карта сайта
Турклуб «Вестра» > Отчеты и карты > Турция, хребет Аладаглар > II к.с. Ведмидский А. 2010 г.

Отчет о горном туристском походе 2 категории сложности в районе хр. Аладаглар (Тавр, Турция).

Руководитель группы: Ведмидский Алексей Вадимович

Содержание

Справочные сведения
Состав группы
Общая идея и подготовка к путешествию
Схема маршрута
График маршрута
Высотный график
Техническое описание
Выводы и рекомендации

Справочные сведения

Выпускающая организация: Московский горный клуб Вестра (www.westra.ru)
Руководитель группы: Ведмидский Алексей Вадимович
e-mail: alexeyvadimovi4@gmail.com
Вид туризма: горный
Район путешествия: хр. Аладаглар (Тавр, Турция)
Категория сложности: вторая
Количество участников: семь
Сроки проведения: 1 мая по 9 мая 2010 года
Продолжительность маршрута: 8 ходовых дней.
Протяженность маршрута: 88 км с учётом горного коэффициента

Маршрут группы заявленный:
Москва - Стамбул - пос. Капузбаши - пос. Базарма - каньён Тахтаджик - р. Аксу - ур. Акчай - пер. №6 (3390,1Б) - плато Хастаходжанин - плато Едигёль - пер. №12 (1А,3540)- дол. Кариялак - пер. №11 (3481,1Б) - дол. Кызылкая - дол. Эмли (Мур) - пер. №22 (3290,1Б) - пос. Елатан - Стамбул - Москва.

Маршрут группы пройденный:
Москва - Стамбул - р. Сучаты - р. Аксу - ур. Акчай - пер. №6 (3390,1Б) - плато Хастаходжанин - плато Едигёль - пер. №12 (1А,3540)- дол. Кариялак - пер. №11 (3481,1Б) - дол. Кызылкая - дол. Эмли (Мур) - пер. №22 (3290,1Б) - пос. Елатан - Стамбул - Москва.

Пройдено категорийных локальных препятствий: 4 из них:
1 - 1А
3 - 1Б

Максимальная высота: 3540 м (перевал N12)

Состав группы

Фамилия, имя, отчество Год рожд. Опыт Обязанности в группе
1 Ведмидский Алексей Вадимович 1985 4ГУ(фаны),1ГР(Кавказ),3ЛУ(Хибины), перевалы 2Б , 5000max Руководитель, эколог
2 Фонякина Анастасия Андреевна 1989 2ГУ (Кавказ), 2ЛУ (Хибины), 5642max Летописец
3 Хазова Ольга Сергеевна 1976 3ГУ( Тянь-Шань), 4750 max Завхоз
4 Шепилов Александр Олегович 1979 2ГУ(Фаны), 5642max Медик
5 Аверьянов Павел Григорьевич 1985 1ГУ (Кавказ) 3500max Снаряженец
6 Перов Андрей Игоревич 1984 3ГУ (Тянь-Шань), 4750maх Реммастер
7 Матвеева Мария Алексеевна 1986 2ГУ(Карпаты) Спец по связям.трансфер

Общая идея и подготовка к путешествию

Идея пойти в поход по горам Турции возникла после просмотра фотографий групп, уже побывавших там, а так же после изучения их отчетов. Некоторые участники нашей группы неоднократно бывали на Кавказе, в средней Азии, но нам хотелось чего-то необычного и нового! Так же нас подкупала возможность провести полноценный высокогорный поход в мае, вместо традиционного пешего или скалолазного выезда в Крым. Малая изученность района российскими туристами и скромное количество информации по нему давали нам возможность почувствовать себя первопроходцами на маршруте. Ну, а оставшиеся свободные дни можно потратить на экскурсии по достопримечательностям Турции, которых там невероятно много!
Маршрут был построен на основе информации иp отчётов от Горчакова Александра, Помазовой Анны. (http://www.mountain.ru/article/article_display1.php?article_id=2571) Так же использовались материалы с сайта http://www.turclubmai.ru/heading/papers/825/
Помощь в картографической поддержке (векторная карта) оказал Пуриков Александр и Гладилин Сергей. (http://www.westra.ru/reports/aladaglar/aladaglarmap.html) И великий Google Earth + Ozy explorer!

