Турклуб «Вестра» » Отчеты и карты » Отчеты других клубов » Тянь-Шань хр. Борколдой III к.с. Смельцов С. 2009 г.

Отчёт о горном походе 3 категории сложности, совершенном в июле -августе 2009 года по Внутреннему Тянь-Шаню (хребет Борколдой) группой туристов Литовского союза путешественников

Маршрутная книжка: В-09-25
Руководитель: Сергей Смельцов

СОСТАВ ГРУППЫ

Имя, фамилия Год
рожд.
Туристский опыт Обязанности в группе
1 Сергей Смельцов 1950 Памир, Тянь-Шань, Кавказ 5гу, Памиро-Алай, Тянь-Шань, Кавказ 3,4гр руководитель
2 Пётрас Барановас 1950 Фаны 3гр, Алтай 5пу примусник
3 Она Якубаускайте 1953 Памир, Тянь-Шань, Кавказ, Памиро-Алай 5гу завхоз
4 Гедре Мицкунайте 1971 Памир, Тянь-Шань, Кавказ, Памиро-Алай 4гу медик
5 Саулюс Сайкаускас 1975 Кавказ 3гу фотограф

ПРОЙДЕННЫЙ МАРШРУТ

Покровка - р. Чон-Кызылсу(ФГС) - устье р. Ашутор - ледн. Ашутор - пер. Ашутор (1Б,4155) - руд-ник Кумтор - переезд до п/з Карасай - пер. Карасу (1А,4000) - ледн. Карасу - первопрохождение пер. Аста, 2А*,4590 на ледн. №197 - ледн. №193 - пер. Ветреная Лампа (2А,4512) - ледн. Туюк - пер. ГипроТрансМост (1Б,4360) - р. Кайнар - пер. Красная Клякса (1Б,4420) - пер. Ашу-су (нк,3900) - п/з Карасай - Каракол

СВОДНЫЙ ГРАФИК ПОХОДА

Даты Участки маршрута Высота ночёвки км
29 июля р. Чон-Кызылсу 2577 2
30 июля мн - р. Ашутор 3192 10
31 июля мн - ледн. Ашутор 3607 5
1 авг мн - пер. Ашутор (1Б, 4175) - сырты 3842 10
2 авг мн - КУМТОР - п/з Карасай - мост через Туюк - транспорт 3381 15
3 авг мн - ручей с пер. Карасу 3554 11.5
4 авг мн - заброска на лед. Туюк под пер. ГипроТрансМост(3876) - мн, радиально 3554 11
5 авг мн - пер. Карасу (1А, 4000) - р. Карасу 3427 17.3
6 авг мн - верховья р. Чонтор 3654 12.6
7 авг днёвка 3654  
8 авг мн - левые морены ледн. Чонтор 4118 5
9 авг мн - под пер. Аста 4403 3
10 авг мн - пер. Аста (2А*, 4590) - язык ледн. №197 4021 4.5
11 авг мн - р. Джарыктал 3695 8
12 авг мн - под пер. Ветр. Лампа 4080 5
13 авг мн - пер. Ветр. Лампа (2А, 4512) - ледн. Туюк (заброска) 3946 14.5
14 авг мн - пер. ГипроТрансМост(1Б, 4364) - р. Кайнар 3828 9
15 авг мн - оз. Кайнар 3500 15
16 авг днёвка    
17 авг мн - под пер. Красная Клякса 4100 3.5
18 авг мн - пер. Красная Клякса (1Б, 4420) - р. Джагалмай Вост. 3562 9.2
19 авг мн - пер. Ашу-су (нк, 3900) - р. Ашусуу Сев. 3567 12.8
20 авг мн - Карасайские сырты 3496 8.8
21 авг днёвка    
22 авг мн - п/з Карасай   9
Итого активными способами передвижения, км: 201.7
Перевалов: 7
2А: 2
1Б: 3
1А: 1
н/к: 1

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

Для оформления погранпропусков, регистрации, организации транспорта и пр. мы связывались с Игорем Ханиным (khanin@infotel.kg), Alp-Tour-Issyk-Kul, Каракол, Киргизия.

Все координаты сняты навигатором Garmin 60CSx, система координат WGS84.

ДНЕВНИК ПОХОДА

29 июля.

Карта k44-061.

Около 15-00 "ханинский" УАЗ высадил нас у окончания дороги - разрушенного моста через р. Чонкызылсуу. По остаткам моста перебрались на лев.берег и по хорошей тропе прошли около 2 км (40 мин) до места первой ночёвки, wpt:01С, 42.184500N, 78.199130E, h=2577 м. Вечером солнечно.
Пройдено 2 км, время движения 40мин, высота 2500 - 2577 м

30 июля.

Выход в 8-50. Подъём по левобережной тропе. За 3 перехода подходим к началу крутого подъёма (около 200 м) по тропе левого берега в висячую долину р. Ашутор. Тропа ведёт через густой еловый лес, заканчивающийся перед самым выходом (h~3000 м) в висячую долину. Все последующие дни путешествие проходило выше границы леса. На обед становимся в 12-10, wpt:002, 42.13019N, 78.19223E, h=3022 м. С 14-30 до 16-40 - подъём по всё ухудшающейся тропе.
Ночёвка wpt:02С, 42.11102N, 78.17265E, h=3192 м. Весь день солнечно.
Пройдено 10 км, время движения 5ч 20мин, высота 2577 - 3192 м

31 июля.

