карта сайта
Турклуб «Вестра» > Отчеты и карты > Турция, хребет Аладаглар > II кс. А. Помазова. 2007 г. часть 2

Отчёт о горном туристском походе 2 категории сложности по хр.Аладаглар, совершенном группой туристов т/к "Вестра" г.Москвы в период с 30 апреля по 9 мая 2007 года

Часть II

Маршрутная книжка № 27/3-202
Руководитель группы Помазова А.В.,
г. Серпухов, Московская обл.., ул.Комсомольская, д.2/9, кв.433,
тел. +7 (985) 762-5340
e-mail: generation_p@mail.ru

Содержание

Часть I

6. Техническое описание маршрута
Пер. Русско-украинской дружбы (№6, ~2А, 3390 м)
Пер. Челикбуйдуран (№12, 1А, 3540 м)
Пер. Карасай (№11, 1Б, 3500 м)
Пер. В.Калды (№19, 1Б, 3300 м, в режиме п/п)
7. Выводы и рекомендации
8. ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1. Список снаряжения
Вес на человека и группу
Приложение 2. Ремнабор
Приложение 3. Список походной аптечки
Приложение 4. Список расходов по походу на группу из 10 человек (не включают расходы на транспорт, музеи, сувениры)
Список транспортных расходов группы
Стоимость проезда по некоторым направлениям, помимо использованных группой
Стоимость посещения некоторых достопримечательностей в Турции
Приложение 5. РАСПИСАНИЯ САМОЛЕТОВ НА МАЙ 2007 ГОДА
Авиационные сообщения: Москва - Стамбул*
Авиационные сообщения: Стамбул-Москва*
Авиационные сообщения: Москва - Анталия*
Авиационные сообщения: Анталия - Москва*
Авиационные сообщения: Киев - Стамбул
Авиационные сообщения: Стамбул - Киев
КРАТКО ОБ АВТОБУСАХ НА МАЙ 2007 ГОДА
Приложение 6. Краткий русско-турецкий разговорник, или "Курс молодого бойца"
Приложение 7. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ МАТЕРИАЛОВ
Приложение 8. КАРТОГРАФИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ

Техническое описание маршрута

4 мая (пятый день похода)

Пер. Русско-украинской дружбы (№6, ~2А, 3390 м)

Перевал: Русско-украинской дружбы
Высота: 3390 м
Категория трудности: 2А
Характер: снежный
Время прохождения: 4 мая 2007 г.
Соединяет: исток реки Эджемиш и ур. Ёдигёль
Прохождение: от истока реки Эджемиш к ур. Ёдигёль

Сегодня ранний подъем, чтобы не нахлебаться снежной каши. Уже в 8 ч выходим. С утра -2°С, солнышко. Идем по снежно-каменистым буграм, то вверх, то вниз. Снег уже сейчас начинает проваливаться.

Через 50 минут выходим на "тропу", протоптанную какой-то другой группой и ведущую от пер. №27 к пер. №6. Набираем воду в бутылки из открытого под снегом ручья.

На подходе к в.Текекалеси Истоки Аджемиша
На подходе к в.Текекалеси
(вершина слева)
Истоки Аджемиша

Далее следует подъем к перевалу №6 крутизной до 25° по снежному полю, идем более часа. Решили одеть на всякий случай обвязки и кошки, т.к. основная сложность перевала - на спуск. Солнце припекает, ветра нет - наверное, около +26°С, раздеваемся. 40 минут движемся по пологому полю до 150 крутизны. Затем последний рывок - перевальный взлет крутизной 30°, проходится просто ногами (снег довольно глубокий - отличные ступени).

Подъем к перевалу №6 Подъем к перевалу №6 Подъем к перевалу №6
Подъем к перевалу №6


Перевал Русско-Украинской дружбы Предпоследний участок подъема Последний участок подъема
Перевал №6 (Русско-Украинской дружбы) Предпоследний участок подъема Последний участок подъема

На перевале все в 13:10. Седловина перевала узкая (еле разместились группой в 10 человек), снежно-осыпная. Тура не нашли. Стало обидно за перевал: ходится туристами регулярно, а до сих пор не то что тура - названия даже нет! :( Решили предложить название "Перевал русско-украинской дружбы". Приживется или нет - не ясно, но официальным вряд ли станет. На перевале ветрено, так что не задерживаемся.

Группа на перевале Вид в сторону плато Ёдигёль Вид в сторону Текекалеси
Группа на перевале Вид в сторону плато Ёдигёль Вид в сторону Текекалеси

В 13:45 начинаем спуск. За каменный выступ зацеплена чья-то спусковая петля, хлипкая на вид, к тому же плохо держится. Сделали свою станцию, подстраховываем петлю. Вниз уходит довольно крутой для 1Б (каким перевал официально считается) снежный склон. Крутизна 35-40°, снег глубокий. В одном из описаний предлагалось спускаться в обход через в. 3545 м, но с перевала подъем на нее выглядит не очень приятно, проще уж просто вниз дюльфернуть.
Спуск проходит по довольно узкому кулуару. Снежные комья в нем периодически катятся, но, к счастью, лавинам сойти поблизости неоткуда, а вот буквально в 300 м западнее по хребту, где на вид спуск положе, периодически съезжают маленькие лавинки.

Спуск с перевала №6 Спуск с перевала №6 Спуск с перевала №6
Спуск с перевала №6

Вниз провесили 100 м (25+50+25 м), точки закрепления веревок: 1) между 1 и 2-й веревками - на ледорубах (последний на "3 такта"), 2) между 2 и 3-й веревками - на скальном выступе (оставили расходную петлю), 3) между 3 и 4 веревками - на скальном выступе (последний на "3 такта").
Последние 300-400 м склона крутизной до 30° все спускаются на "3 такта". Снег здесь очень глубокий, местами по пояс. Спуск до 3-й веревки занимает около 50 мин.

Кулуар спуска вблизи и от подножия перевала Кулуар спуска вблизи и от подножия перевала
Кулуар спуска вблизи и от подножия перевала

Вся группа внизу в 19 ч. Устали копаться в снегу. Немного отходим от лагеря по плато Ёдигёль (спуск крутизной около 10°). Снег под ногами постоянно проваливается по бедра-пояс. Идти тяжело.

В 19:50 вся группа на каменистом островке возле озера, где мы разбили лагерь. Выдалбливаем места под палатки. Готовим ужин. У нас есть день, выигранный на отказе от прохождения пер. Восторг, и нам нужен отдых после только что пройденного перевала (скорее, 2А, чем 1Б). Здесь есть вода - редкость для этих мест. Так что решено, завтра устроить здесь полудневку.
В 22:30 ложимся спать.

Вид перевала издалека Озеро на плато Ёдигёль
Вид перевала издалека (с плато Ёдигёль) Озеро на плато Ёдигёль

Ходовое время:

Участок пути Чистое время
Подъем от подножья вершины 3251 м до выполаживания по снегу, крутизна до 20-25°, 3 км 1 ч 10 мин
Подъем по пологому снежному склону до перевального взлета, крутизна до 15°, 1,5 км 40 мин
Подъем по снегу на седловину перевала крутизной до 30°, 500 м 40 мин
Спуск с перевала по узкому снежному кулуару (снег глубокий) крутизной 35-40°, 100 м (желательны перила, точки страховки - скальные выступы) 3 ч (вся группа)
Спуск по снежному склону "на 3 такта" (снег глубокий), крутизна склона до 30°, 400 м
Спуск до каменистой площадки возле озера на плато Ёдигель крутизной до 10°, 1,5 км 30 мин
ИТОГО: 7 ч

5 мая (шестой день похода)

Сегодня у нас полудневка, поэтому все встают в разное время и нежатся на солнышке. Практически курорт (с утра без ветра было около +25°С, потом задуло, по ощущениям - около +16°С), да еще и с водой (про ее температуру говорить не будем :)! Купание, стирка, загорание, ничегонеделание, ремонт и, конечно, поедание пищи... Все, как и должно быть на дневке.

Стоянка после пер.№6 на плато Дневка
Стоянка после пер.№6 на плато Дневка

Понежившись до обеда, в 14:20 выдвигаемся в путь, в сторону пер. №12. Заранее настроены на мокрый снег (все равно он уже после 10 ч такой, так что нам терять было нечего), поэтому лишь смиряемся со своей участью и по очереди тропим канаву глубиной по бедро. Снега, действительно, очень много, увы!

Идем по плато Идем по плато Проваливаемся Проваливаемся
Идем по плато Проваливаемся

Плато Ёдигёль на самом деле не очень похоже на плато, т.к. оно вовсе не ровное, а имеет пересеченную местность. Все время приходится идти сначала вверх, потом вниз, потом опять вверх (но всегда довольно полого)... Наш перевал то виден издалека, то скрывается за очередной складкой... В общем, в голову приходят лишь нехорошие слова по поводу того, как мы повелись на это благозвучное название - "плато"! Температура за бортом - около +18°С.

