Турклуб «Вестра» » Отчеты и карты » Памир » Северо-Западный Памир, 4 к.с. Пуриков А. 2003 г.

Отчет о походе 4 к.с., проведенном на Северо-Западном Памире в июле-августе 2003г.

Руководитель Пуриков А.В.
Е-Mail: avp westra ru
Телефон 479-04-05

 

Нитка маршрута:

Г. Москва - г. Ташкент - г. Ош - пос. Шиве - пер. Шиве (н/к, 3600) - пер. Наука (2А, 4700) - пер. Энтузиаст (2Б, 5350) - пер. Сурхангоу (2Б, 5250) - рад. пик Снежный Барс (2Б, 5491) - пер. Минтеке Ю.-Ю. (2Б, 5070) - р. Минтеке - р. Алтын-Дара - пос. Дараут-Курган. - г. Ош - г. Ташкент - г. Москва.

Длина маршрута - 154 км.

2003

Общие сведения о походе

Нитка маршрута пройденная

Г. Москва - г. Ташкент - г. Ош - пос. Шиве - пер. Шиве (н/к, 3600) - пер. Наука (2А, 4700) - пер. Энтузиаст (2Б, 5350) - пер. Сурхангоу (2Б, 5250) - рад. пик Снежный Барс (2Б, 5491) - пер. Минтеке Ю.-Ю. (2Б, 5070) - р. Минтеке - р. Алтын-Дара - пос. Дараут-Курган. - г. Ош - г. Ташкент - г. Москва.

Нитка маршрута заявленная

Г. Москва - г. Ташкент - г. Ош - пос. Шиве - пер. Шиве (н/к, 3600) - пер. Наука (2А, 4700) - пер. Энтузиаст (2Б, 5350) - пер. Сурхангоу (2Б, 5250) - рад. пик Снежный Барс (2Б, 5491) - пер. Минтеке Ю.-Ю. (2Б, 5070) - пер. Кашка-Су (1Б, 4500) - разведка седловин 21, 22 (около 2А-2Б) - р. Минтеке - р. Алтын-Дара - пос. Дараут-Корган. - г. Ош - г. Ташкент - г. Москва.

Пройдено перевалов и вершин - 6, из них:
2Б - 4 (1 радиально)
2А - 1
н/к - 1

Список участников

. Имя Обязанности Опыт и высотный опыт на момент начала похода
1. Басов Михаил Снаряженец 3ГУ Фаны 1998, 2ГР Приэльбрусье 2002, 5100.
2. Заякина Ольга Завхоз 2 с эл 3 ГУ Приэльбрусье, 5600
3. Котомина Наталья Участник 3ГУ Безенги 2002, 2ГУ Тянь-Шань 2002, 1 с эл 4 ЛУ, 5600.
4. Один Олег Врач 3ГУ Безенги 2002, 2ГР Тянь-Шань 2002, 4СУ, 5600
5. Пуриков Александр Руководитель 3ГУ Фаны 1998, 5ГУ Безенги 2001, 2ГР Архыз, 3ГР Безенги 2002, 2ЛУ, 1 с эл 4 ЛР, 5100.
6. Шамбур Дмитрий Участник 3ГУ Кавказ, 1 ГР Тянь-Шань, 5300

Район похода.

Получилось так, что несколько лет подряд УТП клуба "Вестра" проводились на Кавказе. Конечно, давно хотелось совершить поход в большие горы, но каждый раз по разным причинам не получалось это сделать. Последние два года мы ходили в Безенги, "маленький кусочек Памира на Кавказе". Видимо, это и подтолкнуло нас сходить в большой Памир. Некоторый "задел" по району в клубе был, поэтому удалось достаточно хорошо и четко организовать заезд и решить прочие проблемы. Мы выбрали Западную часть Заалайского хребта - район, про который после интенсивного исследования питерцами надолго забыли. Лишь в последние годы в этом районе стали вновь проводиться походы. К сожалению, за единственным исключением (отчет Молоткова 1971 г.) доступными являются отчеты лишь современных походов.

Маршрут путешествия.

После того, как были нарисованы первые варианты маршрута, стало ясно, что, во-первых, проблемой является не набирание нужного километража, а его удержание в разумных пределах, а во-вторых, требуется поиск нестандартных ходов в районе, позволяющих красиво и логично построить маршрут.

