Aurella » 7 июн 2016 (Вт), 13:45
Всем привет! Что-то в основном класс А высказывается, добавлю 5 копеек и от класса Б =)
Первым делом - огромное спасибо и много-много-много уважения и восхищения организаторам Кросс-похода и всем-всем судьям, секретарям и всем, кто участвовал в том, чтобы мероприятие состоялось!
Даже если были какие-то локальные накладки, они меркнут и теряются на фоне того, что действительно удалось. Отдельный низкий поклон каждому из судей, на чьих этапах работали, за организацию этапов, очень доброжелательное отношение, ценнейшие советы по итогам этапа и объективное судейство! Все это сделало прохождение каждого этапа и КП в целом крайне полезным и очень радостным мероприятием.
Из пожеланий на будущее. Ни в коем случае не критика, ибо прежде чем критиковать, надо смочь сделать лучше %)
1. Очень огорчило поведение некоторых команд на старте и, особенно на промфинише. Полночь субботы, десятки близко натыканных палаток, в которых явно пытаются спать уставшие люди, старт в 5 утра (т.е. подъем через 4 часа), а свежепришедшая команда громкими криками обменивается впечатлениями после дистанции, обсуждает свои дела, с хохотом и гиканьем устраивает игру в мяч. После некоторого ожидания пришлось сходить к команде и попросить общаться потише - спасибо, что просьбу учли и, действительно, шуметь перестали. Эйфорию команды хорошо понимаю и разделяю, но при этом важно не забывать об окружающих. Мне кажется, было бы полезным вводить время общего "отбоя" (например, через 2 часа после официального закрытия дистанции) после которого запрещены громкие крики, пение и проч.
2. Ориентирование в субботу. Очень понравился термин Ильи "Дзен ориентирование" =) Много раз пролистала бегунок, чтобы точно-точно убедиться, что легенды к КП нет, все не могла поверить глазам. В итоге, ожидала, что КП будут хорошо заметны в указанных точках. Расположение КП на одном из деревьев в лесу и на большой высоте было неприятным сюрпризом, цель которого так и осталась непонятной. Какой именно навык тут должен проверяться или отрабатываться - загадка.
Хотелось бы большего разброса КП по площади, чтобы у команд было больше вариаций - как пройти, что взять, что не взять.
3. Ажиотаж на последнем этапе. Меня в сб спрашивали, из-за чего на последнем этапе получился "паровозинг", когда много команд пришли одновременно под закрытие этапа. Видится, что это естественное и предсказуемое следствие наличия ориентирования перед этапом и указанного времени закрытия этапа. Понятно, что более быстрые команды идут в своем ритме и придут раньше. Но несколько более медленные (те, кто позже стартовал, дольше проходил этапы, сидел на отсечках или просто медленно шел, долго ориентировался - причины разные, важно, что таких команд явно не одна и что ряд команд не успеет в комфортном для себя ритме выполнить задачу по взятию всех КП) явно будут до последней минуты бегать по КП и придут на этап к закрытию. Логичным выходом выглядит уменьшение количества КП, чтобы любая команда точно могла их взять все до закрытия последнего этапа, но у этого решения явно есть свои минусы. Альтернативным выходом видится "смириться и заблаговременно предусмотреть на последнем этапе увеличение количества коридоров в последний час работы".
4. Ориентирование в вс. Наверное, основной неприятный осадок от этапа оставили собственные навыки и результаты ориентирования =) Но цель этапа именно в таком формате тоже не очень ясна - где в горах на бегу потребуется за короткое время вычислять породу деревьев (ага, в толпе деревьев найти именно дуб высотой Х). Хотя в качестве утренней разминки после двух бессонных ночей было очень освежающе =)
Количество и удаленность КП наводят на предположения о быстром беге, но, подозреваю, и не планировалось, что все возьмут все кп =)
5. Свободное лазание. Отдельное спасибо каждому судье этапа за понимание и моральную поддержку (я уж не говорю про страховку)! Мы пришли на этап после начала дождя и обрели полный комплекс грязевых ванн и аппликаций на все части тела. Единственный маленький комментарий судьям: по ощущениям показалось, что участок "средней" сложности проходился куда проще, чем "простой" - там были удобные зацепки и с рюкзаком было бы куда проще.
