Турклуб «Вестра» » Отчеты и карты » Кавказ » Архыз - Домбай 1 к.с. Бушуев Ю. 2004 г.

Отчет о горном походе 1 к.с. по Западному Кавказу, в районе Архыз – Домбай, совершенному группой туристов из т/к «Вестра» с 26 июля по 7 августа 2004 года.

Маршрутная книжка: № 3\27-103

Маршрут: п. Архыз – р. Псыш – пер. Браконьеров, радиально (1А, 2890) – пер. Заячьи Ушки (1А, 3192) –пер. Вост. Ак-Айры, радиально (1Б, 3333) – р. Кизгич – пер. Сев. Бугойчат (1А, 2800 ) – р. Маруха – пер. Халега ( н\к, 3000) – р. Аксаут – пер. Алибек (1А, 3050) – а\л Алибек.

Состав группы:

Зайцева Татьяна – участник

Демещик Татьяна - участник

Введение

Районы Архыза и Домбая идеальны для проведения различных походов: от детских до горных «пятерок». Красивые горы, много перевалов разной сложности, удобство заезда и выезда делают эти районы одними из лучших мест для проведения горных походов.

(Честно говоря, я не знаю, что писать в этом разделе, но во всех отчетах он зачем-то есть, – ну пусть и у меня будет).

Разное

Наш маршрут проходил в погранзоне, поэтому были необходимы пропуска.

Я пошел наиболее логичным путем: из Москвы послал на погранзаставу в Черкесске заявление со списком участников и по приезде в Черкесск получение пропусков заняло у нас 30 минут. Всем советую пользоваться подобным способом. Телефон погранзаставы:

8-878-22-5-63-40 (деж) Адрес: 369000 г. Черкесск ул. Леонова 2.

Про заповедник на реке Кизгыч. Никакого разрешения для того, чтобы находиться на его территории, не надо – говорят, лесники там водятся (как и медведи), но их пока никто не видел.

Отношение со стороны местного населения очень хорошее: всегда подскажут дорогу (даже если не знают), в кошарах напоят айраном – пообщаться всегда рады. Нас много пугали бандитами на перевале Халега. Заявляю – их там нет! Об их присутствии ни местные пастухи, ни погранцы давно не слышали.

Погода – бывает совершенно разной (как договоритесь с местными богами погоды).

Нам это удалось – из 13 дней всего один дождливый.

День первый. Заезд

Поезд прибывает в Черкесск 7 утра, нас сразу стали атаковать водители с предложениями довезти хоть до Москвы; договорился за 2000 руб. до погранотряда на реке Псыш (17 км от Архыза).

Мы с Костей пошли за пропусками, а остальной народ рванул на базар, – но, несмотря на это, мы из Черкесска все-таки выехали. По дороге сумели заблудиться и поехали не вдоль реки Псыш, а вдоль реки Архыз. Выяснили это только километров через 20, и немного поругавшись (немного – потому, что почти все слова колдобистая дорога вытрясла), поехали назад. К 17:30 были у погранцов. Немного от них отойдя, мы сели на привал и съели арбуз, купленный на базаре. Класс! Всем советую есть в походе арбузы (хотя бы один в день). Заночевали в 2-х км от погранцов около устья какого-то ручья (высота 1650 м).

День второй.

Подъем в 6:30, выход в 9:30. От ручья направо уходит красивая тропа, которая ведет на перевал Браконьеров. Тропа сначала идет по старому пихтовому лесу, потом вдоль реки Аманауз и вдоль правого по ходу притока круто взбирается на высокую террасу, с которой эта речка стекает. Наверху есть хорошие места для ночевок с красивым видом на гору Пшыш. Добрались сюда к 15 часам. «Горняшка» долбает народ. Здесь мы и заночевали (высота 2380 м).

День третий. Перевал Браконьеров (1А 2890).

Пошли перевал радиально, с собой взяв минимум вещей, аптечку, веревку, каски.

Вышли в 9 утра. Тропа переваливает через небольшой гребень и выходит в цирк Аманауз и траверсом по склону цирка выходит к озеру под перевалом Браконьеров. У озера есть ночевки. Тропа становится еле заметной. Косым траверсом по сыпухе поднимаемся на перевал. Осторожно – живые камни! На перевале мы были в 11:44. На спуске Таня Демещик упала и поранила ногу и руку. Ничего не сломала, и то хорошо. Спускаемся в лагерь тем же маршрутом, помогая Тане на крутых участках. Мне повезло, что Вовка медик. Он раны обработал и зашил. Жаль, но Татьяне придется ехать домой. Володя с Настей будут ее сопровождающими. По планам, они должны были отделиться от группы и ехать домой на седьмой день похода, а сейчас только третий, но это самый лучший вариант доставить Таню до больницы, где смогут оказать профессиональную помощь.

