карта сайта
Турклуб «Вестра» » Статьи и лекции » Стратегия, тактика и планирование похода.

Стратегия, тактика и планирование похода.

Стратегия, тактика и планирование похода.

Использовалась лекция по тактике и стратегии А. Лебедева и книга П. П. Захарова "Инструктору альпинизма".

Говорим о летнем горном походе. Зима и межсезонье имеют свои особенности.

Большинство людей интуитивно понимают значение этих слов, однако найти общие определения, отличные от чисто военных оказалось не просто.

Стратегия (искусство полководца) - общий, недетализированный план какой-либо деятельности, охватывающий длительный период времени. Общая модель поведения, план, который никогда не пойдет идеально.

- Совокупность всех мероприятий, связанных с подготовкой, организацией и проведением похода.
- Большинство работы по планированию стратегии - в Москве.

Тактика (относящийся к построению войск) - линия поведения, а также совокупность приёмов и способов достижения цели. Детальный план действий, полностью определённый с учетом используемых ресурсов. Искусство располагать своими силами.

- Искусство соотношения (НВП). Как любое искусство, плохо поддаётся классифицированию и разложению по полочкам.
- Искусство исполнения похода (Лебедев).

Часто утверждают, что планировать тактику нельзя, что это ситуативные решения, что именно они дают человеку гибкость мышления и творческую реализацию. Позволю себе не согласиться. Чем больше вариантов развития событий мы сможем себе представить и заранее продумать наши действия в этих ситуациях, тем проще и безопаснее мы будем действовать на маршруте. Это называется адаптивным планированием. Оно включает, в частности, проработку множества запасных вариантов маршрута. Очень хорошо, если на основном маршруте в любой его точке перед вами сохраняется множество альтернатив, и при переходе к запасным вариантам альтернативность опять же сохраняется. Если маршрут спланирован адаптивно, вы имеете возможность действовать на маршруте с максимальной эффективностью.

- При планировании стратегии и тактики мы основываемся на основных понятиях, называемых Тактическими категориями:

- Цели и задачи

- Силы, средства, время (т.е. ресурсы, которыми мы располагаем). Исходные ресурсы планируются до похода, и ошибка в определении исходных ресурсов уже не может быть в полной мере исправлена в процессе проведения похода.

- Резерв - одна из самых сложных тактических категорий. "Борьбу выигрывает тот, кто сумел сохранить резервы". Сюда входит резерв материального обеспечения, физических и моральных сил, времени итд. Резерв рассматривается по совокупности других такт категорий, тк он взаимозаменяем: время - силы, время - средства, силы - средства. Его невозможно подсчитать, его нужно чувствовать интуитивно, для каждой группы уделяя внимание специфическим вопросам. Его лучше никогда не использовать, но иметь обязательно (запасные дни, продукты, снаряжение, умение, силы).

Цель (то, зачем мы идем в поход.): УТП (Учебно-Тренировочный Поход) , СП (Спортивный Поход), отдых и т.д. Цели в группе должны совпадать или, по крайней мере, не противоречить друг другу, иначе поход не получится. Лучше обговорить это заранее. Значимость и актуальность цели определяет допустимые затраты времени, сил, средств, а так же возможную степень риска и совокупность необходимых мер безопасности. Нужно четко понимать, чем и во имя чего можно рисковать. Одно дело - отдых с детьми, другое - чемпионат, третье - спасработы.

Из целей проистекают задачи (то, что мы должны выполнить, чтобы достичь цели):

- Для УТП это разноплановость препятствий, возможность проводить занятия, изученность и относительная безопасность района.
- Для СП - сложность, первопроходы, километраж и тд.
- Для отдыха - красота, доступный заезд, достопримечательности.

Принципиальная разница между тактикой и стратегией состоит в том, что у стратегии одна неизменная цель, а у тактики целей нет вообще, только задачи, которые могут изменяться в зависимости от ситуации.

Определив цели и задачи, можно приступить к разработке маршрута.

- Район
- Ресурсы (время, силы, деньги).

Район должен соответствовать задачам и категории похода. Выбирая район, оценивают его исследованность, сложность препятствий, высоты, автономность, погоду, подъезды, политическую обстановку итд. Если район для группы и руководителя новый, имеет смысл планировать обзорный поход с радиальными восхождениями и без фанатизма. Все технические изыски и геройства оставьте на следующий год и/или знакомый район.