Подъем под перевал Челикбуйдуран Подъем под перевал Вид полосатых скал
Подъем под перевал Челикбуйдуран Подъем под перевал Вид полосатых скал

Наконец-то около 19 ч вылезаем на гряду, от которой до перевала - рукой подать. Погода весь день хорошая, а день заканчивается замечательным закатом, после которого небо усыпается звездами и луной, при которых чувствуешь себя окруженным фонарями. Т.к. температура падает до нуля и ниже, и совсем нежарко, в ожидании ужина устраиваем конные бои (самое главное - не переборщить и не упасть с края нашей площадки, лететь придется немало!), а затем - музыкальный вечер в палатке. После полудневки все хорошо отдохнули, просушили ботинки (которые обычно весь день мокрые), отремонтировали все, что нужно, и снова готовы идти в бой! Именно так и нужно, ведь завтра у нас даже не один, а два перевала сразу!
В 23:30 ложимся спать.

Панорама плато Ёдигёль Плато Ёдигёль
Панорама плато Ёдигёль сверху Плато Ёдигёль

6 мая (седьмой день похода)

Пер. Челикбуйдуран (№12, 1А, 3540 м)

Перевал: Челикбуйдуран/Селикбуйдуран/Селикбайдаран (№12)
Высота: 3540 м
Категория трудности: 1А
Характер: снежный
Время прохождения: 6 мая 2007 г.
Соединяет: ур. Ёдигёль и исток р. Ю. Ялик
Прохождение: из ур. Ёдигёль к истоку р. Ю. Ялик

Сегодня ответственный день - два перевала за раз - так что встаем рано, и уже в 7:15 ч первая группа выходит. К перевалу нужно слегка приспуститься с нашего "пупыря" (спуск 15°), а затем подниматься по снежному склону крутизной около 15-20°. Поначалу снежный наст еще выдерживает впереди идущих, но уже довольно скоро начинает проваливаться.

Перевал Челикбуйдуран издалека и вблизи Перевал Челикбуйдуран издалека и вблизи Перевал №12 Подъем на пер.№12
Перевал Челикбуйдуран издалека и вблизи Перевал №12 Подъем на пер.№12

Через час все добираются до перевала. Здесь мы находим редкий тур на нашем пути, в котором лежит записка от группы из т/к МАИ, с которой мы общались в Капузбаши. Записка эта стоит отдельного описания не для технического отчета. Здесь уместно упомянуть лишь то, что записка была сделана на странице журнала "Плейбой". Мы подумали, было, что это фирменный бланк т/к МАИ, но уже через день удостоверились, что это не так :).

Перевал Челикбуйдуран (№12) имеет довольно плоскую большую (ширина около 100 м) снежно-осыпную седловину, на которой при желании вполне можно поставить около 10 палаток. При нас ветра на седловине не было вовсе.
Спуск с перевала представляет собой относительно крутой снежный склон - до 25-35° в верхней части и 20-25°чуть ниже. Начали спускаться в 8:40 ч. Т.к. еще на подъем мы одели кошки, спуск для нас не представлял трудности. С этой стороны склон в первой половине дня находится в тени, поэтому наст довольно твердый. Косыми траверсами (из-за крутизны) сбросили около 400 м и постепенно стали перемещаться влево, в сторону пер. Карасай (11). Траверс оказался довольно крутым (50 м около 30°). Можно было бы спуститься еще метров на 500, до выполаживания, и уже там сменить курс на склон пер.1 1 (кулуары перевалов отделяются друг от друга большим скальным выступом), но не хотелось терять время, так необходимое нам для прохождения склона в тени.

На перевале Челикбуйдуран Спуск в сторону долины р. Ю.Ялик Спуск в сторону долины р. Ю.Ялик Спуск в сторону долины р. Ю.Ялик
На перевале Челикбуйдуран Спуск в сторону долины р. Ю. Ялик

Ходовое время:

Участок пути Чистое время
Подъем по снегу и осыпи от плато Ёдигёль до "предперевального пупыря" крутизной от 20 до 35°, 500 м 20 мин
Спуск по снегу в сторону перевала крутизной 10-15°, 500 м 15 мин
Подъем по снегу на перевал крутизной 15-20°, 1 км 25 мин
Спуск по снежному склону, крутизна 25-35°, 350 м 20 мин
Спуск по снежному склону, крутизна 20-25°, 150 м 5 мин
Траверс в сторону пер.Карасай, крутизна 30°, 50 м 5 мин
ИТОГО: 1,5 ч

Пер. Карасай (№11, 1Б, 3500 м)

Перевал: Карасай (№11)
Высота: 3500 м
Категория трудности: 1Б
Характер: снежный
Время прохождения: 6 мая 2007 г.
Соединяет: дол. р. Ю. Ялик и дол .р. Мур
Прохождение: из дол. р. Ю. Ялик в дол .р. Мур

Склон пер.11 довольно крутой (в верхней части около 35-40°). Здесь обязательно иметь ледоруб (и кошки - само собой). Первые 200 м подъема от нашего траверса крутизна около 15°, затем резко увеличивается (до 35-40°), при такой крутизне надо набрать 100-150 м. Склон снежный, ближе к перевалу - твердый фирн (ступени бить тяжело, но нам повезло - кое-что сохранилось от наших предшественников). Подъем в основном на 3 такта.

Путь подъема Путь подъема Подъем на перевал Карасай
Путь подъема Подъем на перевал Карасай

Самые шустрые вылезают на перевал в 10:10, последние - в 11 ч (те, кто решал проблемы с кошками, кремом от загара и прочим). Надо сказать, что крем от загара у нас пользуется большой популярностью, т.к. солнце печет нещадно! Последние 2-3 дня ветра нет вообще, а потому жара становится еще нестерпимей, обгореть - запросто!
Тура на седловине перевала снова нет, по привычке сложили свой. Седловина не очень узкая, но покатая; снежно-осыпная. При желании одну палатку поставить можно, но не более. На перевале снова ловит Turkcell, снова звоним на родину. В Москве дожди и очень холодно, что только усиливает нашу радость от по-летнему теплого воздуха и красивых видов. В сторону долины реки Ялик видно и ту местность, которая находится за ней - что-то зеленое, какие-то поселки; в сторону долины р. Мур - красивые скалы (сама долина реки не видна, за поворотом) - все виды нам очень нравятся. Температура воздуха - около +26°С. Вода заканчивается - пора уже и вниз.

Вид в долину Ялика Седловина перевала Карасай
Вид в долину Ялика Седловина перевала Карасай

В 11:30, по уже раскисшему снегу, начинаем спуск. На спуск перевал Карасай не такой крутой: первые 150-200 м крутизна около 25-30, максимум 35°; дальше 100-150 м крутизной 15-20°, затем длительное выполаживание - 5-10°. Весь спуск снежный, особенно глубокий снег - в средней части. Постоянно проваливаемся, скорость передвижения - небольшая. Далее примерно 1,5 км новой ступени спуска крутизной 25-30° по снегу, мимо ручьев и водопадов, и немного осыпи. Здесь справа по ходу, под скалами, находим удобный для сбора воды водокап (наверху скал тает снег), устаиваем обед, переодеваемся (дальше будет только "сыпуха"), отдыхаем после двух перевалов. Откуда-то взялся ветер, температура около +22°С.

Начало спуска Вид на перевал Вид на маршрут спуска Второй участок спуска
Начало спуска Вид на перевал Вид на маршрут спуска Второй участок спуска


Вид на долину р.Мур Вид на пер.Авцибель Вода на месте обеда
Вид на долину р. Мур Вид на пер. Авцибель Вода на месте обеда

В 15:20 продолжаем спуск. Однако мы поторопились, решив, что уже прошли сегодня два перевала: дальнейший спуск - наверное, самое неприятное место во всем перевале Карасай. Примерно 1,5-2 км нужно спускаться по средней осыпи крутизной 25-30° в кулуаре шириной от 50 до 100 м. Осыпь под ногами едет, но, к счастью, не очень сильно. Неприятно лишь то, что спуск затяжной, а наклон немаленький - отдыхать особо негде. Спуск занимает от 40 до 60 минут.

Начало осыпного участка Спуск по сыпухе Продолжение спуска Последний участок
Начало осыпного участка Спуск по сыпухе Продолжение спуска Последний участок

Наконец-то мы спустились в почти плоскую долину р. Мур! Да, в ней нет воды, как и предсказывали нам предшественники, но зато она зеленая и симпатичная. Чуть ниже в этой долине есть какая-то дорога и несколько домов (сверху было видно, как ездят машины).

Долина реки Мур Долина реки Мур
Долина реки Мур

Примерно 1-1,5 км идем вверх по долине и на последней большой зеленой лужайке, напротив устья долины от перевала Авцибель, в 17 ч разбиваем лагерь. Деревьев и кустарников здесь уже нет (есть примерно в 2-3 км ниже), но зато есть прекрасные голубые цветочки, да и вообще последний раз на траве мы ночевали 4 дня назад - соскучились! Увиденная сверху дорога не дает покоя некоторым участникам, начинаются мечтания о море и пиве...
Пытаемся найти воду (даже начали собирать снег с ближайшего снежника), поиски увенчались успехом: вода небольшим ручейком (видимо, от талого снега) стекает между камней метрах в 40 выше по склону, ведущему к пер. Авцибель. Ура, мы спасены!