Выход в 8-30. Исчезающая тропа, травянистые и осыпные склоны, левобережные морены ледн. Сев.Ашутор. Под ледник подошли к 12-30. Погода, до этого солнечная, портится: ветер, дождь со снегом. На перевал идти уже поздновато, да и набор высоты вполне достаточный для 3-го дня. Ночёвка (wpt:03С, 42.06575N, 78.14984E, h=3607 м) на песчаных площадках среди мо-ренных холмов, попадаются следы "цивилизации" в виде каких-то геологических железок, обломков приборов и пр.
Пройдено 5 км, время движения 4ч, высота 3192 - 3607 м.

1 августа.

Выходим в 7-40. Фото 1. Левым бортом ледника до выхода на открытый лёд (20°), одеваем кошки. Путь по левому борту выводит к участкам слишком большой крутизны, поэтому про-должаем подъём вверх к правому борту ледника, пересекая его по направлению к невысокой правобережной морене и обходя таким образом крутые участки центрального и левобережного течения ледника. К морене (wpt:003, 42.065750N, 78.149840E, h=3898 м) подходим в 9-20. Отсюда ещё 20 мин по леднику вверх (до 4000 м), в южном направлении, затем поворачиваем на запад и траверсируем ледник в сторону неглубокой снежной мульды. Пересекаем мульду и оказываемся у подножья склона (25° макс), ведущего к перевалу Ашутор. Снег уже настолько глубок, что благоразумно надеть снегоступы. Движение значительно ускоряется, и в 11-50 выходим на пер. Ашутор 1Б (wpt:Ashutor, h=4175 м, 42.051600N, 78.149240E). Тура нет, вокруг только снег.
Спуск с перевала начат в 12-30. По некрутому левому борту ледника в направлении левобережных морен в 14-00 спускаемся к сев-восточному окончанию оз. Ашутор (wpt:004Ashutor, h=3872 м, 42.023810N, 78.164100E). Обед. С ~16-00 до ~18-00 спуск сначала вдоль вост. берега озера, далее вдоль лев. берега реки, несложный брод (фото 2) через несколько рукавов и продолжение спуска уже по правому берегу реки. Ночёвка (wpt:04С, h=3842 м, 42.004010N, 78.172210E) на траве. Местность заболочена, поэтому найти сухие площадки непросто.
Весь день солнечно, вечером и ночью - ветер, с перерывами - снег.
Пройдено 10 км, время движения 7ч 40 мин, высота 3607 - 4175 - 3842 м.

пер. Ашутор с севера пер. Ашутор с юга
Фото 1
пер. Ашутор с севера
Фото 2
пер. Ашутор с юга

2 августа.

Выход в 7-40.

Практически сразу выходим из карты k44-061 и переходим в карту k44-073.

20 мин вдоль правого берега реки (здесь она уже называется Кызылсуу), и мы оказываемся на слегка холмистой заболоченной равнине. Поворачиваем на запад, на водоразделе (wpt:004, 41.962112 N, 78.164372E, h=3838 м) мы в 9-35, а к 12-45 подходим к КПП золотодобывающего предприятия КУМТОР (wpt:С6, 41.891714N, 78.129772E, h=3650 м). У ворот нас уже ждёт транспорт от Ханина для переезда в Карасай.
Дорога до посёлка (на правом берегу р. Карасай) и погранзаставы Карасай (на левом берегу р. Карасай) заняла около 2-х часов и ещё около часа - регистрация. Уговорили водителя (и пограничников, поскольку у водителя не оказалось пропуска в погранзону!) провезти нас ещё 8 км до моста через р. Туюк-Чакыркорум.
В 16-30 разгрузились и встали на ночёвку у моста на правом берегу р. Туюк-Чакыркорум (wpt:05С, 41.530204N, 77.861366E, h=3381 м). Погода 2 августа самая разнообразная: утром солнце, во второй половине дня в долине Нарына - дождь и сильный ветер, пыльная буря. К вечеру опять солнечно.
Пройдено 15 км, время движения 5 ч, высота 3842 - 3650 - 3381 м.

3 августа.

Карта k43-096

Выход в 10-00. Переходим по мосту на левый берег р. Туюк-Чакыркорум. Весь день движение по тропе. Серьёзных препятствий нет, все притоки просто перешагиваются. Да и не очень нужны препятствия - в наших рюкзаках продуктов и бензина на 20 дней, идётся тяжело. 17-15 останавливаемся на ночёвку (wpt:06,07С, 41.46935N, 77.80246E, h=3554 м). С этого места на следующий день понесём заброску под ледник. Переменная облачность, временами слабый дождь, сильный западный ветер.
Пройдено 11.5 км, время движения 5 ч 15 мин, высота 3381 - 3554 м

4 августа.