Ресурсы (время, силы, деньги):

Время.

- Для каждого района существует свой сезон, когда условия наиболее благоприятны (погода, снежная обстановка и т.д.).
- Для каждой категории существует минимальная (прописана в правилах) и оптимальная (для вашей конкретной группы) продолжительность. К ней нужно прибавить время на дорогу, заброски и запасные дни. При отпуске в 21 день это лимитирует и район и категорию.

Силы и деньги (часто являются взаимозаменяемыми ресурсами)

- Если есть деньги, можно сэкономить несколько дней на подъездах (поезд/самолёт, автобус/такси), нанять караван на подходах, накидать вертолётных забросок, увеличивая продолжительность ходовой части почти до бесконечности.
- Наличие хорошего снаряжения и надёжной связи обеспечивает комфорт, то есть увеличивает скорость и безопасность. Необходимо продумать и обеспечить связь и медицинскую страховку.
- Общим для всех ресурсов является их убывание по мере прохождения маршрута. Обычно ресурсы убывают быстрее на сложных участках пути. Ресурсы могут убывать плавно или скачками в результате аварий.
- Личные качества участников: сила, выносливость, мотивация также являются ресурсом, и, соответственно, со временем расходуются. Конечно, опыт, специализация, схоженность группы никуда не денутся, но грош им цена, когда человек устал, голоден и раздражен.

Для экономии сил на протяженных маршрутах рекомендуется организовывать заброски, оставив часть продуктов и снаряжения и забрав их при необходимости. При себе еды и топлива на 10-12 дней, остальное в заброску. Также имеет смысл оставлять часть снаряжения (расходная верёвка, крючья, батарейки, одежду и т.д.). Следует помнить, что на каждой части маршрута могут случиться непредвиденные задержки, поэтому сверх расчетных ресурсов при себе нужно иметь и некоторый запас. Организация забросок: свои заброски на кольцах, предварительный заезд, дружественные группы и т.д. Подумать об упаковке заброски и ее сохранности от диких зверей и мимо ходящих людей. Грамотным ходом является организация взаимодействия. Несколько дружественных групп крутятся в одном районе.

- Простота и дешевизна заезда.
- Возможность организации взаимных забросок.
- Исследование района, возможность обмена информацией.
- Безопасность! Допустимо выпустить менее опытные группы на сложные перевалы. Возможно организовать выездную МКК.
- Сложно организовать по времени и средствам.

Когда определились с районом и временем, можно приступать к составлению маршрута.

1. Собрать информацию по району: карты, спутниковые снимки, описания, информация о путях заездов, долинах, переправах, технических участках и т.д. Начинать построение маршрута надо с составления списка интересных объектов в районе путешествия, т.е. нужно отметить множество точек на карте, которые хотелось бы посетить. В этот список обычно включают:

2. Оценить достоверность и актуальность информации (год, сезон).

3. Выяснить, кто и насколько успешно ходил до тебя. Если никто, то попытайтесь понять: почему и надо ли вам это.

4. Отбросить варианты, куда идти не хочется, всё остальное увязать в тактический план маршрута. По построению маршруты бывают:

- Линейный
- Радиальный
- Кольцевой
- Комбинированный. Отдельного упоминания заслуживает маршрут в форме ключика. Это маршрут с кольцом в начале похода и с линейным участком в его конце. Можно усложнить его дополнительными радиалками.

Тактический план напрямую зависит от поставленных задач:

- В хорошо известном районе при возможности организации забросок - линейный.
- При исследованиях и первопроходах районов - комбинированный с большим кол-вом радиалок.
- В районах с проблемными заездами - кольцевой.

Существуют Правила проведения спортивных походов, на которые мы ориентируемся, планируя любой категорийный поход в любом виде туризма. Правила подробно прописаны в "Белой" и "Серой" книгах ("Русский турист". Сборник нормативных документов и правил проведения спортивных походов). Там сказано, что основная часть похода (не менее 75%) должна быть линейной или кольцевой и содержать наиболее сложные препятствия (не менее 2х). Препятствия и расстояние, пройденные в радиальных выходах, засчитываются только в 1 сторону, в кольцевых - полностью.