Вид в сторону истоков р. Мур Вид в сторону пер. Авцибель Лагерь Цветочки долины Мур
Вид в сторону истоков р. Мур Вид в сторону пер. Авцибель Лагерь Цветочки долины Мур

Вечером очень тепло и звездное небо. Из сухих палочек-корней даже удается развести костер и душевно посидеть до отбоя. Ложимся спать около 23 ч. День был прекрасен!

Ходовое время:

Участок пути Чистое время
Подъем по снегу крутизной до 15°, 200 м 10 мин
Подъем "на три такта" по жесткому фирну крутизной до 35-40°, 100-150 м 25 мин
Спуск по снежному склону, крутизна 25-35°, 150-200 м 20 мин
Спуск по глубокому снегу, крутизна 15-20°, 100-150 м 10 мин
Спуск по снежному склону, крутизна 5-15°, 650 м 15 мин
Спуск по снежному склону, крутизна 25-30°, 1,5 км 30 мин
Спуск по средней осыпи в долину р. Мур, крутизна 25-30°, 1,5-2 км 40 мин
ИТОГО: 2,5 ч

Пер. В. Калды (№19, 1Б, 3300 м, в режиме п/п)

Перевал: В. Калды (№19)
Высота: 3300 м
Категория трудности: 1Б
Характер: снежно-скальный
Время прохождения: 8 мая 2007 г.
Соединяет: дол. р. Мур и р. Хайхадере
Прохождение: из дол. р. Мур в р. Хайхадере

7 мая (восьмой день похода)

Вышли сегодня поздно, после 9 ч. Температура - комфортная для движения (около +17°С).
В сторону верховьев реки Мур идет едва заметная тропа по камням, которая вскоре теряется. Крутизна подъема первые пару километров совсем незначительная (около 100-15°), затем увеличивается до 20-25° по такой же осыпи (средняя и крупная). Местами появляются вкрапления снега.

Начало подъема Подъем Подъем из долины
Начало подъема Подъем Подъем из долины

Наш поворот к пер.№19 - направо по ходу. Не сразу удается сообразить, какой из нескольких - наш. Приходится несколько раз пускать вперед разведку. Кроме того, специально потратили время на осмотр соседнего цирка. Подойдя еще немного по пологому снежнику (довольно глубокому, правда), наконец в 14:15 мы находимся возле небольшого отрога хребта, разделяющего цирки перевалов №№18-19 и перевалов без названия, с другой стороны от в. Калды. До этой точки мы прошли всего около 3,5 км.

Вид в соседний (зап.) цирк у в. Калды Вся группа
Вид в соседний (зап.) цирк у в. Калды Вся группа

Слева открывается красивый вид на цирк перевала №14. Честно говоря, смотрится он как-то угрожающе, т.к. по кулуару подъема на него периодически спускаются лавинки. Прямо перед нами - цирки перевалов 15, 16, 17, ну а нам - направо по ходу движения.

Вид на перевал №14 Вид на подъем к перевалу №15 Вид на перевал №19 снизу
Вид на перевал №14 Вид на подъем к перевалу №15 Вид на перевал №19 снизу

Весь день солнце печет, не уставая, демонстрируя нам, что мы все же находимся в Турции. Снег раскисает прямо на глазах. Здесь пока проваливаемся на глубину 40-80 см.
Выйдя на небольшую ровную поверхность возле заснеженного отрога хребта высотой около 40 м, обнаруживаем следы недавно прошедшей группы. После разведки решили не спускаться к ложбине ручья - одного из истоков реки Мур (слева по ходу от возникшего перед нами стеной отрога хребта) по причине очень глубокого снега внизу и не обходить по довольно опасной скально-осыпной полке над снежной долиной ручья, а пойти напрямик через отрог хребта. К слову сказать, следы наших предшественников также уходили в этом направлении. Около 15 ч начинаем подъем по снежному склону крутизной до 25° и снегом, в котором очень хорошо утрамбовываются ступени глубиной 20-40 см. Зато первые проваливаются хорошенько. Один раз руководителю выпала честь провалиться на глубину примерно 1 м 30 см (стоит заметить, что это всего лишь немногим менее роста руководителя - 162 см). К счастью, группа не успела воспользоваться сим, наверняка, отрадным для нее моментом, а руководитель смогла продемонстрировать навыки скалолазания (вернее, снеголазания) в "камине" и с честью выйти из сложившейся ситуации!

Подъем на 'пупырь' Вид с 'пупыря' на пер.№18 и цирк
Подъем на "пупырь" Вид с "пупыря" на пер. №18 и цирк

Примерно за 20-30 мин вся группа поднимается наверх хребта. Здесь мы в 15:45 устраиваем сухой обед, потому что хочется уже подойти поближе к перевалу и посмотреть: а) сможем ли мы его пройти вообще, б) сможем ли мы пройти его сегодня, в) неужели все же обнаруженные следы ведут на наш запланированный "первопроход"? Воздух прогрелся до +20°С - благодать! В 16:35 продолжаем движение по хорошо просматривающемуся цирку нашего перевала. Он представляет собой снежно-каменистое плато с пересеченным рельефом. Движемся по нему около 1 км. Снег все такой же не лучшей кондиции.

Подъем к подножью перевала
Подъем к подножью перевала

Подъем на снежную площадку перед перевалом представляет собой относительно крутой (около 30°) снежный кулуар высотой около 70 м. Пройти его сегодня вполне можно (склон не лавиноопасный, т.к. кулуар подъема, видимо, большую часть дня находится в тени). Но, поскольку, никаких описаний перевала нет (хотя теперь уже очевидно, что мы будем на нем не первые), и что нас ждет после этой снежной площадки - не видно, решаем сегодня пораньше встать лагерем, а на завтра, имея целый день про запас, наметить ранний выход на перевал.
Лагерь разбиваем на очередном каменистом островке среди снежного плато в 17:40. Обсуждаем планы на завтра, ищем воду, ужинаем, резвимся (чтобы согреться: незаметно холодает). Время пролетает быстро, ложимся только около 22 ч.

8 мая (девятый день похода)

Сегодня день значимый и, возможно, тяжелый, поэтому встали в 4:30, и уже в 6:15 покинули лагерь. 15 минут движемся по каменистым островам, затем, перед окончательным выходом на снег, одеваем кошки.

Подъем под перевальный взлет - в два этапа: 600 м снежного склона крутизной 20° и около 70 м крутизной 30°. Большая часть склона находится с утра в тени. Видимо, солнце на нее попадает в это время года примерно с 9 утра до обеда. Исходя из этого, желательно выбирать время подъема по склону (в тени снег жесткий).

Подъем от ночевки Подъем на плато перед перевалом
Подъем от ночевки Подъем на плато перед перевалом

Около 8 утра оказываемся на снежном выполаживании. Здесь при желании можно установить несколько палаток. После разведки на седловину перевала кошки снимаем - больше они нам сегодня не понадобятся.

На плато перед перевалом На плато перед перевалом
На плато перед перевалом

Перевальный взлет - снежный склон крутизной 15-25°. Эта часть склона больше открыта для солнечных лучей. Соответственно, снег здесь мягкий, снова проваливаемся. Следы наших предшественников со вчерашнего дня не видны. На перевал все выбираемся около 8:40. Каменистая седловина перевала узкая, около 5 м, ширина ее и вовсе не более 2 м.

Подъем с плато на перевал На перевале №19 Вид на плато перед перевалом и пер.15 Вид в сторону спуска
Подъем с плато на перевал На перевале №19 Вид на плато перед перевалом и пер.15 Вид в сторону спуска

В подтверждение наших предположений о первопроходцах перевала находим тур, а в нем записку от группы Андрея Лебедева. Они были на перевале 6 мая. Перевал назвали Калды Восточный - по имени близлежащей вершины Калды. Категория трудности по оценке первопроходителей - 1Б. Дочитав записку до конца и уже собираясь отложить ее до лучших времен (в пакет руководителя), мы вдруг обнаруживаем на обратной ее стороне приписку. 7 мая, то есть на следующий день после А.Лебедева и Ко и за день до нас, на перевале побывала еще одна группа - туристов из Калининграда (2 человека. Руководитель - Захарюгин В.В.)! Вот это да! Вот вам и первопроход! Да тут каждый день народ шляется! Да, такого внимания к собственной персоне перевал не испытывал еще никогда!
От души посмеявшись над комичностью ситуации, в 9 ч начинаем спуск с перевала. А спуск здесь нетривиальный: 2 метра скального почти отвесного сброса (крутизна около 800) в узком коридорчике, где приходится организовывать конвейер по приемке людей и рюкзаков, и далее крутой снежный склон (от 45 до 20°).