Схема маршрута

схема маршрута

График маршрута

Даты Дни пути Участки маршрута км h
2.05 01 Р. Сучаты - р. Аксу 15 +800
3.05 02 М.н. - ур. Акчай 9 +800
4.05 03 М.н. - Пер №6 - платоЕдигель 7 +500
-400
5.05 04 М.н. - пер №12 - пер №11 - дол. Эмли 12 +200
-1500
6.05 05 днёвка 0 0
7.05 06 М.н.- под пер. №22 7 +1000
8.05 07 М.н - пер. №22 9 +300
-1300
9.05 08 М.н. - пос. Елатан 14 -200
    Сумма без учёта коэфф-а 73 +3600
-3400

Высотный график

высотный график

Техническое описание

1 мая.

Вылетаем рейсом турецких авиалиний Москва (Шереметьево) - Стамбул (Ататюрк). Сервис на борту отменный. Подают меню, из которого можно выбирать (правда, в не очень широких пределах), алкоголь. Турецкие стюардессы довольно симпатичные - мы обсуждаем, строгий ли кастинг на эту позицию. В аэропорту довольно быстро за 20 долларов шлёпаем турецкие визы. Дальше - паспортный контроль. Из трёх девушек нашей группы одна (что характерно, наиболее скромная) подвергается более строгому досмотру. Причина проста - турецкие власти борются с путанами, активно прибывающими сюда из стран СНГ.

На выходе из аэропорта нас встречает Лена - родственница Маши, участницы группы. Лена живёт в Стамбуле уже десять лет, замужем за турецким полицейским Гюкменом. Лена очень любезно приобрела нам заранее бензин для горелок(предположительно в этом месте - http://www.everestoutdoors.com/ ), а также забронировала билеты на автобус Стамбул-Кайсери (200 долларов на группу из 7 человек).

На минивэне Лены и Гюкмена мы за полчаса доезжаем до "Отогара" - автовокзала. Там впервые пробуем "дюрюм" (рубленое мясо в батоне с добавлением овощей), меняем взятые с собой доллары на местные лиры. Около 11 утра стартуем на автобусе в Кайсери. Ехать - 650 км. В автобусе есть чёткая градация мужских ("Бай") и женских ("Баян") мест.

Помимо водителя, с нами едут два сопровождающих, весьма напоминающих стюартов. Они часто разносят какую-то спиртосодержащую жидкость для дезинфекции рук (не по назначению применять не рекомендуется!), холодную воду в тетрапаках без ограничений, 2-3 раза за поездку - горячий чай/кофе и нечто напоминающее чокопаи. Два раза мы останавливаемся на более серьёзные приёмы пищи в придорожных кафешках. Рекомендация здесь такова: не поддаваться на соблазн попробовать новую пищу и есть проверенное. Ни один из взятых супов большая часть членов группы съесть не смогла (очень кисло). Пасту - аналогично. Более-менее усвоились голубцы с мясом. Ну и, разумеется, ставший уже традиционным дюрюм. Цена среднего обеда - около 20 лир (400 рублей). Дюрюм стоит 2-3 лиры.

В 10 вечера, совершенно обалдев от турецких сериалов, которые крутили в автобусе всю дорогу, вываливаемся на автовокзале в Кайсери. Темнеет в это время около 20-30, и довольно быстро. Пытаемся договориться с минивэном, который добросил бы нас до устья каньона реки Тахтаджик, места начала нашего маршрута. Служащие вокзала английского, как и, разумеется, русского, не понимают. Зато умеют пользоваться гугл-переводчиком. Благодаря гуглу мы узнаём, что нас готовы провезти оставшиеся 120 км. за какие-то 400-500 лир. Нас это не устраивает. Созваниваемся с Леной, которая предусмотрительно снабдила нас мобильником с местной сим-картой, и к нам приезжает знакомый Гюкмена. Цена - 250 лир. Стартуем. Начинаются горные пейзажи, над тёмными хребтами плывёт почти полная багровая луна. Основная часть группы в отрубе. Не спит только командор, доставший свой верный GPS. Едем к Тахтаджику с севера. И вот, когда до точки старта остаётся не более 20-30 км, дорога сворачивает в глинистый, изрядно размытый дождями просёлок. Видно, что наш низкопосаженный "форд" здесь не проедет. Топать пешком 30 км, теряя время, которого и так в обрез, бессмысленно. Посовещавшись, принимаем решение отказаться от прохождения каньона Тахтаджик и изменить место старта на более северное, от урочища Геленавалы. Машина разворачивается, едем туда. Едем до тех пор, пока не упираемся в очередную крупную промоину на дороге. Дальше наши водители ехать отказываются. Время 3 часа ночи. Оценить дорогу впереди невозможно, на том участке, что удаётся осветить фонарями - довольно большая грязь. До намеченного места мы не доехали примерно 500 м - 1 км. Выгружаемся и шлёпаем по дороге. Слева - долина реки, на берегу - огни. Встаём на ночёвку на полянке метрах в 50 выше огней. Кипятим чай, разбиваем лагерь.