Категория сложности похода зависит от продолжительности, протяженности и сложности препятствий. Препятствия делятся на определяющие категорию, подопределяющие (т.е. на полкатегории ниже) и прочие.

Общее количество препятствий равно: Категория+1. Кол-во определяющих препятствий: до 5кс - 2, подопределяющее - 1.
В 6кс определяющее - 1, подопределяющих - 2.

В правилах указаны минимальные требования. Увеличивать их можно, но не теряя смысла своих действий (15 перевалов 1А никому не доставят удовольствия.). В редких случаях Правила допускают уменьшение километража (не более 25%) при технической насыщенности маршрута и проведении похода в межсезонье (на усмотрение МКК). Возможно так же заявлять маршруты 1 с элементами 5 кс при неполном выполнении оговоренных правилами параметров.

Препятствия: перевалы вершины и траверсы.
- н/к и 6 полукатегорий от 1А до 3Б.

- Перевалы. В отличии от общегеографического понятия, подразумевается путь пересечения хребта или его отрога из одной долины в другую. Перевальная точка может не совпадать с самой нижней точкой хребта, между подъёмом и спуском может присутствовать короткий участок траверса хребта, если это диктуется соображениями простоты и безопасности.

- КС зависит от общей трудности подъёма и спуска. Если перевал идётся радиально, учитывается только трудность пройденного участка. Бывают перевалы односторонние, которые по соображениям безопасности или просто логичности имеет смысл ходить только в одну сторону.

- Категория не зависит от географического положения, высоты, потенциальных опасностей (лавины, камнепады). Зависит от характера и крутизны ключевых участков, их протяженности, необходимой для преодоления техники, количества точек страховки, времени, необходимого на преодоление. Далее - смотри таблицу в "Белой книге" или классификаторе.

- Летом, зимой и в межсезонье категория может различаться, не обязательно летом проще.

- Связка перевалов - прохождение двух и более перевалов, так, что протяженная часть спуска с одного и подъёма на другой выпадает из маршрута. Засчитывается, как 1 перевал. Его КС учитывается по совокупности спуска и подъёма, но не более, чем наиболее сложный из них.

- Перевал "со звездой" - при неблагоприятных погодных условиях категория может возрастать. В справке пишется не * , а реальная сложность в момент прохождения. При выпуске требуется опыт, необходимый для прохождения более сложного препятствия.

- Вершины и траверсы. В связи с различиями в оценке сложности, принятыми в туризме и альпинизме, категория сложности определяется МКК на основании перечня классифицированных вершин и изложенной в нем методики экспертной оценки (Раздельная 5А=3А). КС вершины не должна превышать КС определяющего перевала. КС траверса определяется как совокупность сложности подъема и спуска (Белуха 3А, подъем по ЮВ гребню 3Б, спуск по ЮЗ гребню 2Б).

- Только 1 радиальное восхождение засчитывается, как определяющее препятствие, при этом маршрут должен включать не менее сложный перевал или траверс.

Кроме основного, прорабатываются запасные и аварийные варианты пути.

Запасные варианты готовятся:

- Для обхода каждого определяющего перевала через более простые.

- Для обхода каждого объективно опасного участка через безопасные при внезапном осложнении обстановки (снегопад и т.д.), даже с потерей времени.

- Для обхода отдельных сомнительных участков через 100% ясные (переправы, ледопады, первопроходы) (пер. Брод 1А для обхода переправы).

- Для обхода некоторых технических участков по долинам с целью экономии времени. Следить за соблюдением категории.

Нужно точно знать, сколько времени ты тратишь или выигрываешь в каждом из вариантов (лучше собрать их в таблицу), с какими техническими сложностями и опасностями столкнёшься.

Аварийные варианты - способы наиболее быстрого и простого выхода к людям из ЛЮБОЙ точки маршрута в ЛЮБОЙ обстановке при ЛЮБОЙ угрозе безопасности группы.

Распределение нагрузок по нитке маршрута.

Начало маршрута: наиболее сложный и принципиальный вопрос.
В начале похода, на первой фазе акклиматизации необходимо особенно бережно относиться к организму. Не всем удается набрать идеальную форму к выезду в горы. Поэтому необходимо некоторое время, чтобы просто войти в режим ежедневных нагрузок. Начинать поход надо с простых перевалов, желательно на категорию ниже определяющих. То есть, для похода 6кс это перевалы не более чем 2Б, для похода 5кс не более чем 2А и т.д. И вот почему:

1. В период акклиматизации нужно следить за своим самочувствием и ни в коем случае не перенапрягаться. Любые перенапряжения могут привести к срыву акклиматизации, к возникновению тяжелых форм горной болезни, и, как следствие, к потере сезона для заболевшего участника и к потере времени и деградации маршрута для остальных членов команды.

