Турклуб «Вестра» » Отчеты и карты » Турция, хребет Аладаглар » II кс. А. Помазова. 2007 г. часть 1

Отчёт о горном туристском походе 2 категории сложности по хр.Аладаглар, совершенном группой туристов т/к "Вестра" г.Москвы в период с 30 апреля по 9 мая 2007 года

Часть I

Маршрутная книжка № 27/3-202
Руководитель группы Помазова А.В.,
г. Серпухов, Московская обл.., ул.Комсомольская, д.2/9, кв.433,
тел. +7 (985) 762-5340
e-mail: generation_p@mail.ru

Содержание

1. Справочные сведения о маршруте
Общие справочные сведения о маршруте
Маршрут следования
Пройденные препятствия
Собранные записки
Список группы
2. Сравнение заявленного и реального графиков похода
3. План-график похода по дням
4. Высотный график похода
5. Общая информация
Общая информация о стране
Особенности путешествий по Турции
Административные вопросы
Транспорт
Финансовые вопросы
Географическое положение района похода, рельеф, гидрология
Климатические условия, растительный и животный мир
Сведения о туристских возможностях района
Район путешествия во время похода
6. Техническое описание маршрута
Техническое препятствие: каньон Анламадым
Пер. Пiдмануло (п/п, ~1Б, 3094 м)

Справочные сведения о маршруте

Проводящая организация: на маршрут выпустила МКК турклуба "Вестра", г. Москва, ул. Азовская. 37 к.1; www.westra.ru

Место проведения: хр. Аладаглар, юг Турции.

Общие справочные сведения о маршруте:

Вид туризма Категория сложности похода Общая протяженность маршрута Продолжительность, дней Сроки проведения
Общая Ходовая часть
Горный II к.с. 118,8 км (с уч. коэфф.) 10 10 30.04.07 -09.05.07

Маршрут следования:

г. Москва/Киев - г. Стамбул (авиа) - пос. Капузбаши (авто) - пос. Базарма - каньон р. Тахтаджик - р. Аксу - пер. к северо-востоку от в. 3142 (Пiдмануло, п/п, предп. 1Б) - в. 3142 - пер. 6 (2А)- плато Ёдигёль - пер. Челикбуйдуран (1А) - пер. Карасай (1Б) - долина р. Мур - пер. 19 (Вост. Калды, 1Б, 3-е прохождение, в режиме первопрохождения) - долина р. Хайхадере - пос. Карсанты - г. Стамбул (авто) - г. Москва/Киев (авиа).

Маршрут

Пройденные препятствия

 

* - высота перевала определена нами с помощью GPS

 

Собранные записки

1. С пер. Челикбуйдуран (1А) от группы туристов т/к МАИ (г. Москва), горный поход 2 к.с. с эл. 4 к.с. под рук. Прибылова Д., май 2007 г.

2. С пер. 19 (В. Калды, 1Б) от группы туристов т/к МАИ (г. Москва) под рук. Лебедева А.А., 6 мая 2007 г. (первопрохождение)

3. С пер. 19 (В. Калды, 1Б) от группы туристов г. Калининграда, горный поход 3 к.с. под рук. Захарюгина В.В., 7 мая 2007 г.

Список группы

ФИО г. р. Опыт Обязанности
1 Помазова Анна Витальевна 1982 4 ГУ, 1 ЛР, 2 ЛУ Руководитель, медик
2 Жукова Светлана Андреевна 1980 1ГУ Нач. транспортного цеха
3 Казанцев Алексей Сергеевич 1983 1ГУ, 1ЛУ Хронометрист, эколог
4 Ковалёв Сергей Викторович 1980 3ГУ Реммастер
5 Кравец Антон Игоревич 1984 1ГУ, 1ПУ, 1ПР Тех. фотограф
6 Лобацевич Наталья Сергеевна 1985 4ГУ Финансист
7 Панков Владислав Геннадьевич 1987 1ГУ Метеоролог
8 Решнюк Александр Владимирович 1978 1ПУ Фотограф
9 Саенко Игорь Владимирович 1984 1ГУ, 2ЛУ Зав.снаряжением, видеооператор
10 Хворикова Евгения Николаевна 1981 1ГУ Зав. пит.

Сравнение заявленного и реального графиков похода

День пути Дата Заявленный маршрут Пройденный маршрут
1 30.04 Стамбул - пос. Капузбаши - водопады Стамбул - пос. Капузбаши - водопады - пос. Базарма - вверх по р. Тахтаджик
2 01.05 М/н - пос. Баразама - устье ЛП р. Тахтаджик М/н - устье ЛП р. Тахтаджик - каньон р. Тахтаджик - устье р. Аксу - вверх по р. Аксу
3 02.05 Устье ЛП р. Тахтаджик - (разведка) - каньон р. Тахтаджик - устье ПП р. Тахтаджик - устье ЛП р. Аксу М/н - вверх по долине р. Аксу - истоки р. Аксу, разведка
4 03.05 Устье ЛП р. Аксу - пер. Восторг - р. Эджемиш М/н - пер. Пiдмануло (п/п) - в. 3142 м - спуск южнее ур. Сарымихмутгелю
5 04.05 Р. Эджемиш - пер.27 - т. 2958 - вверх по прав. истоку р. Аксу М/н - пер. 6 - плато Ёдигёль
6 05.05 М/н - пер.6 - плато Ёдигёль Полудневка. М/н - плато Ёдигёль - подход под пер. Челикбуйдуран
7 06.05 Плато Ёдигёль - пер.Челикбуйдуран - левые истоки р. Ялик - пер. Карасай - р. Мур М/н - пер. Челикбуйдуран - левые истоки р.Ялик - пер.Карасай - долина р. Мур
8 07.05 Р. Мур - левый исток р. Мур - (разведка) - пер. 19 (п/п) - спуск к истоку р. Хайхадере Р. Мур - левый исток р. Мур - подход под пер. 19, разведка
9 08.05 Спуск по р. Хайхадере М/н - пер. 19 (в режиме п/п) - спуск к истоку р. Хайхадере - спуск по р. Хайхадере
10 09.05 М/н - пос. Карсанты М/н - спуск по р. Хайхадере - пос. Карсанты - путь к Стамбулу
11 10.05 Запасной день Вольная программа
    Пос. Карсанты - Стамбул  

ПП - правый приток,
ЛП - левый приток,
М/н - место ночевки

В связи с невозможностью перевалить через хребет из долины р. Аксу в ур. Сарымихмутгелю в первоначально задуманном месте (подъем вдоль одного из левых притоков р. Аксу), прошли перевал к северо-востоку от в.3142 м (на правах первопроходителей назвали его "Пiдмануло"). Наиболее простой и логичный спуск с него оказался через вершину 3142 м и ее юго-западное плечо. При таком спуске категория перевала предположительно 1Б (основная сложность в этом случае именно со стороны подъема). При спуске непосредственно в долину р. Аксу категория сложности варьируется примерно от 1Б (помимо нашего варианта, это самый северо-восточный, пологий вариант спуска) до 2Б (на север и северо-запад). Возвращаться на восток, в сторону пер. Восторг, по раскисшему снегу долины совсем не хотелось. К тому же при таком количестве снега (он выпал недели за 1,5-2 до нашего приезда) и его агрегатной форме (очень мокрый и глубокий уже после 10-11 утра) был шанс не успеть пройти весь маршрут по времени. Группа же уже достаточно утомилась прохождением "лишнего" перевала, так что было решено "срезать" путь к пер.6 по наиболее логичному спуску с пер. Пiдмануло.

Пер. 6 оказался неожиданно сложнее своей заявленной 1Б (и, скорее всего, соответствовал в нынешнем варианте 2А), на спуск группа потратила почти 6 ч и довольно много сил. Перед следующими двумя перевалами требовался отдых, причем отдых возле воды (с водой в жидком виде в этом горном районе вообще проблемы). Благодаря обходу по короткому пути перевалов Восторг и 27, у группы были в запасе лишние ходовые полдня. Поэтому устроили полудневку на озере на плато Ёдигёль.

В остальном маршрут соответствовал заявленному. Итоги похода и рекомендации для будущих групп приведены в соответствующем разделе после технического описания.