Из анализа отчетов групп, ходивших в последнее время в районе, стало ясно, что в нем можно сделать красивую "четверку". Все группы, за редким исключением, использовали одни и те же элементы маршрута, действительно логичные, но уж слишком "захоженые" для, в общем, малопосещаемого района. Самый существенный такой элемент - это проход с юга от Кичи-Суйской стены, через перевалы Ожидания, Таш-Мачет, Зигзаг, УГТЭ, Сурхангоу. Хотя эта связка позволяет полностью выполнить техническую норму для "четверки", мы отказались от нее по двум причинам. Во-первых, идти в малопосещаемом районе "захоженный" маршрут просто не хочется. Во-вторых, из-за ограниченного количества перевалов нужных категорий у этой связки нет вариантов прохождения, позволявших бы разойтись двум группам, идущим походы 4-й категории, не наступая друг другу на пятки. Так как посмотреть Кичи-Суйскую стену все-таки хотелось, мы стали искать альтернативные нитки около нее. В процессе чтения отчетов и консультаций с ходившими в этом районе туристами, Антон Чхетиани предложил красивый вариант, основанный на том, что категория перевала Энтузиаст, как и перевала Наука, скорее всего, определяется ледопадом в нижней части ледника. Но Наука была пройдена в связке с пер. 1500 лет Киева, в результате чего в классификатор попала категория 2А с комментарием, что прохождение ледопада повышает ее до 3А. Перевал Энтузиаст же проходился только полностью, в результате чего в классификаторе его категория оказалась записана как 3А*.

Таким образом, в качестве первой части маршрута были выбраны перевалы Наука (строго говоря, с/к Наука), Энтузиаст и хорошо известный перевал Сурхангоу.

Для второй части маршрута был выбран малопосещаемый район ледника Мин-Теке, в цирке которого находится пик Снежный Барс (5491 м), впервые пройденный в прошлом 2002 году группой Даниила Попова (Москва). Этот пик, с которого мы сняли записку первовосходителей, поднявшись по проложенному ими маршруту, оказался самым технически сложным и интересным препятствием нашего похода.

Перевал Мин-Теке Ю., который вывел нас на ледник Мин-Теке, был пройден с западной стороны для выхода на траверс Даниилом Поповым в 2002г, а насквозь проходился группой из Риги под руководством Крейера в 1986 году. Отчетов по сквозным прохождениям не удалось найти.

От запланированной разведки перевала седловина 22 пришлось отказаться из-за схода с маршрута группы Алексея Никонорова (совместная работа с этой группой на седловине 22 являлась требованием выпускавшей МКК). Пришлось ограничиться фоторазведкой. Прохождение перевала Кашка-Су при этом потеряло смысл. Ухудшение погоды и резкое возрастание лавинной опасности вынудило нас отказаться от его прохождения.

В районе одновременно совершали походы три группы. При организации похода требовалось организовать взаимодействие между всеми тремя группами. Безопасность обеспечивалась применением УКВ-радиосвязи в 70-см радиолюбительском диапазоне для использования на малых и средних расстояниях, а также спутниковой связи системы Thuraya для надежной связи на любых расстояниях.

Было назначено три сеанса связи в сутки: обязательный сеанс спутниковой связи 20:00 (в это время принимались и отправлялись SMS, а в ситуациях, требующих обсуждения, делался голосовой звонок), а также необязательные сеансы радиосвязи в 12:00 и 15:00. Время этих сеансов выбрано из предположения, что именно в эти моменты группа наиболее вероятно может находиться на наибольших высотах. УКВ-связь очень хорошо себя зарекомендовала как внутригрупповая и как межгрупповая при умеренном расстоянии между группами (обычно в пределах одной долины при произвольном расположении групп и дальше, если группы находятся на гребнях или вершинах).

Заброска на пер. Кызыл-Кель была организована заранее, до начала основного маршрута. Транспортировалась с использованием ишаков.

Особенности описания.

Все направления даны в орографическом смысле, если не указано иное. Названия даны в том виде, как они устоялись в туристских описаниях. Часто написание отличается от применяемого на топографических картах. Ни тот, ни другой вариант обычно не является правильным.

