Sergey Gladilin » 19 июн 2010 (Сб), 17:28
Саша, мы уже обсуждали эту тему в закрытых форумах, поэтому я повторю коротко расклад, как его вижу я.
1) Этап моделирует брод. Вязкая среда (вода), в которой не видно, куда ставить ногу, может стать неожиданно глубже, а поднятую ногу трудно передвинуть и поставить обратно на дно + еще давит течением сбоку + люди в стенке несогласованы и мешают друг другу. Сымитировать по другому вопросы координации стенки (чтобы не получалось, что одни уже впереди, а другие еще отстают) и вопросы выбора пути (ты нащупал яму, как стенке ее обходить?) до гор не представляется возможным.
2) Этап позволяет проверить непромокаемость вещей. Хотя можно, конечно, просто потребовать утопить рюкзаки в реке, а людей туда не загонять. Также этап проверяет, в какой обуви команда планирует бродить реки (не ручьи, ручьи можно чуть не босиком бродить) в горах - есть ли у них закрытая сменная обувь.
3) Этап вреден для тех, кто будет руководить бродом в горах, ориентируясь только на опыт брода в Москва-реке - они неправильно оценят, при какой глубине брод безопасен - и зашедшие по грудь в горную реку участники утонут. Многим этот аспект кажется важным, но, по-моему, у нас в клубе нет руководителей, которые имеют опыт брода только через Москва-реку.
4) Этап не моделирует многих аспектов горных рек - вода в Москва-реке давит на все тело, а не только на нижнюю половину ног, рюкзак, сильно погруженный в воду перекашивается и мешает и т.д. - и потому многим этап кажется бесполезным.
5) Случаи разрыва стенок на этапе также вызывают споры. С одной стороны, они, как правило, вызваны неправильной тактикой или техникой - пошли не там, где мельче или шли неровной стенкой или еще что-то. С другой стороны, при наличии в группе участника маленького роста, его шанс банально всплыть и помешать стенке, видимо, выше, чем при аналогичной ситуации в горах - поэтому многие считают, что разрыв стенки не есть мерило качества работы команды. Во всяком случае, я могу согласиться, что в команде из более высоких участников при тех же ошибках менее вероятно разорвется стенка.
6) Опасность утопления при разрыве стенки действительно может быть, но это вопрос конкретной постановки, а не этапа в целом (например, выбрано слишком глубокое место для брода).