Выход в ~9-00. вдоль левого берега реки. Примерно в 4 км переправляемся на правый берег, поскольку по лев берегу начинаются скальные прижимы. Переправа через р. Узенгикууш-Туюк (непонятно где р.Туюк-Чакыркорум становится р. Узенгикууш, но на карте именно так) в её верховьях проста: и утром, на пути наверх и вечером, когда шли вниз перепрыгивали неглубокие протоки по камням. Заброску несли до 14-00, оставили высоко над рекой под большим валуном на правом склоне, примерно в 2 км от ручья, вытекающего из ледн. №286, ведущего к пер. ГипроТрансМост (wpt:Zabr1, 41.39936N, 77.75239E, h=3876 м). Погода - в основном солнце, отдельные облака, кратковременный дождь около полудня.
Пройдено 11 км (в радиальном выходе), время движения: наверх 5ч, вниз 3ч, высота 3554 - 3876 - 3554 м

5 августа.

Выход в 9-20. Тропы, показанной на карте мы не обнаружили. Подъём по травянистым и осыпным склонам приводит нас в 12-30 на пер. Карасу (wpt:010, 41.46496N, 77.76901E, h=4001 м). Последние 100 м подъёма - по мелкой живой осыпи. При подъёме на перевал погода, и с утра пасмурная, испортилась окончательно - дождь со снегом, туман. Снята записка московской группы т/к ВЕСТРА от 2008.08.05, маршрутная книжка 1/3-506, рук. Ю. Чуканов. Спуск по мелкоосыпным, а ниже - частично травянистым склонам под дождём выводит к скалам. Под одной из них, в естественной нише решаем переждать непогоду (13-40, wpt:011ObedvGROTE, 41.46575N, 77.75528E, h=3677 м). Через час сильный западный ветер разгоняет облака, и около 15-00 продолжаем спуск по высокотравным склонам к галечникам правого безымянного притока р. Карасуу, далее по правобережным галечникам вдоль реки, переходим на левый берег. Карта говорит о том, что спуск вдоль реки может привести к прижимам, поэтому переваливаем через невысокий (метров травянистый отрог с озерцом (3535 м) на левом берегу и, снова выходим на левобережные галечники, но уже ниже предполагаемых прижимов. По мере движения вниз несколько раз переходим с одного берега на другой по камням или просто во мелкой воде. Ночёвка на траве левого берега правого безымянного притока р. Карасуу, в 200 м от его слияния с р. Карасуу (17-50, wpt:08С, 41.47264N, 77.70897E, h=3427 м). Вода - далеко, в сильно обмелевшей реке.

Большая часть воды во многих Борколдойских реках в августе (по другим сезонам у нас нет информации) куда-то пропадает в нескольких километрах от истоков, вероятно фильтруется через толстый слой галечников. Поэтому бушующую у ледника реку можно свободно перейти пятью километрами ниже, а ещё через ниже, при выходе на сырты вода в реке может вообще исчезнуть, оставив только сухое русло.

Утром пасмурно, днём дождь, к вечеру солнечно.
Пройдено 17.3 км, время движения: наверх 6ч 50мин, высота 3554 - 4001 - 3427 м.

6 августа.

Выход в 8-40. Движемся на запад. Переходим вброд р.р. Карасуу и Карабдур, выходим на поросшие травой возвышенности урочища Кактысай и к полудня спускаемся к р. Чонтор, на её правый берег. Троп нет. С 12-30 до 15-00 отдых и обед, wpt:013Obed, 41.45869N, 77.64526E, h=3495 м. В этот день впервые жарко (как оказалось - единственный раз). Продолжая подъём вдоль правого берега р. Чонтор в 17-20 вышли к удобным травянистым площадкам на правом берегу. Ночёвка, wpt:09С10C, 41.42961N, 77.66120E, h=3654 м.
Весь день ясно и тепло.
Пройдено 12.6 км, время движения: наверх 6ч 10мин, высота 3427 - 3654 м.

7 августа.

Ввиду недомогания одного из участников в этот день устроена днёвка.

8 августа.

Выход в 8-00. Подъём вдоль правого берега р. Чонтор (камни) в течение часа приводит к слиянию двух составляющих р. Чонтор (wpt:013, 41.41772N, 77.66897E, h=3788 м). Поток с ледн. Вост.Чонтор (№262) переходим по камням и продолжаем подъём по моренному гребню, разделяющему эти составляющие. В 10-15 по гребню выходим на ледн.Зап.Чонтор (№260, wpt:014, 41.41147N, 77.66579E, h=3905 м). Выходим на правую морену ледн. Зап.Чонтор и движемся в сторону пер. Зап.Чонтор. Вид перевала не обрадовал - на пути, рекомендованном первопроходцами висят снежные карнизы, а других путей и не просматривается.
Зато непройденная седловина в верховьях ледника выглядит многообещающей.
Допоходный просмотр района в GoogleEarth показывал, что на южной стороне крутые скалы чередуются с относительно пологими кулуарами, но с чем конкретно придётся встретится - никто не знал. В отчёте т/к ВЕСТРА 2008 года (рук. Ю. Чуканов) виден только северный склон.
Подходить под непройденную седловину логичнее по левому борту ледн. Зап.Чонтор, (фото 3) там просматривается гребень поверхностной морены, ведущий достаточно высоко. Пересекаем открытый ледник и в 12-30 в начавшийся снегопад выходим на левобережную морену. Ставим палатки на морене, чтобы пережидать непогоду, однако снег и туман продолжались до ~17-00. Здесь и ночуем, wpt:11C, 41.40070N, 77.65426E, h=4118 м.
Утром - солнце сквозь облака, с полудня до вечера - снег и туман, ночью - временами снег, температура - небольшой "минус".
Пройдено 5 км, время движения: наверх 4ч 30мин, высота 3654 - 4118 м.