График движения

День Дата Маршрут Пройдено км.
-1 17.07 Г. Москва - г. Ташкент - г. Ош 0
0 18.07 Г. Ош - сел. Шиве. 0
1 19.07 Сел. Шиве - подход под пер. Шиве 14
2 20.07 Пер. Шиве - подъем по р. Кашка-Су 7
3 21.07 Подъем по р. Кашка-Су, акклиматизационный выход 7
4 22.07 Подход под пер. Наука 5
5 23.07 Пер. Наука. 4
6 24.07 Подход под пер. Энтузиаст 6
7 25.07 Пер. Энтузиаст 5
8 26.07 Пер. Сурхангоу 6
9 27.07 Спуск по южной ветви ледника Кызыл-Су. 8
10 28.07 Дневка 0
11 29.07 Подъем по реке Кызыл-Су, переправа через нее, радиальный выход за заброской под пер. Кызыл-Кель. 7
12 30.07 Подъем под ребро пика Снежный Барс 12
13 31.07 Радиальный выход на пик Снежный Барс 3
14 1.08 Пер. Мин-Теке Южный, 5
15 2.08 Спуск по ледн. и реке Мин-Теке. 7
16 3.08 Спуск по р. Мин-Теке до слияния с р. Алтын-Дара 22
17 4.08 Спуск по р . Алтын-Дара до сел. Дараут-Курган 35
18 5.08 Сел. Дараут-Курган - г. Ош 0
19 6.08 Г. Ош - г. Ташкент 0
20 7.08 Г. Ташкент - г. Москва 0

Всего 154

Техническое описание

Подход под пер. Шиве

Довольно поздно из-за долгих сборов (11:30) выходим из селения Шиве и уходим вверх по долине по мощнейшей скотопрогонной тропе. Тропа идет по правому берегу р. Шиве. Проходим группу юрт примерно в километре ниже стрелки с р. Саз-Джайлоо. На стрелке рек - три моста. Один - примерно на 300м ниже слияния, два моста - через притоки чуть выше слияния. Переправляемся через два моста на левый берег, к аулу, стоящему у слияния рек на обоих берегах, где и обедаем в юрте, пережидая пик дневной жары (14:00-17:00). Далее, переправившись по мосту выше аула, поднимаемся по правому берегу левого притока. Проходим верхом над еще одним аулом. Чуть выше места впадения небольшого левого притока переправляемся по мосту обратно на левый берег. Рядом с мостом много зелёных горизонтальных площадок, ручейки с чистой водой. Хорошо виден подъем на перевал Шиве. Встаём на ночёвку в 19:10.

Перевал Шиве (н/к, 3660)

Категория сложности перевала - н/к.

Высота - 3660 м.

С утра идем по хорошей тропе. В нижней части подъема крутизна склона около 20 градусов, затем склон постепенно выполаживается. Набор высоты - 650м. Седловина травянистая, тура нет. Подъём на перевал от лагеря занял 2,5 получасовых перехода. Тропа, идущая с седловины вниз на восток, разделяется в 200 метрах под перевалом около выходов светлой породы. Одна тропа уходит в верховья Кичи-су по правому берегу, другая в низовья к аулу. На карте показана тропа к аулу. Спускаемся по тропе в сторону верховий Кичи-су и движемся вверх по долине. После перехода по тропе через сай устраиваем большой привал с обедом и пережидаем пик дневной жары, затем продолжаем движение. Недалеко от места впадения в Кичи-су притока из-под перевала "Три пингвина" тропа выходит на высокую конгломератную террасу реки. Спустившись здесь к воде и двигаясь вдоль реки с небольшим набором высоты, доходим до хорошей известной стоянки "Арчовый шатёр", которая расположена примерно в километре выше на правом берегу. Возможно движение по верхним террасам по не очень хорошей тропе, однако в этом случае нужно не пропустить точку спуска.

На следующий день поднимаемся вдоль реки по теряющейся тропе на гребне правобережной морены до уровня восточного языка ледника Кичи-су. Далее за несколько переходов доходим до озёр. Ставим лагерь и в целях акклиматизации забрасываем половину груза к предпоследнему моренному валу под перевалом Наука. Попутно просматриваем перевал Локомотив, который мы собирались проходить в одном из вариантов маршрута. Южная сторона - уходящая в бесконечность мелкая осыпь "Фанского" типа.

На следующий день неторопливо поднимаемся под перевал и ставим лагерь на последних зеленых площадках под перевалом Наука. Идти удобнее всего по ручью, а затем по сухому руслу вдоль правого борта долины.

Перевал Наука (2А, 4700)

Категория перевала по классификатору - 3А при прохождении с ледопадом сев. ветви ледника Кызыл-Су, 2А без него.

