Перед тем, как посетить встречу, посвященную организации работы клуба на ближайший год, я составил для себя список вопросов, которые по моему мнению необходимо освятить на данной встрече. Многие вопросы в итоге так или иначе были подняты участниками собрания. Сейчас по просьбе коллег публикую свой список в оригинале.
Перед тем, как обозначить проблемы, которые необходимо решить, я задался вопросом, какая цель стоит за этим. Для меня эта цель - сделать турклуб сильнее, активнее, и многочисленнее. Сильнее - это занимать каждый год призовые места на чемпионатах в различных дисциплинах. Активнее - это повысить количество и уровень коллег, участвующих в развитии турклуба. Многочисленнее - это в массовом порядке осуществлять туристическую подготовку от начального до специального уровня. Если мы приблизимся к этой цели, то можно будет реализовать и школу высшего уровня, а вместе с ней придут и походы 5-6 к.с., и выход на ещё более высокий уровень мастерства. Но для всего вышеперечисленного нужно создать соответствующие условия. Чтобы усилить слабые места турклуба, нужно решить следующие задачи:
1) Внести ясность в систему подготовки инструкторовКак показывает практика, абсолютное большинство слушателей школ, будь то БУ или СУ, не знают и не понимают, как пройти аттестацию на звание "Инструктор Спортивного Туризма" и зачем это нужно турклубу. Возможно, проблема кроется в том, что за этой информацией нужно лезть в 300-страничный документ и где-то там ее искать. Возможно, информация хотя и подается, но не воспринимается слушателями. Я готов подобрать соответствующий материал и подать его в удобном для восприятия слушателей виде: прочитать лекцию, разместить статью на сайте и группе ВК. В школах нужно всячески агитировать участников, чтобы турклуб развивался.
2) Проводить школу НУ каждый годНаличие подобной школы позволит не только осуществлять подготовку будущих инструкторов без лишних проблем, но ещё и привлечет в клуб участников, которые хотят ходить в простые горные походы, но не могут или не хотят уделять много внимания веревочной технике. Параллельно со школой НУ предлагаю в рамках походов школ СУ одному-двум участникам из каждого отделения давать возможность руководить перевалами 1А. В случае успешного завершения похода такие участники смогут получить справки с опытом "3ГУ + рук-во ЛП 1А". Это увеличит количество людей с руководством по итогам школ СУ без каких-либо потерь, и, опять же, в последующем облегчит людям аттестацию на звание "Инструктора СТ".
3) Придать соревнованиям клуба официальный статусНа данный момент, если я не ошибаюсь, официальным статусом соревнований обладает только Кросс-Поход, проводимый Вестрой. Чтобы была возможность проводить официально и другие мероприятия (ПСР, ТГТ), клубу нужны (в том числе) спортивные судьи с подтвержденной категорией. Категорию можно получить, пройдя курсы судей, проводимые городским турклубом каждый год в марте-апреле. Судя по регламенту, затраты времени и сил не такие уж и большие. Нужно начать работать в данном направлении и уже в ближайшем году подготовить некоторое количество судей с категорией. Для этого нужно рассказать участникам в СУ, как можно получить статус судьи, объяснить как это важно для клуба, направить на соответствующие курсы.
4) Повысить информативность сайта, группы ВконтактеТурклуб и его актив много чего делают, но, к сожалению, зачастую информация просто не доходит до людей. Даже а данной встрече некоторые ее участники узнали только накануне. В современных условиях жизни многие люди не пользуются форумами, на их место пришли соцсети. У нас есть и первое и второе. Давайте развивать данные инструменты, наполнять их контентом и таким образом делать их привлекательными для пользователей. Когда у людей появится интерес, у турклуба появятся новые слушатели. Это первое, что касается информации. Второе - нет информации о предстоящих школах. Вопросы о проводимых школах начинают приходить на почту клуба еще в августе, а у нас толком нет ответа. Необходимо размещать хотя бы примерную инфу о школах сильно заранее, чем это делается сейчас, чтобы сориентировать потенциальных слушателей.
5) Повысить уровень организованности в целомК сожалению, зачастую различные вопросы в турклубе решаются в последний момент и с большой головной болью для тех, кто этим занимается: закупки снаряжения, оформление документов школ, составление учебных планов, постановка соревнований, проч. Отсюда и нежелание повторно проявлять инициативу. И если с организацией сборов и турслётов ситуация обстоит лучше, то по многим пунктам организация страдает. В той же школе БУ-17 руководителям отделений приходилось делать много работы в целом по школе помимо собственно обучения своего отделения. Мне кажется, так быть не должно, нужно выделить ответственных лиц по определенным направлениям и своевременно включать их в работу. На данный момент (как мне видится) больше всего проседают следующие направления:
- Закупки снаряжения и работа со спонсорами. Кажется логичным, чтобы этими двумя вопросами занимался один человек.
- Оформление документов школ в горклубе. В своё время заниматься этим изъявляла желание Таня Евдокимова - нужно у нее спросить.
- Постановка соревнований для БУ и СУ.
Причем опыт организаторов не должен пропадать, важную информацию о своей деятельности нужно оставлять на сайте, чтобы в случае чего кто-то другой мог подхватить направление с минимальными затратами времени.
6) Проработать систему нематериального поощрения активистовЧтобы привлекать больше людей в активное ядро клуба, нужно чем-то их заинтересовать: предложить льготы на участие в сборах, обеспечить максимальной поддержкой для развития в туристической деятельности (помощь в аттестации на инструктора, спортивного судью, получении спортивных разрядов), бонусы сдающим членские взносы, и проч.