Южные склоны перевала открыты солнцу, поэтому снег здесь даже в такое раннее время уже успел раскиснуть. На дне снежного цирка перевала вся группа собирается в 9:40.

Спуск по скалам (вид снизу) Спуск по скалам (вид сверху) Вид на путь спуска с перевала Вид на путь спуска с перевала
Спуск по скалам (вид снизу) Спуск по скалам (вид сверху) Вид на путь спуска с перевала

Последующий спуск не представляет трудности: снежные поля крутизной от 5 до 200 примерно на 2,5 км (покрытые, помимо снега, трупами божьих коровок), затем начинается осыпь и трава. Тропы нет, вернее есть отдельные эпизоды, вытоптанные, вероятно, овечьими стадами, но на них рассчитывать нельзя, идут они непродолжительно.

Спуск с перевала №19 Спуск в долину Хайхайдере Спуск в долину Коровки
Спуск с перевала №19 Спуск в долину Хайхайдере Спуск в долину Коровки


Виднеется долина Хайхайдере Долина Хайхайдере Вид со спуска
Виднеется долина Хайхайдере Долина Хайхайдере Вид со спуска

В 12:45 мы спускаемся к реке (на ее левый берег), чтобы пообедать и отдохнуть после последнего технического препятствия на нашем пути. Пока готовится обед, а устраиваем водные процедуры, случайно замечаем вдалеке, на противоположном берегу, палатку - она оказывается палаткой калининградцев, которые вскоре приходят к нам "на огонек". Мужчины уже 2 недели в Турции, сегодня у них дневка, но уже завтра они возвращаются к снежным полям и горным склонам. Разговор оказался интересным и познавательным. Обед затянулся на 2 часа.

Обед Калининградцы
Обед Калининградцы

После обеда во главе с руководителем калининградской группы Валерием (он решил нас немного "проводить") продолжаем спуск в долине реки Хайхадере. Валера задал нам хороший темп, но мы от него сильно отстаем. Перелезаем через ближайший хребет, перебираемся на левый берег соседнего (более восточного) ручья и движемся по обрывкам тропы через красивый и душистый негустой сосновый лес. Это первые деревья, которые мы видим за последнюю неделю! Невероятное чувство радости! Пьянящий аромат манит нас поскорее к морю, но у нас впереди еще более 25 км до ближайшего населенного пункта.

Зеленая долина Кусок тропы
Зеленая долина Кусок тропы

Продолжаем идти по левому берегу Хайхадере, затем (почти упершись в скальные обрывы и спустившись к основному руслу реки по ближайшему ручью) переходим на правый. Через некоторое время там откуда-то возникает пешеходная тропа. Слегка не доходя до нее в 18:30, встаем лагерем на симпатичной сосновой полянке (почти ровной). Здесь есть дрова, и мы, конечно же, делаем костер. Зеленый пейзаж приятно радует глаз после долгой разлуки.

Вид с тропы Ночевка
Вид с тропы Ночевка

Под вечер первый раз за весь поход (если не считать 5 минут грибного дождика в обед) сгущаются тучи и идет самый настоящий дождь. Ну, теперь это уже почти не важно. Невзирая на дождь (и даже таким образом прогнав его), ужинаем у костра, а потом еще долго играем в "крокодила" и прочее. Мы надеемся завтра если не выйти к Карсантам, то хотя бы приблизиться к ним как можно ближе. Море уже так и сияет перед глазами. К тому же завтра праздник - день Победы, и хочется провести его с громким отмечанием, совместив с окончанием похода. Вот такие у нас планы на завтра. Укладываемся спать поздно.

Ходовое время:

Участок пути Чистое время
Подъем по осыпи крутизной до 15°, 2 км 30 мин
Подъем по осыпи (и немного по снегу) крутизной 20-25°, 1,5 км 40 мин
Подъем по снежному склону (снег глубокий) крутизной 15°, 400 м 20 мин
Подъем на маленький отрог хребта (обход снежной долины истока р. Мур) крутизной 25°, 70 м 30 мин
Подъем по пологому снежному (с отдельными каменными островами) плато, крутизна 10-15°, около 1 км 30 мин
Подъем по снежному склону крутизной 20°, 600 м 25 мин
Подъем по снежному склону до снежного плато, крутизна 30°, 70 м 25 мин
Подъем по снежному склону на седловину перевала, крутизна до 25°, 50 м 10 мин
Спуск скальному коридору, крутизна 80°, 2 м 30 мин
Спуск по глубокому снегу, крутизна 45°, 10 м
Спуск по снежному склону, крутизна 30°, 20 м
Спуск по снежному склону, крутизна 20-25°, 25 м
Спуск по снежному склону крутизной 5-10°, 1 км 1 ч 30 мин
Спуск по снежному склону крутизной 15-20°, 500 м
Спуск по снегу и осыпи вдоль ручья Хайхадере, крутизна до 20°, 1,5 км
Траверс осыпного хребта вдоль р.Хайхадере по камням и траве до спуска к воде, крутизна до 20°, 3,5 км
ИТОГО: 5,5 ч

9 мая (десятый день похода)

Сегодня вышли около 8 ч и устроили ударный день.
С утра облачно, но тепло, около +20°С. Идем теперь по дороге (через пару километров она становится проезжей для автомобилей грунтовкой), вслед за ней меняя берега Хайхадере. Периодически на нашем пути возникают подобия небольших дачных поселков, или вишневые (и в этот момент цветущие) сады, однако людей замечено не было. Дорога идет примерно в 20 м выше реки.

Нашли дорогу Дорога
Нашли дорогу Дорога Вишня

В 12:50, когда дорога спустилась к реке, устраиваем возле нее обед. После обеда прошли еще около 12 км (итого за день почти 28 км). Вниз идти совершенно несложно, особенно по дороге, вот только ноги быстро стираются. Погода благоприятствует переходам - не жарко, но и дождя нет, а ближе к вечеру даже солнце выглянуло.
По дороге проходим еще несколько отдельных дачных участков и даже 2 раза встречаем встречные машины (наш УАЗик-"бобик" и грузовик). Около 18 ч, когда мы уже, было, решили искать место для ночлега, случается чудо: грузовик, который некоторое время назад проехал во встречном направлении, загрузился какой-то рудой и теперь едет в сторону Карсант. Удачные переговоры нашего толмача - и мы вдесятером сидим в кузове грузовика, прямо поверх руды, и трясемся на извилистых ухабах. За борт смотреть страшно, но все заканчивается неожиданно быстро, и мы попадаем в цивилизацию!!!

На машине
На машине

Поселок (возможно, даже это был не Карсанты, понять это из разговора с местными было невозможно, да и не особенно нужно) наконец-то "живой", то есть в нем живут люди (в отличие от пустынных "дач"), бегают дети и козы, работает магазин и бензозаправка! О, это просто чудо, что мы вот так внезапно здесь оказались!
Автобусы отсюда ходят в Адану, но сегодня, по словам местных жителей, их уже не будет. Зато, экспрессивно обсуждая нашу перевозку в сторону моря, несколько водителей чуть не подрались из-за нас. Относительно предполагаемой стоимости автобуса и с учетом того, что нам не нужно будет пересаживаться в Адане, а нас сразу отвезут в Мерсин, цену они назначили не очень высокую, однако стоило нам согласиться и схватить рюкзаки для загрузки их в автобус, цена тут же возросла. Переговоры были жаркими и долгими. Каждая сторона пыталась доказать либо что бензин в Турции дорогой, либо что этот бензин мы и так оплачиваем сполна. Мы даже, было, решили показать им, что не так уж и нуждаемся в перевозке и вполне можем поставить палатки и дождаться здесь завтрашнего автобуса, но тут они поняли, что нас голыми руками не взять и пошли на попятную. В итоге мы сошлись на компромиссном варианте, все же близком к первоначальному, и довольные, загрузились в автобус. :)
Дорога здесь уже была несравненно шире и к тому же асфальтовая. В Турции такая дорога считается плохой, но для нас, выходцев из Советского Союза, она была просто песней, к тому же песней приближающегося Средиземноморья. В пути мы вкусили прекрасных турецких помидоров и неизменного чая в стаканчиках-бардаках.
2 ч небольшой тряски в микроавтобусе - и мы в Мерсине. Наш водитель, конечно же, не говорил по-английски, поэтому, как обычно, объясняться пришлось на жестах. Мы долго изображали плывущего человека, говорили по-турецки отдельные слова типа "море", "пляж", Мерсин и прочее. В ответ водитель тараторил со знаком вопроса в конце фразы о каком-то "лимане". Что это за лиман, никто не знал. Тыкая пальцем в нашу карту, водитель давал нам понять, что этот "лиман" находится рядом с Мерсином. Что ж? Такое положение дел нас вполне устраивало: ставить палатки на пляже было выгоднее не в самом городе, а чуть в стороне от него. Искать место самим в сумерках было бы непросто, а тут удача сама ползла к нам в руки!
На деле "лиман" оказался большим морским портом, перед въездом в который мы увидели характерный шлагбаум с соответствующей надписью "liman". Шлагбаум заставил нас усомниться в правильности нашего решения, несколько раз вопрошающе посмотреть на водителя, показывая глазами, что, дескать, морской порт и лазурный берег с золотистым песочком всегда казались нам разными вещами, но он был непреклонен и твердо повторял "liman", показывая в сторону таблички. К счастью, мы вдруг вспомнили, что обладаем замечательным русско-турецким разговорником, отыскали там это слово и с удивлением прочитали, что в действительности "liman" по-турецки есть ни что иное, как "порт" :(
Пришлось заново объяснять водителю, чего мы хотим. И снова переговоры затянулись, но уже через 10 минут мы находились на автобусном вокзале города Мерсина и покупали билеты в местечко со сладким названием Кизкалеси. Местные коллеги нашего водителя утверждали, что Кизкалеси - это тут рядом и как раз то, что нам нужно (естественно, делали они это по-турецки). Поскольку желудки уже сводило от голода, улицы города накрывала ночь, а мы все еще не могли разобраться со своим ближайшим будущим (кроме того, надо же еще отметить праздник!), согласились на это Кизкалеси мы довольно быстро.
В ожидании автобуса мы нашли подходящее для нашей шумной и многорюкзачной толпы местечко в kafeci и устроили там отменный ужин, а также отметили благополучное окончание нашего похода.