панорама ледника Зап.Чонтор
Фото 3
панорама ледника Зап.Чонтор

9 августа.

Снега нападало немало. С 9-00 до 12-30 - подъём по левобережной поверхностной морене и по леднику, крутизна до 20°, глубокий снег. Идём в снегоступах. С 12-30 до 14-50 связка ходила на разведку перевала, оставшиеся готовили (копали и утаптывали) площадки для возможного лагеря в глубоком снегу в самом низу предперевального склона.
Разведка вышла на перевал и заглянула на южную сторону.
Выводы: группа обладает достаточным опытом и снаряжением для сквозного прохождения.
Ночуем на подготовленных площадках, wpt:12C, 41.38467N, 77.63983E, h=4403 м
Весь день - переменная облачность, без осадков. Ночью - снег, натоптанную тропу на перевал засыпало.
Пройдено 3 км, время движения: 3ч 30мин, высота 4118 - 4403 м.

10 августа.

Выход в 8-40. Фото 4. На склоне глубокий снег, там, где позволяет крутизна, идём в снегоступах. На крутых участка (до 45°) снегоступы приходится снять, дальше идём в кошках. Выход на перевал через бергшрунд (перильная страховка).
На перевале в 10-45, wpt:ASTA, 41.38284N, 77.63768E, h=4590 м. Тура и следов пребывания людей не обнаружено.
Перевалу даём имя АСТА, в память о вильнюсской туристке, нашей спутнице и друге, замечательном и талантливом человеке Асте Яловяцкене, умершей в горах Памиро-Алая в 2007 году. Четверо из пятерых участников группы были с ней тогда …
Складываем тур и вкладываем записку с предложенным нами названием перевала и предварительной оценкой трудности перевала в 2А*. На седловине может поместится 3-4 палатки.
Спуск с перевала (в кошках) прямо вниз по снежному склону (2 верёвки) до входа в кулуар. Страховка - петля на скальном выступе. Очень глубокий снег. Далее по кулуару "в три такта" 200-250 м до ледника (15-30, wpt:016, 41.37962N, 77.63702E, h=4352 м). В сужении кулуара - короткий участок льда. Борта кулуара - непрочные скалы. Фото 5.
Пройденный перевал по условиям прохождения (очень много снега) оценивается в 1Б-2А, однако снег скрыл практически все технические препятствия на подъёме, а нежаркая облачная погода обеспечила безопасный спуск по потенциально камнеопасному кулуару.
В малоснежный год на подъёме с ледн. Зап.Чонтор может понадобиться 2-3 верёвки перильной страховки на льду и поиск удобного места перехода через бергшрунд. Путь через кулуар может оказаться вообще неприемлемым и потребовать выхода на скалы западного борта кулуара или обхода с востока по косой полке. Эти обстоятельства вполне могут увеличить трудности перевала до 2Б. Предлагаю оставить оценку категории трудности перевала 2А* до уточнения в повторных прохождениях.
Далее вниз по левому борту западного истока ледн.№197 с выходом на левую морену, пересечение западного истока в сторону "рыжего" моренного холма в районе слияния и спуск по моренному гребню между западным и восточным истоками ледн. №197, вдоль "рыжего" ручья. На ночёвку становимся чуть удалившись от последних участков "мёртвого" льда, под "рыжим" осыпным склоном вершины 4525.8 м. 18-45, wpt:13С, 41.35994N, 77.63768E, h=4021 м.
Утром - ясно, около полудня и остаток дня облачно, без осадков, западный ветер.
Пройдено 4.5 км, время движения: 8ч 30мин, высота 4403 - 4590 - 4021 м.

пер.Аста с ледн. Зап.Чонтор, перевальный склон и путь подъёма пер. Аста с ледн. №197
Фото 4
пер. Аста с ледн. Зап.Чонтор
перевальный склон и путь подъёма
Фото 5
пер. Аста с ледн. №197

ПАСПОРТ ПЕРЕВАЛА "АСТА", ПЕРВОПРОХОЖДЕНИЕ

Пройден 10 августа 2009 г группой туристов Литовского союза путешественников, рук. Смельцов Сергей Борисович, маршр.кн. В-09-25.

Район Хребет, массив Название Высота, м Категория трудности
Лето Зима межсезонье
Тянь-Шань Борколдой, Чатыркорумский отрог Аста 4590 1Б-2А* ? ?

1. Местонахождение.
Перевал находится в восточной части Чатыркорумского отрога (массива)
Ориентация склонов перевала - СВ - ЮЗ.
Координаты перевальной седловины (WGS84): 41.382840°N, 77.637680°E

2. Соединяемые долины.
Соединяет ледн.260, левый исток р. Чонтор (правый приток р. Чатыркорум) и С-З составляющую ледн. №197, (верховья первого сверху правого притока р. Джагалмай).

