Турклуб «Вестра» » Статьи и лекции » Методика » Спасательные и транспортировочные работы

Спасательные и транспортировочные работы

Цель занятия: первично подготовить слушателей школы базового уровня к действиям в экстремальной ситуации и оказанию помощи пострадавшему силами малой группы.

Задачи занятия:

  • Выработать у слушателей умение вязать носилки
  • Дать слушателям комплексное представление о последовательности действий в случае травмы одного из участников
  • Дать слушателям представление о физической сложности переноски носилок на большие расстояния и изучить приемы, облегчающие переноску
  • Проверить группу на способность самоорганизоваться в случае отсутствия формального руководителя, выявить лидеров внутри группы, оценить общую подготовку группы

    Занятие опирается на:

  • Лекцию "Поисковые и спасательные работы"
  • Семинар "Ситуационная игра: поисково-спасательные работы силами группы"
  • Лекцию "Первая медицинская помощь"
  • Семинар "Остановка кровотечений и наложение повязок. Шины. Как правильно переложить пострадавшего".
  • Семинар "Узлы, карабинные узлы, полиспасты"
  • Начальные знания участников о топографии и ориентировании, полученные ими в процессе тренировочных пеших походов

    Состав группы: отделение школы базового уровня (6-8 человек)
    Занятие проводит: инструктор или стажер в каждом отделении + 2 инструктора-организатора

    Место проведения занятия: карьеры на востоке от станции Икша Савеловского направления Московской железной дороги.
    Время проведения занятия: ориентировочно, апрель
    Протяженность занятия (чистое время): 2 дня: день I - 6 часов 30 минут, день II - 5 часов

    Форма одежды: по сезону
    Личное снаряжение (на участника): ледоруб, налобный фонарь, старые лыжные палки, страховочная система с блокировкой, карабины - 3шт.
    Групповое снаряжение (на отделение): веревки основные - 3 шт., репшнур 6мм - 25 метров, , аптечка медицинская, орографическая схема карьера (см. приложение 1), бивачное снаряжение

    Первый день

      Наименование и краткое содержание этапа Продолжительность Указания инструктору по организации занятия
    1 Вступительная беседа. Повторение материалов лекций и семинаров 20 минут P: полукругом вокруг инструктора
    М: Инструктор задает вопросы по материалам прошедших лекций и семинаров, участники отвечают, а в случае неправильного или неполного ответа другие поправляют ошибавшегося.
    2 Подготовка репшнура для вязки носилок 10 минут Р: полукругом вокруг инструктора
    М: инструктор, как бы советуясь с участниками, вымеряет и отрезает от бухты необходимое количество кусков репшнура для вязки двух носилок.
    3 Демонстрация вязки носилок 30 минут Проводится двумя инструкторами сразу для двух отделений.
    Р: полукругом вокруг инструкторов
    М: инструктора демонстрируют участникам, как правильно связать носилки из лыжных палок для продольного каркаса и ледорубов для поперечного. Также вяжется сетка и петли для страховки носилок.
    Обратить внимание на:
  • расположение средней поперечной перекладины относительно пострадавшего
  • способы прочного соединения элементов каркаса между собой.
  • 4 Отработка вязки носилок группой 1 час 30 минут Р: двумя подгруппами около инструктора
    М: участники разделяются на две подгруппы по 3-4 человека. Каждая подгруппа вяжет свои носилки, добиваясь максимального качества. Затем подгруппы перемешиваются и вяжут вновь. Стараться, чтобы каждый проявил максимальную активность.
    К: связанные носилки бросают углом на землю для проверки их жесткости. Кроме того проверяется, что сетка носилок не провисает.
    5 Соревнования по вязке носилок на скорость между отделениями (двумя или более) 30 минут Р: каждое отделение располагается отдельной группой рядом с судейской коллегией, образованной инструкторами
    М: каждое отделение вяжет одни носилки, стараясь добиться максимальной скорости. Данное упражнение не заменяет подготовки к кросс-походу, а лишь призвано закрепить навыки вязки носилок.
    К: связанные носилки бросают углом на землю для проверки их жесткости. Кроме того проверяется, что сетка носилок не провисает.
    Носилки после соревнований не развязывать!
    6 Перерыв 1 час Обед
    7 Беседа "Размещения пострадавшего на носилках. Страховка пострадавшего. Приемы транспортировки носилок" 20 минут Р: полукругом вокруг инструктора
    М: Инструктор задает вопросы о том, как добиться, чтобы пострадавшему было тепло, удобно, как обеспечивается страховка пострадавшего. Участники отвечают, а в случае неправильного или неполного ответа другие поправляют ошибавшегося. Отдельно обсудить приемы крепления носилок к несущему - к рюкзаку, к обвязке, к петле через плечо.
    8 Тренировка размещения пострадавшего на носилках 30 минут М: Команда стелит на носилки коврики, надевает на импровизированного пострадавшего страховочную систему, укладывает его в спальник и на носилки, пришнуровывает его к носилкам
    К: обратить внимание на бережное обращение с "травмированной" конечностью импровизированного пострадавшего, выяснить у него, насколько ему удобно, где мешает и т.д.
    9 Беседа "Подстраховка носилок при их транспортировке по некрутому склону", повторение вязки карабинного тормоза 30 минут Р: полукругом вокруг инструктора
    М: Инструктор напоминает участникам механизм подстраховки носилок основной веревкой с помощью схватывающего узла при подъеме и с помощью схватывающего узла и карабинного тормоза при спуске. Также обсудить организацию точек страховки в виде петли вокруг дерева. Отдельно повторить вязку карабинного тормоза, т.к. она плохо усваивается слушателями.
    10 Тренировка транспортировки носилок по склону вверх и вниз 1 час Р: спуск и подъем производить на коротком (для ускорения) пологом склоне. Разбить группу на две подгруппы - одна несет носилки, вторая сверху подстраховывает. Затем они меняются местами
    М: Акцентировать внимание прежде всего на завязывании подстраховочной системы. При переходе от спуска к подъему не переделывать систему, а полностью развязывать и вязать заново. Следить, чтобы при спуске/подъеме схватывающий не был зажат в кулаке.
    Б: следить за страховкой пострадавшего на носилках, страхующий должен находиться на самостраховке
    11 Ответы на вопросы 10 минут Р: полукругом вокруг инструктора
    М: инструктор интересуется, кому что непонятно и отвечает на все поставленные вопросы
    12 Перерыв 1 час 30 минут Ужин отделения (без инструктора).Инструкторское совещание.