фото 1 фото 2
Фото 1 Фото 2

2 мая.

9:00 - просыпаемся. Место первой ночевки - слияние реки Сучаты и ее притока. Высота места ночевки - 1600 м. Погода солнечная, но довольно ветреная. Вокруг уже весьма симпатичные горки, на горизонте - даже со снежниками. Прямо над нами метров в 200-300 выше развалины какого-то замка. Но подниматься лениво, тем более надо стартовать, а у видеокамеры есть прекрасный 10-кратный зуум (зачем подниматься, если снизу и так видно)). Над лачугой чуть ниже места стоянки гордо развевается турецкий флаг. Напоминает тем, кто забыл: вы - в Турции. Вообще, здесь очень много флагов над самыми разными строениями. Одно неприятное открытие - со своего рюкзака доктор снимает клеща. Рюкзаку, конечно, ни холодно, ни жарко, но факт наличия в Турции клещей как-то не принимался в расчёт. И ни в одном отчёте об этом явно сказано не было.

11:00 - выходим на маршрут, идем по автомобильной дороге в сторону урочища (по ней мы приехали на машине). Буквально через 50 метров испытываем чувство "разведённых лохов", понимая, что в этом месте мы могли бы вполне проехать на машине. Это чувство не покидало нас до обеда, пока мы топали по отличной грунтовой дороге, и нас обгоняли легковушки с местными жителями, едущими на пикник. Но ничего не поделать - ночью оценить реальную обстановку было невозможно. Да и более плавная акклиматизация, опять же.

За два перехода по 50 мин доходим до первой поилки с чистой водой (здесь сделали привал, время - 13:00, набор высоты от места стоянок - 250 м). Следующий переход до поилки №2 (см. фото 3) был с набором еще 100 м.

Дойдя до поилки, мы свернули налево по ходу в сторону ручья. Недалеко от поилки - небольшая мечеть. Набираем еще 250 м, далее поднимаемся на седловину хребта в сторону р. Аксу. (см. фото 4 )

фото 3 фото 4 фото 5
Фото 3 Фото 4 Фото 5

С седловины открывается первый панорамный вид (см. фото 5) на окружающие хребты. Начинаем спускаться. Спуск довольно крутой, поэтому общая рекомендация - новичкам одевать в этом месте ботинки. В нашем случае одна участница на спуске подвывихнула голеностоп, и на обеде ей пришлось делать иммобилизацию эластичным бинтом. Рекомендация доктора - не снимать ботинок даже в спальнике (шутка). Спустились к реке Аксу, в районе одного из кошей. Набор-сброс высоты составил в сумме около 1100 м. Понимаем, что хватили лишку, но с другой стороны, непонятно, сумели ли бы мы обойти хребет вдоль ручья (такой вариант тоже рассматривался). Здесь мы останавливаемся на обед, время - 16:00. Место обеда (фото 6) весьма живописное, вдоль реки растёт мята, издающая сильный аромат. Впечатления от этого великолепия были подпорчены двумя клещами, которых мы сняли с себя.

Пообедав, в 17:30 мы проходим вверх по течению реки Аксу 2 км 600 м с набором высоты 200 м. Первое время тропа идёт по левому (орографически) берегу реки, затем по бревенчатому мостику переходим на правый. В 18:40 мы начинаем искать место для привала. В 19:00 ставим лагерь. Высота места ночевки: 2200 м. Погода ветреная.

фото 6 фото 7
Фото 6 Фото 7

3 мая.