День четвертый.

Спускаемся к прежнему месту ночевки около устья ручья. Вечером устроили прощальный ужин; безуспешно попытались пожарить оладьи. Зато сделали глинтвейн из вина, которое взял Вовка в качестве «сюрприза» (вот сюрприз, так сюрприз). Очень не хочется расставаться!

День пятый.

Таня, Вовка и Настя пошли к погранотряду, где, возможно, будет машина. Настроение паршивое. Вышли поздно. Идем вверх вдоль реки Псыш. По стволам упавших деревьев переправляемся через реку Аманауз, которая здесь разделяется на несколько рукавов. Дальше идем по нахоженной тропе. Слева открываются великолепные виды на водопады. Метров за 300 до впадения Кышлау-су лежит бревно через Псыш (около 5 км от реки Аманауз). Мы натянули перила и спокойно переправились на противоположный берег, где устроили обед. Это было около 3 часов дня. У нас в планах было подняться повыше по Кышлау-су, но у переправы мы встретили группу Чернопятова, который сказал, что дальше вплоть до озер под Заячьими Ушками мест для стоянок нет – мы ему поверили и разбили лагерь (высота 1800 м).

День шестой. Перевал Заячьи Ушки (1А, 3200 м)

Встали в 6, вышли в 7:45 – почти рекорд. Почти сразу за переправой тропа теряется. Подниматься нужно по каменной осыпи, которая начинается немного правее переправы. На высоте 2\3 от всей осыпи вправо уходит тропинка (обязательно найдите тропинку!), которая нас привела к озеру под перевалом. 5 часов ходу (высота 2650 м). Очень красивое озерцо, чистое и на удивление теплое – удалось даже поплавать - КАЙФ! Пообедали. За озером встает морена высотой метров в 100. Мы ее обошли справа и ошиблись, надо было слева. Пришлось брать следующую морену почти в лоб, что не доставило нам удовольствия (мягко говоря). В этом году снега много и перевальный взлет полностью снежный (крутизна 25 грд, высота 200-250 м). От морены косым траверсом поднимаемся вверх и налево. Под нами ледник, в котором прячется трещина, куда, по слухам, в прошлом году кто-то провалился одной ногой (больше туда не влезло). Погода портится, где-то гром погромыхивает, рюкзаки тяжелые, – в общем, романтика горных походов. С трудом всходим на перевальный взлет и видим, что за ним еще один перевальный взлет. В горах восприятие высоты искажено, и нам этот взлет показался огромным, но при прохождении он оказался метров 20 по высоте. Наконец мы на перевале. Время 17:40. От озера 2:10 ходьбы. Высота 3200 метров. Времени на рассматривание красот нет; написали записку и вниз. Спускаемся по некрутому снежнику (20 грд, высота 150 м), который переходит в пологий снежник, после недлинной сыпухи еще снежник, стекающий к «Зеленым озерам», которые оказались не зелеными, а белыми, из-за лежащего снега. В 19:00 на площадках под палатки (высота 2750 м).

День седьмой.
Перевал Ак-Айры западный (1Б, 3333 м)

Дневка!!!

Я решил отдохнуть, а заодно найти тропу на спуск. Группа же восходеятелей, под руководством Кости Белова, решила во что бы то ни стало взять перевал Ак-Айры.

Выспались, встали в 9, ребята вышли на перевал в 12. Далее их маршрут проходил траверсом по травянистому склону, огибая скальный гребень; потом пересекли моренное поле и справа от «бараньих лбов» по снежнику (15-20 грд, высота 200 м) поднялись на ледник. Ледник плоский и закрытый, но трещины небольшие и хорошо видны. Проходили его в связках – как большие. Перевальный взлет – крутой осыпной склон (20 грд, высота 150 м), очень неприятный. По нему проходит слабенькая, теряющаяся тропинка. На перевале были в 17:20. Спускались тем же маршрутом. В лагере они были в 10 вечера! - уже в темноте! Как можно так долго спускаться, для меня полная загадка. За этот вечер я, пожалуй, вспомнил все нюансы нашего богатого матерного языка. Но ребятам повезло - когда я их встретил, слов у меня уже не было. На том дневка и закончилась.

День восьмой.