3. История и этимология названия перевала. Применить "географический" принцип присвоения названий вновь пройденным перевалам в данном случае не получилось, поскольку естественное название (а таким названием могло бы быть "Чонтор Западный") уже использовано; см. Ю. Чуканов, СТК "Вестра", "Отчёт о горном походе 5кс, совершенном в августе 2008 г по Центральному Тянь-Шаню, хребтам Борколдой и Западный Кокшаал-Тау, маршр. кн. №1/3-506, www.tlib.ru. Даём перевалу имя АСТА, в память о вильнюсской туристке, замечательном и талантливом человеке, нашей многолетней спутнице и друге Асте Яловяцкене, умершей в горах Памиро-Алая в 2007 году.

4. Сведения о первопрохождении.
Настоящий паспорт.

5. Печатный или рукописный источник сведений.
См. цитируемый в п.3 отчёт.

6. Количественные характеристики:

Общее время прохождения Время подъема Время спуска Время движения со страховкой Количество пунктов страховки Частота прохождения Преимущественное направление прохождения
Попеременной Одновременной
5 ч 2 ч   0,5 ч   1 - - - -
  3 ч   2 ч 3

 

7. Условия, при которых изменяется категория трудности.
Перевал оценивался в многоснежное лето. Лёд, открывающийся в малоснежный сезон, может повысить категорию трудности перевала.

8. Описание прохождения.
Панорама ледн. Чонтор Зап. (№260) см. фото 3.
Выход от места ночёвки wpt:12С, 41.384670°N, 77.639830°E, h=4403 в 8-40, фото 4. На склоне глубокий снег; там, где позволяет крутизна, идём в снегоступах. На крутых участках идём "в три такта", в кошках. Выход на перевал через бергшрунд (перильная страховка).
Седловина перевала - широкая, почти горизонтальная снежная площадка. С СЗ - скалы, ЮВ часть - широкий снежный гребень, поднимающийся с 20-тиградусным уклоном. На перевале в 10-45, тура и следов пребывания людей не обнаружено.
Складываем тур и вкладываем записку с предложенным нами названием перевала и предварительной оценкой трудности перевала в 2А*.
Спуск с перевала (в кошках) прямо вниз по снежному склону с перильной страховкой (2 верёвки) до входа в кулуар. Далее по кулуару "в три такта" 200-250 м до ледника (15-30, wpt:016, 41.37962°N, 77.63702°E, h=4352 м). В сужении кулуара - короткий участок льда (страховка). Борта кулуара - непрочные скалы, фото 5.
Пройденный перевал по условиям прохождения (очень много снега) оценивается в 1Б-2А, однако снег скрыл практически все технические препятствия на подъёме, а нежаркая облачная погода обеспечила безопасный спуск по потенциально камнеопасному кулуару.
В малоснежный год на подъёме с ледн. Зап.Чонтор может понадобиться 2-3 верёвки перильной страховки на льду и поиск удобного места перехода через бергшрунд. Cпуск через кулуар может оказаться вообще неприемлемым и потребовать выхода на скалы западного борта кулуара или обхода с востока по косой полке. Эти обстоятельства вполне могут увеличить трудности перевала до 2Б. Предлагаю оставить оценку категории трудности перевала 2А* до уточнения в повторных прохождениях.
Далее вниз по левому борту западного истока ледн. №197 с выходом на левую морену, пересечение западного истока в сторону "рыжего" моренного холма в районе слияния западной и восточной составляющих ледника №197и спуск по моренному гребню между западным и восточным составляющими, вдоль "рыжего" ручья. На ночёвку становимся, чуть удалившись от последних участков "мёртвого" льда, под "рыжим" осыпным склоном вершины 4525.8 м. 18-45, wpt:13С, 41.35994°N, 77.63768°E, h=4021 м.
Утром - ясно, около полудня и остаток дня облачно, без осадков, западный ветер.
Пройдено 4.5 км, время движения: 8ч30мин, высота 4403 - 4590 - 4021 м.

9. Рельеф по участкам пути.
Сторона подъёма - снежный склон (глубокий снег).
Сторона спуска - снежно-ледовый склон (глубокий снег в верхней части кулуара, лёд в средней части кулуара, глубокий снег в нижней части кулуара).

10. Протяженность, крутизна, время прохождения участков.
Общее расстояние 350 м.
Расстояние от места ночёвки (41.384670°N, 77.639830°E, h=4403 м) до перевала - 350 м.
Протяжённость перевального взлёта (со стороны подъёма) - 250 м. Крутизна склона в этой части - до 40-45°, забитый снегом бергшрунд в самой верхней части склона, перед выходом на перевал.
На прохождение подъёма нужно 2 ч ч.х.в.
Длина склона на спуске до высоты 4350 м на ледн. №197 (41.379620°N, 77.637020°E) - 450 м, время спуска - 3 часа.
Наибольшая крутизна на спуске - до 40°. В сужении кулуара - короткий (около 5 м) участок льда (страховка). Борта кулуара - непрочные скалы.
Общее время спуска с седловины до места ночёвки wpt:13С - 5ч30мин.