Утром командир обнаружил, что его укусил клещ. Клещ был успешно извлечён, остальные участники снова провели полный взаимоосмотр, но больше ничего обнаружено не было. В 10:00 - выходим на маршрут. Идем по правому (ор.) берегу р. Аксу, изредка переходя на левый, обходя скальные выступы, иногда приходилось забирать выше 50 м от реки. Пейзаж довольно сильно напоминает Фанские горы в сентябре (фото 8).

Пройдя 5 км по реке от места ночевки, мы подошли к каньону. На дне каньона течёт ручей глубиной до 0,5 м (исток реки Аксу), через некоторое время он скрывается под снежниками. Начинаем движение по руслу ручья. Сначала перемещаемся по его берегам, заваленным средней осыпью, с частыми бродами. Затем ручей начинает периодически скрываться под снежниками - двигаемся по ним. В промежутках между снежниками приходится брести прямо по воде, глубина -до колена. Рекомендация - на всём протяжении каньона участникам группы желательно быть в касках, так как движение по скользким камням небезопасно. В 16:00, найдя удобное место, решаем встать на обед.

фото 8 фото 9
Фото 8 Фото 9

От места набираем 50 м высоты, продолжаем движение по нечеткой тропе по вытянутому плато над орографически левым берегом р. Аксу. Через 1 км пути мы вышли к крутому подьему. За ним открывается отличный вид на урочище реки Акчай.

фото 10 фото 11
Фото 10 Фото 11

Время: 16:30. В этом месте утепляемся, часть группы, форсировавшая ручей в треккинговой обуви, обувает горные ботинки, бахилы. Во время. Отсюда начинается передвижение исключительно по снежному рельефу.

Далее продолжаем движение по плато, немного сбросив высоту. Снег на плато неглубокий, прочный, поскольку солнце отсюда уже ушло. Подмораживает. Двигаемся по часто петляющему подобию каньона с высотой стен до 20 метров (фото 13).

Понимаем, что идём явно не напрямую к запланированной точке вечерней стоянки, велико желание срезать. Однако, так как непонятно, будет ли прямой путь проще, отказываемся от этого соблазна.
В 19:00 ставим лагерь. Высота места стоянки - 3200 м.
За этот ходовой день было набрано 800 м и пройдено 8 км. По снегу прошли около 2 часов.
От места ночевки до перевала № 6 остается около 3 км, набор высоты 500м.

фото 12 фото 13 фото 14
Фото 12 Фото 13 Фото 14

4 мая.

Ранний подъём, погода звенит. У пары участниц бурная акклиматизация, выражающаяся диареей. Но доктор не дремлет, и в 7:40 группа в боевой готовности выходит с места ночевки. Начинаем движение по замерзшему снежнику в сторону перевала № 6 (его высота - 3450 м). Снегоступы здесь не пригодились, так как мы вышли достаточно рано, и снег ещё держал. Справа от нас - седловина перевала №5.

Пересекаем тракторную колею снегоступов кустарного производства, которая ведёт к перевалу. На полпути к перевалу №5 видим несколько черных точек - неизвестная группа штурмует перевал. За 2 км до нашего перевала начался плавный 20-градусный склон.

За 300 м до седловины склон увеличивается до 30 градусов. Седловина представляет собой довольно острый гребень с небольшим надувом без карниза. Лавинная опасность при нашем бетонном состоянии снега минимальна.

9:20 - виден перевальный взлет, в 10:00 мы уже на перевале. Тур не был найден. Угол наклона на спуск 50 градусов. Командир предполагает, что такой перевал при наличии карниза мог бы быть и 2А. Вытоптали на гребне несколько снежных площадок, встали на самостраховку на ледорубы. Отдельные гламурные личности начали загорать.

фото 15 фото 16 фото 17
Фото 15 Фото 16 Фото 17

На спуск бросаем верёвку, закрепив её на закопанном в снег ледорубе, придавленном рюкзаком и сидящим на нём участником. Первым идёт командир с намерением бросить следом вторую верёвку. Однако, спустившись на 50 метров, он сообщает, что дальнейшее движение возможно на три такта. Группа начинает спускаться по плотному фирну оставшиеся 150-200 меров. Последний участник спускается с седловины на три такта с нижней страховкой. В этой время остальная часть группы уже на плато Тахтаджик.