Категория перевала заявленная - 2А

Высота 4700м.


Фото 1. Перевал Наука с запада.

Фото 3 -- подъем на пер. Наука.

Фото 2. Вид с пер. Наука на Запад. 1 - пер. Ожидание 2 - пер. Трех Пингвинов.

Перевал соединяет восточную ветвь ледника Кичи-Су с северной ветвью ледника Кызыл-Су. Категория - хорошая, "крепкая" "2А". Определяющая сторона - западная. Характер склонов - снежно-ледовые.

С утра идет дождь. Откладываем подъем на час, и к моменту выхода (8:10) дождь прекращается. Поднимаемся с места ночёвки на снежник, находящийся на выполаживании последнего моренного вала (30 мин).

Скально-осыпные кулуары в левой части заканчиваются крутыми скальными взлетами. Надеваем кошки и начинаем подниматься по снежному кулуару в правой по ходу части перевального взлёта. Первый участок подъёма вверх и слегка вправо по ходу до скально-осыпной площадки на уровне двуглавого камня. Набор высоты 200 м, крутизна постепенно увеличивается от 0 до 30гр. Склон камнеопасен, камнепады начинаются в 10:30, когда скалы над склоном освещаются солнцем. На площадке устраиваем небольшой привал.

Следующий участок подъёма влево по ходу до двуглавого камня и вверх по узкому камнеопасному кулуару. Крутизна склона 30-35 градусов. Преодолеваем частично замёрзший, засыпанный снегом небольшой водопад, и выходим к значительному расширению кулуара со скальным выходом посередине. Здесь кулуар разветвляется. Основное продолжение правой ветки выходит в правую часть седловины перевала (видимо, этот путь использовал для спуска Антон Чхетиани). Уходим по левому по ходу кулуару. Хотя он выводит ближе к седловине перевала, и при просмотре казался оптимальным, в его верхней части снег подмыт ручьём и труднопроходим. Поэтому мы вышли на седловину по одному из второстепенных скальных (сланцевых) кулуаров слева по ходу, повесив верёвку.

Седловина снежно-осыпная. Тур не нашли (Антон Чхетиани также не нашел тур). Сложили свой из красных камней на серой осыпной площадке слева по ходу движения. Спуск по закрытому леднику небольшой крутизны, не более 5 гр. Спускаемся почти до места слияния ветвей ледника, текущих из-под пер. Наука и пер. Энтузиаст. Погода начинает стремительно портиться, видимость исчезает, ставим лагерь.


Фото 4 --пер. Наука с востока. 1 - седловина пер. Наука 2 - пик 5094.

Перевал Энтузиаст (2Б, 5300)

Категория перевала по классификатору - 3А*

Категория перевала заявленная - 2Б

Высота - 5300м.


Фото 5 -- пер. Энутзиаст с севера. 1-пик Сурхангоу 2 - пер. Энтузиаст.

Фото 6 -- пер. Энтузиаст с севера. Путь подъема. Треугольником отмечено место ночевки. Справа виден пик 5392.

Перевал Энтузиаст соединяет южный приток северной ветви ледника Кызыл-Су с ледником Сурхангоу. При полном прохождении определяющим препятствием является ледопад северной ветви ледника Кызыл-Су, имеющий категорию сложности 3А. Прохождения перевала без этого ледопада (в связке с пер. Наука или 1500 лет Киеву) не известны. К нашему удивлению, северная сторона (естественно, за исключением ледопада) вообще не представляет технической трудности (2А без учета высоты). Определяющей является южная сторона.

Следующим утром прекрасная погода. Начинаем движение в 8:35. Подъём по закрытому леднику крутизной 5-10, местами до 15 гр. В цирке перевала, вверх по течению ледника от нунатака расположена зона разломов. Она проходится по снежным мостам, приблизительно в центре. Подъём к перевалу по снежному склону крутизной 10-20 гр. Все разломы полностью забиты снегом. По пути подъёма имеется несколько выполаживаний. Идется достаточно тяжело и медленно. Прикинув, что при попытке прохождения седловины сегодня сильно рискуем застрять на спуске, на очередном выполаживании на высоте 5050 м разбиваем лагерь в 15:00. Строим площадки и идем активно акклиматизироваться на ледовые занятия.