План-график похода по дням

День пути Дата Маршрут движения Перепад
высот
Чистое время/
километраж
Метео
условия
  28-30.04 Перелеты Москва-Стамбул, Киев-Стамбул, дорога до Капузбаши      
1 30.04 От пос. Капузбаши, минуя водопады, дошли до пос. Базарма и далее еще неск-ко километров выше по реке. 800-1160 м 2,5 ч/ 11 км Солнечно, слабый ветер, t=+7...20 С
2 01.05 Подъем по тропе (по камням и траве) до устья ЛП р. Тахтаджик. Прохождение каньона р. Тахтаджик (по камням и руслу реки) с многочисленными бродами (всего 46), выход к слиянию притоков р. Тахтаджик, далее вверх по р. Аксу по тропе и вброд. Ночевка на берегу реки, на камнях. 1160-1770 м 6 ч/ 13км Солнечно, t=+20... +17 С
3 02.05 Подъем вверх по долине р.Аксу. Местами встречается тропа. В русле реки исчезает вода. Последний участок подъема - по руслу орографически левого истока (без воды), трава и осыпь. Разведка перевала в сторону ур. Сарымихмутгелю, сведения о прохождении которого отсутствуют. Ночевка на травянистых площадках возле озера (в ложбине). 1770-2560 м 4,5 ч/8,5 км Солнечно, t=+17...25…17...12С, под вечер низкие облака
4 03.05 Подъем вверх по травянистым (полужидким), осыпным (довольно крутым) и снежным склонам. Пер. северо-восточнее в.3142 м (Пiдмануло, п/п, предположительно 1Б). Разведка. Спуск по снегу и мелкой осыпи через в.3142 м и ее юго-западное плечо до каменистого островка. 2560-3094-3142-3030 м 5 ч/3,5 км Ночью дождь, сильный ветер. Весь день солнечно, t=+10… +18...-3С
5 04.05 Подход к выходу на летнюю тропу. Подъем к пер.6 по снегу. Спуск с перевала - довольно крутой снежный склон (провесили 100 м перил, спуск в кошках). Снег раскис, проваливаемся. Далее менее 1 км до плато Ёдигёль. Стоянка на каменистом островке возле озера (высота 3068 м). 3030-3390-3068 м 4 ч/7 км Солнечно, под перевалом пекло, t=-2...+26... +16...-2С
6 05.05 Полудневка. После обеда от озера движемся по плато Ёдигёль в сторону пер.12 по раскисшему снегу, проваливаемся по бедра. Через 3-4 км - подъем по некрутым скалам и снежному склону. Ночевка на скальной площадке-выступе под пер. Челикбуйдуран 3068-3350 м 3,5 ч/4 км Солнечно, c 11 до 14 ветер, t=+25…16…0 С
7 06.05 Подъем к пер. Челикбуйдуран по некрутому снежному склону (в кошках). Спуск в сторону левых истоков р. Ялик. Далее подъем на пер. Карасай по крутому склону (фирн, снег) в кошках. Спуск с перевала по снежному, относительно пологому склону, затем по крутому осыпному склону (мелкая осыпь, едет не сильно). Подъем по тропе в долине р. Мур. Ночевка на большой зеленой поляне. 3350-3540-3200-3500-2120 м 5 ч/ 8 км Солнечно, ветра почти нет, пекло, t=+5…26...17 С
8 07.05 Подъем к истокам р. Мур вначале по тропе, далее самостоятельно прокладывая путь вправо по ходу. Поворот к левому истоку р. Мур, подход под пер. 19. 2120-2950 м 4 ч/4 км Солнечно, ветра нет, t=+17...20 ...5 С
9 08.05 Подъем по снежному склону на пер. 19 (в режиме п/п, оказалось 3-е прохождение). Спуск по скальной ступени (2 м), далее по довольно крутому снежнику на плато возле перевала. Затем спуск по снегу и осыпи (полого) вдоль одного из истоков р. Хайхадере (в основном по левому берегу). Ночевка на травянистой площадке у ручья в зоне редколесья. 2950-3300-1400 м 6,5 ч/12 км Солнечно, в обед кратковр. дождь, вечером снова дождь, t=+5… +26…+16С
10 09.05 Спуск вдоль р. Хайхадере, в основном по грунтово-гравийной дороге. Карсанты. Автобус до Мерсина, Кизкалеси. Море. 1400-780 м 7 ч/28 км Облачно, t=+17...22С
  10.05-13.05 Вольная программа. Средиземное море. Бурса, Стамбул. Дорога домой.     Перемен. облачн., до +28 С.
ИТОГО километров 99,0
ИТОГО с учетом коэффициента 1,2 для маршрута в горной области 118,8

Высотный график похода

Высотный график

Общая информация

Общая информация о стране

Турецкая беседка Турция (тур. Türkiye), официальное название Турецкая Республика (тур. Türkiye Cumhuriyeti) - государство, расположенное частично в юго-западной части Азии, частично в южной Европе. До 1922 года известно как Османская империя. Столица Турции - Анкара.

Основная часть территории страны приходится на Анатолийский полуостров (полуостров Малая Азия) между Чёрным и Средиземным морем и лежит в Азии. Географическая особенность Турции - расположение на перекрёстке важных путей, с древности соединяющих Европу с Азией, черноморские страны и народы - с средиземноморскими.

Турция граничит на востоке с Грузией, Арменией, Азербайджаном и Ираном; на юге - с Ираком и Сирией; и на западе - с Грецией, Болгарией. Омывается четырьмя морями: Чёрное, Средиземное, Эгейское и Мраморное. Максимальная протяжённость турецкой территории с запада на восток - 1600 км, с севера на юг - 600 км. Большая часть территории страны покрыта невысокими горными хребтами. Самая высокая точка страны - г. Большой Арарат (Агри, 5165 м.) в Восточной Анатолии.

Турция - конституционная республика с президентской формой правления. На сегодняшний день президентом Турции является Абдулла Гюль. Экономика Турции в 1980-х претерпела реформу и в настоящее время характеризуется значительной долей частного сектора и преобладанием рыночных отношений. Доля промышленности в экономике страны составляет около 28 %, сельского хозяйства - 15 %, строительства - 6 %, услуг - 51 %. В общем объеме промышленного производства наибольший вес имеет обрабатывающая промышленность. Динамично развивающейся отраслью является туризм.

Основное население страны - турки. В стране ещё проживает более 25 национальных меньшинств - курды, арабы, греки (около 2 тыс.), черкесы, армяне (около 45 тыс.), евреи, грузины, лазы и т. д. По вероисповеданию турки - мусульмане-сунниты. Государственный язык - турецкий.

Стамбул (Ìstanbul)

Стамбул - крупнейший город, важный морской порт, крупный промышленно-торговый и культурный центр Турции (население 10 млн. чел. - 2006 г.). Расположен на берегах пролива Босфор, имеет огромное международное историческое культурное значение. До 1930 года назывался Константинополь, до 450 года Новый Рим или Второй Рим, до 330 года Византий. 28 марта 1930 года турецкими властями город был переименован в Стамбул.

Стамбул с моря а) Стамбул сверху б) Стамбул сверху
Вид на стамбул с моря Вид Стамбула сверху

Разнообразная древняя архитектура Стамбула, его многочисленные дворцы, музеи, парки, площади, морские прогулки по городу и окрестностям и приятная атмосфера смешения Европы и Азии не оставят равнодушным любого путешественника.

Мечеть снаружи Мечеть изнутри
Вид мечети снаружи Вид мечети изнутри

Анкара (Ankara)

Столица Турции (с 1923 года). Второй по величине город после Стамбула (население - около 3,5 млн человек). Город древний, известен с VII века до нашей эры. Однако о тех временах мало что напоминает. Город не очень интересен для туристов. Единственные стоящие достопримечательности - музей анатолийских цивилизаций и мавзолей Ататюрка. Во всех остальных смыслах Анкара проигрывает прочим городам Турции.

Анкара
Анкара

Кападоккия (Kapadokya)

Кападоккия - это местность, образованная в результате извержений вулкана Эрджияс и соседних, произошедших несколько миллионов лет назад. Лава, пепел, глина и другая порода образовали это плато, подняв уровень земли примерно на триста метров. Пепел за долгие годы превратился в туф. А эрозия вырезала из этого плоскогорья долины, холмы и ущелья. Туф - минерал довольно мягкий, но слои, лежащие в некоторых местах выше туфа, имеют большую плотность. За счет этого под воздействием ветра и дождей образовались те самые "грибы" и камни-останцы, которыми так славится Кападоккия. В этих образованных природой пещерах селились люди, выдалбливали себе дома в мягкой породе окружающих гор. Образовывались каменные города и подземные деревни.

Панорама Каподоккийских пейзажей
Панорама Каподоккийских пейзажей

В Гёреме окружающие пейзажи сродни лунным или марсианским - это надо просто увидеть! Недалеко от Гёреме находятся многоуровневые подземные деревни - Деринкую и Каймаклы. Здесь же обнаружены сотни скальных церквей и монастырей с хорошо сохранившимися раннехристианскими росписями. В IV веке нашей эры в Византии произошла революция. Христианство было запрещено, монастыри разогнаны. Кападоккия стала убежищем гонимой религии.

Хорошо бы приехать в Кападоккию на пару дней, чтобы, не торопясь, вдохнуть воздух этой прекрасной местности. Помимо пещерных городов и монастырей, в Кападоккии водят экскурсии по каньонам и долинам с виноградниками. При желании также можно совершить полет над всей этой красотой на воздушном шаре (цена соответствующая).