Далее одеваем снегоступы, так как снег уже начал раскисать. Движение без снегоступов в дневное время здесь крайне затруднительно - глубина снега по пояс и более, после обеда он представляет собой раскисшее месиво. В целом ощущаем себя как на большой снежной сковородке. Раздеваемся до футболок. Начинаем движение по плато. Через 40 мин движения (время - 13:10) мы доходим до озера. Большая часть озера под снегом, но есть вытаявший кусочек площадью около 2 кв.м, к которому можно относительно безопасно (и со страховкой) подобраться. Здесь мы набираем воду и делаем перекус. Перекусив, в 14:00 мы продолжаем движение до плато Едигель. Плато представляет собой довольно бугристую поверхность, приходится постоянно набирать-сбрасывать до 50 метров высоты. В этот день 2 участника группы, взявших снегоступы уральского производства (внешне напоминают детские сноуборды), начали осознавать свою ошибку. Эти прекрасные снегоступы обладают свойством поворачиваться относительно ступни на угол до 180 градусов, что не способствует комфортному движению. Особенно это свойство проявляет себя на спусках. В 2-х км от перевала №12 ставим лагерь. Время - 16:30. Высота места ночевки - 3110 м.

За день прошли 9 км. Место ночёвки весьма ветреное, около палаток строим снежные стенки. Зато удаётся посушить намокшие за день вещи.

фото 18
Фото 18

5 мая.

6:40 - выходим из лагеря, начинаем двигаться по плато Едигель в сторону перевала № 12, преодолевая несколько моренных валов. Подьем крутизной 15 - 20 градусов, снег замерший, идется легко. Очень сильный ветер, плохо закреплённый пенозад одного участника улетел в сторону Средиземного моря в мгновение ока.

Попетляв между валами, выходим на очень пологий (20-25 град.) и довольно протяжённый подъём к перевалу № 12.

В 8:15 - мы на перевале. На седловине перевала находим тур, куда вкладываем 2 записки (одну с перевала №6).

фото 19 фото 20
Фото 19 Фото 20

Спуск пологий, до 25 градусов. Идем по склону, идущему к долине р. Илан, откуда начинается подьем на перевал №11. Спуск занял около 30 минут. Поворачиваем налево в ущелье, которое завершается перевалом № 11. Сначала уклон около 20 градусов, снег плотный, лавинной опасности не представляет. Проходим около 150 м, крутизна склона увеличивается до 30 градусов. Останавливаемся на небольшом смерзшемся лавинном выносе, надеваем кошки. К этому времени снег раскисает, и приходится тропить, иногда проваливаясь по колено.

11:00 - выходим на седловину перевала, тура не обнаружили. С седловины открывается отличный вид на турецкие сёла, расположенные в долине. Через 25 мин начинаем спуск в противоположное ущелье.

фото 21 фото 22
Фото 21 Фото 22

Спускаемся по снежнику, склон крутой, неглубоко под снегом находится сыпуха. Снег раскисший и местами глубокий. В долине цирка очень солнечно и жарко. И при этом - пар изо рта! Мы движемся по снежному участку длиной 2 км. Без снегоступов здесь было бы крайне неприятно!

На выходе из цирка в долину Кызыл-каяк находим несколько небольших ручьев, где набираем воды. Здесь устраиваем перекус (время - 13:30). В 15:00 продолжаем спуск, сначала по снежникам, затем по мелкой и средней сыпухе. Сыпуха довольно протяжённая и местами крутая, так что по ней вполне можно "ехать".

Сверху открываются великолепные виды на долину Эмли (Мур) и перевал Авцибель с его знаменитым "зубом". Сбросив 600 м по мелкой сыпухе, мы спустились до долины реки Эмли (Мур). Спуск занял 1 час 30 мин ЧХВ. Итак, за каких-то 4 часа мы попали из царства снегов в настоящие субтропики, пусть и высокогорные. Долина весьма живописна, здесь растёт потрясающий хвойный лес. Много цветов. Попадаются клещи. Идём вниз по долине по тропе, переходящей в грунтовую автомобильную дорогу. По этой дороге мы проходим 4 км, доходим до поилки на зеленой поляне. Здесь ставим лагерь. Место очень удобное, есть возможность даже принять душ, что на следующий день утром один из участников делал в течение полутора часов. Время - 18:00. Высота места ночевки - 1750 м.