Утром выходим в 7:25. Подходим под перевальный взлёт по снежному склону крутизной около 20 гр., держась правее по ходу, огибая разломы. Со всех сторон открываются совершенно фантастические виды. Слева по ходу нависает вершина Сурхангоу. Перевальный взлёт подсечён огромным, около 30-40 метров шириной, бергшрундом, полностью забитым снегом. Подход под взлет осуществляется справа налево по ходу по наклонной снежной полке. Седловина пер. Энтузиаст ледово-скальная. Выходим на нее в 9:45.


Фото 10 - спуск с пер. Энтузиаст. Крутизна и ее изменение по склону искажены! Верхняя часть кулуара в реальности круче, чем нижняя.

Тур найти не удалось. Спуск начинаем по левому скально-осыпному кулуару (начало кулуара влево от нижней точки седловины 25 м.). В начале спуска, пока он идет по относительно пологим осыпям, перебираемся в следующий левый большой снежно-ледовый кулуар. В кулуар выходим, повесив на петле веревку по скалам. Крутизна в кулуаре большая (около 35 градусов), тонкий слой снега держит плохо, под снегом лёд и много камней. Идти по осыпям также не получается из-за их чрезмерной подвижности на склоне такой крутизны. Вешаем еще 5 верёвок (первую из них на петле, остальные на ледобурах), далее склон выполаживается до 25-30 градусов, снег становится глубже, переходим на спуск на три такта. По ходу спуска просматриваем варианты траверса на пер. Сурхангоу. Видна, хотя и плохо, сама седловина перевала, просматривается также ведущий на нее снежно-ледовый желоб. Во время сеанса связи группа Алексея Никонорова сообщает, что у них возможны проблемы и просит пока не проходить перевал Сурхангоу и для подстраховки дождаться их в цирке. Выходим на ступень ледника, в цирк перевалов Энтузиаст и Сурхангоу и ставим лагерь в 15:30. Просмотрев снизу путь, решаем, что все к лучшему - траверс в любом случае экономит слишком мало высоты (не более 100м) и достаточно опасен во второй половине дня, так как солнце освещает лавиноопасный склон, который придется пересекать при траверсе. На вечерней связи выясняем, что проблемы решились, и мы можем утром начать подъем на перевал Сурхангоу.


Фото 9- вид с пер. Энтузиаст. В левой части кадра куполообразная вершина - пик Сат. В центре кадра пирамидальный пик 5521м.

Перевал Сурхангоу (2Б, 5200)

Категория перевала - 2Б.

Высота 5200м.


Фото 8 -- вид с пер. Энтузиаст на юго-восток. 1 - пер. Сурхангоу. За ним видна вершина 5781. Под седловиной хорошо виден ведущий на нее снежно-ледовый желоб-ранклюфт

Фото 11 - цирк ледника Сурхангоу. 1 - пер. Энтузиаст, 2 - пер. Сурхангоу (седловина не просматривается).

Фото 13 - пер. Сурхангоу с востока.

Фото 14 -- Работа в ледопаде южной ветви Кызыл-Су

Фото 16 - ледопад северной ветви ледника Кызыл-Су.

Фото 12 - спуск с пер. Сурхангоу. Виден верхний край бергрунда.

Перевал соединяет ледник Сурхангоу с южной ветвью ледника Кызыл-Су. Определяющая сторона - восточная. Несмотря на небольшое количество повешенных веревок и точек страховки, перевал является достаточно серьезным препятствием данной категории по "общим ощущениям", что обычно для ледопадных 2Б.

Выходим из лагеря в 8:00. По снежно-ледовому склону 30 гр. поднимаемся к пересечению небольшого бергшрунда (или, скорее, горизонтальной трещины) со старым лавинным конусом. По лавинному конусу преодолеваем бергшрунд и поднимаемся к снежно-ледовому жёлобу, ведущему в сторону перевала. По достаточно пологому склону подходим к перевалу. На седловину выходим в 9:45. Тур на небольших скальных выступах. Сняли записку группы Даниила Попова. На перевале есть небольшое замерзшее озеро. На восточную сторону в правой по ходу части седловины висит мощный карниз. Уходим в левую часть и спускаемся, повесив две верёвки. Одна по крутому (70 градусов в верхней части) снежно-ледовому склону, вторая - через небольшой бергшрунд. Последний спускается с нижней страховкой. Быстро связываемся и уходим по центру течения закрытого ледника. Путь читается достаточно хорошо. Приблизительно через час быстрого движения выходим к ледопаду. Начинается зона закрытых трещин. Провалившись по пояс пару раз, заходим на ледопад по центру (справа слишком много закрытых трещин) и по самой кромке ледопада смещаемся к его правой части. Делаем обед (13:15-14:15). Вешаем две верёвки по крутому, но равномерному, не сильно разорванному (по сравнению с ледопадом) снежно-ледовому склону. Применяем сдергивание на проушине. Выходим на участок открытого льда под правым бортом, сильно заморененного чёрным обломочным материалом, с него легко находим путь на основное тело ледника. Идём по открытой части по правой стороне мимо правого притока. Затем, после поворота ледника, уходим ближе к центру, в сторону коричневой срединной морены. Постепенно разрывов становится больше и движение резко замедляется. С некоторыми проблемами находим спуск в правой части, уходя почти под борт ледника. Ставим лагерь на тонкой покровной морене в 19:00.

