карта сайта
Турклуб «Вестра» > Отчеты и карты > Памиро-Алай > Кичик-Алай 3 к.с. Кривонос А.В. 2013г.

Отчет о горном туристском походе третей категории сложности по Кичик-Алаю, совершённом группой туристов турклуба «Вестра» (город Москва) в период с 12 июля по 4 августа 2013 года

Справочные сведения
(Паспорт спортивного похода)

1. Проводящая организация

Поход был организован и проведён туристами турклуба «Вестра» (город Москва) в рамках школы-семинара повышения туристской подготовки второго года обучения по горному туризму. Руководитель похода – завуч школы-семинара – Кривонос Андрей Владимирович, начальник школы-семинара – Виданов Виталий Леонидович.

2. Страна, республика, край, область, район, подрайон, массив
(место проведения)

Поход проходил в Ошской области Киргизской (Кыргызской) Республики (кирг. Кыргыз Республикасы). Географический район – Памиро-Алай, горный район Кичик-Алай.

3. Общие справочные сведения о маршруте и группе

Вид туризма

Категория сложности

похода

Протяжённость

активной части

похода, км

Продолжительность

Сроки проведения

общая

ходовых дней

горный

третья

159

24

19

с 12 июля по 4 августа, активная часть

с 15 июля по 2 августа

2013 года

Группа из семи человек.

Маршрутная книжка: 27/3-305, зарегистрированная в МКК турклуба «Вестра», гор. Москва.

4. Подробная нитка маршрута

Пос. Калдай – р. Карагой – ледник Карагой Вост. (рад.) – пер. Карагой, 1Б – р. Кичик‑Алай (вост.) – пер. Акарт, 1Б – пер. Высоцкого, 2А – ледник Гезарт – пер. Гезарт Ложный, 1Б – пер. Кичик-Алай, н.к. – р. Кичик-Алай (вост.) – р. Зор-Кумтор – ледник Кумтор Зап. – пер. Дамджайлоо Вост., 2А – пер. Кекджар, н.к. – р. Кекджар – ледник № 89 – пик Скобелева по южному склону пер. Седло Скобелева, 1Б – пер. Скобелева Зап., 2А – ледник № 307 – ледник Кумтор Вост. – пер. Скобелева, траверс гребня на пер. Рототаева, 2А – ледник Киндык Зап. – пер. 208, Затерянный, 2А – ледник Кашкасу (№ 92) – р. Кашкасу – пос. Кашкасу.

Обзорная карта маршрута приведена в приложении 2. Подробные карты маршрута приведены в приложении 3.

5. Определяющие и подопределяющие препятствия маршрута

п/п


Вид

препятствия

Категория

трудности

Высота (по GPS),

м

Географиические координаты (взятые в походе по GPS),

WGS 84

Характеристика препятствия

Путь прохождения

1

Перевал Карагой (№ 31)

4649

39054’46,1776”N

72035’26,0354”E

Ориентация: северо-северо-запад – юго-юго-восток.

Соединяет: ледник Карагой Зап. (№ 228), долина ручья Карагой и долину ручья Бозмурун, левого притока реки Кичик-Алай (вост.).

Описание. Перевальный взлёт с северо-северо-запада снежный, высота перевального взлёта 130 м, крутизна около 300.

С юго-юго-востока перевальный взлёт осыпной, осыпь мелкая, подвижная, высота перевального взлёта более 150 м, крутизна около 300.

Подъём «в лоб» с северо-северо-запада, со стороны ледника Карагой Зап. (№ 228). Кошки, связки.

Спуск на юго-юго-восток в сторону истоков ручья Бозмурун. Сперва по кулуару, начинающемуся северо-северо-восточнее перевала по одному, затем плотной группой по «лифтовой» осыпи по диагонали склона.

2

Перевал Акарт

(№ 23)

4488

39052’38,1846”N

72030’21,9455”E

Ориентация: юго-восток-восток – северо-запад-запад.

Соединяет: долина истока реки Кичик‑Алай (вост.) и ледник № 207 –исток ручья Акарт.

Описание. Перевал имеет две седловины: северную и южную. Со стороны долины реки Кичик-Алай (вост.) более «ярко» выгладит северная седловина. Здесь даны координаты, высота и описание северной седловины. С юго-востока-востока высота перевального взлёта более 170 метров, крутизна менее 300, на перевал идёт хорошо набитая тропа. Со стороны ледника № 207, долина ручья Акарт, северная седловина сыпучая, предпочтительнее южная седловина.

Подъём с юго-востока-востока, со стороны долины истока реки Кичик-Алай (вост.), по тропе.

Спуск на северо-запад-запад по сыпучему склону плотной группой, затем по одному траверсом склона влево, далее по снежнику на ледник № 207. По леднику вниз – кошки, связки.

3

Перевал Высоцкого (№ 14)

4686

39053’49,7700”N

72027’48,8851”E

Ориентация: восток – запад.

Соединяет: долину левого истока ручья Акарт и ледник Гезарт (№ 195).

Описание. С востока ледник с ледопадом, затем закрытый ледник до седловины, крутизной не более 150.