2. Перед прохождением сложных перевалов команда должна сработаться, размяться. Желательно при прохождении более простых перевалов сначала выявить недостатки в действиях команды, устранить их, и только после этого проходить перевалы максимальной сложности.

3. Самые сложные перевалы похода желательно проходить с легкими рюкзаками, перед забросками или в конце маршрута. Никакого героизма в прохождении сложных перевалов с огромными рюкзаками нет, это просто снижает безопасность. Не следует забывать про факторы времени и ресурса сил. На сложном рельефе быстрое передвижение всегда предпочтительнее, это вопрос безопасности, а скорость без потери аккуратности достигается, в частности, хождением с легким рюкзаком.

Высотный график.

Наиболее грамотный план акклиматизации: Пилообразная акклиматизация подразумевает, что днем вы работаете на некоторых относительно больших высотах, а к вечеру спускаетесь на ночевки вниз. Это удается не всегда, тк начало похода обычно происходит по длинным ровным долинам. В этом случае хорошая акклиматизация - затаскивание забросок по соседним долинам или челнок - способ передвижения, когда выходишь с частью груза, потом возвращаешься за остальным. В итоге, проходишь путь 3 раза, но в режиме некритичных нагрузок. Если добиться пилы невозможно, применяется ступенчатая акклиматизация. В этом случае наиболее жестко лимитируются перепады высоты между местами ночевок.

В начале похода (первые 5-7 дней, а может быть и больше по самочувствию группы) на неосвоенной высоте не следует набирать за день от ночёвки к ночёвке более 600 метров (Лебедев рекомендует 500). Дневные рабочие выходы не должны превышать 1000м над местом ночевки. Для пущей наглядности можно нарисовать график, отложив по оси Х дни, а по оси У высоты.

"Мне могут возразить, что это правила комфортной акклиматизации, и что ради спортивной цели акклиматизацию следует ускорять. С этим трудно согласиться, потому что эти правила дают не просто комфортную, но, главное, безопасную акклиматизацию". (Лебедев)

Что произойдет, если этот график не соблюдать? Сначала ничего страшного: головная боль, тошнота, постоянная усталость даже во время отдыха, плохой сон. Сильный молодой организм может с этим справится. А может и не справится. Тогда осложнения случаются день на 3-4 с момента срыва акклиматизации, когда группа углубится в район и подойдет к технической части, откуда эвакуация затруднительна. Осложнения могут грозить летальным исходом: отёк легких, мозга, сердечный приступ, инсульт и т.д. Чтобы не доводить до этого, лучше соблюдать безопасный график акклиматизации.

Кроме того, правила оговаривают мах. набор за сезон: не более 1200м к высоте предыдущего сезона.

Основная часть:

Люди акклиматизировались, но усталости ещё нет. Включает определяющие перевалы, основные высоты, первопрохождения и прочие "изюминки" похода. Допустимая высота между ночевками в середине и конце похода 1000-1200м. Полная раскладка, в отличии от начала похода, когда рекомендуется слегка ее урезать. По завершении основной части хорошо бы сделать отдых, дневку, чтобы снять физическое и психологическое напряжение.

Завершающая часть:

Появляется усталость, проявляются скрытые конфликты. Впереди выход из района, часто длинный и трудоёмкий. Часто здесь делается основной километраж. Если сюда закладывать ключевые участки маршрута, на них может не хватить времени и азарта, раскладка будет съедена, запас времени и сил израсходован. Задача руководителя сделать выход интересным, но не сложным, тк работоспособность группы понижена.

Подсчет продолжительности маршрута.

Количество дней на разных участках маршрута определяется сначала приблизительно, считая, что вверх по долине по тропе можно пройти до 12км, и вниз до 20км. Однако потом необходимо уточнить продолжительность маршрута. При планировании надо учитывать продолжительность светового дня в этом районе в это время. Рекомендуется оставлять себе мин. по 2 часа светлого времени утром и вечером для организации быта.