Подъем 5:30 утра. Народ ропщет, но делать нечего – впереди длинный путь вниз и переправа вброд, которую надо сделать, пока вода низкая. Вышли в 7:40. От ночевок тропа спускается по моренному гребню, пересекает заливные луга (здесь хорошие места под палатки), слева от великолепного водопада спускается вниз, пересекает реку по снежнику и уходит от реки вправо за небольшой гребешок, спускается метров на сто

и … теряется. Чудеса, да и только – тропа-то была хорошая! Дальше идем по еле заметным следам группы, которая здесь недавно поднималась; похоже, они шли, не особенно разбирая дороги. По руслу какого-то ручья мы спустились вниз. Спуск нам дался нелегко, да так нелегко, что некоторых членов нашей группы посетила мысль о доме, где спокойно, нет слепней и травяных склонов. К часу дня мы спустились к реке Кизгыч. 5 с лишним часов спускаться 700 метров, – пожалуй, это рекорд! Дальше мы пошли по тропке, идущей по левому берегу. После засады погранцов, проверивших у нас документы, идет хорошо нахоженная тропа. «Чертова мельница» нас восхитила – глубокий каньон, перекрытый снежным мостом, а под ним течет бурный поток. Это надо видеть! По красивой тропе, время от времени перепрыгивая через какие-то ручьи, мы к восьми часам спустились к погранзаставе. Рядом и заночевали (высота 1650 м). Соблазнительная мысль о доме в головах все тех же членов группы настолько прижилась, что они решились ее реализовать. Их оказалось трое. Это большой удар… по желудкам и спинам оставшихся членов – раскладка у нас и так была не голодная, а еще трое уходит. Да ладно - справимся!

День девятый.

Ночью зарядил дождь и шел, не переставая, до середины дня. В общем: дневка.

Это первый дождь за время нашего похода. Сейчас это хорошо: слишком жарко было последние дни, но что будет дальше, непонятно: похоже, что дождь надолго. Посмотрим.

Отсыпаемся и отлеживаемся.

День десятый.
Перевал Бугойчат Северный (1А, 2800 м)

Подъем в 5:00, в 7:30 были у переправы через Кизгыч. Переправились по бревну, натянув перильную веревку. После переправы наша группа разделилась, трое «отщепенцев» пошли по тропе вниз вдоль Кизгыча. Если бы они знали, что их ожидает, они бы сто раз подумали, уходить ли от нас. А ждало их вот что – через десять минут тропа исчезла, как и не было, а начался бурелом, вперемешку с «вьетнамскими джунглями». В них они и проторчали, прорубая тропу, до вечера, когда, к их несказанной радости, вышли на дорогу. Только на следующий день к вечеру они добрались до поселка Архыз (где заночевали на кладбище – любят ребята приключения).

Мы же пошли на перевал по маршруту, любезно подсказанному сержантом-пограничником. Сначала часа 3 лезли вверх через лес без всякой тропы, потом траверсили крутой травянистый склон и в результате выбрались в какой-то “цирк”. А еще пошел дождь с холодным ветром. Я долго пытался понять, где мы находимся. После тщательного изучения карты, окружающего пейзажа и пройденного маршрута понял, что мы могли оказаться только под перевалом Бугойчат Северный. Ну и шуточки у этого лейтенанта! К “цирку” вышли в 12:30; высота 2600 м, воды нет, стоять негде. Нам ничего не оставалось делать, как переждать дождь - и на перевал. Перевальный взлет: крутизна 15-20грд, 100 м-сыпуха, 100 м-трава. Антон нашел козлиный рог, который весит уйму килограмм, и с большим трудом его тащит. У нас с Татьяной появился спортивный азарт уговорить Антона бросить рог – пока ни в какую. На перевале в 14:40. Спук с перевала: 200 метров травы, дальше осыпь до озера. Есть места под палатки (высота 2600 м). Пообедали, побеседовали с чабаном и по тропе сбежали к реке Маруха. Весь спуск с перевала (без обеда) у нас занял 2 часа. Переобулись и перешли речку вброд; перейти ее можно почти в любом месте. Дошли до речки Чегетчат и встали на ночь. Недалеко пасутся бычки, как бы не затоптали (высота 1950 м).

День одиннадцатый. Перевал Халега (Н\К, 3000м )