Мы посетили поселок Гёреме, походили по вздыбленному плато, позаглядывали в окошки бывших скальных жилищ. Затем съездили в подземную деревню Деринкую. На экскурсиях рассказывают, что глубина поселений в этой деревне - до 90 м, и что пещеры имеют восемь уровней. Внутри этого города-деревни мы увидели систему вентиляции, сбора питьевой воды, помещения для хранения вина, еды и прочие помещения. В потайных пазах упрятаны огромные каменные колеса, которыми, в случае опасности, наглухо закрывался проход. Разные уровни соединяют между собой длинные и узкие тоннели. В принципе под землей была устроена полностью вся инфраструктура, включая не только жилища (c кухнями и туалетами), но и церкви, школы, кладбища, но большая часть из этого сейчас недоступна для рядового посетителя. Последней остановкой был городок, где мы случайно увидели огромные каменные "грибы".

Пещерные домики Цветущий барбарис Росписи на стенах пещерных городов
Пещерные домики Цветущий барбарис Росписи на стенах пещерных городов

Капузбаши (Kapusbasi)

В поселке Капузбаши находятся довольно известные в Турции водопады, на которые даже устраивают экскурсии. Будучи в районе Аладаглара, постарайтесь не пропустить это зрелище - водопады очень красивы, особенно весной или после дождей!

Общий вид водопадов Капузбаши
Общий вид водопадов Капузбаши

Мерсин (Mersin)

Мерсин - город, расположенный на юго-восточном побережье Турции (Мерсинский залив), в котором проживает около 2,275,928 жителей. 20% населения - курды, составляющие основное население восточных провинций. В городе развиты рыболовная, нефтяная, цементная, пищевая и текстильная промышленность, также Мерсин - один из важнейших портов Турции. Так как большая часть жителей города - иммигранты, город представляет собой смешанное общество с многонациональной культурой.

Побережье моря в районе Мерсина сплошь застроено отелями и частными домами, достаточно большая территория отведена под порт (liman). Услышав о том, что мы хотим пожить в тихом месте на берегу с палаткой местные жители посоветовали нам более пригодный для этого городок Кизкалеси.

Мерсин Мерсин
Мерсин

Кизкалеси (Kizkalesi)

Кизкалеси - маленький курортный городок c хорошими пляжами, где побережье сильно застроено. В этом районе берег пустынен - нет деревьев и скалистых обрывов. В результате ничего лучшего, чем пустырь между 2 отелями, для палатки мы не нашли. Кизкалеси является одним из культурных объектов Турции, т.к. в нем есть две крепости, которые, правда, мы осмотрели только издалека.

Крепость в Кизкалеси
Крепость в Кизкалеси

Бурса (Bursa)

Четвертый по величине город в стране. Население насчитывает около 1,5 млн человек. Город основан более 2000 лет назад, имеет древнюю историю. Первая столица Турции во времена Османской империи.

Живописный город располагается между горой Улудаг (с декабря по май покрытой снегом, что позволяет заниматься горнолыжным спортом) и лесами. Город переполнен парками и садами. Бурса была и остается известной своими шелковыми изделиями, текстильной промышленностью и горячими источниками. В городе множество памятников архитектуры, мечетей, мавзолеев, каравансараев, типичных старых домиков и базар, сохранившийся со времен Османской Империи. Также в самом городе есть несколько термальных источников.

Панорама Бурсы Панорама Бурсы
Панорама Бурсы Панорама Бурсы

Муданья (Mudanya)

Ничем не примечательный городишко в 25 км от Бурсы, но большой порт на южном побережье Мраморного моря. Из Муданьи напрямую ходят паромы в Стамбул, обеспечивая, таким образом, быстрое сообщение Стамбул-Бурса.

Муданья
Муданья

Море (deniz)

Турция окружена морями практически со всех сторон. За одну поездку можно посетить Черное, Мраморное, Эгейское и Средиземное моря. Температура воды в них увеличивается в порядке перечисления (от севера к югу). Морская вода в районе Турции чистая, плавают медузы и иногда морские ежи (берегите ноги! осмотрите пляж перед тем, как заходить в воду!); берега есть и каменистые, и песчаные.

Средиземное море
Средиземное море
С точки зрения вольного туризма мы изучили только берега Средиземного моря. В районе Кизкалеси мы нашли поле между двумя районами пансионатов с выходом к морю берега в виде окаменелых кораллов. Здесь мы поставили палатки и без проблем, вопросов и нареканий со стороны и прожили 1,5 дня.
Так же мы хотели поступить и в районе паромной станции Муданья, но все побережье оказалось застроено очень близко к воде. В более туристических районах (в районе городов Алания, Анталия, Кемер) отели представляют собой сплошную цепочку, надо слегка удалиться от города (может быть, на каком-нибудь транспортном средстве), чтобы найти место под палатки (но это практически всегда возможно). Территории между отелями и частными домами на побережье не огорожены, не представляют собой заповедников и в принципе доступны для ночевки или пикника. Берег Эгейского моря сильно заселен с юга и более доступен с севера страны. Берег Черного море, скорее всего, более доступен, но море там более холодное.
При ночевках на море надо не забывать о пресной воде!

В Приложении 4 приведены стоимости билетов в некоторые объекты осмотра и достопримечательности Турции.

Особенности путешествий по Турции

 

 

Административные вопросы

Для пребывания в Турецкой республике российскому и украинскому гражданину необходимо иметь визу. Визу можно приобрести в аэропорту по прилету, стоимость $20, выдается всем, сразу на несколько въездов (мультивиза) в течение полугодового периода.

Турция имеет несколько горных районов. Район Арарата, например, находится вблизи Азербайджанской и Армянской границ, и потому посещение его может быть связано с получением пропусков в погранзону или прочими дополнительными сложностями. Район же Аладаглара (и в целом Тавра) является внутренним районом Турции, а потому никаких дополнительных пропускоа и документов для посещения этого района не требуется. Правда, территория горного района находится в зоне заповедника, но на местности об этом нигде не говорится, никаких кордонов нет, никто не требует официальных бумаг-разрешений или денег, а потому эта сторона вопроса осталась для нас неизученной.

Необходимые телефоны и адреса

Экстренные службы

Посольство РФ в Турции: г. Анкара, Карьяжды-Сок, 5 (Karyagdi Sok, 5. Cankaya, Ankara, Turkey). Телефон Российского консульства в Анкаре: +90 (312) 439-21-22. Телефон Российского консульства в Анталии: +90 (242) 349-0423 Телефон Российского консульства в Стамбуле: +90 (212) 292-5101.

Транспорт

Расстояние между крупными турецкими городами можно посмотреть на сайте http://www.kgm.gov.tr/ile1.asp

Попадание в Турцию.

Из России и Украины в Турцию возможно попадание воздушным, наземным и водным путями.

1) Международные рейсы, наиболее подходящие для заброски в сторону района похода, соединяют Москву/Киев со Стамбулом и Анталией. Время полета до Стамбула составляет 2 ч 50 мин из Москвы, 2 ч из Киева, время полета до Анталии - на 50 минут больше.

2) Также в Стамбул из Москвы и Киева можно доехать в прицепном вагоне поезда Москва-Бухарест-София-Стамбул. Время следования поезда через 4 границы (с Украиной, Румынией, Болгарией, Турцией) почти трое суток. При путешествии надо запастись транзитными визами в Румынию и Болгарию.

3) Вероятно, существует также вариант попадания в Турецкую республику прямым автобусом Москва/Киев-Стамбул, однако мы его не изучали.

4) Последний вариант организованного попадания в Турцию - через Черное море. Из Сочи ходят регулярные паромы на Трабзон (неск-ко раз в неделю, продолжительность поездки 12 ч, стоимость - около $60) и есть также нерегулярное водное сообщение с другими турецкими городами, а также паромное сообщение Одесса-Стамбул.

Наша группа собиралась в Турцию на майские праздники - период отсутствия каких-либо скидок и период больших проблем с билетами. Поэтому мы в большинстве своем билеты покупали заранее (примерно за 2 месяца). Ехать решили самым тривиальным способом - воздушным путем, т.к. он доставил бы нам меньше всего хлопот при минимальном проигрыше в цене по сравнению с другими способами. Из Москвы удобнее лететь до Анталии (ближе к району похода), но билеты до Стамбула ("Аэрофлот") были существенно дешевле. К тому же мы заранее спланировали поездку таким образом, чтобы по пути из Стамбула посетить разные достопримечательности.

Внутренний воздушный транспорт

В Турции хорошо развито авиасообщение. Наиболее популярные внутренние авиаперевозчики: Turkish airlines и AtlasJet:

Все билеты можно приобрести через Интернет. Если покупать билеты заранее, то становятся доступными дешевые тарифы (например, нужный нам перелет в сторону Кападоккии - от 89 TL, или около 65 USD).

При покупке внутренних билетов с вылетом из Стамбула нужно обязательно обращать внимание на аэропорт вылета - в Стамбуле их 2. Международный аэропорт Ataturk имеет отличную связь с центром города путем легкого метро. Второй же аэропорт Sabiha Gokcen удален от города и имеет плохое транспортное сообщение.