Утром проходим по кромке участка закрытого льда около двухсот метров (старый лавинный конус, закрывший наглухо все трещины). Уходим к центру ледника, затем, когда трещины сменяются ледовыми валами, возвращаемся к правому борту. Движемся вдоль него до начала крутого сброса у слияния ледников (на противоположной от нас стороне левый приток). Спуск по сбросу и по рантклюфту нам не нравится и, надев кошки, мы уходим почти параллельно кромке сброса на левый край ледника. Выходим на серединную морену красноватого цвета от слияния ветвей ледника и вдоль неё, затем по ней доходим до озера. Правильнее было бы уходить в левую часть ледника заранее, сразу после начала зоны ледниковых валов. Ставим лагерь за небольшим моренным валом перед озером на площадках, засыпанных мелкими камнями и выровненных сезонной водой.

На озере устраиваем дневку, во время которой производим разведку дальнейшего пути. Подходит группа Алексея Никонорова.

Проходим вдоль озера и поднимаемся за ним на зелёные холмы. На них начинается тропа, уходящая сильно вверх вдоль реки. После выхода на горизонтальный участок тропа выходит на обрыв над рекой и пропадает. Очевидно, участок берега обвалился. Следуем по ОЧЕНЬ крупной, переходящей в просто крупную осыпи вдоль реки до слияния основного потока Кызыл-Су с притоком, текущим из-под ледника Малый Кызыл-Су. На стрелке организуем переправу. Два человека переправляются через правый рукав по камням без рюкзаков. Начинаем натягивать навесную переправу. На тропе с перевала Кызыл-Су неожиданно показываются охотники на лошадях и перевозят нас через оба рукава. Переправа вброд возможна с использованием веревочной страховки. Группа Алексея Никонорова поднимается чуть вверх и, оставив лагерь, отправляется с нами за заброской. Идём по конной тропе. Выходим на большое поле, засыпанное мелкими камнями - основную морену ледника Восточный Кызыл-Су, размытую сезонной водой (ледник относительно карты отступил на километр). С ледника течёт ручей, разливаясь по моренному полю несколькими рукавами, которые вполне можно перепрыгнуть. Оставляем здесь содержимое рюкзаков и бежим за заброской. Обедаем (плотно). Начинаем подъём по левой боковой морене ледника Кызыл-Су Восточный. Тропы нет. Делаем два небольших перехода, находим небольшое выполаживание, где за полчаса выкладываем площадки и ставим лагерь.

Утром продолжаем подниматься по гребню моренного вала, выходим на ледник и движемся, придерживаясь его левого борта. Ледник ровный, разрывы есть только вдоль правого борта. На леднике есть несколько выраженных ступеней. Самые крутые участки не превышают 15 гр., в основном крутизна подъема около 5 гр. Не дойдя до ребра Снежного Барса около километра, смещаемся на правую сторону на хорошие, пологие площадки, покрытые мелкой покровной мореной. Ставим лагерь.


Фото 15 - цирк пер. Сурхангоу (верхний цирк южной ветви ледника Кызыл-Су). У левой границы кадра - пик 5781.

Пик Снежный Барс по С.-С.-З. ребру. (2Б, 5491)

Категория маршрута - 2Б.

Высота 5491м.


Фото 17 -- пик Снежный Барс.

Фото 18 - работа на скалах пика Снежный Барс.

Фото 19 - Вид пика Снежный Барс со стороны пер. Мин-Теке. Хорошо видна верхняя часть маршрута по С-З ребру и частично С ребро.