11. Требования к организации движения и страховки.
При прохождении перевала требуются стандартные для снежно-ледовых перевалов 2А к.тр. меры безопасности и организации страховки.

12. Возможные опасности и меры безопасности.
Обрушение карнизов и сход лавин на СВ сторону перевала - ранний выход. На ЮЗ стороне - возможны камнепады по кулуару в нижней его части. Вариант пути спуска, посмотренный с ледн. №197.

13. Рекомендуемое специальное снаряжение на группу.
В многоснежный сезон - снегоступы, в остальном - стандартное для прохождения снежно-ледовых перевалов 2А к.тр.

14. Возможные и рекомендуемые места ночлега.
На СВ стороне: перед началом перевального склона в месте, где крутизна позволяет выкопать площадки под палатки, но на достаточном удалении от обломков снежных карнизов и следов лавин со склонов.
На ЮЗ стороне: на ледн. №197 ночёвки возможны практически везде, снег/лёд.
Приемлемого места для "неледяной" ночёвки на заморененной части ледника мы не увидели.
На седловине перевала, на северной её стороне поместится 3-4 палатки. Укрытием от ветра может служить скала, возвышающаяся над седловиной.

15. Информация о ЧП и аварийных ситуациях.
Нет информации.

16. Фамилия, имя, отчество автора описания.
рук. группы Смельцов Сергей Борисович.

верховья ледн. №197 с wpt:016, возможные перевалы на ледн. №253 (Аютор?) ледн. №197 и поворот к пер. Аста Фаргмент карты К43-096-В
Фото 4_1
верховья ледн. №197 с wpt:016,
возможные перевалы на ледн. №253 (Аютор?)
Фото 5_1
ледн. №197 и поворот к пер. Аста
Фаргмент карты К43-096-В

11 августа.

Выход в 9-00. Спуск по конечным моренам, по руслу реки вдоль воды, по сухому руслу. Когда крутые откосы берегов раздвигаются (11-30, wpt:017, 41.35095N, 77.60758E, h=3748 м) - уходим через осыпные поля вдоль на восток, поскольку спуск вдоль русла ведёт сильно на запад. По верхам поросших травой моренных холмов спускаемся к реке Джагалмай, остановка на обед и отдых, 13-40, wpt:018Obed, 41.34238N, 77.61783E, h=3585 м. Погода расслабиться не позволяет - едва мы успели пообедать, налетел сильнейший западный ветер с проливным дождём. Продолжили путь наверх вдоль правого берега р. Джагалмай до неожиданного каньона (фото 6) (wpt:018Canyon, 41.33972N, 77.63466E, h=3610 м): путь преградил красный конгломератный склон, на левом берегу - скалы. Пришлось подниматься 150 м вверх для обхода. Зато последующий спуск к реке привёл к сказочной поляне: трава, чистый ручей, множество площадок, живописные валуны, даже кустики какие-то, вокруг высокие холмы древних морен, защищающие от ветра … Хорошее место для днёвки, 18-05, wpt:14C, 41.34201N, 77.64555E, h=3695 м
Вечерняя прогулка вверх вдоль реки показала, что назавтра предстоит переправа на левый берег р. Джагалмай, поскольку километром выше райская жизнь заканчивается - путь по правому берегу преграждают скальные прижимы.
Утром - ясно, около полудня облачно, шквалистый ветер с проливным дождём после полудня, остаток дня ясно, без осадков.
Пройдено 8 км, время движения: 7ч 15мин, высота 4021 - 3585 - 3695 м.

каньон на р. Джагалмай
Фото 6
каньон на р. Джагалмай

12 августа.

Выход в 7-30. По плоскому правому берегу до места брода около 1 км (8-05, wpt:018Brod, 41.34361N, 77.65499E, h=3713 м). Брод утром неглубокий, дно - без неожиданностей. С левого берега реки видим, что правобережный скальный прижим состоит нескольких, разделённых осыпными участками скальных выходов, уходящих прямо в воду; общая протяжённость правобережного прижима - около 200 м, обход через верх слишком трудоёмок и неоднозначен. Продолжая подъём по левому берегу, подходим к удобному месту для переправы обратно на правый берег - большие камни, лежащие в русле реки (8-50, wpt:018, 41.34677N, 77.66886E, h=3757 м). Отсюда начинаем подъём сначала вдоль ручья, а затем по высокому гребню старой морены, разделяющей ледн. №№194 и 192,193. С гребня в первый и последний раз за "борколдойскую" часть маршрута видели туристов - группу новосибирцев, спускавшихся с пер. Ветреная лампа. В 12-40 выходим в последний плоский цирк между языками ледн. №№194 и 192, Дальше - лёд. Становимся на ночёвку в цирке (wpt:15C, 41.36048N, 77.68427E, h=4080 м).
Утром - пасмурно и сильный западный ветер, к полудню прояснилось, остаток дня и ночью - ясно.
Пройдено 5 км, время движения: 4ч 30мин, высота 3695 - 4080 м.

13 августа.

