Семинар "Психология в туризме"

Новости клуба. Первые сообщения тем этого форума отображаются на главной странице сайта в новостной ленте.

Модератор: Модераторы

Семинар "Психология в туризме"

Сообщение Sergey Gladilin » 22 ноя 2009 (Вс), 22:26

15 декабря в 19:45 на Студеном пр. д.7 состоится семинар "Психология в туризме". Мы расскажем о проведенной за 3 года работе по внедрению методов психологии в подготовку и оценку готовности к походам, представим полученные нами результаты и обсудим возможные направления дальнейшей работы.

Данный семинар - первый серьезный доклад по данной тематике в нашем клубе. Мы надеемся обсудить многочисленные вопросы, назревшие за время нашей работы.

Докладчики: Сергей Гладилин, Полина Егорова, Светлана Прокопюк, Алексей Никоноров.

Приглашаются все заинтересовавшиеся.
Последний раз редактировалось Sergey Gladilin 18 дек 2009 (Пт), 10:43, всего редактировалось 2 раз(а).
Sergey Gladilin
Завсегдатай
 
Сообщения: 3493
Зарегистрирован: 12 май 2004 (Ср), 08:09
Откуда: клуб Вестра

Сообщение Вадим » 23 ноя 2009 (Пн), 11:04

Тема действительно интересная. А вопрос, который хочу задать, в связи с этим событием следующий: Почему в первый год обучения (имеется в виду - Базовый Уровень) не читается лекция по психологии? На сайте Турклуба МАИ есть замечательный материал – «Психология малых групп. Взаимоотношения в туристской группе», причём с пометкой, что это лекция ТК «Вестра». Вот ссылка, хотя, наверное, и так многие знают: http://www.turclubmai.ru/heading/118/in ... p_name=101
Эту же статью видел и на других ресурсах. У нас почему-то эту тему обошли стороной.
Аватара пользователя
Вадим
Завсегдатай
 
Сообщения: 440
Зарегистрирован: 22 янв 2009 (Чт), 22:34

Сообщение Sergey Gladilin » 23 ноя 2009 (Пн), 19:34

Ну, во-первых, маевцы ошиблись - по ссылке - лекция ТК МГУ, а не Вестры ;-)

Если говорить о связи между твоим вопросом и предстоящим семинаром, то скажу, что я лично пока не могу представить, какую цель должна ставить перед собой лекция по психологии групп для людей, собирающихся идти в первый в жизни поход. Можешь попытаться сформулировать?

Лекция, которая приведена по ссылке - по-моему, не для новичков - мне кажется, осознать ее, не бывая до этого в походах, крайне трудно. Кроме того, непонятно, как ее новички могут практически использовать? Вот как ты мог бы в своем первом походе использовать материалы из данной лекции?

Ну и под конец признаюсь - даже не новичкам, на мой взгляд, ее трудно использовать (мне, например). О том, что в группе есть такие-то роли и такие-то стили руководства и т.д. знают многие - подобные лекции не раз читались и в нашем клубе. Но на практике оказывается, что почти никто не может сказать - а какой стиль руководства у моего руководителя? А как распределялись роли в группе? А на какой стадии развития была наша группа в момент похода?

Думаю, все дело тут в том, что для освоения психологии нужны практические занятия, в процессе которых человек будет пробовать осознать и оценить свои и чужие чувства и т.д. Такие практические занятия требуют значительного времени. В нашем клубе 2 года проводились курсы для начинающих руководителей. Подробнее об этом мы также будем рассказывать 15 декабря.
Sergey Gladilin
Завсегдатай
 
