти по лесу оказывается более удобным. На ночлег расположились на очень приятной ровной полянке с большим количеством дров и с водой в 16 часов.

Отказались проходить траверса гор Дурни, Гропа и Братковтской по двум причинам: во-первых, в предыдущий день один учвстник очень сильно устал, и шел с небольшой температурой. И во-вторых, выше зоны леса там растет труднопроходимый кустарник, и неясно, есть ли хорошая тропа, или опять придется идти через него напролом. Как мы потом выяснили в Быстрице у гулявших вокруг киевлян, через Дурню действительно тропы зимой практически нет.

Хотелось пройти лесовозными дорогами до перевала 1193,5 (N48 19.79, E29 04.36), откуда либо сходить радиально на Татаруку и спуститься в Черную Тису, либо продолжить путь по заявленому маршруту в зависимости от погоды, состояния участников и наличия времени.

06.01 р. Турбацил – р. Турбат – р. Пляйска

18,7 км -300м +130м 4 часа 40 минут

От места ночевки выходим в 9:30. Быстро находим остатки дороги по правому берегу реки. Через небольшой переход встречаем избушку с выбитыми стеклами и с удобствами на улице. Беглый осмотр показал, что печи в нерабочем состоянии. От домика просматривается просека вверх на хребет в сторону г. Дурни. Дорога после домика уходит на правый борт долины, иногда теряется.

Сразу за коротким сужением реки начинаются свежие вырубки по правому борту долины. Появляется хорошо укатанная залитая льдом лесовозная дорога. Везде свежие щепки, опилки, встречается тяжелая гусеничная техника.

От точки (N48 24.512, E24 06.869) на Дурню ведет хорошая дорога со щитами о защите леса. Среди свежих вырубок они смотрятся по крайней мере странно. Вообще везде в этом районе долины порублены на 100-150 м над рекой, и везде призывают защищать лес.

За 2 перехода от домика доходим до р. Турбат. Здесь целый поселок лесорубов, говорят, живут там 50 человек. Мы собирались пойти вверх по реке до перевала 1193,6, но местные сообщили, что где-то вверху в каньоне декабрьское наводнение смыло мост, и пройти там нельзя. Река Турбат слишком мощная и широкая, чтобы пытаться перебраться чернез нее зимой вброд или навести переправу. Обедаем в протопленном домике, думаем, как быть дальше. Принимаем решение возвращаться через перевал Легионов, но на этот раз мы его пройдем не траверсом, а как положено. Мы еще рассматривали вариант вернуться в Осмолоду, перевалив хребет вблизи реки Сухый, но встреченный лесник сказал, что дороги там нет, и мы не рискнули за два ходовых дня идти 30 с лишним километров.

После обеда потеплело, небо затянуло облаками.

С местами для ночевки среди сплошной вырубки плохо. К 16:30 нашли неплохую ровную полянку, закрытую кустами, на краю леса около ручья. Отметили рождество, съели торт.

Сотовая связь есть везде в долине.

07.01 р. Пляйска – пер. Легионов – с. Быстрица.

19,0 км +290м -370м 4 часа 20 минут

Выходим с утра в 9:10. Тепло, пасмурно. Как только выходим, начинается ливневый снег.

Поворот от долины Пляйска на перевал Легионов помечен традиционным столбом (N48 27.583, E24 05.351). Чуть не доходя поворота слева по ходу видели кресты среди вырубки – по указателям это кладбище польских легионеров. Возможно, среди леса это смотрелось бы живописно, сейчас же зайти туда желания не возникло.

Вдоль реки Подушерка вырубок не велось. Идем вдоль реки по хорошей дороге. Через километр (N48 27.310, E24 06.079) останавливаемся на привал у сернистого источника. В точке (N48 27.125, E24 06.524) начинается довольно пологий подъем на перевал. Когда мы поднялись выше 1000м, снег прекратился, под ногами подлип, но без лыж он не страшен.

Перевал не узнать, весь снег с деревьев слетел, видимость метров 500. Обедаем в том же месте, что и два дня назад, в домики не пошли.

Спуск с перевала идет по хорошей дороге до села Быстрица. Занял 3 перехода. У местных выясняем, что можно остановиться в кафешке-гостинице Водограй, идем до нее около километра по деревне. По пути проходим два кордона калядующей молодежи, все ряженые, в красивых костюмах. Отдаем им все карманные и не очень конфеты.

В гостинице мест нет, в кафешке ждем около часа повара. Из ассортимента есть только вкусные драники и резиновые покупные пельмени. В том же здании расположен магазин, закупаемся печеньем. Пока ужинали, по телефону договорились о выброске на такси.

Дополнительные сведния о походе.

Район характеризуется неустойчивой погодой. Бывают сильные ветра, в чем мы убедились, нередки осадки. Местные жители сказали, что в декабре в Закарпатской области было сильное наводнение. Также оченью ураган завалил что только мог, и туристические тропы и просеки еще не расчищены. Мы не встретили каких-то особенных завалов по сравнению с теми, которые приходится иногда преодолевать в том же Подмосковье.

С погодой нам повезло, из семи дней всего один был с сильными осадками, 3 дня преимущественно ясными, остальные с переменной облачностью. Мелкие осадки (снег) были почти каждый день, но это нисколько не помешало. Снега в этот год было мало. Говорят, бывает и меньше (например, в том году вообще не было). Также не было дождя.

Снаряжение.