Выход в 7-50. Фото 7. Подъём на ледн. №192 и траверс (кошки) ледн. №192 и 193 под перевальный склон пер. Ветреная лампа (wpt:020, 41.36431N, 77.69395E, h=4314 м) занял 1.5 часа. Перевальный склон высотой 200 м покрыт глубоким снегом и лишь в самом верху появляется осыпь и разрушенные скалы. Поднимаемся правее скального выхода, расположенного примерно посередине склона (по высоте). Крутизна местами до 40°. Перевальный тур - в правой (южной) части длинной седловины, 11-00, wpt:021VetrLam, 41.36505N, 77.69875E, h=4512 м. Категория трудности 2А, по условиям прохождения - 1Б-2А.
Снята записка сборной Новосибирска от 2009.08.11, рук. Лучко М.И.
Спуск с перевала (от тура) на ледн. Туюк (№285) до заснеженной левобережной морены, подходящей почти под седловину, 11-45, wpt:022Morena, 41.36573N, 77.70008E, h=4467 м. Далее - в снегоступах по очень глубокому снегу, покрывающему ледн. Туюк, ближе к его его левому берегу. Сначала (~0.5 км) почти без потери высоты, потом спуск (до 20°) с верхней ступени ледника на среднюю (около 100 м по высоте), потом опять полого, фото 8. Крутизна на спуске на нижнюю ступень ледника значительно меньше. На ~4100 м ледник уже открытый. Постепенно уходим вправо на морены, по ним и подходим к ручью с ледн. №286, ведущего (фото 9) к пер.Гипротрансмост. 16-30, wpt:16C, 41.39047N, 77.74207E, h=3946 м. Отсюда за 2 часа сходили за заброской.
Весь день переменная облачность, снег, сильный западный ветер.
Пройдено 14.5 км, время движения: 7ч 30мин, высота 4080 - 4512 - 3946 м + 1.8 км/2 часа в радиальном выходе за заброской.

пер. Ветреная Лампа, вид с юго-запада пер. Ветреная Лампа,<br  /> вид северо-востока , пер.Гипротрансмост, вид из верховьев р.Узенгикууш-Туюк. Возвращение с заброской.
Фото 7
пер. Ветреная Лампа,
вид с юго-запада
Фото 8
пер. Ветреная Лампа,
вид северо-востока
Фото 9
пер. Гипротрансмост,
вид из верховьев р.Узенгикууш-Туюк.
Возвращение с заброской.

14 августа.

Выход в 8-40. По каменным россыпям вдоль русла ручья под язык ледн. №286 (9-20, wpt:022Jazyk, 41.38695N, 77.74479E, h=3979 м). На удивление, ледник на большом протяжении вверх открытый. Лишь последние 200 м идём по колено в мокром снегу, крутизна до 20°. Перевал - широкая седловина (11-50, wpt:022Gipro, 41.37625N, 77.74265E, h=4364 м), можно стоять, но ветрено. Категория трудности - 1Б.
Спуск - по 30°-35° осыпному кулуару в левый моренный карман ледн. Кайнар, далее по осыпям к ручью, брод на правый берег. Ночёвка (17-40, wpt:17C, 41.36523N, 77.76230E, h=3828 м)
Весь день ясно, западный ветер.
Пройдено 9 км, время движения: 7ч 10мин, высота 3946 - 4364 - 3828 м

15 августа.

Выход в 9-20. По правому берегу р. Кайнар, обходя прижимы верхом. Кое где - тропа и следы пребывания охотников, которых завозят к устью р. Кайнар через пер. Ашусуу. Завалы южного берега оз. Кайнар проходим без тропы (а ведь где-то должна быть!), высоко над водой через заросли колючих кустов. Тропа, вероятно, ещё выше. Становимся лагерем под единственной долиной, ведущей от озера на в юг. Вода из озера. Трава, кусты, тепло. 18-50, wpt:18,19C, 41.40889N, 77.88268E, h=3500 м)
Утром ясно, переменная облачность пополудни, западный ветер.
Пройдено 15 км, время движения: 7ч 30мин, высота 3828 - 3500 м

16 августа.

Днёвка. Надежды на тёплую и солнечную погоду не оправдались, весь день с перерывами шёл дождь.

17 августа.

Выход в 8-20. За 40 мин проходим оставшуюся часть (около 1 км) завала и начинаем подъём по осыпям к пер. Красная Клякса в сторону кулуара между бараньими лбами и красным конгломератным склоном, фото10. Крутизна местами до 45°. Подойдя по кулуару под скалы, начинаем траверс направо, в сторону "зеркал" бараньих лбов. По б.л. (крутизна до 30°) выходим на верхние осыпные поля, уже над б.л., 13-30, wpt:023VerhLbov, 41.42299N, 77.89051E, h=4000 м. Обедаем. Отсюда всего 20 мин хода до места ночёвки, wpt:20C, 41.42592N, 77.88738E, h=4100 м.
Весь день ясно.
Пройдено 3.5 км, время движения: 5ч 40мин, высота 3500 - 4100 м

путь подъёма к пер.Красная Клякса от западного берега оз.Кайнар
Фото 10
путь подъёма к пер. Красная Клякса
от западного берега оз. Кайнар

18 августа.