Сообщения: 3493
Зарегистрирован: 12 май 2004 (Ср), 08:09
Откуда: клуб Вестра

Сообщение Вадим » 24 ноя 2009 (Вт), 11:03

1. Далеко не всё, что читается на лекциях, находит практическое применение в походе (дай Господь, с некоторыми вещами вообще никогда не сталкиваться :wink: !).
2. Не смотря на то, в какой поход вы идёте, в первый или в сто первый, люди остаются людьми, а их взаимоотношения – взаимоотношениями. Кстати, едва ли вся группа будет состоять из участников, абсолютно не имеющих походного опыта. Скорее всего, у некоторых уже за плечами что-то есть: пешие походы, сплавы, походы «не спортивные», т.е. не отвечающие нормативам, прописанным в книге «Русский Турист».
3. Да, в статье больше уделяется внимания «эталонным» ролям и характерам, но там же есть и очень важное примечание – цитирую: «Прежде всего, отмечу, что роли это – сугубо иллюстративные, предназначение их – помочь образно представить ситуацию, облегчить анализ взаимоотношений в группе.… Хочу напомнить, что человек и его роль, человек и ваше представление о нем – вовсе не одно и то же. Человек, несомненно, всегда шире и многогранней». Следовательно, чётко определить стиль руководства, или, например, какую неофициальную роль играл тот или иной участник, не просто. Но это не означает, что подобными вопросами вообще не нужно задаваться, как Руководителю, так и всем остальным членам команды.
4. Самым важным, считаю всё-таки мотивацию, цель, которую определяет себе как группа в целом, так и каждый в отдельности. И здесь, не совсем согласен с автором статьи, который пишет, что это скорее важно для групп, собирающихся в походы 3 – 4 к.с. и выше. Помимо прочтения лекции, совсем не плохо было бы задать такие вопросы абитуриентам как, например: «Что лично ты ожидаешь от предстоящего похода?», «Чего больше всего опасаешься?», «Каким видишь своего напарника по связке?», et cetera…
Аватара пользователя
Вадим
Завсегдатай
 
Сообщения: 440
Зарегистрирован: 22 янв 2009 (Чт), 22:34

Сообщение Sergey Gladilin » 24 ноя 2009 (Вт), 11:19

Если кратко - считаю обсуждение вопросов "зачем ты идешь в поход" и практические занятия с целью определить стиль руководства, роли в группе и т.д. гораздо более важными, чем какие-то там лекции.

Повторюсь - речь идет о практических занятиях, когда каждый задумывается и пытается сам осмыслить, а не о ситуации, когда лектор говорит " ну вот кто помнит наш прошлогодний поход - так вот Вася там был дезоргом" - в результате такого заявления лектор навешивает на Васю яркий запоминающийся ярлык - но не пробуждает слушателей к размышлению.
Sergey Gladilin
Завсегдатай
 
Сообщения: 3493
Зарегистрирован: 12 май 2004 (Ср), 08:09
Откуда: клуб Вестра

Сообщение Вадим » 24 ноя 2009 (Вт), 13:02

Психология не зачёт по узлам, обкатать на практике - едва ли представляется возможным.
Мой вопрос был задан, с целью вообще привлечь внимание к данной теме, а не к призыву просто прочитать лекцию и сделать пресловутого Васю козлом отпущения. Хотя при этом, всё равно не считаю лекцию подобного рода (не обязательно с сайта ТК МГУ!) лишней. В процессе обучения этот аспект рассматривался мало.
Надеюсь, что семинар поможет найти решение этой задачи.
Аватара пользователя
Вадим
Завсегдатай
 
Сообщения: 440
Зарегистрирован: 22 янв 2009 (Чт), 22:34

Сообщение BePeHuX » 24 ноя 2009 (Вт), 14:03

Согласен с Сергеем что данную лекцию не стоит читать на новичковых школах. Именно в новичковых группах чаще всего бывают отстающие, дезорги и проч. отрицательные роли. С повышением категорий растёт и опыт людей, в т.ч. по общению с остальными членами команды, и отрицательные персонажи отсеиваются. И оставшиеся в туризме люди уже через призму своего опыта могут полученные на такой лекции знания применять для формирования команды и сглаживания острых углов на маршруте. А новички, как мне кажется, будут воспринимать эту информацию более эмоционально. И слабенькие, которым и так тяжело, будут ещё весь поход мучиться что им досталась роль "всегда отстающий", что только будет загонять их в ещё большую психологическую яму.
С уважением, Вереникин Александр.
ТК МГТУ им. Баумана
Аватара пользователя
BePeHuX
Завсегдатай
 
Сообщения: 371
Зарегистрирован: 11 ноя 2007 (Вс), 21:22
Откуда: ТК МГТУ им. Баумана

Сообщение Sergey Gladilin » 24 ноя 2009 (Вт), 18:42

Вадим писал(а):Психология не зачёт по узлам, обкатать на практике - едва ли представляется возможным.

Всего 5 лет назад то же самое говорили про первую помощь. И максимум, какие практические занятия по ней проводили - это "Реанимацию" и "Повязки". А сейчас трудно представить себе курс первой помощи без ситуационных игр.
Sergey Gladilin
Завсегдатай
 
Сообщения: 3493
Зарегистрирован: 12 май 2004 (Ср), 08:09
Откуда: клуб Вестра


Вернуться в Новости

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1