Собираясь в Москве и в Ульяновске, мы готовились к худшему – проливным дождям, пасмурной погоде. Дождевая одежда в итоге не пригодилась.

Палатку взяли одну «Зиму» от Снаряжения, с тентом на случай дождя или сильного снега. Также взяли тент 3х3м, на случай, если попадем под дождь во время перехода. Оба тента нам ни разу не понадобились. Спальники групповые, 2 трешки: один общий без молнии, второй сшитый из двух BASK Placid. Хорошей идеей оказалось взять резиновые тапочки и искользовать одну как подставку под ЦК. Лыжи связывали резиновым хозяйственным жгутом.

Шли без горелок, на кострах. Для розжига с утра применялои самодельный напалм (на водяной бане в бензине-калоше растворяется натертое хозяйственное мыло до консистенции как жидкое желе. При желании можно добавить алюминиевый порошок, якобы с ним горит жарче). На группу взяли 3 термоса на обед, по поллитра на человека. Это сильно сэкономило время. Взяли на группу топор и две пилы, одна из них самодельная весом 0,15 кг.

У каждого участника была индивидуальная аптечка с обезболивающими и перевязочными средствами. Общая аптека (весом 1,6 кг) содержала стандартный набор, перечислять его нет смысла.

На всякий случай взяли лавинный лист, лавинную лопату, 2 куска репшнура 6мм по 15 м каждый. Также несли гитару. Всего вес общественного снаряжения составил 27 кг: по 5,3 кг на мужчину и по 2,5 кг на женщину.

Очень понравилось самодельное мясо («пиммекан»), приготовленное Галей.

Итоги, выводы, рекомендации

Основная цель похода выполнена – мы посмотрели на новый для себя район, отметили Новый год и Рождество, погуляли по сказочному зимнему лесу, новички приобрели опыт зимнего туризма.

Район похода понравился, не смотря на то, что он совершенно не лыжный. Мы прошли все пешком, лыжи надели 2 раза, проехав в общей сложности менее полукилометра. Мешают постояные довольно крутые подъемы и спуски, слишком крутые для торможения плугом и слишком узкие для разворота на лыжах. Встречающиеся местами ровные участки зачастую перевалены упавшими деревьями. Правильнее всего было взять снегоступы на случай глубокого снега.

Несмотря на то, что район расположен на самом западе Украины, местные жители, не проявляют никаких признаков агрессии на национальной почве к туристам из России. Поход завершился 7 января, в Рождество, и как в с. Быстрица, так и в Ивано-Франковске нас встретили массовыми гуляньями, которые продолжались еще весь следующий день.

При планировании похода в Карпатах надо продумывать варианта обхода высоких открытых мест по долинам рек из-за сильного ветра. Также стоит иметь ввиду, что безлесые высокие склоны по крайней мере в Горганах поросли практически непроходимым стланником. Комфортно ходить можно только по прочищаемым туристическим тропам. Лесные же участки, напротив, оказались везде достаточно чистыми без протяженных буреломов, несмотря на сильный недавний ураган.

Расчет категории сложности похода.

Расчет производится согласно Методике категорирования лыжных маршрутов [7].

Характеристика маршрута: пройденный путь П = 105 км; продолжительность t = 7 полных ходовых дней; перепад высот В = 5.4 км (2,7 км вверх; 2,7 км вниз); число локальных категорийних препятствий ЛП = 0, ТС > 0.

Предварительно оценив маршрут 1 категорией сложности, при Т > 0 (ЭП min-max = 100-130 км), просчитаем его сложность.

  1. Соответствие минимальной протяженности:
    П = 105 км > П min = 100 км; для походов с укороченным светлым временем П min = 75 км. (для «двойки» П min = 130).
  2. Соответствие минимальному количеству ЛП:
    ЛП = 0 = ЛП min = 0. (для «двойки» ЛП min = 0).
  3. Совершенная работа:
    Т = 0 = Т min = 0. (для «двойки» Т min = 0).
  4. Соответствие минимальной технической сумме:
    ТС = (В + Т) = 6 > ТС max = 2 (для «двойки» ТС min - max = 0 - 4).
  5. Фактическая эквивалентная протяженность пройденного маршрута:
    ЭПфакт = П + 5хТС = 105 + 5х6 = 136 км > ЭПфакт min - max = 100 - 130 км. (для «двойки» ЭП min = 140).

Вывод: пройденный маршрут (при Т > 0) по протяженности превышает 1 к/с; по количеству локальных препятствий и технической сумме соответствует 2 к/с; по эквивалентной протяженности меньше 2 к/с; поэтому согласно п. 11.8 Методики, он может быть оценен как маршрут 1 с элементами 2 к/с.

Основные использованные источники

  1. Хорошая векторная карта района для GPS: http://kravets-igor.livejournal.com/10661.html
  2. Туристические карты района http://dw.school2.ru/map/karpaty/
  3. Отчет по пешем походе по Горганам в сентябре: http://tourism.kulichki.net/pox/karpati.htm
  4. Каталог пройденных треков: http://raduet.com/nsk/
  5. Заметки, фотографии, отчеты по Карпатам: http://alexey-ap.livejournal.com/
  6. Координаты спас.отрядов: http://www.verkhovyna.info/ua/verkhovyna/resque/contacts/
  7. Методика категорирования лыжных маршрутов: http://www.tssr.ru/files/materials/588/SkiMetod2006.doc