    C этого момента наступает вторая часть тренировки - ролевая игра, в процессе которой участники как бы представлены сами себе. Для этого на вторую часть тренировки инструктора меняются отделениями, чтобы по возможности объективно оценить действия участников. Во время игры инструктора ничем не помогают отделениям, а выполняют лишь следующие функции:

  • объясняют легенду игры
  • вносят поправки в легенду и дают дополнительные вводные с целью обеспечения безопасности и выполнения запланированного сценария игры
  • выявляет совершенные ошибки с целью сообщить о них отделению после окончания игры
  • наблюдают за отделением с целью оценки способности отделения к самоорганизации и выявления психологических ролей участников в отделении
    В частности, никто из инструкторов не должен назначать в отделении лидера - он должен самоопределиться в отделении.
    13 Получение легенды и подготовка к выходу 1 час Р: Полукругом вокруг инструктора, затем участники готовят все необходимое к выходу.
    М: Инструктор рассказывает участникам легенду (см. приложение 2) и предлагает им приготовить все необходимое для выхода. В процессе подготовки инструктор стремится выявить психологические роли участников.
    14 Отбой   Обязательный отбой с принудительным размещением участников по палаткам.

    В течение дня инструктора-организаторы, не занятые работой с отделением, подготавливают полигон для проведения ролевой игры. Во время ужина участников инструктора всех отделений собираются на совещание, во время которого все инструктора знакомятся с полигоном игры, уточняются детали легенды и отделения на время игры распределяются между инструкторами. Также из каждого отделения жребием выбирается пострадавший. Имена пострадавших отделениям не сообщаются.

    Второй день

      Наименование и краткое содержание этапа Время/Продолжительность Указания инструктору по организации занятия
    1 Подъем импровизированных пострадавших 03:00 Инструктора будят пострадавших, сообщают им, что именно они будут страдать и дают 15 минут на сбор. Пострадавшему необходимо взять с собой ручку и схему карьера
    2 Разведение пострадавших 45 минут Пострадавших разводят по местам. В процессе движения пострадавший не имеет права ничего записывать. На месте пострадавший указывает на схеме свое местоположение и пишет записку с объяснением своей травмы и советами спасателям. Эту записку забирает инструктор и относит в лагерь.
    3 Общий подъем 04:00 Будятся все участники. Им сообщается, что необходима помощь - к инструкторскому костру пришел человек и просит помощи.
    4 Сбор у инструкторского костра 15 минут Р: каждое отделение полукругом вокруг назначенного ему на время игры инструктора
    М: Инструктор сообщает, что человек, пришедший за помощью потерял сознание и нечем помочь не может, но имеется записка, которую он передал. Затем инструктор передает отделению записку от их пострадавшего.
    5 Спасательная операция 4 часа М: отделение своими силами организует поисковые, спасательные и транспортировочные работы. Окончательная цель - чтобы все отделение включая пострадавшего оказалось в лагере и пострадавшему была оказана вся необходимая медицинская помощь.
    К, Б: выполняются инструктором в соответствии с Указаниями Инструктору (см. Приложение 3).
    6 Разбор ошибок 20 минут Р: каждое отделение полукругом вокруг назначенного ему на время игры инструктора
    М: инструктор рассказывает участникам их ошибки в процессе проведения спасательных работ и обсуждает с участниками, какими должны были быть правильные действия.
    7 Совещание инструкторов 40 минут Каждый инструктор рассказывает об отделении, за которым наблюдал во время игры, характеризует отдельных людей, психологическую ситуацию в группе в целом и вопросы техники и тактики, в которых отделение недостаточно подготовлено. Все это он также заносит в отчет (см. приложение 4).