В kafeci
В kafeci

Уже в ночи автобус привез нас в местечко Кизкалеси, которое оказалось почему-то в 60 км от Мерсина, и ехать туда пришлось почти час. Кизкалеси так же не было похоже на наши представления об уединенном пляжном местечке, но делать было нечего (всю дорогу от Мерсина до Кизкалеси покрывали пригороды, поселки и отели), и мы, взгрустнув, отправились на поиски места для стоянки.
Курс был выбран правильно и, обойдя последние светящиеся в ночи отели и отойдя от них на расстояние около 300 м, мы встретили некое поле, похожее на посевы ржи. Естественно, бродили мы прямо по берегу Средиземного моря. Сочетание поля ржи и соленого моря для нас было необычным, но, самое главное, здесь совсем не было людей, животных или построек! А потому уже довольно скоро берег этого поля (как странно звучит словосочетание!) стал нам прибежищем на ночь. Отметив наконец-то День Победы ночным купанием и посиделками с гитарой, под утро улеглись спать.

10, 11, 12 мая (послепоходные дни, отъезд)

Утром 10 мая нас разбудило солнце, довольно сильно припекавшее, несмотря на скрывающие его порой облака. Аромат моря сразу же заполнил все свободное пространство в палатке, так что невозможно было удержаться от купания. Температура воды в море - примерно +19°С. Для жителя средней полосы России - вполне достаточно для купания.

Море
Море

День протекал лениво. Посмотрели окрестности, закупились чистой одеждой, поели, как следует, в местной lokanta, отыскали платный душ в каком-то отеле, отдохнули в палатке, снова искупались, подумали о ближайших планах и немного заскучали. День для побережья выдался нежарким, около +25°С; солнце стеснительно скрывалось большую часть дня за облаками; пляжного настроения не создавалось. До отъезда в Москву было еще более двух суток, что для такой не очень большой, но очень интересной страны вполне достаточно, чтобы увидеть еще парочку интересных мест.

Цветы Кафе
Цветы Кафе

Двое участников уехали кататься автостопом по стране еще с утра, остальные же созрели лишь к вечеру и всей толпой поехали обратно в Мерсин.
Из Мерсина ночной автобус довез нас (через Анкару) до Бурсы, где мы провели целый день и, конечно, поняли, что этого мало. Бурса - очень симпатичный зеленый город. Множество интересных музеев, узкие улочки с уклоном, красивые мечети. Сам город расположен у подножья горы Улудаг - известного турецкого горнолыжного курорта (на гору даже в летнее время можно подняться в телекабинах). В автобусе встретили русскоговорящую уроженку Узбекистана, чем были приятно удивлены (так как пока что русскоговорящих жителей в Турции нам не доводилось встречать).

Бурса. Башня Домики Бурса. Вид сверху
Бурса. Башня Домики Бурса. Вид сверху

Уезжать не хотелось, но пора было перебираться поближе к Стамбулу. Было известно, что кратчайший путь между Бурсой и Стамбулом - по морю. Поскольку Бурса стоит не на море, то до него (до портового городка Муданьи) мы под вечер доехали на автобусе. Идея с ночевкой на берегу моря в палатках, которая так здорово была реализована в Кизкалеси, здесь с треском провалилась.
Проведя полночи в поисках подходящего парка или на худой конец просто спокойного места для ночевки и уже, было, устроившись в спальниках на газоне перед зданием морского вокзала (первый паром на Стамбул уходил рано утром), мы были приглашены двумя местными молодыми людьми лет 25-28 в их съемную квартиру. Разговор с ними не клеился: ребята совершенно не говорили по-английски и только посмеивались над нашими жалкими потугами спросить у них что-нибудь по-турецки, используя наш замечательный разговорник. Перевод привычных им слов на русский также вызывал здоровый смех. Уже когда большая часть нашей группы решила отбыть ко сну, пришел еще один турецкий товарищ, благодаря которому все же удалось выяснить основополагающие моменты при знакомстве (товарищ изучал английский когда-то в школе).

Порт Муданьи Дом, где мы ночевали
Порт Муданьи Дом, где мы ночевали

Раннее солнечное утро 12 мая принесло нам неожиданную весть: билетов на утренний паром нет, а следующий будет только к вечеру. Провести чудесный день в Муданье не входило в наши планы, по сему мы вернулись в Бурсу и уже оттуда на рейсовом автобусе отправились в Стамбул. К счастью, наш путь все равно был сокращен перемещением по морю на пароме.
Потом была прогулка по Стамбулу, покупка сувениров, катание на морских трамвайчиках из Азии в Европу и обратно, обеды в kafeci и прочие радости жизни.

Большой город Храм Вечер в Стамбуле Мечеть ночью
Большой город Храм Вечер в Стамбуле Мечеть ночью

Уже ночью в аэропорту нас наконец-то нашли наши ребята-автостопщики, у которых сели мобильники. Ребята оставались в Стамбуле еще на один день, и мы могли им только позавидовать.
13 мая в 6 утра по московскому времени мы прибыли в родную столицу, неприветливо встретившую нас хмурой, слегка дождливой погодой. Лето временно закончилось, и только фотографии могли скрасить оставшиеся деньки до новых путешествий. Ну а Турция осталась такой же прекрасной и интересной, но уже без нас.

Выводы и рекомендации

По итогам похода и подготовки к нему Аладаглар рекомендуется как район проведения горных походов I - III к.с. Из-за компактности района довольно сложно составить маршрут, соответствующий по километражу походам выше 3 к.с.
Район симпатичный, малоснежный, теплый. Имеет большое преимущество перед прочими на период мая - начала июня в связи с более ранним наступлением летнего сезона. Также представляет собой рай для любителей скального рельефа. Поскольку в районе пока было проведено небольшое количество походов и восхождений, многие перевалы и вершины до сих пор не пройдены. В связи с этим район интересен для тех, кто любит быть первым, изучать новые районы, составлять описания.
Удобные подъезды (заброситься на маршрут можно с любой из сторон света без особых проблем) и в то же время пока еще малая посещаемость (на перевалах, по-видимому, бывают только российские туристы, а вот ряд вершин используется турецкими альпинистами для восхождений), дают возможность без проблем побыть неделю-другую наедине с природой (после каньона нами не были встречены люди до самого спуска в долину Хайхадере). Не стоит забывать только о маловодности района и пересыхании рек - при движении с мая по сентябрь в центре района и в отдельных долинах необходимо иметь при себе разумные запасы воды. Кроме того, на период начала мая выше 3000 м может лежать еще довольно много мокрого глубокого снега, поэтому желательно наличие бахил или даже снегоступов у участников.
Для себя лично мы еще отметили довольно низкое качество турецкого бензина, который мы использовали в горелках. Возможно, будет надежнее заранее поискать, в каких турецких городах можно достать газовые баллоны, и готовить в походе на газу.
В дополнение к походу можно посмотреть другие интересные районы Турции, что само по себе доставит немало удовольствия. В непосредственной близости находится район вулканической активности Кападоккия с севера и средиземноморское побережье с юга. Прочих городов и природных объектов так же при желании несложно достичь, благодаря развитой транспортной сети в стране.
Жители Турции весьма доброжелательно настроены к туристам, и, несмотря на незнание ими чаще всего даже английского языка, всегда можно изъясниться. Довольно большая часть граждан Турции религиозна, однако к приверженцам прочих религий и атеистам здесь относятся толерантно. Во всей стране царит атмосфера свободы, тепла, красоты. Вам здесь обязательно понравится!