Подъем, как обычно, в 5 утра, вышли в 7. Вчера вечером к нам в гости приехал пастух, показал, как идет тропа наверх. Эта тропа, видимо, растаяла с утренними сумерками, и первые 200 метров мы ломились по чепыжнику да родендронам. Выбравшись на террасу, мы перешли речку, нашли тропинку и весело, любуясь пейзажем, зашли на перевал. Один из красивейших перевалов, с большими бирюзовыми озерами, высокими водопадами и запоминающимися видами. И перед перевалом, и после него много хороших стоянок. На перевале были в 11:00. Вниз, как и на подъем, идет хорошая тропа, с которой сбиться можно только при большом желании. За 20 минут сбежали к озеру, пообедали, обсушились и дальше вниз. На половине спуска встретили чабана, который пригласил нас к себе в кош, напоил айраном, угостил хлебом – вот это туризм, а все остальное подходы! Несмотря на такое гостеприимство, в 14:30 мы уже были у реки Аксаут. Составляя маршрут, я пользовался отчетом Пурикова А.В., в котором говорится о мосте в 2-3 км ниже по течению – мы его не нашли. Жалко времени, потраченного на его поиски. Переходили Аксаут вброд у впадения речки, текущей с Халеги. Здесь река разливается на два больших рукава и десяток средних. Большие переходили стенкой, воды выше колена, течение сильное – стремно, но проходимо. И это в 5 вечера, но деваться некуда – позади горы, впереди Москва, то есть послезавтрашний поезд на Москву, на который нам очень хотелось попасть. Это самая крутая переправа вброд за мою туристическую жизнь. Дальше по хорошей грунтовой дороге пошли направо до развалин здания, обозначенного на карте буквами МТС. От него начинается серпантин дороги, ведущей к руднику высоко в горах. Примерно на 12-ом серпантине дорога пересекает реку Кти-Теберду с водопадом, а на 24-ом вправо уходит тропа к Зеленой гостинице. Ориентиром является очень длинная сторона серпантина, выводящая на открытую площадку с красивым видом на всю долину Аксаута. Начали подъем в 18:00, наверху были в 19:30 (500 – 600 м набора) – желаю нашим последователям не повторять этот подвиг. Тропа к Зеленой гостинице была сделана для плановых туристов – широкая и удобная, с прекрасными видами гор (насколько мы могли различить в надвигающихся сумерках и облаках). На Зеленой гостинице мы были в 9 вечера (один час ходьбы; высота 2450 м). Уже глубокие сумерки, мы сильно вымотаны, особенно Антон, который героически тащит свой рог. Я принял решение перевал Джаловчат заменить на Алибек (причины просты: 1-совершенно непонятно, какая будет завтра погода, 2- запасных дней нет, 3- мы устали (мягко говоря), особенно Антоха). Танюшка Карчун обиделась и устроила мне бойкот – не хочет разговаривать, очень она мечтала о Джаловчате. На том и заснули моментально.

День двенадцатый. Перевал Алибек (1А, 3168м )

Проснулся около 5 утра от звука дождя, ну, думаю, «приплыли». Выбираться можно по дороге вдоль Аксаута, а до ближайшего поселка километров 50, либо через перевал в Домбай. А в дождь через перевал не пойдешь. Но к 6-и дождик прекратился и мы бодро собрались. Вышли в 7:30. Бойкот отменен, но Танюшка старательно делает вид, что моего решения очень не одобряет и была бы ее воля, она уже сидела бы на Джаловчате как минимум - вот лосенок. Даже страшно подумать, что дальше будет – как известно, из маленьких лосят вырастают большие, БОЛЬШИЕ ………

От Зеленой гостиницы идет хорошая тропа почти до самого перевала. Сначала идем пологой сыпухой на левом (по ходу нашего движения) берегу реки. Потом уходим серпантином влево вверх по крутому травянистому склону на скалы (300 м по высоте). Там очень хорошие места для ночевок. Дальше тропа круто поднимается направо по морене, оставшейся от ледника (150 м). Только взобравшись на этот крутяк, можно увидеть седловину перевала. Перевальный взлет снежный и не крутой (20 грд, 100 м по высоте). В 11:20 мы были на перевале. C полчаса полюбовались пейзажем и пошли вниз. Прямо с седловины начинается снежный надув высотой 7-10 метров, крутизной 40 грд. В года, когда снега мало, к августу он растаивает. Он обходится справа по скалам. Дальше начинается мелкая сыпуха и несколько снежников (200 м). После снежников начинается хорошая тропа. На протяжении метров 500 много хороших мест для ночевок, красивые водопады. Погода отличная, настроение тоже, по крайней мере у меня. Таня нудит, что такие халявные перевалы, «на которые каждый чайник может зайти», не для настоящих горных туристов (это она про себя). И действительно, по тропе поднимается уйма народа, отдыхающие всех возрастов из гостиниц и альплагерей, альпинисты с большими рюкзаками и без них. Такое оживленное движение я видел только на Эльбрусе. На красивой и уютной площадке мы пообедали, позагорали, отдохнули – вот это поход! А тропа дальше начинает спускаться и долго петляет по склону, наверное для того, чтобы туристы прочувствовали красоту этих мест. Тропа идет очень хорошая, но как найти ее снизу без подробных объяснений, я не знаю - внизу она растекается и исчезает. У альплагеря Алибек мы были около четырех часов. Съели по хичину, запили айраном, потом сели в маршрутку, которая ждала нас все время нашей трапезы, и доехали до Домбая. Переночевали в альплагере - очень неуютное место, но рядом с поселком вообще стоять негде. Лучше бы мы остановились перед Алибеком, но было не совсем ясно, как выезжать, особенно учитывая ограниченность в средствах. Но опасения были напрасны, из Домбая ходит много маршруток до Тиберды и Черкесска по вполне приемлемым ценам.