    Приложение 1

    Орографическая схема карьера

    Замечание: схема изображена не в натуральную величину, а в полтора раза крупнее. 50 метрам соответствует одно деление шкалы, приведенной внизу схемы.

    Приложение 2

    Легенда игры

    Руководитель группы в связке с одним из участников отправился на разведку перевала. Из-за испортившейся погоды они задержались и вынуждены были возвращаться в темноте. Шедший первым руководитель неожиданно упал и, предположительно, сломал ногу. Он составил записку о произошедшем и отправил второго с ней в лагерь. Второй в темноте очень долго искал лагерь, а когда нашел, полностью обессилел, отдал записку участникам группы и заснул. Разбудить его не представляется возможным, поэтому единственным источником информации о произошедшем является записка.

    Группе требуется найти руководителя, оказать ему помощь и транспортировать в лагерь. Группа может транспортировать пострадавшего любым путем от места, где его нашли до лагеря. Однако если этот путь требует движения по склонам крутизной более 15°, на этих склонах требуется подстраховка носилок основной веревкой.

    Приложение 3

    Указания инструктору по проведению имитационной игры "Спасательные работы"

    После получения карты-записки участники отделения самостоятельно организуют поиски пострадавшего, оказание ему помощи, транспортировку. В обязанности инструктора входит:

  • Наблюдать за действиями участников с целью контроля их безопасности, оценки их действий, выявления совершенных во время игры ошибок
  • Вносить поправки в легенду и давать дополнительные вводные с целью обеспечения безопасности участников и выполнения запланированного сценария игры. При этом инструктору запрещается подсказывать отделению, предлагать ему способы решения возникших проблем, учить отделение чему-либо. Разрешается лишь запрещать использовать тот или иной прием, если он небезопасен, или вводить в игру дополнительные условия, чтобы добиться выполнения намеченного сценария (например, можно запретить прохождение какого-либо перевала "из-за плохой видимости", чтобы группа вынуждена была транспортировать пострадавшего другим путем, где потребуется подстраховка носилок веревкой, но запрещается указывать отделению, каким именно путем стоит транспортировать).
  • Требовать подстраховку носилок основной веревкой при транспортировке их по любому склону крутизной более 15°
  • Проверить правильность оказания участниками первой медицинской помощи пострадавшему, аккуратность обращения с пострадавшим
  • В случае, если участник в одиночку уходит из зоны видимости остальных, назначить этому участнику наказание - легкую травму, которая не сильно затруднит его передвижение, но не позволит ему участвовать в транспортировке носилок. В случае, если в группе еще кто-нибудь совершает такую же ошибку, назначить ему травму, которая не позволяет ему передвигаться самостоятельно, но не потребует его транспортировки на носилках, затем травму и т.д.

    Результаты проведения выхода в школе БУ 2002/03 года

    Выход был проведен успешно и очень понравился участникам. Несмотря на изначальные сомнения многих инструкторов в реальности выполнения участниками поставленных перед ними задач, практика показала, что дружному и обдумывающему свои действия отделению задачи в общем-то по плечу, в то время как отделения, действующие "на авось" встретились с серьезными трудностями.

    Сложность задачи для отделения динамически регулировалась следящим за ним инстуктором. В ряде случаев инструктор начинал подсказывать отделению, предупреждать их о последствиях их действий, тем самым добиваясь, чтобы отделение все-таки смогло решить поставленные задачи. В одном случае (очень многолюдное отделение) инструктор наоборот вводил дополнительные факторы для усложнения задач поставленных перед отделением.

    Из-за неожиданно ударившего ночью сильного мороза все отделения оказались в очень суровых условиях, что потребовало от инструкторов очень внимательно следить за участниками, чтобы не допускать переохлаждений.

    В организации выхода был выявлен ряд недочетов:

  • Несмотря на напечатанную на бумаге легенду и методику, многочисленные инструкторские совещания, не обошлось без непониманий и курьезов. Так, один из пострадавших самовольно сменил место своей дислокации, чем очень удивил инструкторов и, как оказалось, существенно усложнил своему отделению проведение спасательных работ.
  • Двух инструкторов, выделенных на контроль за "пострадавшими" до того, как их найдут, оказалось недостаточно в связи с тем, что пострадавшие были размещены на очень большой площади. В таком случае желательно выделить на эти задачи по одному инструктору на каждых 2-3 "пострадавших" и/или организовать радиосвязь с пострадавшими.
  • Между инструкторами, контролировавшими отделения, радиосвязи не было. Надо сказать, что и без нее все инструктора отработали отлично, однако наличие радиосвязи помогло бы в случае возникновения каких-либо критических ситуаций.
  • Сергей Гладилин