За день было пройдено 12 км. В районе стоянки попадаются змеи, ядовитые или нет - определить, к счастью, не удалось. Здесь уместно рассказать ещё об одном происшествии. Дело в том, что член группы, ответственный за покупку крема "от загара", умудрился приобрести крем "для загара". Это обнаружилось не сразу. И, несмотря на то, что этот крем также имел фактор защиты от ультрафиолета "30", разница сказалась. Особенно пострадали нежные женские личики, а из частей лица - носы и губы. В связи с этим услуги доктора пользовались большой популярностью на протяжении всего похода.

фото 23 фото 24 фото 25
Фото 23 Фото 24 Фото 25

6 мая.

Тут уместно устроить днёвочку, что мы и сделали.

фото 26 фото 27
Фото 26 Фото 27

7 мая.

В 10:15 выходим из лагеря. Движемся к руслу реки Мур, пересекаем его, находим тропу, набираем по ней 300 м за 2 часа ЧХВ. Далее начинается средняя сыпуха с хорошо читающейся тропой, промаркированной турами. Живописный лес сменяется редколесьем, а затем пропадает. Следующие 100 м набираем высоту по правому борту ущелья. Подъём достаточно равномерный, 25-30 град (фото 28).

Подходим к снежному языку (время - 14:00), устраиваем здесь полноценный обед. Надеваем снегоступы, далее идем вплоть до стоянки под перевалом 22. Следует отметить, что путь до перевала утомителен, с учётом общего набора высоты за день более 1 км. Местами нужно траверсировать склоны, довольно крутые и неудобные для снегоступов. По пути к стоянке окончательно вышли из строя 2 пары уральских снегоступов, последние 500метров их хозяева шли без них, глубоко проваливаясь в снег и нецензурно выражаясь.

В 18:00 ставим лагерь в 1 км от перевала на ровных каменистых площадках. Высота места ночевки - 2950 км. За день было пройдено 6 км.

фото 28 фото 29
Фото 28 Фото 29

8 мая.

В 7:45 выходим из лагеря. Обсуждали несколько возможных вариантов прохождения перевала 22, в итоге останавливаемся на самом "лобовом". Пройдя до центрального кулуара 1 км, выходим на пологий 20-градусный подьем, набираем примерно 150 м высоты.

Затем склон становится более крутым (до 30), набираем еще около 150м. Тропежка снега по колено, довольно тяжёлая - нужно было выходить раньше. Движемся косыми траверсами, лидер меняется через каждые 150-200 шагов.

фото 30 фото 31
Фото 30 Фото 31

Оставшиеся 180 м по высоте пологие, уклон до 20 гр.

В 9:20 мы на перевале. Его седловина широкая, на перевале сильнейший ветер. Мы построили тур и оставили записку.

фото 32 фото 33 фото 34
Фото 32 Фото 33 Фото 34

Через 20 мин, полюбовавшись в заключение снежными хребтами Аладаглара, начинаем спуск. Спуск пологий, не более 20 градусов.

На спуске встречаем группу Светланы Жуковой из Вестры, они поднимаются на перевал 22 радиально. Постепенно снежный склон сменяется нешироким каньончиком, забитым снегом, через некоторое время заканчивается и снег. Мы спускаемся на холмистое плато, поросшее мелким кустарником.

Здесь устраиваем перекус. Далее движемся по грунтовой дороге, петляющей между холмов. По пути встречаются ручьи и коровы с методично промаркированными ушами. У каждой - индивидуальный номер! Пройдя 4 км, видим слева от дороги живописную долину с водопадами и речкой. Спустившись с дороги к реке, ставим лагерь. Время - 15:00. Моемся, сушимся, загораем, батонимся. Спортивная часть маршрута завершена. Высота места ночевки - 1850 м. За день было пройдено 9 км.

фото 35 фото 36 фото 37
Фото 35 Фото 36 Фото 37

9 мая.

Утром неспеша выходим и движемся по дороге вниз. Перевалив очередной хребтик, с которого открывается панорамный вид на массив горы Лидут, дорога более круто падает вниз, к поселку Елатан. На подходе к поселку появляется хвойный лес, пейзажи весьма живописны.