Сокращения названия аэропортов: SAW: Istanbul - Sabiha Gokcen Airport, IST: Istanbul - Ataturk Airport.

Для нашего путешествия могли быть интересны рейсы (на примере Turkish airlines):

Маршрут полета Время в пути Регулярность курсирования Средняя ст-ть проезда (на чел.)
СТАМБУЛ - АДАНА 1.5 ч 9 рейсов в день от 89 TL
СТАМБУЛ - НЕВШИХИР 1.1 ч 1 рейс в день по ср, чт, пт и вс от 89 LT
СТАМБУЛ - КАЙСЕРИ 1.5 ч 3-5 рейсов в день от 89 LT

Автобусы

Наиболее доступным по цене и весьма удобным видом транспорта в Турции является автобус. Автобусная сеть окутывает всю страну. Автобусы ходят регулярно, автобусов много, они комфортны и относительно недороги. Автобусы не являются государственными: множество частных компаний предлагает свои услуги по перевозки в интересующий вас район. Есть крупные компании, осуществляющие перевозки по всей стране; есть мелкие, работающие на определенном направлении.

Otogar в Стамбуле
Otogar в Стамбуле

Автобусный терминал (otogar) обычно включает довольно много офисов транспортных компаний. Стоимость билета до одного и того же пункта назначения у разных компаний отличается на 5-10 TL (причем, если компания больше, известнее и предлагает лучший набор услуг, совсем не обязательно, что билет у нее будет дороже, чаще - наоборот). Но везде необходимо торговаться, договариваясь о скидке на группу или за оплату долларами. Предложенную стоимость со скидкой необходимо тщательно проверить, т.к. иногда "по ошибке агентства" предложенная стоимость проезда на группу (с групповой скидкой) в расчете на 1 человека превышает стоимость обычного билета. За багаж отдельно доплачивать не нужно. При этом с багажом здесь обращаются заботливо: в автобусах крупных компаний на каждый рюкзак-чемодан вешают пластиковую бирку и вторую ее часть отдают владельцу на время транспортировки, о количестве и размере багажа никто и не заикается.

Транспортные офисы достаточно гостеприимны к своим клиентам: здесь есть маленький зал ожидания и можно бесплатно выпить турецкого чая. Оставить вещи на хранение (обычно просто возле стола) в офисе автобусной компании не составляет проблем.

Крупнейшие перевозчики:

К сожалению, мы не всегда пользовались услугами этих проверенных компаний из-за неудобства по времени для нас их рейсов.

 

Все автоперевозчики предлагают более-менее стандартный набор услуг на "борту": ароматная вода для рук, чай/кофе, булочки/печенье, питьевая вода в индивидуальной упаковке. Разница между компаниями проявляется в новизне автобуса, богатстве выбора булочек и будет ли внутри салона вас обслуживать стюард с тележкой или с подносом ;)

Все автобусы делают периодические остановки 1 раз за 2-3 часа езды. Остановки происходят на небольших автостанциях, где есть павильон под крышей с несколькими кафе, магазинчиками и платным туалетом. Пока туристы разминают ноги, все автобусы проходят тщательную мойку. Чем уважаемее компания, тем чаще и тщательнее моют ее автобусы. Незапланированные остановки в пути (по просьбе пассажира) негативно воспринимаются стюардом автобуса. Причем незамедлительно автобус не остановится, только на ближайшей бензозаправке с туалетом и т.д.

Скоростные ограничения: в городе - 50 км/ч, за городом - 90 км/ч. Штрафы за превышение скоростного режима в Турции сродни Европейским. Водитель нашего микроавтобуса вынужден был заплатить дорожной полиции 220 TL.

Бензин бывает - normal (нормал, аналог 92-го), super (сюпер, аналог 95-го) и kur?unsuz (куршунсуз, аналог 98-го). Бензин в Турции дорогой - около $2 за литр super. Бензозаправочные станции есть повсеместно. Многие станции работают до поздней ночи или круглосуточно, так что заправка проблем не вызовет, по крайней мере, на основных магистралях. Однако если вам нужен бензин какого-то конкретного сорта, вы можете провести долгое время в его поисках. Например, мы в поисках нашего аналога 92-го бензина (normal) объехали 3 заправки (между тем в сельской местности - это довольно большое расстояние). Одна из них не работала вовсе, на второй был только дизель, на третьей был бензин, но только super. Этот super, который мы использовали для своих горелок, оказался вовсе не супер! :( Выбирайте самый дешевый бензин - не ошибетесь!

Железнодорожное сообщение в Турции

Железные дороги в Турции соединяют основные города. В некоторых районах с вполне развитой автобусной сетью ж/д сообщение отсутствует полностью. Большая часть железных дорог Турции не электрифицирована, в связи с чем перевозка занимает значительное время (дольше, чем автотранспортом). К тому же расписание поездов не всегда удобно. Наиболее быстрые и удобные по времени поезда - экспрессы, соединяющие Стамбул и Анкару, Анкару и Измир. В этих ночных экспрессах есть лежачие вагоны, в то время как обычно вагоны только сидячие (правда, гораздо удобнее российских). Билеты на поезда обычно дешевле билетов на автобусы тех же направлений. Действуют скидки: на билеты туда и обратно (Gidis-Dunus - Гидиш-Дёнюш) - 20%, для студентов и супружеских пар - от 20 до 30%.

Расписание и стоимость проезда ж/д транспортом в Турции вы можете посмотреть, например, здесь: http://www.turkeytravelplanner.com/trans/Train/index.html или здесь: http://www.tcdd.gov.tr/tcdding/

Внутренний водный транспорт

Паром
Паром

Турция омывается Черным, Мраморным, Эгейским и Средиземным морями. В связи с этим наряду с прочими развит такой вид транспорта, как водный. Самый большой город Турции в своем сообщении со многими другими городами имеет хотя бы небольшой водный кусок. Очень развит такой вид транспорта как автомобильный паром. В маршрут обычного рейсового автобуса очень часто входит небольшой участок перемещения на пароме. Паромные рейсы соединяют турецкие города друг с другом или города Турции с греческими островами Кос, Родос, Самос, Хиос, Лесбос, Кипр.


Наши перемещения

Схема наших перемещений по Турции отображена на карте и в таблице:

Общая карта Турции Общая карта Турции с нашим маршрутом передвижения. Голубым цветом показан наш путь из Стамбула в район Аладаглара, зеленым - перемещения после похода. В красный кружок обведен район Аладаглара. Красными точками показаны пункты нашего пребывания.

Старт Финиш Вид транспорта
Стамбул Анкара Междугородний автобус
Анкара Гереме Междугородний автобус (NevshehirKoc)
Гереме Деринкую Микроавтобус (нанят в Гереме)
Деринкуя Капузбаси Микроавтобус (нанят в Деринкуе)
Горная тропа Карсанты Грузовик (перехвачен на горной дороге)
Карсанты Мерсин Микроавтобус
Мерсин Кизкалеси Микроавтобус (нанят в Мерсине)
Кизкалеси Мерсин Рейсовый автобус
Мерсин Бурса (с пересадкой в Анкаре) Междугородний автобус (MersinKoc)
Бурса Муданья Рейсовая маршрутка
Муданья Бурса Рейсовый автобус
Бурса Стамбул (через паром) Междугородний автобус (KamilKoc)


Стоимость проезда приведена в Приложении 4

Транспорт в городах нашего следования

Стамбул

От аэропорта до автобусного терминала можно добраться на метро (непосредственно в здании аэропорта расположенная конечная станция метро). Время в пути - 20 минут (по прямой без пересадок) до ст. Otogar. Цена жетона в метро - 1,3 лиры. Стоимость проезда на автобусах/трамваях/троллейбусах - аналогичная.

Стамбул расположен на обоих берегах пролива Босфор, город омывается Мраморным морем, а через пролив соединяется с Черным; в центре города находится залив Золотой рог. В связи с такой развитой гидросистемой в городе развит водный транспорт в качестве городского и пригородного. Стоимость "речных трамваев" и паромов эквивалентна стоимости прочего городского транспорта.

Автобусный терминал в Стамбуле представляет из себя огромную площадь, по периметру которой расположены порядка 200 офисов. Причем в большинстве случаев 1 офис делят между собой сразу несколько транспортных компаний, так что перевозчиков насчитывается не меньше 500 шт. Офисы старались располагать грамотно, чтобы перевозки в одном направлении сосредотачивались в определенной части площади. Таким образом, у крупных автоперевозчиков с большой географией перевозок имеется несколько офисов, разделенных по направлениям следования автобусов. На улицах многочисленные зазывалы, в задачу которых входит заманить клиента в их офис.

В офисе нашей фирмы нас угостили чаем, там же мы оставили вещи, пока гуляли по городу. К сожалению, мы не нашли в офисе какого-то подобия камеры хранения (или хотя бы отдельной комнаты, где можно оставить вещи). Т.к. бросать ценные рюкзаки на проходе без присмотра не хотелось, то нам пришлось оставить в офисе одного из членов команды для присмотра за вещами.