Выход в 8-30. К перевалу ведут "живые" осыпи, фото 11. На перевале Красная Клякса (1Б*) в 10-40, wpt:KrasKliaksa, 41.43141N, 77.89100E, h=4420 м.
Снята записка Московского т/к ВЕСТРА, рук. Ирина Иванова от 21 июля 2007 г.
Спуск в долину р. Вост.Джагалмай по закрытому леднику (до 20°, около 1 км), фото 12, далее - открытый ледник и моренный чехол. 13-30, спустились к р. Вост.Джагалмай, wpt:023DzhagalVost, 41.44612N, 77.90928E, h=3778 м. Обед.
С 15-20 до 18-45. Спускаемся около 2-х км по галечникам, затем в обход каньона по правобе-режному завалу, поросшему густой травой и колючками до каньона на правом притоке. Спуск к р. Вост.Джагалмай. Здесь примечательный объект - грот с водопадом, wpt:023Grot, 41.45202N, 77.95231E, h=3567 м. Отсюда - 1 км до места стоянки у ручья-правого притока р. Вост.Джагалмай, wpt:21C, 41.45231N, 77.96180E, h=3562 м, чуть выше галечников основного русла.
Утром ясно, переменная облачность днём и дождь/снег вечером и ночью.
Пройдено 9.2 км, время движения: 7ч 30мин, высота 4100 - 4420 - 3562 м.

пер. Красная Клякса, вид с юга пер. Красная Клякса, вид с север
Фото 11
пер. Красная Клякса, вид с юга
Фото 12
пер. Красная Клякса, вид с север

19 августа.

Выход в 10-20. Около часа спускались к слиянию р.р. Вост.Джагалмай и Кичи-Узенгигуш, переходя ко камням несколько раз р. Вост.Джагалмай - так было проще идти.
По левому берегу р. Кичи-Узенгигуш проложена дорога, по которой изредка проезжают машины: джипы возят охотников, и грузовики какие-то грузы. За 2 дня спуска нам не встретилось ни одной, зато в последний день, уже у заставы их было 3, все ехали наверх.
По этой дороге в 13-50 поднялись на пер. Ашусуу, wpt:023Ashusu, 41.47234N, 77.99015E, h=3900 м. По ней же к 15-40 спустились к месту ночёвки wpt:22C, 41.49254N, 78.01415E, h=3567 м.

"Выходим" из карты k43-096 и ненадолго "входим" в k44-085.

Облачность утром, дождь, снег, очень сильный ветер около полудня, после - ясно.
Пройдено 12.8 км, время движения: 4ч 20мин, высота 3562 - 3900 - 3567 м.

20 августа.

Выход в 9-20.

"Возвращаемся" в карту k43-096

За 3 часа доходим до поворота дороги, с которого уже виден пос. Карасай, wpt:024, 41.53952N, 77.98474E, h=3477 м. Поскольку машина должна приехать за нами только 22-го августа, возвращаемся немного назад и поднимаемся к одинокой скале, в нише которой есть укрытие от постоянно дующего по долине Нарына сильного западного ветра. Вода - 100 м траверсом, в ручье, wpt:23C24С, 41.53623N, 77.98166E, h=3496 м. У дороги воды нет, русло реки сухое.
Переменная облачность, сильный ветер.
Пройдено 8.8 км, время движения: 3ч 20мин, высота 3567 - 3477 - 3496 м.

21 августа.

Днёвка, блаженное ничегонеделанье

22 августа.

На погранзаставе КАРАСАЙ, wpt:027, 41.55399N, 77.90361E, h=3358 м мы в 11-45. Машина уже ждёт.
Дорога до Каракола заняла 7 часов (из них 1 час ушёл на ремонт)
Пройдено 9 км, время движения: 2,5ч, высота 3496 - 3358 м.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Технический отчет о горных путешествиях V-ой категории сложности, совершенных в июле - августе 1995, 1997 гг. в районе Внутреннего Тянь-Шаня по хребтам Борколдой и Западному Кок-Шаал-Тоо, СПОРТИВНЫЙ ТУРИСТСКИЙ КЛУБ "СПАРТАК", г. Москва, Чхетиани О.Г., http://www.mountain.ru/mkk/biblio/tian-shan/chetiani/perevaly_osn.shtml#bor

2. Отчет о горном походе V к.с. по Внутреннему и Южному Тянь-Шаню (хребеты Борколдой и Западный Кокшал-Тау), август-сентябрь 2003г, Попов Д., г. Москва, http://www.mountain.ru/article/article_display1.php?article_id=1243&code=1

3. Технический отчет. О горном походе 4 с элементами 5 категории сложности, совершенном командой Московского т/к ВЕСТРА в июле 2007 года по Внутреннему Тянь-Шаню (хребет Борколдой). Маршрутная книжка: N 1/3-502, руководитель: Иванова Ирина

4. Отчет о горном походе 5 кс, совершенном командой Московского т/к ВЕСТРА в августе 2008 г по Центральному Тянь-Шаню, хребтам Борколдой и Западный Кокшаал-Тау. Маршрутная книжка: № 1/3-506, руководитель: Чуканов Ю.

5. Топографические карты: http://www.mapstor.com/map-sets/travel-maps/tian-shan.html