К 13-00 спускаемся в посёлок. После долгих и упорных переговоров фрахтуем 2 легковых машины (Рено 1987 года), которые за 250 лир довозят нас в Невшехир (до него около 120 км.). В Невшехире останавливаемся в 2-звездочной гостинице "7 братьев" за 9 долларов в сутки с человека. На вечер 9-го мая заказываем билеты на автобус Невшехир - Стамбул. У нас есть день на осмотр Капподокии.

фото 38 фото 39 фото 40
Фото 38 Фото 39 Фото 40

10 мая.

С утра выдвигаемся на экскурсионную программу. В связи с недостатком информации первое время путаемся, но потом находим нужную остановку автобусов и выезжаем. Сначала заехали в Ургюп, посмотрели каменные грибы и сам город.

фото 41
Фото 41

После этого выехали в Гёреме. Здесь кому-то пришла в голову светлая мысль взять напрокат скутеры, что мы успешно и делаем. С учётом того, что права на всю группу - только у одного человека, а один "водитель" вообще видит скутер в первый раз. Делимся на пары и едем. Часть группы осматривает знаменитый музей под открытым небом, другая - нарезает круги по всей долине, пытаясь осмотреть максимум причудливых каменных жилищ.

фото 42
Фото 42

Через 2 часа встречаемся, фрахтуем такси и едем в Каймакли на осмотр 5-этажного подземного города хеттов. Впечатляющий объект. Вечером все собираемся в гостинице, ужинаем и стартуем в Стамбул.

фото 43
Фото 43

11, 12 мая.

В Стамбуле нас встречает Елена и отвозит к себе домой. Принимаем душ, переодеваемся, завтракаем и выезжаем на осмотр местных достопримечательностей.

Старый город, мечеть Султан-Ахмет, дворец императора. Храм Святой Софии, к сожалению, был закрыт. На обратном пути заезжаем в магазин сладостей купить пахлавы на сувениры. В аэропорт Ататюрк прибываем впритык к окончанию регистрации. И вот здесь-то нас ждал неприятный сюрприз.

фото 44
Фото 44

Группа прибыла в аэропорт Ататюрк в 20-45 местного времени. В это время на табло регистрации было указано, что регистрация закончена и идёт посадка, несмотря на то, что регистрация должна была закончиться в 20-50. Из-за отсутствия какой-либо информации группа долго искала стойку регистрации и стояла в очереди. В 20-50 первый участник группы подошёл к стойке регистрации. В течение 5 минут оператор проверяла его документы по базе, после чего сообщила, что регистрация закончена, он не допускается до рейса, а его билет перепродан. То же самое было сказано остальным членам группы. В результате мы были вынуждены покупать билеты на чартерный рейс, летевший через сутки. Это ещё можно считать везением. Две туристки, опоздавшие на рейс вместе с нами, смогли улететь только через три дня, заплатив за билеты по 400 евро. Итак, мы провели бурную ночь в аэропорту (пока караулили билеты на чартер), утром поехали к Елене, и провели ещё один день в Стамбуле. Гуляли по паркам, прокатились на катере по Босфору. В 2 часа ночи 12 мая без приключений вылетели в Москву. Общая рекомендация для всех групп - приезжать в аэропорт минимум за час до конца регистрации. Во избежание лишних накладок.

Выводы и рекомендации

1. Район достаточно плавный в плане небора и сброса высоты что позитивно влияет на акклиматизацию и снижает риск лавинной опасности.
2. Ходить данный маршрут рекомендуется именно в том направлении и не иначе, Особенно перевал №22 (см фото спуска).
3. С собой обязательно иметь русско-турецкий разговорник. Таксисты в Анкаре и других отдаленных от курортных районов решительно не знают английского.
4. Судя по впечатлениям участников и лично моим, культурная составляющая похода оставила не менее яркие воспоминания как и сам поход. Рекомендуется проработать и ее при подготовке похода.
5. По данному району достаточно сложно проложить логичный и красивый маршрут с километражем достаточным для эталонных походов.
6. На маршруте есть проблемы с водой в жидком виде, поэтому рекомендуется иметь собой тару большой емкости для пополнения запасов.
7. В целом, маршрут вышел красивый и интересный, Рекомендуем к повторению.