С запада – осыпной склон около 300. При нашем прохождении осыпь была смёрзшаяся.

Подъём с левобережной морены ледника Мунку (№ 206) по пологому хорошо слежавшемуся кулуару в отроге на ледник выше ледопада. То есть, выход на ледник слева по ходу движения. Затем в кошках и связках по закрытому леднику.

Спуск по осыпи местами плотной группой, местами по одному.

4

Перевал Гезарт Ложный (№ 114)

4507

39052’25,4283”N

72025’52,7581”E

Ориентация: северо-северо-запад – юго-юго-восток.

Соединяет: ледник Гезарт (№ 195) и ледник № 138, истоки ручья Кызыл-Сель.

Описание. С северо-северо-запада высота перевального взлёта немного более 100 м, крутизна около 300.

С юго-юго-востока некрутой ледник, покрытый снегом.

Подъём с северо-северо-запада «в лоб», чтобы не подрезать склон.

Спуск по леднику № 138 и по морене, занесённой снегом до ледопада. Далее спуск по морене. Затем спуск вдоль ручья, выход на тропу.

5

Перевал Дамджайлоо Вост. (№ 51)

4659

39047’4,0645”N

72033’24,4863”E

Ориентация: север-юг.

Соединяет: ледник Кумтор Зап. (№ 303) и ледник № 85.

Описание. С севера высота перевального взлёта около 270 м, крутизна до 250. Закрытый ледник с трещинами.

С юга высота перевального взлёта около 270 м. Максимальная крутизна кулуара до 40–450. Осыпь на льду.

Подъём с севера в кошках, в связках, обход трещин, прохождение по снежным мостам.

Спуск на юг, 3 верёвки, далее – на личной технике по средней, затем по крупной осыпи.

6

Пик Скобелева по южному склону перевала Седло Скобелева

5070

(5051 офиц.)

39047’33,7480”N

72037’3,4947”E

Высшая точка Кичик-Алая.

Подъём производился с юга через перевальный взлёт перевала Седло Скобелева. Высота перевального взлёта около 250 м, крутизна склона от 30 до 350. Затем около 50 метров пологого набора высоты с перевала Седло Скобелева до пика Скобелева.

Подъём в кошках и в связках, сперва «в лоб», затем по диагонали право, по снегу, обходя лёд и твёрдый фирн, а также выходы скал. В конце перевального взлёта подъём по мелкой сыпухе. Далее без захода на перевал Седло Скобелева подъём по снежнику на пик.

Спуск по своим следам подъёма. В крутых местах – «на 3 такта».

7

Перевал Скобелева Зап. (№ 56)

4669

39047’14,2908”N

72036’15,8100”E

Ориентация: юго-восток – северо-запад.

Соединяет: ледник № 89, истоки ручья Кекджар и ледник № 307.

Описание. С юго-востока высота перевального взлёта около 50 м. Сыпучие скалы.

С северо-запада перевальный взлёт отсутствует. Ледник № 307 перегибается при спуске к моренам, разделяющим его и ледник Кумтор Вост. (№ 308). Максимальная крутизна склона 35–400.

1 скальная верёвка на подъём.

Спуск по пологому закрытому леднику, кошки, связки, перешагивание через трещины. Затем 3 ледовые верёвки дюльфера на перегибе ледника.

8

Подъём на перевал Скобелева (№ 59),

траверс гребня на перевал Рототаева (№ 61),

спуск с перевала Рототаева

4826

4906

4852

39048’0,2613”N

72037’12,4876”E

39048’10,5427”N

72037’13,4452”E

Ориентация пер. Скобелева северо-запад – юго-восток. Высота северо-западного пер. взлёта около 130 м. Соединяет ледник Кумтор Вост. (№ 308) и ледник Кашкасу (№ 92). Северо-западный перевальный взлёт имеет снежно-фирновый склон, крутизна около 250, в самом крутом месте крутизна до 350. Перед самым перевалом склон мелко-осыпной.

Траверс гребня. Левый по ходу движения склон между пер. Скобелева и вершиной Узловая осыпной, крутизна местами достигает 350. При нашем прохождении были места льда и осыпи на льду.

Вершинная башня вершины Узловая высотой около 8 м. Слоящиеся скалы. Крутизна 60 – 800. После вершины Узловая до перевала Рототаева гребень из мелкой сыпухи. При нашем прохождении сыпуха была покрыта льдом и снегом.

Ориентация пер. Рототаева запад-восток. Соединяет ледник Кумтор Вост. (№ 308) и ледник Киндык Зап. (№ 322). Склон перевального взлёта с востока снежный и ледовый, крутизна 250, в самом крутом месте более 300.

Подъём на перевал Скобелева с северо-запада «в лоб», в кошках и в связках.

При траверсе между пер. Скобелева и вершиной Узловая было провешено 3 верёвки.

Вершинная башня вершины Узловая была обойдена лидером по полке ниже, с вершины была провешена верёвка. Остальные участники поднимались на вершину Узловая по верёвке.

На траверсе гребня между вершиной Узловая и пер. Рототаева была провешена верёвка на льду для дюльфера.