Анкара

Автовокзал - единое огромное здание, которое имеет несколько этажей. Один этаж полностью выделен под залы ожидания с выходом на перроны с прибывающими автобусами. Есть централизованная камера хранения (о цене, как обычно, нужно торговаться) и несколько кафе. Этажом ниже - вход в метро, до центра города можно доехать за 15 минут (стоимость 2 TL). Этаж выше - офисы по продаже билетов и выходы на посадку в отъезжающие автобусы. Офисов здесь не так много как в Стамбуле, но все же (не смотря на ночной перерыв) нам удалось купить билет на ночной автобус до Гереме (как оказалось, автобус шел до Невшехира, и после высадки все пассажиров отвез нас в Гереме.

Гёреме

На центральной площади здесь располагаются в один ряд пара офисов транспортных компаний и пара тур-офисов. В основном транспортное сообщение с близлежащими крупными городами (Невшехир, Кайсери). Сотрудники тур.агентств и транспортных компаний готовы помочь с организацией машины в нужном направлении. В этих же агентствах можно безбоязненно оставить на хранение вещи.

Деринкую

Недалеко от мечети есть маленькая автобусная станция. Сотрудники станции помогут найти машину в нужном направлении.

Мерсин

Большой автовокзал с огороженной территорией. В просторном зале расположены стойки транспортных компаний. Работают насколько зазывал, в работу которых входит найти устраивающего клиента автоперевозчика. Не доверяйте, если вам будут говорить, что рейс без пересадок - из Мерсина до Бурсы едва ли есть беспересадочные рейсы. Нам, хоть и обещали такой, но в Анкаре нас все же ждала пересадка (хотя дорога в Бурсу из Мерсина напрямую обходит Анкару вовсе), которая, правда, была проведена мастерски - за 2 минуты ;). В небольшом зале ожидания, расположенном за стойкой вашей компании (в нашем случае MersinKoc) можно оставить вещи до прихода нужного автобуса.

Кизкалеси

Рейсовые междугородние автобусы на Мерсин останавливаются на центральной улице напротив мечети. На Мерсин автобусы ходят примерно раз в 30 минут. Из города также можно уехать в Адану, Анкару, Конью, Анталию, но автобусы по этим направлениям ходят редко.

Бурса

Большое закрытое здание автовокзала со стойками автоперевозчиков, обменом валют, туалетами, камерой хранения и кафе. Автовокзал расположен за городом, до него можно добраться на городском автобусе. Городские автобусы стоят на отдельной площадке около здания автовокзала. До центра города ехать около получаса. Проезд на городском транспорте - 1,4 TL (турецкие лиры).

Муданья

Стоянка городских автобусов расположена на площади перед паромом. До автовокзала Бурса можно добрать с 1 пересадкой около станции городского легкого метро (г. Бурса).
Из самой Муданьи и ее пригорода - порта Guzelyali - по 2 раза в день ходит скоростной паром до Стамбула. Как показала практика, купить билеты на паром за час до отправления не реально. Они проданы как минимум уже с вечера предыдущего дня.
Время движения до Стамбула на скоростном пароме - 75 минут. Цена - 20 TL с человека. Порт прибытия парома в Стамбуле - Yenikap? (около района Sultan Ahmet)

Схема движения парома Схема движения парома
Схема движения парома Бурса - Стамбул

Альтернативный путь из Бурсы в Стамбул (которым воспользовались мы по причине отсутствия билетов на паром) - автобусом от Бурсы до Yalova (1 час) + скоростной катамаран/автомобильный паром до Kartal/Pendik (40 минут) + автобус до автовокзала Стамбул (40 минут).

Автостоп

В Турции довольно неплохо идет автостоп. При желании этим недорогим способом можно объехать всю страну. Водители могут не говорить по-английски (и тем более по-русски), но с радостью подвезут вас бесплатно (желательно объяснить им свой безденежный способ передвижения до посадки в машину). Будьте аккуратны только в восточных районах страны. Часть нашей группы весьма успешно опробовала автостоп в западной части Турции.

В Приложениях 4 и 5 приведены соответственно стоимость проезда и расписания самолетов из Москвы и Киева в Турцию, а также местного транспорта по состоянию на май 2007 г.

Финансовые вопросы

Местная валюта - турецкая лира (TL). 1 турецкая лира равна 100 турецким центам.

Курсы валют на момент похода

$1 = 1,375TL
1TL=20 руб.

 

В небольших турецких городах вы, скорее всего, сможете без проблем поменять на лиры только доллары США. Прочие виды валют обменивают только в банках крупных городов. Будьте внимательны! Менять деньги можно в банках, обменных центрах или даже в гостиницах (у администратора), курс может отличаться, поэтому для начала сравните в нескольких местах. В Стамбуле довольно неплохой курс обмена в аэропорту и в гостиницах. Банки работают обычно с 8.30 до 17.00, перерыв с 12 до 13 ч.

Зато в Турции вы сможете найти банкомат для снятия наличных даже в не таком уж большом городе (карточки Visa Classic, Maestro и аналогичные им). При путешествии по Турции рекомендуем вам держать 30-40% всех ваших финансов в безналичной форме.

При покупке товаров и услуг не забывайте торговаться. Торг уместен и иногда даже необходим

В Приложении 4 приведены наши суммарные затраты на продовольствие, аптечку и т.п. в Москве и на месте. В целом наш поход с учетом стоимости авиабилетов до Стамбула обошелся каждому участнику примерно в 12 400 рублей (по курсу на май 2007 года это примерно 466 долларов США, или 355 евро).

Географическое положение района похода, рельеф, гидрология

На юге Турции, вдоль Средиземноморскою побережья, протянулась сложная горная система под общим названием Тавр (Торос). В силу больших внутренних различий ее разделяют на три части: Западный, Центральный и Восточный Тавр.

Западный Тавр - горная система, дугой охватывающая залив и низменность Анталья. На западе и востоке залива горы далеко вдаются в море, занимая Ликийский и Киликийский полуострова. Довольно высокие горные хребты (Бедаг, 3086 м; Эльмалы, 3073 м) разделены глубокими долинами, изрезаны каньонами. Между хребтами Западного Тавра, особенно на севере его, расположены группы озер и глубоких котловин (пресные озера: Бейшехир, Эгридир, Сугла, соленые: Аджигель,Акшехир; котловина Испарта и др.). давшие этому району название "турецкая страна озер". Несколько обособленно расположены хребты Султан (2581 м) и. Эгрибурун, имеющие необычное для Западного Тавра простирание с юго-востока на северо-запад.

Центральный Тавр выделяется среди соседних отрезков Тавра наибольшей высотой и альпийским типом рельефа. Высота многих хребтов здесь превышает 3000 м. На западе к юго-западе Центральный Тавр близко подходит к Средиземноморскому побережью, круто обрываясь в море. Наиболее высоким хребтом Центрального Тавра является хребет Аладаглар.

Восточный Тавр протянулся к югу от р.Мурат и оз. Baн до восточных границ страны. Восточная часть его (район Хакяри) наиболее высокая; высота горных вершин здесь приближается к 4000 м, а в горном узле Джило превышает ее (4168 м). Хребет прорезан глубокими ущельями рек Евфрата и Тигра, служащими важными путями сообщения.

Район хребта Аладаглар не очень большой, представляет собой площадь примерно 50*50 км2. Сам хребет длиной около 45 км, на 2/3 вытянут с севера на юг и последней третью направлен на запад. Почти по центру горного района находится плато Ёдигёль. Средние его высоты - 3000-3200 м. Многие вершины района хребта Аладаглар имеют высоту 3500 м и выше. Самая высокая вершина района - Демирказык (3806 м).

Заезд. С запада выход в горы осуществляется от поселков Чукурбак, Демирказык, Пакырбаши (заезд с юга, от Аданы, через Позанты, или с севера, от Кайсери, через Кавлактепе); с юга - Карсанты или Гыджаккей (заезд через Адану); с востока - от поселка Капузбаши (заезд с севера от Кайсери, через Яхъялы или с юга от Аданы, через Позанты); с севера - Яхъялы (заезд с севера от Кайсери).

Рельеф. Примерно 20-10 млн лет назад в конце палеогена в Альпийской складчатой области Ю. Европы и Юго-Западной Азии начался орогенный этап развития, который выражался в поднятии многочисленных горных хребтов, в том числе Тавра. В результате движений земной коры осадочные толщи были собраны в складки. Вместе с тем происходили крупные внедрения гранитов. Вдоль разломов магма проникала на поверхность, изливаясь в виде лавовых покровов и образуя вулканические конусы. Тавр и соседние хребты Малой Азии были одними из главных центров вулканизма.