Выходим в 08:00. Подходим под ребро по открытому леднику. Поднимаемся по снежно-ледовому ребру, сначала очень пологому (15 гр). Постепенно крутизна растёт: есть три выраженных взлёта средней крутизны (около 35 гр.) небольшой протяжённости (около 20 метров); перед первым из них связываемся и надеваем кошки. Первый взлёт обходим слева по ходу по снегу (можно было обойти также справа по скалам). Два оставшихся взлета проходим с одновременной страховкой через ледобур. Примерно через час подъема по гребню вышли к снежному взлёту под первым скальным поясом. Повесили перила по снежно-ледовому склону (крутизна около 45 градусов). Под скалами организовали станцию. Первый пояс представляет собой довольно сложные скалы высотой 15 м крутизной 70-80 гр. Скалы разделены пополам снежно-ледовой полкой, трещины залиты льдом. Над скалами - крутой ледовый склон (40 гр.). Лидеру, идущему с нижней страховкой, для преодоления ледовых участков приходится надевать кошки, вывесившись на крюке или ледобуре. Для страховки используем 4 точки: 1 скальный крюк и 3 ледобура. За первым поясом скал уходим направо по ходу вверх, между торчащими изо льда останцами. Следующая верёвка по крутому снежному склону выводит нас к подножию второго скального пояса высотой около 50 м, средней крутизной около 40 гр., преодолеваемого лазаньем средней сложности. Здесь вешаем четвёртую верёвку. Под поясом - очень удобная площадка, где может собраться вся группа. Далее следуют два снежно-ледовых взлёта крутизной около 45гр., примерно по 50 м каждый с небольшим понижением между ними. Первый провешиваем перилами, второй проходим с одновременной страховкой через ледобуры. Выходим на вершину в 17:10. Спуск по пути подъёма занимет 3:18. На скальных участках применяем сдёргивание, на снежно-ледовых последний участник идет с нижней страховкой. Долго копаемся со сдергиванием на нижнем поясе скал - затирает верёвку, приходится подниматься и организовывать сдергивание в две ступени. В лагерь приходим в сгущающихся сумерках.

На фото 17:
1 - Снежно-ледовый гребень с тремя взлетами, 2 - крутой снежно-ледовый склон, 3 - первый скальный пояс, 4 - снежно-ледовый склон со скальными останцами, 5 - второй скальный пояс, 6 - гребень с двумя взлетами, выводящий к вершине.


Фото 20 - Панорама с пика Снежный Барс.

Пер. Мин-Теке Южный (вторая седловина) (2Б, 5070)

Категория перевала - 2Б.

Высота 5070м.


Фото 21-- пер Минтеке Ю. с востока

Перевал соединяет верховья ледника Кызыл-Су Восточный с ледником Мин-Теке. Определяющая сторона - восточная. Техническая сложность, по нашему мнению, соответствует простой 2Б или сложной 2А без учета "Памирской надбавки".

Подъём на перевал от лагеря не представляет технической сложности (закрытый ледник крутизной до 5 градусов, 2 коротких перехода). Под названием Мин-Теке Южный фигурируют два перевала. Во многих отчетах их называют Мин-Теке Ю. 1 и 2. Здесь речь идет о южном перевале (Мин-Теке Ю.-2). В свою очередь, на нем можно выделить три седловины, разделённых скальными выходами. Тур сложен на скальном выходе небольшого размера, разделяющем правую по ходу и центральную седловины. Спускаемся с левой по ходу седловины. Первую верёвку вешаем через карниз (висит на всех седловинах). Крутизна, соответственно, около 90 градусов. Ниже карниза снежно-ледовый склон крутизной 40 гр., на котором вешаем вторую верёвку. Далее крутизна склона уменьшается до 30 гр. и мы движемся в связках с одновременной страховкой к площадке на скальном выходе. С площадки уходим направо, спускаемся почти до конца снежника, на осыпи снимаем кошки. Далее по осыпи вниз, слегка смещаясь вправо до кулуара. По кулуару спускаемся не более десяти минут, выходим на замёрзший ручей. Снова надеваем кошки и, сделав разведку, вылезаем на левый осыпной борт кулуара. Перелезаем в следующий кулуар (осыпной), по которому спускаемся на ледник. Далее в связках по закрытому леднику. Имеется зона разрывов, однако проблем с поисками прохода нет. Спускаемся до покровной морены и ставим лагерь. По небу идут перистые облака, не предвещающие ничего хорошего.