На спуске с пер. Рототаева на восток была провешена верёвка на льду.

9

Перевал Затерянный (№ 208)

4732

39047’54,2491”N

72038’6,0182”E

Ориентация: северо-северо-восток – юго-юго-запад.

Соединяет: безымянный ледник (расположенный между ледником Киндык Зап. (№ 322) и ледником № 323) и ледник Кашкасу (№ 92).

Описание: с северо-северо-востока ледовый склон. Высота «перевального взлёта» (от ледника № 323 до перевала) 400 м. Максимальная крутизна склона у скал левого борта составляет 35 – 380. При отсутствии снега, возможно, потребуется провесить 2 – 3 верёвки.

С юго-юго-запада осыпной склон, осыпь мелкого и среднего размера. Высота перевального взлёта 170 м. Крутизна склона в районе 300.

Подъём с северо-северо-востока в кошках и в связках. С ледника № 323 к скалам правого (левого по ходу движения) борта безымянного ледника. Переход к скалам у левого (правого по ходу движения) борта ледника, основной подъём вдоль этих скал. Затем пересечение пологого (~100) цирка закрытого ледника по диагонали.

Спуск на юго-юго-восток по «лифтовой» осыпи плотной группой с уходом по диагонали вправо по ходу движения.

6. Сведения о руководителе и участниках

№ п/п

Фамилия, имя,

отчество

Горно-туристский опыт

Телефон,

E-mail

Обязанности в группе

1

Кривонос

Андрей

1 ГУ, 2 ГУ, 4 ГУ,

5 ГУ, 2 ГР, 6 ВР

д. +7-495-704-05-76,

a_krivonos@mail.ru

руководитель

2

Сыроквашина Екатерина

1 ГУ, 2 ГУ – 2 шт.,

3 ГУ, 1 ГР

д. +7-495-682-70-56

e_caterina@bk.ru

фотограф,

летописец

3

Крылов

Михаил

2 ГУ

д. +7-8772-529-009

kaka1989g@ya.ru

реммастер

4

Зайцева

Полина

2 ГУ

д. +7-495-672-26-62

pzaitseva@mail.ru

хронометрист

5

Иванова

Галина

2 ГУ

vorona.86@mail.ru

завпит (завхоз),

фотограф

6

Мошкин

Денис

1 ГУ, 2ГУ – 2 шт.

д. +7-495-655-75-83

swearer@newmail.ru

снаряженец

7

Бунтов

Дмитрий

1 ГУ, 2 ГУ

dbunt@mail.ru

медик

7. Адрес хранения отчёта, наличие видео и киноматериалов

Отчёт хранится в турклубе «Вестра» по адресу: гор. Москва, Студёный проезд, дом 7.

В походе сделано около 2000 цифровых фотографий, имеются фрагменты цифровой видеозаписи.

8. Поход рассмотрен МКК

Поход рассмотрен МКК турклуба «Вестра», код 177-27-10300000000.

Содержание отчёта

1. Общая идея похода, особенности, новизна

Поход проводился в рамках школы-семинара повышения туристской подготовки второго года обучения по горному туризму и содержал как элементы спортивного, так и элементы учебно-тренировочного похода.

В близкие с настоящим походом сроки (пересечение по срокам в неделю) в Кичик-Алае проводились учебно-тренировочные походы второй категории сложности двух отделений школы горной подготовки первого года обучения турклуба «Вестра».

После Кавказа группе на втором году обучения хотелось побывать в азиатских горах. Кичик-Алай был выбран как интересный, не сильно «захоженный», но, в то же время, достаточно близкий к цивилизации и поэтому доступный район.

Маршрут был построен так, что после прохождения 4-рёх подопределяющих (1Б) и 4-рёх определяющих (2А) препятствий, когда уже практически был пройден маршрут 3 категории сложности, группе было разрешено прохождение ранее не пройденного перевала, при условии, что его категория не превысит категории определяющих (2А) препятствий маршрута. Группа успешно прошла перевал № 208, который был назван Затерянный.

При первопрохождении перевала Затерянный было установлено, что существующие карты этого района содержат неточность: на них не прорисован скальный хребет, разделяющий цирк перевала Затерянный и ледник Киндык Зап. Кроме того, существующая нумерация ледников также содержит неточность: ледник, спускающийся из цирка пройденного перевала Затерянный, и ледник Киндык Зап. – это разные ледники, разделённые хребтом, находящиеся на разных высотах, а не один ледник, как это указано на картах. Ледник, спускающийся из цирка перевала Затерянный, пока не имеет своего номера и названия.

В походе в исследовательских целях был посещён и отфотографирован цирк ледника Карагой Вост. (№ 230). Информации, что в этом цирке до нас был кто-то, умеющий писать, не имелось.

Кроме этого, по отснятым в походе панорамам могут быть уточнены некоторые места туристских схем Кичик-Алая (здесь и далее в тексте настоящего отчёта под «туристской схемой» будут подразумеваться туристские схемы Кичик-Алая, изготовленные Александром Пуриковым, листы J-43-1-Б от 17.01.2010, J‑43-2-А от 26.12.2009, J-43-2-В от 17.02.2010 и K‑43‑134-В, дата не проставлена).