В силу своей небольшой высоты и геологических процессов, произошедших миллионы лет назад, район Аладаглара - скальный район. Большинство препятствий здесь - скальные или осыпные. Снег лежит в горах примерно до середины июня. Летом в горах очень жарко и мало воды.

Ледники. В районе Аладаглара ледники отсутствуют. В качестве ледовой формы рельефа иногда можно встретить натечный лед.

Гидрология. "Квадрат" района ограничен с запада долиной реки Эджемиш, с востока - долиной реки Заманты-Ирмак. В северной и южной части района со склонов гор стекают истоки множества мелких речек.

Эджемиш имеет несколько притоков, стекающих со склонов центрального Аладаглара. Самые большие из них - Мур и Ялик. Долина реки Мур местами покрыта хвойным лесом, долины р.Ялик и Эджемиш - более бедны растительностью. Восточные и юго-восточные склоны гор гораздо более зеленые. Это низовья рек Аксу и Тахтаджик, Сусузере, Алмир, Аджиман, Хайхайдере, Экининелю, Дедере и прочие.

Некоторые реки образуют в своем течении довольно узкие каньоны с отвесными стенами, например, Тахтаджик на востоке, Экининелю, С.Ялик на западе и Енилженай на юге региона.

В районе поселка Капузбаши расположены 5 водопадов высотой около 30 м - прекрасное зрелище, объект туристических экскурсий.

Все реки, берущие начало в этом районе Турции, несут свои воды в Средиземное море. На плато Ёдигёль есть ряд безымянных озер (само название плато в переводе означает "семь озер") с прозрачной голубой водой.

Климатические условия, растительный и животный мир

Климат Аладаглара - резко континентальный, но находящийся под влиянием Средиземноморья. Благодаря чему лето в горах достаточно жаркое и засушливое (вполне возможно получить тепловой удар при длительном нахождении на солнце), зима мягкая. В течение дня можно наблюдать большие перепады температур. Со стороны склонов, обращенных к морю, лето обычно более жаркое, чем на склонах, обращенных внутрь горной системы; а зима более дождливая. Среднегодовое количество осадков небольшое, около 1000 мм, причем большее их количество приходится на зимний период.

Растительность на Аладагларе достаточно скудная, южная. Влаги летом очень мало. Даже в мае многие реки пересыхают или уходят под землю, ну а летом надо и вовсе готовиться к почти пустынному существованию (т.к. даже натопить воды из снега не получится по причине его отсутствия). Сочной травы здесь нет, растительность весьма колючая: как кустарники, так и мелкие стелящиеся растения-ёжики (как мы их прозвали), от которых в теле (в той части, которая была приложена к "ёжику") остается множество мелких иголок, а раны заживают довольно долго :( Ниже 2500 м могут встречаться редкие деревья, большей частью хвойные, ниже 1800-1700 м в некоторых долинах рек встречаются хвойные леса.

Животный мир этой части Турции не богат видами. В горах Аладаглара водятся дикие кабаны и козы, обитают медведи и волки, правда, встретиться с ними почти невозможно. В долинах возле кошей иногда пасутся домашние животные, в основном - козы.

Сведения о туристских возможностях района

Район похода компактный и имеет удобные подъезды. Из любой точки похода всегда можно достичь людей в течение одного, максимум двух дней. Горы расположены довольно близко к экватору и не очень высоки, поэтому летом здесь очень жарко, а вот в начале мая Аладаглар представляет собой интерес для туристов, т.к. по сравнению с традиционным для майских праздников Кавказом здесь уже "летний сезон".

Из-за компактности района длительные путешествия здесь организовать довольно трудно. Перевалы имеют категорийность 1А-3А с преобладанием 1Б-2А. В связи с этим наиболее логичным видится проведение в районе Аладаглара спортивных горных или пеших туристических походов 1-3 категории сложности. Поскольку на Аладагларе большие проблемы с водными ресурсами (реки неширокие и маловодные), проведение здесь водных походов (даже в весенний период) вряд ли возможно. С точки зрения велосипедного туризма - вполне вероятно осуществление велопоходов в районе в летний период.

Аладаглар представляет собой, прежде всего, скальный район. Перевалы и вершины чаще всего скально-осыпные, находятся выше зоны леса. В начале мая граница снега пролегает примерно на высоте 2700 м, поэтому часть перевалов становятся снежными. Ледников в районе нет.

Сезон пешеходных и горных путешествий продолжается с конца апреля по вторую половину июня и в сентябре-начале октября.
В числе характерных особенностей района можно выделить:

 

Район путешествия во время похода

На период мая 2007 г. внутренняя обстановка в Турецкой республике была благоприятной для путешествий. Проблемы с местным населением отсутствовали, наоборот, встреченные нами в горах пастухи и их семьи проявляли к нам доброжелательный интерес и уговаривали остаться у них на ночь. В целом после первого же перевала до самого выхода на тропу к Карсантам людей не встречали (уже в непосредственной близости тропы встретили отдыхающую на дневке группу из Калининграда). Проблем с органами правопорядка не было, документы у нас ни разу не были проверены. Местное население (как простые люди, так и чиновники) плохо знает английский язык (не говоря уже о русском), но разговорника и пальцев обычно хватало, чтобы объясниться.

Район южной Турции, а именно хребет Аладаглар, был выбран как наиболее близкий из районов, где на майские праздники уже заканчивается межсезонье и начинается летний горный сезон. Район компактный и представляет наибольший интерес для походов невысоких категорий сложности (1-3 к.с.) и первопрохождений новых перевалов. Со всех сторон район окружен довольно удобной транспортной сетью, позволяющей начать маршрут с любой стороны. Интересен район и тем, что представляет собой огромный скальный массив, покрытый до середины июня снегами (высоты до 3806 м), ледники же здесь совсем отсутствуют. От Кавказа Аладаглар выгодно отличается минимальным количеством групп, в одно и то же время находящихся в районе (в этом году групп было 4, что много для данного района, однако на самом маршруте мы ни разу не пересекались).

В 2007 году в Европе была теплая весна, в связи с чем ожидалось застать горы мало заснеженными. Однако как раз в апреле по Турции прошла череда ураганов со снегопадами. Видимо, этот циклон затронул и хр.Аладаглар, т.к. снега было более чем достаточно. Несмотря на прошедший циклон, на время похода установилась теплая (даже жаркая) солнечная погода практически без дождей (по рассказам других групп за день до нашего приезда и через день после нашего отъезда в горах были дожди/снег и сильный ветер). По отчетам прошлых лет можно сделать вывод, что такая теплая погода характерна для данного периода, правда, обычно она перемежается с дождями.

Также турецкие горы привлекли возможностью на подъездах-отъездах посмотреть такую разнообразную, красивую и туристически развитую страну. В это время года в Турции еще не открыт официальный курортный сезон, хотя Средиземное море уже теплое (температура воды около 20 градусов), в связи с чем туристов, отдыхающих по путевкам, нет совсем. Между тем, как на севере страны, так и на юге бушуют цветущие растения (в разных районах разные) и очень красиво и ароматно! Аладаглар удобно расположен с точки зрения возможности совмещения проведения похода и посещения интересных мест. До побережья Средиземного моря - около 150 км, до интереснейшего района пещерных городов из причудливых вулканических пород - менее 100 км. В своем путешествии мы осмотрели крупные города Стамбул, Анкара, Бурса, побывали в Кападоккии и отдохнули на море. Транспортная сеть Турции позволила это осуществить с минимальными затратами по времени.

Цветущее дерево
Цветущее дерево

Техническое описание маршрута

28-29 апреля (Предыстория)

Группа представляла собой Российскую и Украинскую сторону, соответственно, добирались до Турции из Москвы (7 человек) и из Киева (3 человека). Наиболее дешевые билеты были до Стамбула. В Стамбуле все провели от нескольких часов до 1 дня, успев слегка ознакомиться с местными достопримечательностями и менталитетом, а также попав сюда в праздничный для страны день - день выборов.

Стамбул День выборов в Стамбуле
Стамбул День выборов в Стамбуле

Из Стамбула на дневном автобусе уехали в Анкару - столицу Турции. Там у нас было около 3 ч между автобусами, которые мы посвятили осмотру центра города. Метро домчало нас до центра в считанные минуты, однако там мы ничего интересного не увидели (лучше бы провели эти часы в Стамбуле). Людей на центральных улицах почти нет (хотя было еще не столь поздно: 21-23 ч), памятников архитектуры тоже. В основном современные здания, не отличающиеся от таких же зданий в любом деловом центре любой крупной столицы...

На ночном автобусе из Анкары уехали в Кападоккию - необычайный по своему рельефу (наследнику вулканической активности соседнего вулкана Эрджияс) район многочисленных древних пещерных городов. Все подробности по поводу расписания поездов-самолетов-автобусов и стоимости билетов на них приведены в Приложениях 4 и 5.