Организаторам КП на заметку: этап в целом выглядит странновато. Не каждого своего участника я бы в горах выпустила на участок с "простым" лазанием с реальным рюкзаком. А в получившихся условиях - крупных "хапалок" нет вообще, есть отдельные дырки, куда страшно совать пальцы, потому что ноги постоянно съезжают по глине и вероятность срыва очень высока, и покатые выступы, покрытые грязью, по которым руки уезжают вместе с грязью - при необходимости прохождения участка, я бы точно обеспечила отдельную транспортировку рюкзаков. Но условия этапа почему-то запрещают тактически более безопасное решение.
6. Присоединяюсь к оратору выше про этап "Транспортировка". Во-первых, его вообще никто никак не судил, что лишает этап половины смысла. Во-вторых, да не закидают меня грязью, на такой короткой дистанции совершенно не достигается волшебный эффект "чем так мучиться, лучше не создавать в горах ситуации с ПСР!!!!" Нет ни тактики, ни действительно сильного напряжения по физухе, ни подстраховки носилок. Возможно, лучше было бы вместо КП сделать гораздо более протяженную транспортировку, предполагающую и длительный отдых, и разведку местности. Например, направить в точку А. А по приходу в точку А должно выясняться, что там вертолет сесть не может и надо нести до точки Б. Кто разведал путь - сможет сразу нести в Б. Кто не разведал, словит более длительную транспортировку. С одной стороны, получается дублирование мартовских ПСР, с другой - более правдоподобная ситуация и нагрузка для проверки на местности.
7. Этап "Подъем легкого пострадавшего". Почему-то забыли ударить руководителя по голове =( В итоге не возбранялось руководство процессом от руководителя команды, что свело на нет все его "страдания". То, что капитан не бухтует веревку и лично не встегивается - незаметная потеря в эффективности работы.
А вот отсутствие формального лидера и работа команды в таких условиях были бы куда интереснее и жизненнее.
8. Очень жаль, что в сб на "информационную готовность" не попали. Может быть, изначально стоит планировать, что да, команды будут приходить поздно и в ночь, но выделить человека, который готов днем поспать, а вечером команды обработать?
9. Этап "Снежный склон" показался очень коротким. Да, непросто найти склоны нужной протяженности, но душа просила бооольшего =)
10. Дюльфер командой. Самую малость огорчили не совсем четкие условия этапа. Первый пошел вешать станцию и перила, остальные остались в безопасной зоне, при этом судья потребовал всем зависнуть за станции и пригрозил снятием с этапа за сопротивление. Но из условий этапа было непонятно, что вся команда обязана все время висеть на станции и не может находиться в БЗ, да и мы не сопротивлялись, а пытались прояснить непонятное требование. Подозреваю, что инцидент объясняется усталостью судьи к моменту нашего прихода, так что всем добра, терпения, отдыха и сил для новых свершений =)
P.S. Отвечая на исходные вопросы Сергея:
- удобны ли электронные отметки? - Они "никак". Есть и есть. Жить не мешают, удобства не добавляют, поскольку все равно дублируются судьями.
- в целом, воскресная система с фиксированным временем старта показалась очень удобной. Как онлайновая регистрация в госучреждениях. Гарантия отсутствия очередей и сохраненные нервы =)
- "Методические указания" бесконечны и к середине вс успешно забываются. Ссылки на них из условий этапов, имхо, довольно бесполезны ("прохождение этапа судится в соответствии с п. 5.4.1. "Методики судейства""). Ну и важнее и полезнее, когда требования к этапу идут по принципу безопасности, а не "прописанной где-то договоренности". С т.з. соревновательности это неправильно, с т.з. проверки готовности групп к походу - куда разумнее.
С уважением, Ярлыкова Наталия, Вестра 2006...2017