2. Варианты подъезда и отъезда и другая полезная информация

«Заброска» в Кичик-Алай происходит через центр цивилизации этой части Азии – город Ош. На момент совершения похода Ош имел воздушное сообщение с разными городами России, в том числе и с Москвой. Рейсы совершали компании S7 и Air Bishkek.

Есть вариант прилететь в Киргизию через её столицу Бишкек, а затем доехать до города Ош автотранспортом. Этим вариантом воспользовался один из участников группы в связи с тем, что у него «случился» «бесплатный» билет от Аэрофлота, Аэрофлот рейсы в Ош на момент похода не совершал и пришлось лететь до Бишкека. От Бишкека до Ош – около 700 км горной азиатской дороги и при хорошем раскладе легковая автомашина преодолевает это расстояние за 12 часов. Чаще это путешествие занимает 15 часов и более. В любом случае, переезд Бишкек-Ош – это отдельное приключение.

Те, у кого много свободного времени, могут доехать до Бишкека на поезде. От Москвы такое путешествие займёт более 76 часов. При этом поезд пересекает 2 государственные границы (Российско-Казахстанскую и Казахстанско-Киргизскую) и путешественники смогут вкусить все прелести пограничного и таможенного досмотров.

Из Ош до Кичик-Алая можно доехать на автотранспорте. По долине р. Кичик‑Алай (вост.) до ручья Зак-Кашкасу можно проехать на автотранспорте обычной проходимости. Ручей Зак‑Кашкасу на момент похода протекал через дорогу, то есть не был проведён под дорогой в трубе. При большом количестве воды, как у нас, переехать через этот ручей не автотранспорте не повышенной проходимости может не получиться.

До посёлка Калдай, из которого начиналась активная часть нашего маршрута, также можно проехать на автотранспорте обычной проходимости. Выше огородов посёлка Калдай автомобильной дороги на момент похода уже не было.

Отъезд из посёлка Кашкасу, расположенному в Алайской долине на Алайском тракте, сложности не представляет. Туда может быть заранее заказана машина из города Ош, либо нанят транспорт непосредственно в Кашкасу. При этом вопрос будет стоять только в стоимости переезда до Ош. Нам удалось всей группой доехать из Кашкасу до Ош за 3 тыс. сом. Но для этого мы выдержали непростой азиатский торг.

Курс сома к рублю при совершении похода был в Ош при покупке сомов в «правильном» обменном пункте 1,48 сом за 1 рубль.

Местная мобильная связь в Киргизии, по сравнению с московской, очень дешёвая: порядка 0,5 сом за минуту разговора внутри страны и порядка 3 сом за минуту разговора с Россией. В то же время, роуминг для российских операторов, напротив, очень дорогой: порядка 120 рублей за минуту разговора. Для звонков между участниками группы при её разделении в «цивилизации», например, в городе Ош, и для звонков из Киргизии в Россию имеет смысл купить местную SIM‑карту. Нам SIM-карты местного Билайна раздали бесплатно при выходе из здания аэропорта. Пополнить счёт SIM-карты можно в любой, так называемой, WEB-кассе, которые встречаются в Оше «на каждом шагу». Учитывая дешевизну мобильной связи, не стоит пополнять счёт более чем на 100 сомов за один раз.

Мобильной связи в Кичик-Алае на протяжении всего пройденного маршрута не было. В случае оператора Билайн мобильная связь появилась в долине ручья Кашкасу за несколько километров до того места, где на туристской схеме отмечены первые юрты (в месте нашей ночёвки 01–02.08.2013). Для оператора МТС мобильная связь появилась в посёлке Кашкасу Алайской долины.

В долине реки Кичик-Алай (вост.) мобильная связь отсутствует. Ближайшая мобильная связь имеется только в посёлке Папан.

В Кичик-Алае имеются проблемы со спутниковой связью системы Турайя (Thuraya). У нас спутниковая связь отсутствовала на протяжении первых 10 дней похода. По словам руководителя туристской группы из МГУ Вадима Кодыша, путешествовавшего по Кичик-Алаю за год до нас в 2012 году, у него тоже были проблемы со спутниковой связью Турайя на протяжении 3-х дней. Также проблемы со спутниковой связью Турайя в течение 4-х дней были у группы Юрия Тильмана из нашего турклуба «Вестра», проводившей учебно-тренировочный поход 2 к.с. в сроки, близкие с нашими. Проявляется отсутствие спутниковой связи так, как будто аппарат спутниковой связи не может определить координату GPS. При этом никакие сервисы, включая запрос баланса счёта, не предоставляются. В то же время, обычный навигатор GPS в той же точке определяет координату без труда, количество «видимых» прибором спутников составляет порядка 7 – 8 штук. По нашему мнению, Турайя умышлено блокирует GPS навигатор в своих спутниковых телефонах, чтобы не позволить сохранить координату места, где клиенту было отказано в предоставлении услуги.