Обычно ходят от одних удобных ночевок до других. Считать расстояние в горах - занятие неблагодарное, проще считать время. Основной единицей времени считается 1хч (время в пути без учета привалов), примерно равный 1,5 часам "грязного" времени. Для подсчета продолжительности пути на определенном участке используется формула оценки чистого ходового времени (ЧХВ).
T = (10 Х H + L)/V
где T - чистое ходовое время, L - длина участка пути [км],
H - суммарный набор высоты на участке пути [км], V - скорость, равная 3 км/час.
Эта формула работает при движении по тропе, по моренам, по некрутым снежным склонам, по ледникам и ледопадам до 2Б к.с. - то есть там, где не надо часто применять веревочную технику. Продолжительность переходов через технически сложные перевалы оценивается отдельно в результате вдумчивого анализа перевала или по отчетам о предыдущих прохождениях. Если вас интересует только скорость набора высоты без учета пройденных километров, то при крут. склона от 10 до 30° она меняется не сильно и в среднем равна 1:15 относительно скорости движения по равнине.

Нормально 3км/ч - 200м/ч
Быстро 4,5км/ч - 300м/ч
Очень быстро 6км/ч - 400м/ч

С набором абсолютной высоты скорость падает, однако тут многое зависит от акклиматизации и подготовки группы.
При планировании дневных переходов необходимо следить, чтобы ЧХВ не превышало 7 часов в день. Но это максимум. Нормой должно быть около 6хч. В начале похода хорошо и 4 ход. часа, в конце ходят и по 8-10, но это уже от безысходности, что плохо влияет на состояние участников. Нужно помнить, что после долгого и трудного дня организм потребует отдыха, и следующий день получится коротким. Хорошо бы его таким и запланировать, иначе страдает безопасность. Подсчитав продолжительность каждого дня, суммируйте их и подсчитайте среднюю по походу продолжительность. Если получите цифру более 5-6 хч, рекомендую переписать планы.

Дневки: Каждые 7-10 дней отдых необходим. Желательно в красивых, теплых, непродуваемых местах, иначе это просто отсидка и пользы от нее никакой. Усиленный рацион (желательно совместить дневку с заброской). По возможности, продумать культурную и экскурсионную программу, может быть, необязательные радиальные выходы.

Полудневки: тоже отдых, хотя и менее продуктивный. Если группа дисциплинирована и умеет хорошо восстанавливаться (точнее, не напрягаться) полудневки предпочтительнее, так как не выбивают участников из рабочего ритма. Хорошо ставить перед штурмовыми днями - разведка, подготовка снаряжения, разработка тактического плана, психологическая подготовка. Отдых желательно делать после ходовой части, а не расслабляться утром, а потом бежать до ночи

Запасные дни: Непредвиденные задержки в пути могут быть обусловлены плохой погодой, неожиданно сложным для прохождения рельефом, заболеваниями участников и другими случайными факторами. Для их компенсации на каждые 5-7 дней похода планируется запасной день, но тут многое зависит от особенностей района и погоды. Запасными также могут стать дни, сэкономленные в пути при увеличении скорости или в результате отказов от прохождения препятствий. К концу похода должны оставаться мин. 1 день на неопределяющие перевалы, 2 дня на определяющие. Если запаса нет, надо отказаться от прохождения препятствий.

План похода желательно оформить как таблицу, в которой указываются: дата, день похода, основной вариант пути, километраж, перепады высот, ЧХВ,а так же запасные варианты пути и их характеристики.

В этот момент, когда план-график вчерне готов, его лучше временно отложить или показать кому-то другому. Необходимо взглянуть на свой маршрут свежим, "не замыленным" взглядом, чтобы избежать логических ошибок.

Планирование ресурсов. К ресурсам относятся:

1. Ресурс времени;
2. Ресурс питания и топлива;
3. Ресурс здоровья, силы и воли;
4. Ресурс медикаментов и другие ресурсы снаряжения (скальные крючья, расходный репшнур, горелки, палатки итп).