30 апреля (первый день похода)

Ранним утром мы прибыли в маленький городок Гёреме, один из туристических центров Кападоккии. Сюда мы заехали специально, чтобы провести полдня за осмотром замечательных вулканических пейзажей и пещерных городов. Подробнее про Кападоккию написано в Общей части. Скажем одно: это место стоит того, чтобы ради него приехать в Турцию, ну а уж если ваш маршрут пролегает недалеко (как было у нас), то сделать небольшой крюк - совсем маленькая цена ради такого чуда природы.

Около 2 ч мы гуляли по окрестностям Гёреме, затем перекусили и отправились (на здесь же арендованной машине) в деревню Деринкую, что находится примерно в 30 км южнее Гёреме. Там мы совершили экскурсию в подземный город, пообедали, снова (поторговавшись) арендовали машину (1130 местного времени) - теперь уже прямо до Капузбаши, там мы начнем наш пеший маршрут.

До Капузбаши ехать около 250 км, на весь этот путь у нас ушло 4,5 ч. За это время мы осмотрели каменные грибы (вроде бы в Ургюпе), объехали несколько заправок в поисках подходящего бензина для горелок, полюбовались издалека величественным вулканом Эрджияс (плодом извержения которого и являются пейзажи Кападоккии), потряслись на гравийной дороге, слегка поплутали, как это водится, и, наконец, уперлись в поселок, дальше которого водитель отказался нас везти. Поскольку общение с ним происходило исключительно на языке жестов, а дорога к водопадам уходила выше (и мы не видели, какого она там качества), мы сошлись на том, что дороги, вероятно, дальше нет, а потому распрощались. Дорога дальше была. Такая же гравийная, потом просто грунтовая. Однако по ней нам пришлось топать пешком.

Общий вид Кападоккии Типичный пейзаж Кападоккии
Общий вид Кападоккии Типичный пейзаж Кападоккии


Дыра Что там? Пещерный город Деринкую Пещерный город Деринкую
Дыра Что там? Пещерный город Деринкую


Ургюп Вулкан Эрджияс
Ургюп Вулкан Эрджияс

Здесь стоит заметить, что в Гёреме нам повстречалась группа студентов-аспирантов из т/к МАИ (4 чел.). Там мы не обратили на них внимания, но еще раз эта же группа встретилась нам в Капузбаши. Они заезжали на машине от пос.Яхъялы до поворота на ур.Ёдигель (что совсем недалеко от Капузбаши). Возле водопадов они, естественно, остановились на созерцание одной из трех вещей, на которые можно смотреть непрерывно, но процесс созерцания все же был прерван нашей группой. Мы познакомились, оговорили наши маршруты, нашли общие точки, но в разные даты и, в общем-то, разошлись. Все бы хорошо, вот только руководитель их группы, увидев на пути нашего следования перевал 19 (который мы собирались пройти первыми!), заявил, что в это же самое время сам Андрей Лебедев (известный своими многократными посещениями и описанием Аладаглара) тоже собирается первопройти этот перевал. Поскольку в нашем графике пер.19 значился как заключительный, надежды на наше беспрецедентное прохождение этого злополучного перевала почти не осталось :( На этой трагической для части нашей группы ноте мы распрощались с МАЕвцами.

Село Капузбащи Панорама водопада Капузбаши Самый большой водопад
Село Капузбащи Панорама водопада Капузбаши Самый большой водопад

Вдоволь насмотревшись на прекрасные водопады Капузбаши, около 17 ч мы выдвинулись в путь. Погода для пешей прогулки была отличная: вечернее солнце, около +200С. К тому же под ногами пока еще дорога, а набор высоты небольшой. Дорога отходит от реки примерно на 100 м, в том числе примерно на 5 м по высоте.

Около 20 ч, отойдя пару километров от дер.Базарама (Базарма), мы разбиваем лагерь на левом берегу реки Тахтаджик, возле крупного левого притока. Здесь есть кустарники и (недалеко) деревья, поэтому делаем костер, готовим тоже на костре. Первый походный вечер с гитарой и костерком под звездным небом начинает отрывать нас от турецкой цивилизации, с которой мы уже почти сроднились за последние два дня. Отбой около полуночи.

1 мая (второй день похода)

8:20 - общий подъем. С утра турецкая реальность не укладывается в головах. Кажется, что мы где-нибудь на Кавказе: горы похожи, а Турцией и не пахнет :) Но нет, GPS утверждает, что все есть так, как есть.

В 10 ч выход. Продолжаем идти по дороге. Погода отличная. Внизу шумит река, а вдоль дороги иногда встречаются питьевые источники (вода подводится через трубы). При подходе к каньону переходим основное русло р.Тахтаджик вброд. Можно постараться не замочить ноги. Правда, вскоре все равно придется расстаться с ощущением сухости. Русло Тахтаджика, стекающее из каньона, мы также переходим вброд и лишь потом находим рядом с нами симпатичный каменный дугообразный мостик.

Долина Тахтаджика Дорога Родник в долине Мост через основное русло Тахтаджика
Долина Тахтаджика Дорога Родник в долине Мост через основное русло Тахтаджика

Техническое препятствие: каньон Анламадым

Длина каньона: 5,5 км
Чистое время прохождения: 4 ч
Перепад высот: с 1600 до 1200 м н.у.м.
Средняя глубина бродов днем: 30 см
Наибольшая глубина бродов днем: около 60 см
Средняя скорость течения: около 2 м/с
Крутизна подъема вдоль каньона: 100 в нижней части, 200 в верхней части.
Температура воды в начале мая: около +70 С

12:45 - заходим в каньон. Для начала проводим разведку, т.к. описаний, что здесь ходили люди, мы не нашли. Каньон проходИм, по крайней мере, вначале. Но, естественно, придется намокнуть. Ширина каньона в среднем от 5 до 50 м. Прыгаем по камням то одного, то другого берега. Часто приходится бродить реку. Самые пытливые насчитали 46 бродов или что-то около того. Глубина брода в среднем 30 см, но иногда доходит и до 60 см (выше колена, но не сильно). Течение не очень сильное, вполне можно переходить реку в одиночку. Чаще всего место брода легко поддается угадыванию, самые сложные места мы промаркировали турами. Несколько раз приходилось идти прямо по руслу по несколько десятков метров. На счет отсутствия здесь людей мы заблуждались: в самых труднопереходимых местах на больших камнях красуются турецкие надписи в стиле "здесь был Вася".

Устье каньона Тур Первые броды
Устье каньона Тур Первые броды

В 14:20 устраиваем обед, в 15 ч продолжаем движение. После обеда крутизна падения каньона увеличивается, все чаще бродить приходится по большим булыжникам, причем это скорее уже свободное лазание на мокрых камнях с рюкзаком - приходится помогать друг другу не упасть. Но вообще каньон очень красивый, стоит пожертвовать сухими ногами для того, чтобы увидеть его!

Последний участок подъема Каньон Анламадым Все бродим Перелаз
Последний участок подъема Каньон Анламадым Все бродим Перелаз

17:40 - стены каньона слегка расступаются, каньон заканчивается подъемом по осыпи и траве (крутизной около 20°) в довольно пологую долину истока. Здесь стоит кош, мы встретили людей.

Узкая часть каньона Верхняя часть каньона Цветы в долине Стена у устья Аксу
Узкая часть каньона Верхняя часть каньона Цветы в долине Стена у устья Аксу

Турчанка, которая первая увидела нас еще на склоне, долго показывала пальцем на наши голые ниже колена ноги и что-то там ворчала по-турецки. Мы подумали, что правила этики не допускают столь открытых частей тела, и спустили подвернутые штанины. Но потом выяснилось, что это она вздыхала о том, что мы шлепали по холодной воде пешком. Среди мужчин оказался один почти-англоговорящий. Он знал несколько фраз и, кроме того, как мы поняли, был в Ростове-на-Дону (что он там делал?). Продолжая использовать забавный турецкий разговорник и английский язык, кое-как общаемся с местными. Нам предлагают остаться в коше: отдохнуть, поесть, поспать, а на утро обещают отвезти на лошадях, "куда нам надо". Предложение заманчивое, но кто знает, насколько правильно мы друг друга поняли и насколько чисты намерения приглашающих. Лучше уж мы пойдем своей дорогой. Отказываемся, фотографируемся на память и уходим.

Турецкий ребенок Англоговорящий турок Дикий тюльпан
Турецкий ребенок Англоговорящий турок Дикий тюльпан

18:30-19:00 - последний переход на сегодня. Отошли хотя бы чуть-чуть от коша (чтобы они не видели, что мы встали недалеко от них). Уже смеркается. Ставим лагерь на маленьком ровном кусочке земли возле реки - как раз на 2 палатки. Стираемся, сушимся. Температура опустилась до +17°С, но для вечера это тепло. Вечер снова проходит в теплой атмосфере у костра. Обсуждаем, имеем ли мы право как-нибудь назвать каньон, раз он еще не назван, и как именно мы его назовем. Сегодня первое мая - праздник; один из вариантов назвать каньон - Первомайский, но уж больно по-советски получается…(Забегая вперед: назвали мы его в итоге Анламадым, что в переводе с турецкого означает "Я не понимаю" - одна из самых ходовых фраз поездки.) В 2230 ложимся спать.