Через всю долину реки Кичик-Алай (вост.), вплоть до перевала Кичик-Алай, проложена автомобильная дорога. Строительные дорожные работы продолжаются за перевалом в долине реки Кичик-Алай (зап.). По словам вышеупомянутого Вадима Кодыша, ещё в 2012 году этой дороги не было. Дорога прокладывается к золотому прииску и угольному разрезу, которые планируется разрабатывать в долине реки Кичик-Алай (зап.).

Долина ручья Карагой выше посёлка Будайлык считается заповедной зоной и за вход/въезд в неё взимается плата. Нам, после небольшого торга с целью уменьшить побор, пришлось заплатить 1000 сом с группы.

3. Аварийные выходы с маршрута и его запасные варианты

В качестве аварийных выходов с маршрута возможен спуск по долинам ручьёв и рек Кекждар, Дамджайло, Киндык, Кичик-Алай (вост.), Гезарт, Акарт и Кашкасу до ближайшей автомобильной дороги. Такие аварийные выходы с маршрута были предусмотрены при оформлении заявочных документов похода.

Во время похода стало известно, что автомобильная дорога теперь проходит через всю долину реки Кичик-Алай (вост.), вплоть до перевала Кичик-Алай, и далее в долину реки Кичик‑Алай (зап.).

4. Изменения маршрута и их причины

Маршрут на 90% был пройден группой по основному заявленному варианту. Из-за плохой погоды и травмы одного из участников не был совершён подъём на пик Гезарт и прохождение перевала № 201: с перевала Гезарт Ложный группа по леднику № 138 спустилась к истокам ручья Кызыл-Сель и направилась на перевал Кичик-Алай. Такой вариант был заявлен группой как запасной. Других изменений маршрута не было.

5. График движения

День пути

Дата

Участок пути

Протя-жен-ность, км1

Н,

м

ΔH,

м

Чистое ходовое время, часы

Определяющие и подопределяющие препятствия на участке

Метеоусловия

13.07

Прилёт/приезд в город Ош

Закупка и упаковка недостающих продуктов

В городе Ош жарко.

Солнечно.

t = +42°C

14.07

Автотранспорт:

гор. Ош – юрты у впадения ручья Шала в реку Кичик‑Алай (вост.)

возвращение в посёлок Папан

посёлок Папан – посёлок Калдай

1502

95

90

1002

3355

1300

2363

+2353

–2055

+1063

около

5 часов2

около 3,5

часов

около 2 часов

Облачно, небольшой дождь.

Переменная облачность. Дождь.

Ливневый дождь, гроза. Ночью сильный дождь

1

15.07

От посёлка Калдай до озера

у завала на ручье Карагой

12,2

2363

3185

+822

4:20

Солнечно, без осадков,

t 7:00 = +7°C,

t 13:00 = +16°C

2

16.07

От озера у завала на ручье Карагой вверх по ручью Карагой до моренных валов на высоте 3907 м

7,3

3185

3907

+722

3:50

Солнечно,

t 7:00 = +3°C.

t 13:00 = +12°C.

Облачно, временами небольшой дождь,

t 17:00 = +7°C.

3

17.07

Акклиматизационный подъём–разведка на ледник Карагой Вост. (№ 230)

4,5

4,52

3907

4257

3907

+350

–350

2:20

1:502

Солнечно.

t 7:00 = +4°C

Переменная облачность,

t 17:00 = +8°C.

4

18.07

От моренных валов на высоте 3900 подъём на перевал Карагой

Спуск с перевала Карагой до ровных зелёных площадок

6,3

2,3

3907

4649

4228

+742

–421

4:50

1:10

Перевал Карагой (№ 31), 1Б, 4649 м

t 5:00 = –2°C,

Солнечно.

Небольшая облачность,

t 16:00 = +10°C,

t 20:00 = +4°C.

5

19.07

Спуск по ручью Бозмурун в долину реки Кичик-Алай (вост.)

Подъём по реке Кичик‑Алай (вост.) до впадения левого притока (урез воды 3782 м)

7,7

8,9

4228

3329

3815

–899

+486

2:30

3:40

Солнечно.

t 6:30 = 0°C

Солнечно, ветрено,

t 13:00 = 15°C

t 20:30 = +7°C.

6

20.07

От впадения левого притока (урез воды 3782 м) подъём на перевал Акарт

Спуск с перевала Акарт до озёр у окончания ледника № 207

5,2

2,5

3815

4488

4167

+673

–321

4:15

1:20

Перевал Акарт (№ 23), 1Б, 4488 м

Солнечно.

t 6:00 = +3°C,

t 17:30 = +8°C.

7

21.07

От озёр у окончания ледника № 207 спуск к истокам ручья Акарт до поворота на ледник Мунку (№ 206)

Подъём по леднику Мунку (№ 206) до морены на высоте 4383 м

0,5

4,4

4167

4098

4383

–69

+285

0:20

3:30

Переменная облачность

t 5:30 = +2°C.

Снег.

Метель.

8

22.07

Ожидание улучшения погоды

Разведка подъёма на перевал Высоцкого

1,5

1,5

4383

4686

+303

–303

3:20

За ночь выпало около 15 см снега.