Приложения

Список снаряжения

Наименование к-во Наименование К-во
Групповое специальное Личное специальное
Веревка основная, 50м, 10,5 мм 1 Каска 1
Веревка основная, 40м, 10 мм 2 Система страховочная 1
Веревка основная, 10м, 11мм (расходник) 1 Карабины 4
Ледобуры 4 Спусковое у-во 1
Компас 2 Пруссик страховочный 2
Жумар 2 Очки солнечные 1
Ролик 2 Перчатки х/б 2
Петли 5 Ледоруб 1
Рукавицы страховочные 1 Кошки 1
Лавинная лопата 1 Карты местности (1:100 000) 1
Лавинный лист 2 Лавинная лента 1
Ремнабор 1 Бахилы 1 пара
GPS-приемник 1    
Рации 1 компл.    
Карты местности, описания, фотографии (набор руководителя) 1 компл.    
Запасные очки 1    
Групповое бивачное Личное бивачное
Палатка (5 мест) 2 Спальник 1
Каны 2 Рюкзак 1
Бензиновые горелки 3 Коврик  
Бензин 14 л Посуда 1
Экран 1 Фотоаппарат 1
Скатерть 1 Фонарик 1
Котловой набор (губка, половник…) 1 Сидушка 1
Сухое горючее 1 упак. Индивидуальная аптечка 1
Аптечка 1 Бутылки для воды 1
Гитара 1 Солнцезащитный крем 1
Скотч 2 мотка Прочее  

Вес на человека и группу

Наименование На одного человека На группу из 10 человек
Продукты (всего / в день) 6,3 кг / 600 г 63 кг
Групповое снаряжение, в т.ч.: 5,5 кг 55 кг
- аптечка   3,4 кг
- ремнабор   1,3 кг
- бензин (всего / день) 1,4 л / 140 мл 14 л
Итого общественное снаряжение 11,8 кг* 118 кг
Личное снаряжение 15,2 кг  
Всего вес на человека 28 кг  

Ремнабор

Наименование Кол-во
Инструменты
1 Мультиинструмент (пассатижи, отвертки) 1 шт.
2 Иголки + наперсток 3 иголки +1 наперсток
3 Надфиль 2 шт.
4 Ножовочное полотно 1 шт.
5 Большая игла 1 шт.
6 Шило 1 шт.
7 Ножницы складные 1 шт.
Запчасти
1 Трубки для ремонта стоек 2 шт
Расходный материал
1 Проволока медная 0,7-0,9мм 2 метра
2 Изолента 1 моток
3 Скотч 0.5 мотка
4 Булавки 10-15шт.
5 Нитки лавсановые (капроновые) толстые 1 моток
6 Нитки лавсановые капроновые) тонкие 1 моток
7 Кордура, капрон (заплатки) 2-4 куска
8 Стропа 50мм 1 метр
9 Стропа 25мм 2 метра
10 Пряжки 50мм (разные) 3шт
11 Фурнитура 25мм (фасты, пряжки) 10шт
12 Фурнитура 20мм (фасты, пряжки) 5шт
13 Крепеж (разный) 5-15шт
14 Саморезы (15-25мм) 10шт
15 Супер клей 2 тюбика
16 Клей Поксипол 1 комплект
17 Обувной клей 1 тюбик
18 Веревочка (шнур) 3-4мм 10м
19 Веревочка (шнур) 1-2мм 10м
20 Шкурка  
21 Перчатки рабочие 1 пара
Ремкомплект горелок
1 Ключ горелочный по 1 шт. на горелку
2 Проволока для чистки форсунок 2 шт. (по 1 на горелку)
3 Смазка силиконовая в тюбике 5 г

В походе много использовали различные нитки для зашивания личных вещей. Треккинговые палки ремонтировались и модернизировались для хождения по глубокому снегу - для этого использовалась проволока, скотч и донышки от пластиковых бутылок, а также применялся набор мультиинструмента.

Список походной аптечки

1.Противоаллеаргические препараты.
Супрастин - 20 табл.
Диазолин - 10 табл.

2.Успокоительные препараты.
Глицин - 20 табл.

3.Витамины.
"Компливит" - 1 уп. по 60 табл.
Кислота аскорбиновая с глюкозой - 10 пакетиков по 2,5 г.

4.Мази "Спасатель" - 1 тюбик
"Золотая звезда" - 1 уп.
Индовазин - 1 тюбик
"Левомеколь" - 1 тюбик
Диклофенак-гель - 1 тюбик

5.Обезболивающие и жаропонижающие средства.
Анальгин - 20 табл.
Парацетамол - 11 табл.
Спазган - 8 табл.
Аспирин - 10 табл.
"АнтиФлу" - 5 пакетов
Аспирин С (шипучий) - 10 табл.

6.Противовоспалительные средства.
Цифран (ципрофлоксацин) - 20 шт.по 500 мг
Доксициклин - 10 табл.
Фуразолидон - 10 табл.
Анаферон - 40 таб.

7.Средства, применяемые при заболеваниях желудочно-кишечного тракта.
Уголь активированный - 100 табл.
Фестал, Мезим - 14 шт.
Ранитидин - 20 шт.
Регидрон - 6 пакетов
Смекта - 6 пакетиков
Лоперамид - 10 таб.
Линнекс - 16 таб.
Марганцовка

8.Средства, применяемые при заболеваниях верхних дыхательных путей.
Стрепсилс - 24 табл.
Бромгексин - 20 табл.
Прополис - 1 флакон

9.Антисептики.
Йод-карандаш - 2 шт.
Раствор бриллиантового зеленого - 1 фл.
Спирт - 0,5 л.
Стрептоцид-порошок - 2 шт.

10.Капли.
"Нафтизин" - 1 фл.
Сульфацил - натрия - 2 фл.

11.Мочегонные.
Фуросемид - 25 табл.

12.Сердечно-сосудистые средства.
Валидол - 30 табл.
Кафетин - 10 шт.
Трентал - 20 таб.

13. Иньекции.
Анальгин 50% - 2 апм.*2мл
Кетонал - 10амп.*2 мл
Кордиамин - 2 шт. по 1 мл
Кофеин-бензоат натрия 20% - 1амп.*1 мл
Димедрол - 3 амп. по 1 мл
Тавегил - 1 по 2 мл
Фуросемид - 1 по 2 мл
Папаверина гидрохлорид - 5 амп. по 2 мл
Гентамицин - 5 амп. по 2 мл
Преднизолона никомед - 6 амп. по 1 мл

14.Перевязочные средства.
Бинт эластичный - 3 шт. по 3 м
Бинт стерильный - 7м*14см - 5 шт., 10м*16см - 1 шт., 10м*10см - 1 шт., 5м*10см - 2 шт, 5м*7см - 1 шт.
Бинт эластичный трубчатый - 3 шт. разных размеров
Салфетки марлевые стерильные - 45 см*29см - 2 уп.(10 шт. в уп.)
Салфетки марлевые стерильные 16*14 см - 6 уп.(20 шт. в уп.)
Салфетки марлевые стерильные малые - 2 уп.(10 шт. в уп.)
Салфетки марлевые кровоостанавливающие 10*14 см - 1 уп.(3 шт. в уп.)
Салфетки спиртовые - 1 упак.
Пластырь бактерицидный - 20 шт.
Лейкопластырь - 3*500 см.
Перцовый пластырь - 1 шт.

15.Прочее.
Никотиновая кислота - 40 табл.
Напальчники - 9 шт.
Перчатки резиновые - 1 пара
Термометр - 1 шт.
Ножницы - 1 шт.
Шприцы - 5*5мл, 5*2 мл, 5*1 мл
Олазоль

Список расходов по походу на группу из 10 человек (не включают расходы на транспорт, музеи, сувениры)

Наименование Стоимость на группу, руб.
Аптечка 2 000
Продукты 12 000
Бензин* 800
Ремнабор 200
ИТОГО: 15 000

* - пользовались местным турецким бензином, аналог нашего А-92, А-95.