По просмотру перевала с востока можно сделать следующие выводы. Самая южная седловина выглядит приблизительно на 3А - сверху большой карниз, затем "зализанные" ледником скалы с камнеопасными кулуарами. Возможно, есть путь с этой седловины по полке на южной стене цирка. Центральная седловина несколько сложнее и опаснее северной. Северная самая простая, однако ее прохождение связано с движением по камнеопасному кулуару. Похоже, оптимальный путь ведет по небольшому контрфорсу, начинающемуся под этой седловиной. Седловина, обозначаемая Ю.Мин-Теке-1, сложнее. Основное препятствие - ледовый склон крутизной около 35 градусов приличной длины. Примерная категория - 2Б-3А.

Проснувшись утром, мы обнаружили, что палатки основательно засыпаны снегом. Пасмурно, видимость удовлетворительная. Пока собираемся, начинает идти снег, видимость исчезает совсем. Надеясь на улучшение погоды, начинаем идти к перевалу Кашка-Су по спутниковой навигации. Выйдя на точку начала подъема к перевалу, понимаем, что все-таки надо осмотреться и садимся пережидать, поставив одну палатку. Через сорок минут облака внезапно раздувает, даже показывается голубое небо. Быстро поднимаемся, фотографируем перевал, начинаем идти к нему. Небо вновь затягивает, снова садимся. В очередном разрыве видим, как с седловины скатываются две лавины. После этого затягивает, и понятно, что это надолго. В принципе у нас есть день на ожидание. Прикинув, что перевал нам не интересен, как самостоятельное препятствие, так как он был задуман лишь как переход в район седловины 22, которая нам в любом случае не светит, решаем не ждать и идти вниз.


Спуск с пер. Минтеке.

Выход из района

Долина Минтеке весьма красива. Сверху видно большое количество разноцветных озер, разбросанных по ее верхней части.

Спускаемся с ледника, двигаясь в направлении самого большого озера левее него. Реку, текущую из озера переходим по разливу, расположенному чуть выше ее левого поворота. Далее движемся вниз по высокому правому берегу реки, постепенно удаляясь от него. Местность весьма пересеченная, держимся естественных гребней и турьих троп. Переходим несколько небольших ручьев. Добравшись до места впадения притока из-под перевала Уллу-Бель, спускаемся к реке по конгломератной промоине. Ставим лагерь.


Фото 22 - пер. Кашка-Су с севера.

На следующее утро выходим в 8:30. Висят низкие облака, склонов почти не видно, но дождь кончился. Продолжаем спуск. От устья притока с перевала Уллу-Бель вниз по долине Мин-Теке идут тропы по обоим берегам. Продолжаем спускаться по правому берегу, поверив карте. Тропа по мере спуска становиться все более хоженой. Проходим устье притока из-под Кичик-Беля (на другой стороне реки виден кош). Примерно метров через семьсот тропа спускается к реке, слегка теряется на пастбище, однако потом возникает вновь. В километре ниже коша - брод. Тропа упирается в скальный прижим, проскочить место брода невозможно. Подходим к нему в 11:15. Река бурная, но удается найти переправу по камням. Карта утверждает, что далее тропа идет по левому берегу до самого устья, но это не так. Примерно через два километра тропа переходит обратно на правый берег. Переправляемся в 12:00. Переправа стенкой. Поток довольно мощный, во второй половине дня переправа была бы затруднительна. После переправы тропа уходит на правый берег, и, перевалив отрожек, серпантином спускается к Кашка-Су. К броду подходим в 13:00. Переправа проще, чем через Мин-Теке. Пообедав, продлжаем спуск. Морально готовимся к серьезной переправе через Алтын-Дару, которую, возможно, придется перенести на утро (в описаниях эта переправа почему-то упоминалась вскользь). В 16:00, пройдя пастбища, выходим на невысокий конгломератный берег. Смеемся - река, спокойная, без всяких бурунов, переходится по щиколотку. Эта переправа была последним препятствием маршрута. Остаток этого дня и весь следующий ушли на преодоление оставшихся сорока километров до Дараут-Кургана по хорошей мощной дороге.

Выходя в Алайскую Долину, оглядываемся назад. Над горами висят плотные сине-фиолетовые тучи. Погода на Памире в этом сезоне кончилась: дав нам пройти почти все, что мы хотели. За что ей спасибо.


Сезон закончен...