Снег. Метель.

t 8:30 = 0°C.

Облачно,

t 20:30 = –1°C

9

23.07

Подъём на перевал Высоцкого

Спуск с перевала Высоцкого на ледник Гезарт (№ 195) и вниз по леднику Гезарт

Подъём на перевал Гезарт Ложный

Спуск с перевала Гезарт Ложный по леднику № 138 к истокам ручья

Кызыл-Сель

1,5

2,1

2,9

2,2

4383

4686

4351

4507

4116

+303

–335

+156

–391

1:30

2:10

1:50

1:45

Перевал Высоцкого (№ 14), 2А, 4686 м

Перевал Гезарт Ложный (№ 114),

1Б, 4507 м

Переменная облачность.

t 7:30 = –1°C

Временами – «заряды» снега.

Погода неустойчивая.

От полного тумана с видимостью в несколько метров, до яркого солнца.

t 18:00 = +10°C.

10

24.07

Спуск до левого притока ручья Кызыл-Сель

Подъём на перевал Кичик‑Алай н.к.

Спуск с перевала Кичик‑Алай по долине реки Кичик-Алай (вост.) до юрт у впадения ручья Шала

2,7

4,4

11,9

4116

3997

4082

3371

–119

+85

–711

0:50

1:55

3:30

Солнечно.

t 7:00 = +6°C,

t 16:00 = +13°C

11

25.07

Подъём от юрт у впадения ручья Шала в реку Кичик‑Алай до озера Кумтор

10,4

3371

4130

+759

4:10

Солнечно.

t 8:00 = +5°C.

Переменная облачность,

t 18:00 = +7°C,

12

26.07

Подъём от озера Кумтор на перевал Дамджайлоо Вост.

Спуск с перевала Дамджайлоо Вост. до озёр Дамджайло

3,5

3,1

4130

4659

4143

+529

–516

3:20

1:10

Перевал Дамджайлоо Вост. (№ 51),

2А, 4659 м

Солнечно.

t 7:00 = 0°C.

t 20:10 = +4°C.

13

27.07

Полуднёвка

Спуск от озёр Дамджайло до истоков ручья Дамджайло

Подъём на перевал Кекджар, н.к.

Спуск с перевала Кекджар н.к. до ручья Кекджар

Подъём по ручью Кекджар до крайних ровных зелёных площадок

2,7

2,6

2,8

3

4143

3926

4172

3903

4204

–270

+246

–269

+301

0:40

0:50

0:45

1:20

Солнечно.

t 11:00 = +14°C.

Солнечно.

t 19:20 = +6°C.

14

28.07

Подъём от места ночёвки на ледник № 89

Восхождение на пик Скобелева

2,3

1,7

1,7

4204

4622

5070

(5051 офиц.)

+418

+448

–448

2:30

2:10

1:05

Пик Скобелева,

1Б, 5070 м

(5051 м офиц.)

Солнечно.

t 6:00 = –2°C.

t 16:00 = +6°C.

15

29.07

Подъём на перевал Скобелева Зап.

Спуск с перевала Скобелева Зап. по леднику № 307 до морены

Подъём по леднику Кумтор Вост. (№ 308) под перевалы Рототаева и Скобелева

0,2

2,1

2,2

4622

4669

4285

4631

+47

–384

+346

3:30

2:45

1:50

Перевал Скобелева Зап. (№ 56),

2А, 4669 м

Солнечно.

t 6:00 = –2°C.

t 19:30 = +3°C.

16

30.07

Подъём на перевал Скобелева

Траверс хребта между перевалами Скобелева и Рототаева: подъём на вершину Узловая, спуск на перевал Рототаева

Спуск с перевала Рототаева на левобережную морену ледника Киндык Зап. (№ 322)

0,7

0,5

2,1

4631

4826

4906

4852

4400

+195

+80

–54

–452

1:05

7:00

1:30

Подъём на перевал Скобелева (№ 59), 4826 м, траверс хребта до перевала Рототаева (с подъёмом на вершину Узловая, 4906 м), спуск с перевала Рототаева (№ 61), 4852 м, 2А

Солнечно.

t 6:30 = –6°C.

t 20:00 = –2°C.

17

31.07

Спуск с ледника Киндык Зап. (№ 322), переход на ледник № 323

Подъём по леднику № 323,

спуск по леднику № 323

Разведка подъёма на перевал № 208

1,4

0,4

0,4

2,4

1,1

4400

4267

4328

4267

4732

–133

+61

–61

+404

–404

1:20

0:20

0:15

2:10

Солнечно.

t 7:30 = +1°C.

t 17:00 = +3°C.

Дождь, снег

18

01.08

Подъём на перевал № 208

Спуск с перевала Затерянный (№ 208) до места ниже впадения ручья Кекджар в ручей Кашкасу

1,5

12,7

4267

4732

3214

+465

–1518

2:10

5:00

Первопрохожде-ние перевала Затерянный (№ 208), 2А,

4732 м

Облачно.

t 7:30 = 0°C.

Видимость – до соседнего хребта.