Список транспортных расходов группы

Наименование Стоимость на 1 человека, руб./TL** ($)
Москва - Стамбул - Москва (авиа) 7 300 руб. ($270)
Киев - Стамбул - Киев (авиа) $290
Стамбул - Анкара (рейсовый автобус) 25 TL
Такси в Анкаре (за машину) 10 TL
Анкара - Гёреме (рейсовый автобус) 20 TL
Гёреме - Деринкую - Капузбаши (нанятый микроавтобус) 10+25 TL
Карсанты - Мерсин (нанятый микроавтобус) 20 TL
Мерсин - Кизкалеси (нанятый микроавтобус) 9 TL
Кизкалеси - Мерсин (рейсовый автобус) 5 TL
Мерсин - Бурса (рейсовый автобус) 37 TL
Бурса - Муданья (рейсовый микроавтобус) 2.5 TL
Муданья - Бурса (рейсовый автобус) 2.5 TL
Бурса - Стамбул (рейсовый автобус, включая паром) 14 TL
ИТОГО транспортные расходы группы (в долларах по курсу на май 2007 г.) Около $410

Стоимость проезда по некоторым направлениям, помимо использованных группой

Наименование Стоимость на 1 человека, руб./TL ($)
Гёреме - Невшехир (рейсовый автобус) 1 TL
Невшехир - Деринкую (рейсовый автобус) 2 TL
Муданья - Стамбул (паром) 20 TL

Стоимость посещения некоторых достопримечательностей в Турции

Город Вид расхода Стоимость
Стамбул Айя-София 10 TL
Стамбул Дворец Топкапы 10 TL
Стамбул Цистерна Базилика 10 TL
Стамбул Голубая мечеть и прочие действующие мечети бесплатно
Стамбул Военно-морской музей 5 TL
Деринкую Подземный город 10 TL
Каппадоккия Средняя стоимость дневной экскурсии по Кападоккии с посещением нескольких интересных объектов 25 TL
Бурса Музей национального костюма 2,5 TL
Прочие значительные объекты осмотра (античные развалины, рукотворные памятники и природные красоты) в разных уголках страны (Эфес, Троя, Бергама, Памуккале, средневековые замки и прочее) 10 TL
Прочие не столь значительные объекты осмотра в разных уголках страны (Приене, Милет, Дидим и прочее) 3-5 TL

** - Средний курс лиры на май 2007 г.: 1 TL=20 руб.

РАСПИСАНИЯ САМОЛЕТОВ НА МАЙ 2007 ГОДА

Авиационные сообщения: Москва - Стамбул*

Авиакомпания # рейса Вылет Прилёт Регулярность Минимальная стоимость
билетов****
Панукраина VLK 9607 VKO 12:00 IST 14:00 По 2 7300 руб.
Панукраина VLK 9607 VKO 10:00 IST 12:00 По 3 7300 руб.
Панукраина VLK 9607 VKO 08:45 IST 10:30 По 6 7300 руб.
Панукраина NN 9603 DME 14:30 IST 16:30 По 1 7300 руб.
Панукраина NN 9603 DME 12:00 IST 14:00 По 2 7300 руб.
Панукраина NN 9603 DME 14:00 IST 16:00 По 7 7300 руб.
Панукраина NN 9603 DME 10:00 IST 12:00 По 4, 5 7300 руб.
Панукраина VLK 9649 VKO 19:30 IST 21:30 По 5, 7 5100 руб.
Панукраина VLK 9649 VKO 18:00 IST 20:00 По 6 5100 руб.
Панукраина NN 9659 DME 19:00 IST 21:00 По 3, 4 5100 руб.
Панукраина NN 9659 DME 21:15 IST 23:15 По 7 5100 руб.
Аэрофлот SU-207 SVO 2 09:40 IST 11:40 Еж 7400 руб.
Аэрофлот SU-205 SVO 2 23:45 IST 01:05 Еж 7400 руб.
Turkish Airlines ТК-1414 SVO 2 15:40 IST 15:45 Еж 8187 руб.
Turkish Airlines ТК-1416 SVO 2 18:25 IST 20:30 Еж 8187 руб.

Авиационные сообщения: Стамбул-Москва*

Авиакомпания # рейса Вылет Прилёт Регулярность Минимальная стоимость
билетов****
Панукраина VLK 9608 IST 20:30 VKO 00:30 По 2 7300 руб.
Панукраина VLK 9608 IST 18:30 VKO 22:30 По 3 7300 руб.
Панукраина VLK 9608 IST 11:30 VKO 15:30 По 6 7300 руб.
Панукраина NN 9604 IST 21:00 DME 01:00 По 1 7300 руб.
Панукраина NN 9604 IST 20:30 DME 00:30 По 2 7300 руб.
Панукраина NN 9604 IST 17:00 DME 21:00 По 7 7300 руб.
Панукраина NN 9604 IST 13:00 DME 17:00 По 4, 5 7300 руб.
Панукраина VLK 9650 IST 22:30 VKO 02:30 По 5, 7 5100 руб.
Панукраина VLK 9650 IST 21:30 VKO 01:30 По 6 5100 руб.
Панукраина NN 9660 IST 22:00 DME 02:00 По 3, 4 5100 руб.
Панукраина NN 9660 IST 24:15 DME 04:15 (+1с) По 7 5100 руб.
Turkish Airlines ТК-1413 IST 08:40 SVO 2 12:40 Еж 8187 руб.
Turkish Airlines ТК-1415 IST 13:25 SVO 2 17:25 Еж 8187 руб.
Аэрофлот SU-206 IST 02:45 SVO 2 06:25 Еж 7400 руб.
Аэрофлот SU-208 IST 12:55 SVO 2 17:05 Еж 7400 руб.

Авиационные сообщения: Москва - Анталия*

Авиакомпания # рейса Вылет Прилёт Регулярность Минимальная стоимость
билетов****
Аэрофлот SU-221 SVO 2 11:25 ANT 13:35 Еж 11 000 руб.
Оренбургские авиалинии Р2-9531 DME 08:35 ANT 10:32 4  
Сибирь C7-1821 DME 07:55 ANT 10:00 5  

Авиационные сообщения: Анталия - Москва*

Авиакомпания # рейса Вылет Прилёт Регулярность Минимальная стоимость
билетов****
Аэрофлот SU-222 ANT 14:35 SVO 2 13:35 Еж 11 000 руб.
Оренбургские авиалинии Р2-9532 ANT 12:00 DME 15:48 4  
Сибирь C7-1822 ANT 11:15 DME 15:15 5  

Авиационные сообщения: Киев - Стамбул

Авиакомпания # рейса Вылет Прилёт Регулярность Минимальная стоимость
билетов****
Turkish Airlines TK1458 KBP 11:30 IST 13:30 1,3,4,5,7 $340
Turkish Airlines TK1460 KBP 17:15 IST 19:15 2,6 $340
Aerosvit Airlines VV 261 KBP 13:25 IST 15:35 Еж $290

Авиационные сообщения: Стамбул - Киев

Авиакомпания # рейса Вылет Прилёт Регулярность Минимальная стоимость
билетов****
Turkish Airlines TK1457 IST 08:25 KBP 10:30 1,3,4,5,7 $340
Turkish Airlines TK1459 IST 14:10 KBP 16:15 2,6 $340
Aerosvit Airlines VV 262 IST 09:35 KBP 11:40 1-6 $290
Aerosvit Airlines VV 262 IST 16:35 KBP 18:35 6,7 $290

* - Помимо указанных рейсов периодически (в сезон) назначаются дополнительные чартерные рейсы разных авиакомпаний, информацию по которым, не всегда можно получить заранее (например - http://www.matisse.ru/Charter/flight.asp?ID=106&City=MOS)
** - Расшифровка аэропортов: DME - Домодедово, SVO - Шереметьево, IST - Стамбул, аэропорт им. Ататюрка.
*** - В расписании самолетов приведено местное время
**** - стоимость билетов "туда-обратно"
***** - "+1с" означает время прибытия следующего дня

КРАТКО ОБ АВТОБУСАХ НА МАЙ 2007 ГОДА

Маршрут автобуса Расстояние, км Время в пути Регулярность курсирования Ср. cтоимость проезда (на чел.)
СТАМБУЛ - АНКАРА 453 км 6.5 ч Ежечасно, перерыв с 2 до 7 утра 25 TL
АНКАРА - НЕВШЕХИР 277 км 5 ч Примерно каждые 2 часа 20 TL
НЕВШИХИР - ГЁРЕМЕ 10 км 20 мин Неск-ко рейсов в день 5 TL
ГЁРЕМЕ - ЯХЪЯЛЫ 100 км 1 ч Неск-ко рейсов в день или по договоренности 15-20 TL
КАРСАНТЫ - АДАНА   2 ч Неск-ко рейсов в день Неизвестно
МЕРСИН - КИЗКАЛЕСИ 60 км 1 час Каждый час с ночным перерывом 5 TL
КИЗКАЛЕСИ - КОНЬЯ 300 км 5 ч Несколько раз в день, из Мерсина Неизвестно
КИЗКАЛЕСИ - АДАНА 120 км 2 ч Несколько раз в день Неизвестно
МЕРСИН - АНКАРА 483 км 7 ч Каждые 1,5-2 ч 30 TL
МЕРСИН - БУРСА 829 км 13 ч Каждые 2 ч 37 TL
АНКАРА - БУРСА 382 км 6 ч Каждый час Неизвестно
БУРСА - МУДАНЬЯ 35 км 0.5 ч Каждый час до 22 ч 2,5 TL
БУРСА - СТАМБУЛ 130 км - с учетом парома 3 ч Каждый час 14 TL

Краткий русско-турецкий разговорник, или "Курс молодого бойца"

