Турклуб «Вестра» » Статьи и лекции » Стратегия и тактика » Ситуационные задачи. "Экзаменует весна". Ответы.

Ситуационные задачи. "Экзаменует весна". Ответы.

Ситуационные задачи. Ответы.

«Экзаменует весна.»

"Вернемся вместе с вами на "Контрольно-спасательный пункт" "Туриста" № 4, вернемся в горы, в заснеженную долину начала мая. Вам предстояло определить наиболее безопасный вариант пути к перевалу."

I. Очевидно, подниматься по летней тропе опасно, т. к. склон с этой стороны долины освещается рано утром, а, двигаясь здесь, придется его подрезать, но дело даже не в освещении, а в характере склона. Он крутой, без ярко выраженного микрорельефа и выходов камней, то есть по всей вероятности лавиноопасен.
Казалось бы, надежнее всего подъем у водопада, по бараньим лбам. Лавине здесь просто неоткуда сойти, но такой путь очень трудоемок и может оказаться опасным по другим причинам, например, из-за крутого натечного льда. Правильнее поэтому, обойти бараньи лбы справа, по освещаемому только во второй половине дня склону в лоб, не подрезая снега.
Отвечая на второй вопрос, посмотрите внимательно на схему долины и посчитайте количество горизонталей между местом бивака и перевалом. Вспомнив, что высота сечения на этой схеме составляет 50 метров, вы придете к выводу, что разница в высотных отметках составляет около 400 м (ответ 5). Точно так же легко определить и высоту вершин, окружающих перевал: около 2800-2850 м (7). Как известно, снежные карнизы навеваются всегда с подветренной стороны. Зная направление долины и, следовательно, экспозицию склонов, приходим к выводу, что основное направление зимних ветров - западное (11).

II. Группе предстоит переправиться на другую сторону мощного весеннего потока по мосту, образованному конусом выноса лавины. Переправа по такому снежному мосту всегда представляет некоторую опасность, поэтому надо быть очень внимательным. Начать движение первый может, но участок моста, под которым предполагается поток, правильнее всего переползти (14).
Направляющий при этом должен быть надежно застрахован веревкой, а вся группа, предварительно обсудив порядок взаимодействия в случае его падения, внимательно наблюдать за действиями своего товарища. Преодолевать опасное место прыжком опасно: может не выдержать толчка снежная площадка, а страхующим для такого прыжка придется предварительно выдать слишком большой запас веревки. Остальных участников надо переправлять по натянутым перилам с дополнительной страховкой на вспомогательной веревке (18). Прикрепление к перильной веревке узлом пруссика опасно, так как в случае падения, туриста по ней просто не удается подтащить к тому или другому берегу. Разумеется, рюкзаки надо транспортировать отдельно (21). Преодолевать подобные места с грузом можно только в том случае, когда мост абсолютно надежен, хорошо просматривается.

III. Взглянув на снег (рис III), вы определите, что на склоне возможна снежная доска. В верхней части склона слои снега сжаты, а после перегиба, на крутой узкой части, растянуты. Правильнее всего начинать движение по относительно пологому, "нейтральному" участку, где доска испытывает наименьшее напряжение. А для увеличения скорости движения предстоит небольшая потеря высоты (23).

IV. При пересечении склона надо, прежде всего подумать о том, есть ли на участке места, которые в случае неожиданного схода лавины могут служить "островками безопасности", и если они есть, максимально использовать, пусть даже за счет общего удлинения трассы. С этой точки зрения, стоит использовать изображенные на рисунке выступы скал (большие камни), обходя их снизу. Тогда вся трасса будет разбита на несколько кусков, что позволит, отдыхая за камнями, быстро "проскакивать" участки между ними (27). Все лавиноопасные участки шириной более 15-20 метров преодолевают без связок, по одному (28). Задача остальных в этом случае - следить за склоном и товарищем и быть готовым в любую минуту без паники начать поиски засыпанного лавиной.
Наготове должны быть все имеющиеся в группе средства, а турист, пересекающий склон, должен обязательно привязать к поясу и свободно распустить лавинный шнур.

V. Судя по рисунку V, вы проходите последовательно мимо трех боковых ущелий: широкий, ровный, круто забирающий к гребню хребта наиболее опасный участок. Следующее ущелье имеет сложное строение и, если проследить за возможным путем лавин из каждого бокового кулуара, легко понять, что ни одна из них не достигнет дна основной долины, "погаснув" раньше, т. е. перед вами самый безопасный участок. Третье ущелье, хотя и выглядит внушительно, но благодаря большому пологому участку ниже бараньих лбов, гораздо менее опасно, чем первое. Правильные ответы здесь, поэтому, 31 и 36.

VI. При организации переправы по клади перила всегда должны быть расположены ниже по течению. Если натянуть перила с другой стороны, то, случайно навалившись на них и сорвавшись в воду, турист будет затягиваться потоком под бревно, а подтащить его к тому или иному берегу окажется очень трудно. Перила же, натянутые над самой кладью, просто затруднят движение. Правильный ответ в этой ситуации - 37.

VII. Опасность весенних путешествий как раз в том и заключается, что это "межсезонное" время, непохожее ни на зиму, ни на лето, частенько обнаруживает неприятные черты и того и другого сезона - сильные морозы или, наоборот, оттепель с обильными ливневыми дождями. Снег, не успевший скатиться со склонов лавинами или стаять к началу путешествия - грозная опасность, причем наиболее опасными бывают часто как раз те участки маршрута, которые летом не представляют никаких сложностей и поэтому при описании летних маршрутов попросту не упоминаются. Таковы, например, многие осыпные или травянистые склоны долин, нижние части широких кулуаров, которые пересекает тропа, и т. д.
КСС района тоже не всегда может знать конкретную обстановку на маршруте. Поэтому, исходя из условий нашей задачи, лучше всего не рисковать и выбрать для весеннего путешествия другой, более знакомый район (42).

VIII. В ситуации, предложенной в VIII, лучше всего подготовиться к возможной непогоде и, переодевшись, двигаться дальше к перевалу (44). Даже если непогода все-таки разразится, до перевала группа все-таки доберется (есть хорошие, "всепогодные" ориентиры), К тому же на перевале есть скалы, под защитой которых можно переждать длительную непогоду. О топливе беспокоиться не надо - группа обеспечена бензином и примусами.
Возвращаться назад нет смысла - времени это займет столько же, что и путь к перевалу, остановиться же и готовить бивак вовсе нелогично: непогода еще не разразилась и вы просто потеряете дорогие часы.

IX. В условиях, приведенных в последнем вопросе, наиболее надежна скальная крючьевая страховка (48): мокрый снег может не выдержать рывка, а лед на бараньих лбах, как правило, не бывает достаточной толщины, да и надежность натечного льда в подобных местах весьма относительна.

Итак, правильными были ответы: 3, 5, 7, 11, 14, 18, 21, 23, 27, 28, 31, 35, 37, 42, 44, 48.

Н. Волков. мастер спорта

Николай Волков