Дождь.

t 19:00 = +8°C.

19

02.08

Спуск по ручью Кашкасу в посёлок Кашкасу в Алайской долине

Автотранспорт: посёлок Кашкасу – город Ош

13,3

230

3214

2824

1002

–390

–1822

3:15

4:20

Солнечно.

t 8:00 = +6°C.

Переменная облачность

03.08

Культурно-экскурсионная программа в городе Ош

Солнечно.

t = +40°C

04.08

Отлёт/отъезд из города Ош

Переменная облачность.

t = +38°C

Итого активным способом передвижения:

158,72

92:152

из них:

40,3

49,2

69,2

– 1 часть (от начала до первой заброски)

– 2 часть (от первой до второй заброски)

– 3 часть (от второй заброски до окончания)

1 – расстояния активной части похода измерены при помощи программы OziExplorer по «привязанным» отсканированным туристским схемам масштаба 1:50000 с использованием точек, «взятых» на местности прибором спутниковой навигации GPS с учётом коэффициента 1,2;

2 – в общую протяжённость и в общее ходовое время не включены значения, отмеченные в таблице курсивом.

Высотный график

6. Техническое описание прохождения группой маршрута

12 июля 2013 года. Пятница

Отлёт из Москвы большей части группы.

13 июля 2013 года. Суббота

Группа собралась в городе Ош в гостевом доме «у Канышай». Предварительная договорённость о размещении в Ош на 13–14.07.2013, закупке газа и трансферте от Оши до Кичик-Алая была достигнута с Хасановой Ладой, тел. +996-777-19-67-87.

Этот день был посвящён закупке, расфасовке и упаковке продуктов, которые не были привезены из Москвы. Кроме этого, все продукты были разделены на 3 части по количеству частей похода.

Одновременно группа проходила акклиматизацию на высоте города Ош – порядка 1000 метров над уровнем моря.

Было передано сообщение в координационный центр турклуба «Вестра» о начале похода.

14 июля 2013 года. Воскресенье

В этот день две заброски были завезены в долину реки Кичик-Алай (вост.), а группа доставлена до начала маршрута – до посёлка Калдай.

Завозили заброски на высоту 3355 м всей группой: это было элементом акклиматизации.

Выехали в 6:40. Ещё не покинув Ош, были вынуждены решать проблему, которую водитель не решил заранее: подкачка колёс. Потратили на это минут тридцать.

Проехали посёлок Папан. Тут закончилась мобильная связь.

Поднялись по реке Ак-Буура до впадения в неё левого притока Турук. Здесь водитель заявил, что сегодня ещё не завтракал и предложил подождать полчасика пока он поест. «Восток – дело тонкое…», никто никуда не спешит…

Продолжили путь по ущелью реки Турук. Проехали посёлок Кашкасу, расположенный на реке Кичик-Алай (вост.). Это – крайнее стационарное жильё в долине Кичик-Алая (вост.), выше – только кочевые юрты. Не обнаружили юрт под горой Сартала, 3029 м, отмеченных на туристской схеме Кичик-Алая, лист J‑43-2-А. Юрты – строение передвижное, как палатка, не захотели хозяева – не поставили. А у нас были «пароли, явки, адреса» в эти юрты под горой Сартала для оставления заброски… Придётся обходиться без них.

В 11:30 остановились недалеко от следующих юрт, расположенных вверх по долине за юртами «Сартала» и также отмеченных на туристской схеме. На этот раз мы сами вспомнили, что завтракали в 5:30 утра. К тому же арбуз, загруженный под сиденье микроавтобуса, от тряски дал трещину и его нужно было срочно «спасать». Пока «спасали» арбуз, к нам подошли обитатели юрт, угостили свежими сливками, для нас больше похожими на хорошую сметану. От арбуза киргизы отказались, сославшись на мусульманский пост.

Когда переезжали ручей Бозмурун, протекающий через дорогу, водитель попросил нас выйти из машины. Пришлось перепрыгивать ручей по камням.

Около 13 часов подъехали к юртам, расположенным у устья ручья Шала. Это были самые удобные для оставления наших забросок юрты. К тому же, по словам Вадима Кодыша (упомянут в разделе «Варианты подъезда и отъезда и другая полезная информация» настоящего отчёта), в прошлом 2012 году именно в этих юртах он оставлял свою заброску. Перешли речку Кичик-Алай (вост.) по перекинутой через поток рельсе. При общении с обитателями юрт выяснилось, что некоторые из них вообще не говорят по-русски, а некоторые говорят очень слабо. Посредником выступил наш водитель и договорённость о возможности оставить заброски была достигнута. Передали хозяевам юрт гостиниц: пакет с чаем и конфетами. «Приняли на борт» женщину с ребёнком и несколько мешков с шерстью, которые нужно было отвезти вниз по долине.

На этот раз ручей Бозмурун был форсирован сходу, без высадки пассажиров.

