Турклуб «Вестра» » Статьи и лекции » Безопасность » Ошибки, заложенные в обучении

Ошибки, заложенные в обучении


Алексей НИКОНОРОВ, мастер спорта по туризму

Статья опубликована в альманахе "Ветер странствий" выпуск 2(27), 2007г.

Рассматривая документы о разборах несчастных случаев, я обратил внимание на два происшествия: в них к трагедии привели действия, навыки которых закладываются при обучении в школах туризма.

Первый случай произошел на переправе через р. Карагем. Группа из трех человек (в маршрутной книжке указаны четверо), опаздывая от графика движения, подошла к переправе в 2 ч дня. Из двух заявленных веревок реально присутствовала одна. Все это, безусловно, усугубило ситуацию. Но решающей ошибкой, ко¬торая привела к трагедии, была веревка, натянутая перпендикулярно течению и с недостаточной силой натяжения. Веревка сильно провисла в середине реки, и человек с тяжелым рюкзаком вынужден был двигаться против течения. Причем ему пришлось бы идти против течения и в том случае, если бы он решил вернуться на исходный берег. Когда стало ясно, что двигаться он не может и захлебывается, с одного берега перерезали веревку. Так как на ее конце не был завязан узел, то грудной карабин соскочил с веревки, и человека понесло по реке.

Итак, к трагедии привело натяжение веревки перпендикулярно течению. Но меня двадцать пять лет назад именно так и учили, мотивируя это тем, что так наиболее быстро можно пересечь реку. Уже около 10 лет, как стала доступна литература, где написано, что надо двигаться под углом к течению и приходить на целевой берег ниже по течению. В этом случае, если человека сбивает с ног, течение приносит его на целевой берег. Но люди упрямо продолжают передавать те знания, которые они получили двадцать лет назад.

Второй несчастный случай произошел с очень опытной группой на Памире. При восхождении на вершину одному из участников стало плохо. Группа дала ему большую дозу антибиотиков и начала транспортировку вниз. Через несколько часов человек умер.

Несчастный случай разбирала представительная комиссия, но никто не указал на одну из самых главных ошибок: а были ли показания к применению антибиотиков? Материалы разбора об этом умалчивали. Группа так поступила, поскольку этому учили двадцать лет назад. Никто из комиссии ничего не заметил, потому что их учили точно также.

Современная медицина говорит, что с антибиотиками надо быть осторожным: не стоит ими злоупотреблять и уж абсолютно точно – превышать дозировку. Наряду с повышением их прямой эффективности растут побочные эффекты и противопоказания. Сейчас есть антибиотики, большая доза которых может просто убить. Вниз пострадавшего действительно надо спускать, и как можно быстрее, а вот вместо антибиотиков следует применять дексаметазон – препарат для борьбы с проявлением горной болезни. У человека был шанс остаться в живых. Я знаю группы, которые успешно транспортировали своих участников в схожих ситуациях.

А самые распространенные ошибки связаны с методикой обучения самозадержанию и спуску по веревке. Многие годы самозадержанию учат следующим образом: человека заставляют разогнаться на склоне, а затем по команде просят «зарубиться». В результате вырабатывается устойчивая связь: вначале нужно набрать скорость и лишь затем проводить самозадержание. В наших школах мы учим людей начинать самозадержание сразу после потери равновесия или (усложнив ситуацию) после кувырка на склоне. Но сразу же. В горах часто нет места для катания.

Теперь рассмотрим спуск по веревке дюльфером. В России схватывающий узел принято вязать выше спускового устройства. После зависания на нем узел сильно затягивается и освободить его становится трудно. На реальном горном маршруте с рюкзаком подобные зависания становятся аварийными. Во всем мире схватывающий узел (шунт) вяжут на спусковой веревке ниже тормозного устройства (на центре тяжести), а само устройство выносят вперед на оттяжке или разрывном амортизаторе. Тогда схватывающий узел после зависания не затягивается насмерть. Малейшее срабатывание узла приводит к блокировке веревки в спусковом устройстве, и распустить узел не составляет никакого труда. Но переучить инструкторов очень тяжело, это касается и нашего клуба.

Распространенная ошибка - рекомендация не пить воду на маршруте! Есть даже статья в одном из старых номеров «Ветра странствий», где вместо воды автор советует держать во рту косточку чернослива. Однако физиологи отмечают, что малейшее обезвоживание приводит к резкому падению выносливости человека. Правда, они рекомендуют пить не воду, а пятипроцентный раствор глюкозы.

Список ошибок не является полным. Я предлагаю провести анализ программ обучения, выявить укоренившиеся ошибки и разработать планы по их устранению.

Алексей Никоноров