По-русски По-турецки
Приветствия
1. Здравствуйте
2. Привет
3. До свидания / Пока
4. Извините
5. Спасибо
6. Пожалуйста (когда просите)
1. Merhaba (мерхаба)
2. Selam! (селам)
3. Güle-güle (гюле-гюле)
4. Affedersiniz! (афэдэрсиниз)
5. TeSekkur ederim (тешеккюр эдэрим)
6. Lutfen (лютфэн)
Согласие
7. Да.
8. Нет
7. Evet (эвэт)
8. Hayir (хайыр)
9. Не понимаю.
10. Вы говорите по-русски / по-английски?
9. Anlamadim (анламадым)
10. Rusça / ingilizce biliyor musunuz (Русча / ингилиздже билийор мусунуз?)
Стоимость
11. Сколько это стоит?
12. Нет денег.
13. Очень дорого!
14. Счет, пожалуйста!
11. Bu ne kadar? (бу нэ кадар?)
12. Para yok (пара йок)
13. Çok pahali! (Чок пахалы!)
14. Hesap lütfen (Хесап, лютфэн)
Нахождение
15. Где…?
16. Где туалет?
15. Nerede? (нэрэдэ)
16. Tuvalet nerede? (тувалет нэрэдэ)
17. Когда…?
18. Когда прибывает поезд?
17. Ne zaman? (нэ заман)
18. Tren ne zaman geliyor? (Трэн нэ заман гелийор)
19. Прямо
20. Налево
21. Направо
22. Можно здесь остановиться?
19. Dogru ilerde? (дохру илэрдэ?)
20. Solda (солда)
21. Sagda (сахда)
22. Burada durabilir miyiz? (бурада … дурабилир мийиз?)
23. Хорошо, договорились 23. Tamam (тамам)
24. У вас есть…?
25. Пиво есть?
24. …var mi? (...вар мы?)
25. Bira var mi? (Бира вар мы?)
26. Палатка
27. У вас есть место для палатки?
26. Çadir (чадыр)
27. Çadir için yeriniz var mi? (Чадыр ичин йериниз вар мы?)
Транспорт, вокзалы
28. Автовокзал
29. Где автовокзал?
30. Камера хранения
31. Билетные кассы
32. Билет
33. Есть ли скидки для студентов?
28. Otogar (отогар)
29. Otobüs garaji nerede? (Отобюс гаражи нэрэдэ?)
30. Emanet (Эманэт)
31. Billet gisesi (Билет гишэси)
32. Billet (билет)
33. Ögrenciler için indirim var mi? (Ёйренджилер ичин индирим вар мы?)
Болезнь
34. Аптека
35. Больница
36. Я болен
34. Eczane (эджзанэ)
35. Hastane (хастанэ)
36. Hastayim (Хастайим)
Сфера питания. Вывески, блюда
37. ПИТЬЕВАЯ ВОДА
38. РЕСТОРАН
39. БИСТРО

40. КАФЕ
41. ВХОД
42. ВЫХОД
43. ИНФОРМАЦИЯ
44. ОТКРЫТО
45. ЗАКРЫТО
46. Хлеб
47. Кофе
48. Чай
49. Шаурма
50. Кебабы
51. Шашлык
52. Картофель фри
37. IÇME SU
38. LOCANTA
39. HAZIR YEMEK
40. KAFECI
41. GIRIS
42. ÇIKIS
43. DANISMA
44. AÇIK
45. KAPALI
46. ekmek (экмекь)
47. Kahve (каве)
48. Çay (чай)
49. döner (дёнер)
50. kebab (кебаб)
51. sis (шиш)
52. patates kizarmazi (пататес кизармази)
Дни недели
53. Понедельник
54. Вторник
55. Среда
56. Четверг
57. Пятница
58. Суббота
59. Воскресенье
53. Pazartesi (пазартэси)
54. Sali (салы)
55. Çarsamba (чаршамба)
56. Persembe (пэршэмбэ)
57. Cuma (джума)
58. Cumartesi (джумартеси)
59. Pazar (пазар)
Месяцы
60. Январь
61. Февраль
62. Март
63. Апрель
64. Май
65. Июнь
66. Июль
67. Август
68. Сентябрь
69. Октябрь
70. Ноябрь
71. Декабрь
60. Ocak (оджак)
61. Subat (шубат)
62. Mart (март)
63. Nisan (нисан)
64. Mayis (майыс)
65. Haziran (хазиран)
66. Temmuz (тэммуз)
67. Agustos (аустос)
68. Eylül (эйлюль)
69. Ekim (эким)
70. Kasim (касым)
71. Aralik (аралык)
72. Сегодня
73. Вчера
74. Завтра
72. Bugün (бугюн)
73. Dün (дюн)
74. Yarin (йарын)
Местоимения:
ben (я)
sen (ты)
o (он, она)
biz (мы)
siz (вы)
onlar (они)


Числа:
0 - sifir (сыфыр)
1 - bir (бир )
2 - iki (ики)
3 - üç (юч)
4 - dört (дёрт)
5 - bes (бешь)
6 - alti (алты)
7 - yedi (йеди)
8 - sekiz (сэкиз)
9 - dokuz (докуз)
10 - on (он)
11 - он бир
12 - он ики
13 - он юч
14 - он дёрт
15 - он бешь
16 - он алты
17 - он йеди
18 - он сэкиз
19 - он докуз
20 - yirmi (йирми)
21 -йирми бир
30 - otuz (отуз)
40 - kirk (кырк)
50 - elli (элли)
60 - altmis (алтмыш)
70 - yetmis (йетмишь)
80 - seksen (сэксэн)
90 - doksan (доксан)
100 - yüz (йюз)
200 - ики йюз
500 - бешь йюз
1000 - bin (бин)

Прочие надписи и вывески на турецком языке:

По-русски По-турецки По-русски По-турецки
подвальный этаж bodrum больница hastane
не работает bozuk для мужчин bay
холодный soguk для женщин bayan
горячий sιcak лифт asansör
питьевая вода içecek su не курить sigara içmeyiniz
аварийный выход acil çιkιs на себя çekiniz
касса ödeme от себя itiniz
входные билеты giris biletleti звонить zil
вход воспрещён girilmez распродажа ucuzluk
баня hamam сдаётся kiralamak
продаётся satιlιk есть свободные места boç
первый этаж gιrιs katι свободных мест нет boç yer yok

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ МАТЕРИАЛОВ

Ссылки на отчеты по Аладаглару:

1. Андрей Лебедев. Описание района Аладаглар на сайте http://www.mountain.ru/article/article_display1.php?article_id=885 и далее по сслыкам.
2. Андрей Лебедев. "В скальное царство Аладага". Дневник горного путешествия в район Аладаг в мае 2002 г. http://www.mountain.ru/world_mounts/turciya,%20iran/2002/aladag/
3. Андрей Лебедев. "В скальное царство Аладага. Пурга о втором пришествии". 2004 г. http://www.turclubmai.ru/heading/papers/621/
4. Андрей Лебедев. Краткий отчет о некатегорированном горном походе с эл. 2 к.с в районе Аладаглар (Турция) в мае 2005 г. http://www.turclubmai.ru/heading/papers/1536/
5. Аладаглар. В поисках Восторга. Май 2005. Рук-ль Дмитрий Славин. http://bardjur.fizteh.ru/maps/maps/Turkey/may05
6. Отчет о горном походе 3-й категории сложности, совершенном туристами ЦСТ МАИ в районе Аладаглар (Турция), в период с 27.04.05 по 10.05.05. Рук-ль Чижик Дмитрий Владимирович. http://www.turclubmai.ru/heading/papers/1171/
7. Фотоотчет о походе н.к. с эл. 5 к.с. в районе Аладаглар (Тавр, Турция). Майские праздники 2005 г. Руководитель - Борис Малахов, участники - Павел Демещик и Александр Люлин. http://www.turclubmai.ru/heading/papers/825/index_boris.htm
8. Андрей Лебедев. Отчет о горном походе 2 к.с. в районе Аладаглар в мае 2006 г.: http://www.turclubmai.ru/heading/papers/1305/
9. Прочие отчеты и рассказы о походах и восхождениях в Турции: http://www.mountain.ru/world_mounts/turciya,%20iran/

Информативные сайты про Турцию:

1. http://archive.travel.ru/turkey/
2. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D1%83%D1%80%D1%86%D0%B8%D1%8F
3. http://forum.awd.ru/viewforum.php?f=53&sid=1a772af779da5f2e3c618f7e0a933cba - форум самостоятельных путешественников, раздел "Ближний Восток"
4. http://www.atamanhotel.com/rs/turkey.html - турецкий сайт с полезной информацией по путешествиям в Турции.
5. http://www.tcdd.gov.tr/tcdding/ - расписания ж/д транспорта в Турции
6. http://www.turkeytravelplanner.com/trans/Train/index.html - планирование путешествия по Турции

Рассказы о путешествиях по Турции:

1. http://explorer.travel.ru/p12.html
2. http://www.turkey2000.ru/story/
3. http://www.turkey2000.ru/story/8

Хочется выразить отдельную благодарность за помощь в подготовке маршрута:

 

КАРТОГРАФИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ

1. Топографические карты Турции, масштаб 1:100 000: http://bardjur.fizteh.ru/maps/maps/Turkey/map_1km
2. Конкретно лист района Аладаглар в масштабе 1:100 000: http://bardjur.fizteh.ru/maps/maps/Turkey/j36-083.jpg
3. Карты различных районов Турции, схемы городов на сайте команды "Бардюр" (МФТИ): http://bardjur.fizteh.ru/maps/turkey.html