В 17 часов вернулись в посёлок Папан. Попрощались с мечтами об обеде, узнав, что столовая в нем не работает, и выдвинулись в сторону посёлка Ноокат (на карте генштаба – Эски‑Ноокат), районный центр. Когда отъехали от Папана приблизительно 15 км, сломалась машина. Сперва пытались починить её своими силами, но потом поняли, что поломка серьёзная. Тогда встал вопрос о замене машины на другую. По мобильной связи вопрос о замене автотранспорта был решён.

Машина на замену приехала к нам в 20 часов, когда уже начало смеркаться. Перегрузили вещи и продолжили путь.

Около посёлка Будайлык стоит шлагбаум. Тут водители («наш» и приехавший на замену) попытались убедить нас, что автомобильный маршрут окончен, посёлок Калдай, вылезайте. Однако GPS показывал иное. Объяснили им, что до Калдая ещё 5 километров. В домике у шлагбаума после небольшого торга выложили 1000 сомов за проезд семи туристов и автомобиля в «заповедную зону».

Дальше на основании показаний GPS пришлось говорить водителям, куда ехать и где поворачивать.

Выгрузились у южной околицы Калдая в 21:45 в полной темноте под проливным дождём. Дорога стала непроходима для нашего микроавтобуса: камни, торчащие из земли, грозили пробить картер двигателя.

Ровная площадка нашлась рядом с местом выгрузки. Поставили палатки, попили чай и завалились спать.

15 июля 2013 года. Понедельник. 1 день пути

Всю ночь лил дождь.

Подъём дежурных в 7:00. Подъём остальной части группы – после закипания воды.

Дождь закончился. При свете дня увидели, что расположились в довольно удобном месте. По крайней мере, удобнее поблизости не было.

Обнаружилось, что у одного из участников высокая температура 38,50. Однако участник был настроен выходить на маршрут.

У местного жителя, подошедшего поглазеть на редкое явление – туристов – узнали, что двигаться вверх лучше по правому берегу ручья Карагой, на котором мы и находились. Здесь и далее, где не указано отдельно, указаны орографические берега рек, ручьёв, ледников и долин.

Позавтракали, уложили вещи и в 9 часов начали движение. Шли в «обычном» режиме. Здесь и далее под «обычным» режимом подразумевается движение участников по долине каждый в своём темпе. Между руководителем, первым и замыкающим участниками поддерживается радиосвязь. Первый участник идёт 30 минут, затем останавливается на привал. Привал продолжается 10 минут после прихода замыкающего участника.

Дорога, по которой мы приехали, дальше идёт на ближайшее пастбище и через несколько сотен метров заканчивается (Фото. 1), переходя в тропу. Сперва тропа поднимается вверх на холм, затем спускается вниз к ручью. Здесь, после привала, мы проскочили поворот тропы направо и ушагали вверх по ручью Ачык-Таш. Но быстро спохватились и по каким-то обнаруженным тропкам начали пробираться в сторону ручья Карагой, траверсируя отроги хребтов. По дороге на нашем пути возник огород. Мы спросили разрешения у присутствовавших здесь хозяев пройти через него. Пока ждали замыкающего, гостеприимные хозяева огорода угостили нас лепёшками, сливками и солёными сырными шариками.

Довольно быстро стало ясно, что заболевший участник движется медленнее остальных. Пришлось его разгружать. После этого темп движения выровнялся.

Вернулись на тропу, идущую вверх по правому берегу Карагоя. После окончания террас с огородами, дорога на этом берегу заканчивается, выше идёт тропа (на туристской схеме была обозначена дорога). Также кончается дорога и на противоположном (левом) берегу.

Через некоторое время тропа проходит через лесистую зону. Здесь в 12:40 встали на обед. До воды было не близко, но что там впереди – не понятно, а время обеда уже подошло.

До обеда сделали 5 переходов.

В 14:30 вышли с обеда. Вскоре лес закончился и начались луга. Здесь есть хорошие ровные площадки, пригодные для стоянки, расположенные близко от ручья (Фото. 2). На крайней такой площадке в 16 часов сделали привал. Решали вопрос, остановиться ли на ночлег здесь или подняться на морену, завалившую ручей Карагой, к озеру. Боевой дух группы был «на высоте» и поэтому решили дойти до озера.

После лугов тропа идёт по моренному карману. Однако её легко потерять и некоторые участники забрались на моренный гребень, откуда пришлось спускаться.

Через 1,5 перехода, в 17 часов, дошли до озера и встали на ночлег на ровных зелёных площадках. Высота 3185 м.

После обеда сделали 4,5 перехода.

Здесь обнаружилось, что спутниковый телефон системы Турайя (Thuraya) не обеспечивает связь. Уровень сигнала был достаточный, 4 – 5 «палочек», но GPS навигатор, встроенный в аппарат, не определял координату. При этом никакие сервисы Турайей не предоставлялись. Обычный GPS прибор (Magellan Triton-400) определял координату без труда. Денег на счёте SIM‑карты Турайя было более чем достаточно. Замена в аппарате SIM-карты Thuraya на SIM‑карту Билайн с подключенным необходимым расширенным международным роумингом ни к чему не привела. Передать сообщение в координационный центр турклуба «Вестра» было невозможно. Группа оказалась без связи.