Почти все ресурсы (за исключением сил и здоровья) имеют количественную оценку. Общим для всех ресурсов является их убывание по мере прохождения маршрута, особенно на сложных участках пути. Ресурсы могут убывать плавно или скачками в результате аварий. При планировании похода их величина выбирается как альтернатива из множества допустимых альтернатив. Можно пересчитать ресурсы повторно в ходе похода, например, выбросив лишние продукты и т.д., но ничто не сможет возместить их нехватку, поэтому округлять расчеты, особенно необходимых ресурсов, таких, как топливо, надо только в большую сторону.

Расчет всех ресурсов начинается с подсчета времени. Исходя из продолжительности похода, планируются продукты и топливо. На запасные дни продуктов можно взять и поменьше, но топливо всегда считается по полной. В среднем, при трехразовом питании, при наличии автоклава и готовке в основном на воде (снег не более 2-3 раз за поход) в группе 6-8 чел. горючее считают по 50-55гр в день на человека. При более суровых условиях или в меньшей группе до 100гр. Следует помнить, что вес бензина 700гр на литр.

Если маршрут разделен забросками на несколько частей, то запасы этих трех важнейших ресурсов рассчитываются для каждой из частей. В каждой из частей необходимо запланировать запас как топлива и продуктов, так и другого снаряжения, в том числе и личного, которое может понадобиться (насосы к примусам, футболки, соляра, пластырь, батарейки).

Величина ресурса выбирается с запасом, который необходим для парирования действия различных неконтролируемых факторов. Неконтролируемые факторы - это не подвластные вам и заранее не известные факторы, такие как: погода, снежно-ледовая обстановка, высота воды на переправах, характер и сложность мелких препятствий, антропогенные факторы. К неконтролируемым факторам относятся также случайные события: человек подвернул ногу, случился ледовый обвал, сломалась кошка, прилетели инопланетяне. Одни неконтролируемые факторы принципиально не подвержены управлению (погода). Другие зависят от принятых вами решений (12-ти часовая беготня под рюкзаками увеличивает вероятность вывиха голеностопа).

Зная общие положения, приступаем к разработке конкретного маршрута для конкретной группы.

Уточнить и утвердить состав участников. Надо выяснить, все ли согласны с вашими стратегическими планами, все ли одобряют вашу цель, не изменились ли у кого-то сроки отпуска. По правилам, минимальный состав группы в горном походе 4 человека, максимальный состав не определён. Реально, лучший состав 6-8 человек. Большая группа менее мобильна: увеличивается время сборов, готовки, прохождения технических участков, возможны проблемы с поиском места для лагеря, однако безопаснее, проще тропить и рюкзаки легче. Группа 12-14 человека требует очень сильного руководства и практически не способна к передвижению по сложному рельефу. В этом случае лучше делиться на 2 группы, пусть даже идущие по 1 маршруту. Кол-во девочек и мальчиков правила не оговаривают, тут решает руководитель. Следует помнить, что тётка не может таскать "мужской" рюкзак, зато меньше ест и легче выдерживает пиковые психические нагрузки. Кроме того, мужики в одиночестве звереют и забывают русский язык. В высоких категориях 1-2 тётки максимум, иначе передерутся (и у ребят рюкзаки будут неподъёмные).

Далее, прикинуть необходимое на поход снаряжение: у кого есть, где можно отдолжить, что купить, сколько весит, сколько стоит и т.д. Список снаряжения оформляется как таблица, где указывается: наименование, количество, вес и ответственный участник. Группа, имеющая запас сил, менее притязательна к снаряжению и наоборот, чем лучше снаряжение, тем больше остаётся сил. Надо найти баланс между силами и средствами, и иметь запас того и другого.

Теперь можно прикинуть стартовый вес рюкзаков. Надо помнить, что тётка берёт 0,6-0,8 от мужской доли снаряжения и продуктов, а личных вещей у всех поровну. Мужиков тоже стоит делить по весовым категориям. Нормальный вес рюкзака для мужика 30кг, для тетки до 24-25кг, причем вне зависимости от категории. Руководитель имеет право брать более легкий рюкзак, тк должен ещё и думать. Удобно дать мужикам бивачное снаряжение (они обычно ходят быстрее), а теткам железо и веревки (тогда они легче и быстрее пройдут техн. участки). За дорогостоящее снаряжение должен отвечать его хозяин, за технически сложное - тот кто умеет с ним обращаться, за аптеку - медик и кто-то ещё, с кем медик должен провести разъяснительную беседу.