Пер. Пiдмануло (п/п, ~1Б, 3094 м)

Перевал: Пiдмануло
Высота: 3094 м
Категория трудности: 1Б
Характер: снежно-осыпной
Время прохождения: 3 мая 2007 г.
Соединяет: долины правого и левого истоков р.Аксу
Прохождение: из долины правого в долину левого притока р. Аксу.

2 мая (третий день похода)

Выходим в 9:15. Температура около +17°С. Вдоль реки идет заметная тропа, движемся по ней. Через один переход встречается летний кош, ныне пустующий; пасутся козы-овцы. Подъем совсем незаметный (крутизна около 5-10°). Через 2 перехода, в 12:10 обедаем и проводим разведку пути дальше. Нам надо где-то перемахнуть через горную гряду справа по ходу, но пока она обрывается к нам почти отвесными скалами :(

Вид вперед Вид  назад
Вид вперед Вид назад

В 13:30 продолжаем движение. Теперь мы вступили в царство каменной пустыни: вода ушла куда-то под землю. Уклон по-прежнему небольшой. На каменном поле дневная жара (было около +25°С) перекрывается сильным ветром, приходится немного утеплиться.

Вид назад Вид вперед
Вид назад Вид вперёд

Примерно через 45 минут движения каменное поле упирается в склоны: прямо по курсу перевал, по-видимому, скотопрогонный, он выводит прямо к подножью перевала №6. Не хочется идти таким простым путем, к тому же тогда мы срезаем наш первоначальный маршрут - перевал Восторг и пер.№27. Поэтому пробуем подъем направо по ходу на первый относительно пологий склон хребта. Движение по осыпи и траве, крутизна подъема - около 25°. Такое резкое изменение крутизны подъема заставляет нас сбавить темпы. Около часа поднимаемся до относительного выполаживания. Устраиваем разведку - самого перевала не видно, но пока путь подъема вполне проходим для нашей группы.

Последний небольшой участок подъема до ночевки - трава и осыпь крутизной около 30°, под вечер идется тяжело. В 17:30 ставим лагерь в ложбине с озером. Холодает. Отправляемся на разведку. Предварительная оценка сложности перевала - 1А-1Б, вроде бы должны подняться ногами.

Общий вид подъема
Общий вид подъема

Вечером температура около +12°С. Ложимся спать рано (в 21:30) в преддверии завтрашнего неизвестного перевала. Ночью шел дождь и был довольно сильный ветер, однако к утру их следов почти не осталось.

3 мая (четвертый день похода)

В 6 ч подъем, в 8 ч выход. Прохладно: +10°С.
Подъем на перевал довольно крутой и идет ступенями: примерно 200 м осыпи вперемешку с землей крутизной около 25°, далее небольшое выполаживание на 30 м крутизной 15°, потом опять осыпь-земля-снег крутизной до 30°. Понемногу начинает теплеть (+14°С, но дует ветер). В 8:40 устраиваем привал для раздевания.
Далее около 30 ходовых минут по выполаживанию, затем 250 м подъема крутизной 30°; снова выполаживание; снова крутой подъем - за 40 ходовых минут продвигаемся всего на 350 м крутизной до 35±. 10:30-11:00 - привал.

Вид снизу на подъем Вид сбоку на подъем Вид сбоку на подъем Вид на долину Аксу
Вид снизу на подъем Вид сбоку на подъем Вид сбоку на подъем Вид на долину Аксу

Последняя ступень подъема крутизной 20°, от силы 25° протяженностью 25 минут хода - и в 11:25 первопроходцы на перевале. Фактически перевал не является седловиной в хребте, а является единственным возможным путем попадания из долины р.Аксу в долину верховьев реки Тахтаджик через хребет. Гребень представляет собой довольно широкое плато, отличные возможности для установки палаток. С гребня стекают ручейки талой воды. На гребне ловит Turkcell (в долинах связи нет), пользуемся моментом для связи с Москвой и Киевом.

Подъем - предпоследний участок Подъем - последний участок
Подъем - предпоследний участок Подъем - последний участок

Разведка показывает, что путь спуска непосредственно вниз крутоват, примерно на 2Б. Севернее спуск более пологий, можно найти приемлемый вариант на 1Б. Сверху отлично видно долину одного из истоков р. Аксу, который стекает с пер. Восторг. До него довольно много идти "назад" относительно направления движения сейчас. Снега в долине - не меряно! Если мы сейчас туда спустимся, то утонем в снежной каше. Есть шанс выбиться из графика, да и делать крюк назад ради уже несколько раз хоженного перевала не хочется. Решаем опробовать спуск на юго-запад через хребет вершины 3142 м. Этот путь спуска наиболее безопасный и наиболее короткий. Отчетливо видно в. Текекалеси, за которой находится наш перевал №6. Сэкономить хотя бы полдня - это плюс в корзинку перевала №19, который был заявлен как первопрохождение (хотя уже сейчас мы знаем, что будем не первые, т.к. в этот же период времени его должна пройти группа из т/к МАИ под рук. А. Лебедева).

Панорама в.Текекалеси и окрестностей Ур. Сарымихмутгелю
Панорама в.Текекалеси и окрестностей Ур. Сарымихмутгелю

Теперь у нас другая задача - придумать перевалу название. Мы оказались не готовы к такому повороту событий. Версий появляется множество, но все какие-то банальные: Обманчивый, Коварный, Каменистый, Дружба… Уже под конец отдыха кому-то в голову приходит оригинальная идея. Дело в том, что наша группа - международная, а именно русско-украинская. Кто-то запел про перевал: "Ты ж меня пiдманула…", т.к., действительно, снизу перевал было не раскусить, да и никто не думал - не гадал, что мы воспользуемся этим путем подъема. Так родилось название "Пiдмануло". Почему-то среднего рода. Складываем тур, пишем перевальную записку с недоверием, что кто-то когда-либо пройдет нашим путем. Пусть на 19-м перевале мы окажемся не первыми, зато мы первые здесь, на этом небольшом плато!

Группа на пер. Пiдмануло Тур на пер. Пiдмануло Хребет на спуск
Группа на пер. Пiдмануло Тур на пер. Пiдмануло Хребет на спуск

В 14 ч начинаем спуск вниз. Так как верхушку хребта, на который мы спускаемся, видно не полностью, там могут быть снежные карнизы - на всякий случай связываемся веревкой. Тремя связками движемся по снежному участку хребта: от в.3142 м спуск крутизной 20° и длиной около 300 м, далее подъем крутизной 20° и длиной 300 м. Дальше идет осыпь, а хребет становится более плоским, развязываемся. Следующий участок - спуск 20-25°, около 700 м и подъем 25°, около 600 м по осыпи. Далее только вниз, крутизна уменьшается до 20°, осыпь чередуется со снегом, средняя глубина снега - 30-50 см.

Верховья Аксу Идем по хребту Вид с хребта на юг Путь спуска к Текекалеси
Верховья Аксу Идем по хребту Вид с хребта на юг Путь спуска к Текекалеси

В 17:30 разбиваем лагерь на каменистой проплешине среди снежного пологого спуска к в.Текекалеси. Перед ужином устраиваем короткую разведку вниз, т.к. склон спускается не плавно, а волнами, и предугадать лучшую траекторию спуска сверху невозможно.

Вершина Текекалеси Ночевка
Вершина Текекалеси Ночевка

Вечером как-то непривычно холодно, вода в чашке замерзает, значит небольшой "минус". До ужина согреваемся разными подвижными играми при свете почти полной луны. Ложимся около 22 ч.

Ходовое время:

Участок пути Чистое время
Подъем от коша (в начале каньона р. Тахтаджик) по тропе вдоль р.Аксу, крутизна до 10°, 9 км 3 ч
Подъем по осыпи и траве крутизной до 25-30°, 1,5 км 2 ч
Подъем по осыпи и земле крутизной до 25°, 200 м 40 мин
Подъем по осыпи крутизной до 15°, 30 м
Подъем по осыпи, земле и снегу крутизной до 30°, 100 м
Подъем по осыпи крутизной до 15°, 200 м 30 мин
Подъем по осыпи крутизной до 30°, 250 м
Подъем по осыпи, земле и снегу крутизной до 15°, 100 м
Подъем по осыпи и снегу крутизной до 35°, 350 м 40 мин
Подъем по осыпи и снегу крутизной до 25°, 600 м 25 мин
Спуск от в3142 м по снежному хребту крутизной до 20°, 300 м 40 мин
Подъем по снежному склону крутизной до 20°, 300 м
Спуск по осыпи крутизной до 25°, 700 м 30 мин
Подъем по осыпи крутизной до 25°, 600 м
Спуск по снежно-осыпному склону до каменистой площадки, крутизна до 20°, 2 км 40 мин
ИТОГО: 9 ч

Часть II