Распределить обязанности в группе и примерный состав связок, палаток, график дежурств. Удобно, когда они согласованы. Для этого нужно знать, кто с кем ладит/не ладит, кто как ходит, кто на что способен, в чем заинтересован, у кого какой технический уровень. Это выясняется на предпоходных тренировках или в предыдущих походах. Схоженые группы всегда более мобильны и надежны.

Зная состав, индивидуальные особенности и вес рюкзаков можно предположить свою тактическую скорость, т.е. скорость одной тактической единицы. В альпинизме и туризме высоких категорий это связка, если она автономна, в других случаях группа.

Тактическая скорость зависит не только от скорости передвижения (разной на разных участках), но и от скорости взаимодействия участников, от их схожености, от умения принимать совместные решения, от потерь времени на различные нестыковки. Тактическая скорость - понятие условное. Она не измеряется в км/ч или веревках в сутки, однако руководитель должен знать, высокая она или низкая, как соотносится со скоростью группы, дававшей описания, как изменяется в зависимости от технических условий участка.
Один и тот же эталонный участок группа из 6 чел пройдет быстрее, чем из 12, а схоженая и опытная группа быстрее, чем группа раздолбаев того же состава. На тропёжке в глубоком снегу 12 чел пройдут быстрее, чем 2.

Теперь, предполагая свою скорость, можно приступить к составлению конкретного тактического плана. На этом этапе руководитель должен расписать по часам каждый день.

1. Во сколько встаём, подъем общий или раздельный (в основном, это личные предпочтения вашей группы), готовим ли завтрак, сколько времени на это нужно, во сколько выходим. От приготовления завтрака до выхода рекомендуется 1ч, обычно 2ч, больше - преступление. Если предстоят переправы, лавиноопасные и камнеопасные участки и другие лимитирующие факторы, плясать надо в обратную сторону: прохождение опасного участка - выход - подъём. От завтрака можно и отказаться, точнее, перенести его на более поздний срок или выдать сухим пайком.

2. Сколько идем, сколько отдыхаем. Продолжительность перехода не зависит то того, идешь ты вверх или вниз, а только от привычек и предпочтений группы. Обычно это 40-50 мин. на переход и 10-15 на отдых. Отдыхать дольше не рекомендуется, так как организм остынет, сердце успокоится и разогреваться по новой будет трудно. Первый переход в день рекомендуется делать 20-30 мин, чтобы втягиваться в работу постепенно. Принятая продолжительность перехода не есть догма, надо ориентироваться на удобные и приятные места, на "точки перспективы", на желания фотографов и общую логику мероприятия. Мы же отдыхаем! Но подобные мелочи отследить можно только непосредственно на маршруте.

Какие могут встретиться сложности, как их преодолевать, сколько это займёт времени.

Технические участки: Протяженность технических участков измеряется в веревках. Длина веревки принята за 40-50 метров, в каждом отчете указывается, какая длина применяется в их группе. Даже если веревка использовалась не на всю длину, указывается либо 0,5 (если длина менее 20-25 метров), либо 1 верёвка. За 1 ходовой день сильная группа проходит вверх до 20 веревок, вниз до 30 веревок, однако на сложных участках скорость может падать до 2-4 веревок в день. В среднем хорошо, когда 1 верёвка занимает у группы 25-30 мин. Прохождение любого протяженного технического участка надо начинать утром, так как оно может затянуться по разным причинам.

Ко всяким сложностям, которые могут отнять время, также относятся переправы, лесные участки без тропы, осыпи, а так же коши, поселки и погранзаставы.

4. Где, как и в каком формате обедаем (безопасность, удобство, наличие воды). Обед может быть полноценным, или чай и перекус, или сухпаёк, в зависимости от рельефа, предпочтений группы и наличия времени. Опыт показывает, что продолжительный обед (2-2,5 часа) в целом ведет к увеличению тактической скорости. В долинах Азии и других жарких странах имеет смысл устраивать сиесту на 3 и более часа, иначе сдохнешь от жары.

Где и как ночуем. Безопасность, наличие воды, удобство и уют. Если нет точной информации о наличии ночевок, надо оставить ок 1 часа светлого времени на их обустройство. Так же надо еще в Москве продумать запасные места ночевок, если до основных дойти не успеваем.

Так прорабатываются не только основной, но и запасные и аварийные варианты. Далее они заявляются в МКК. Желательно сделать это заранее, так как план может быть еще несколько раз переработан с учётом их комментариев.

Заявленные планы должны быть подробно расписаны и отмечены на картах. Для каждого запасного варианта необходимо прописать, в каком случае ты им воспользуешься (это облегчает спасработы). Все эти варианты руководитель (а, желательно, и участники), должны знать наизусть.

К сожалению, невозможно всё прописать заранее. Во-первых, мы не имеем точной детализованной модели будущего похода, мы даже не в состоянии составить список не только всех возможных событий, но даже всех возможных ЧП. Во-вторых, это адский труд.

Вот эту непрописаность или неполноту стратегий, дополняет тактика. Вы не знаете ответов на все вопросы, которые могут возникнуть в походе. Вы даже не знаете, что такие вопросы могут возникнуть Поэтому решение приходится принимать непосредственно в походе. Это и есть тактика.

Тактика не только дополняет стратегию. Бывает так, что из-за ошибок планирования или в результате действия неконтролируемых факторов, выполнение принятой стратегии становится невозможным или приводит к резкому понижению качества похода и его безопасности. В таких случаях необходимо отказаться от принятой стратегии и спланировать новую.

Но опираться всё-таки следует на подготовленные запасные варианты и известные технические приёмы. Если возникает острая необходимость кардинально переписать маршрут, необходимо связаться с МКК или координационным центром, и проинформировать их о своем решении. В целях облегчения спасов.

Одним из тактических приемов, призванных компенсировать недостаток данных на этапе стратегического планирования, или изменение ситуации под действием непредвиденных факторов является проведение разведок.

Организация разведок.

Лишней информации не бывает. Иногда и необходимой нет. Описания не безупречны, они рассказывают, где и как шли люди перед вами, но это не значит, что их путь оптимален. При каждой возможности рекомендуется отправлять разведку для уточнения путей движения и сбора дополнительной информации по району (на обеде или вечерком из лагеря, если не просматривается путь спуска, если не ясна точка переправы, если просто нет инфы по соседним долине/ перевалу/ хребту).

Для руководителя тактический план - родное дитя. Слишком много сил и времени в него было вложено. Он изо всех сил будет и должен стараться соблюдать его. Однако план никогда не бывает безупречен. При выборе пути в конкретных условиях на конкретном рельефе, не бойтесь отступать от описаний и планов. Не стоит недооценивать значения опыта, интуиции, форс-мажора, наконец. Конкретные условия всегда важнее плана. На маршруте руководитель может и должен корректировать тактический план в зависимости от реальных условий:

В некоторых случаях на маршруте допустимо делить большую группу на несколько маленьких с целью достижения безопасности. Руководитель должен:
- Назначить своего зама, адекватного по опыту.
- Обозначить место встречи и контрольное время.
- Оговорить необходимые меры безопасности и технические приёмы.
- Оставаться с группой, оказавшейся в менее благоприятной ситуации.

Дорогие участники! Старайтесь помогать руководителю, как в процессе сбора информации и подготовки похода, так и на маршруте, говорите ему своё мнение, если есть, что сказать. Любые обсуждения возможны до того момента, когда высказывается готовое решение рук-ля. После принятия решения никакие высказывания недопустимы, принятое решение обязательно к исполнению.

В процессе похода рекомендуется фиксировать пройденный километраж, график движения, краткие описания пройденных препятствий. Во-первых, это необходимо для оценки своей скорости и возможной коррекции планов. Во-вторых, поможет составить новый план, например, при необходимости вернуться обратно или вызвать помощь. И, в-третьих, поможет после похода составить отчет.

Отчет о походе.

Написание отчета должно быть одной из задач похода. Пока отчет не написан, поход не может считаться завершенным. Даже если вы не выпускались официально, писать отчет всё-таки надо. Ваша цель не только сходить в район, но и собрать по нему максимум информации. Круто, что вы там были, но ещё круче, если люди будут пользоваться вашими описаниями.

А если серьёзно, написание отчета заставляет переосмыслить и систематизировать полученную информацию. Часто именно при написании отчета становятся понятны схемы узлов, взаимное расположение вершин, возможные новые перевалы и т.д. В результате опыт, полученный при написании отчета, в стратегическом плане может быть сопоставим с опытом, полученным в походе.

Ирина Иванова