Турклуб «Вестра» » Статьи и лекции » Методика » Семинар "Веревочные системы"

Семинар "Веревочные системы"

Цель: научить группу вязать базовые элементы подъемно-спусковых систем.
Задачи:

  • научить группу вязать полиспаст и карабинный тормоз, причем сделать это так, чтобы замена впоследствии пруссиков на ti-block/жумар/шант и т.п., добавление роликов, устройств типа reverso, gi-gi и т.п. оказалась для участников естественной;
  • повторить некоторые узлы;
  • закрепить навыки вязания станций страховки.
    Занятия проводят: Инструктора и стажеры школы НУ.
    Аудитория: отделение школы НУ, прослушавшее лекцию по страховке и самостраховке, прошедшее семинар по завязыванию узлов. Желательно, чтобы число участников не превышало 6 человек на 1 преподавателя.
    Место проведения: аудитория.
    Снаряжение: куски основной веревки длиной около 10м, короткие пруссики, карабины, стулья или что-либо еще, позволяющее имитировать станцию.
    Меры безопасности: следить за тем, чтобы увлекшиеся "пострадавшие" не поломали имитацию станций.

    Действия Время (мин) Методические указания
    Вводная беседа 5-10 М: Инструктор рассказывает о необходимости и сферах применения полиспаста и карабинного тормоза; напоминает требования к станциям, на которых может находиться более 1 человека.
    Р: полукругом вокруг инструктора.
    Демонстрация 3-х кратного полиспаста с единой грузовой и тянущей веревкой 10-15 М: Инструктор формулирует первую задачу (требуется поднять к себе "пострадавшего", при условии, что у нас есть веревка, привязанная к "пострадавшему" одним концом) и приступает к ее решению.Общая идея демонстрации — устранение наиболее неприятного фактора (опасности с наихудшими последствиями).

    Перед тем как начать вязать полиспаст, инструктор оговаривает, что в реальной ситуации к пострадавшему должна будет пойти еще и страховочная веревка, которую он сейчас не будет вязать лишь в целях упрощения демонстрации.

    Все последующие вопросы инструктор произносит вслух, и либо получает ответ от аудитории, либо дает его сам, после чего реализует решение.

    Как сделать так, чтобы "пострадавший" не улетел очень далеко? — Связать станцию и закрепить конец веревки на станции.

    Как сделать так, чтобы повисшего "пострадавшего" было легче удержать? — Пропустить веревку через карабин на станции.

    Как сделать так, чтобы веревку можно было отпустить, а пострадавший не уехал бы вниз? — Навязать фиксирующий пруссик.

    Как сделать так, чтобы тянуть стало легче? — Навязать тянущий пруссик и пропустить веревку через карабин на его конце.

    Собрав полиспаст, инструктор выбирает "пострадавшего" и помощника из числа слушателей (а лучше — стажера) и демонстрирует работу полиспаста, не забывая подавать команды "Заряжай", "Тяни" и др. При этом он обращает внимание на то, что наиболее эффективная работа системы достигается, в частности, при пруссиках минимальной длины. Отдельно указывается на то, что при использовании двойной веревки нужно использовать двойной фиксирующий пруссик

    Р: полукругом вокруг инструктора. Следить, чтобы всем было видно.

    Отработка вязки полиспаста слушателями 30 Отделение разбивается на тройки, в которых один участник вяжет полиспаст, второй работает "пострадавшим", а третий работает с фиксирующим пруссиком, при необходимости обеспечивая также неподвижность стула-станции.

    М: При разбиении на группы следить за тем, чтобы не было совсем слабых групп. В дальнейшем инструктор со стажером ходят по аудитории и проверяют правильность сбора полиспастов.

    Демонстрация мелких хитростей 10 М: Используя собранный участниками полиспаст, инструктор показывает:
  • как из 3-х кратного полиспаста получить 5-и кратный (при этом в целях уменьшения трения, надо следить за сонаправленностью движения веревок, проходящих сквозь 1 карабин, или вязать цепочки из карабинов);
  • точки в системе, где велики потери на трении (точки, куда можно поставить ролики), и поясняет нерациональность 7-и кратного полиспаста;
  • как перестегнув в последний момент карабин из тянущего пруссика в грудь "пострадавшему", можно поднять пострадавшего на 20-50 см выше.

    Показав все хитрости, инструктор напоминает, что в реальной ситуации к пострадавшему должна будет идти еще отдельная страховочная веревка, которой сейчас не было лишь в целях простоты демонстрации.

    Р: полукругом вокруг инструктора.

  • Демонстрация карабинного тормоза 10-15 М: Инструктор формулирует вторую задачу (требуется спустить "пострадавшего" на веревку вниз) и приступает к ее решению. При этом указывается на преимущества карабинного тормоза перед классическими тормозными устройствами: возможность работы с двойной веревкой, некручение веревки.Общая идея демонстрации — устранение наиболее неприятного фактора (опасности с наихудшими последствиями).

    Перед тем как начать вязать карабинный тормоз, инструктор оговаривает, что в реальной ситуации к пострадавшему должна будет пойти еще и страховочная веревка, которая сейчас вяжется лишь в целях упрощения демонстрации.

    Все последующие вопросы инструктор произносит вслух, и либо получает ответ от аудитории, либо дает его сам, после чего реализует решение. При этом надо обратить внимание аудитории, что и вопросы и ответы на них будут те же, что и при вязке полиспаста.

    Как сделать так, чтобы "пострадавший" не улетел очень далеко? — Связать станцию и закрепить конец веревки на станции.

    Как сделать так, чтобы повисшего "пострадавшего" было легче удержать? — Пропустить веревку через карабин на станции — собственно собрать карабинный тормоз (при сборке указать на правильность расположения муфт карабинов и необходимость дублирования карабинов с звинчивающимися муфтами).

    Как сделать так, чтобы веревку можно было отпустить, а пострадавший не уехал бы вниз? — Навязать фиксирующий пруссик.

    Собрав систему, инструктор назначает "пострадавшего" и помощника из числа слушателей (а лучше — стажера) и демонстрирует работу карабинного тормоза. При этом он обращает внимание на то, что при использовании двойной веревки нужно использовать двойной фиксирующий пруссик.

    Р: полукругом вокруг инструктора. Следить, чтобы всем было видно.

    Отработка сборки карабинного тормоза слушателями 30 Отделение разбивается на тройки, в которых один участник вяжет карабинный тормоз, второй работает "пострадавшим", а третий следит за фиксирующим пруссиком, при необходимости, обеспечивая также неподвижность стула-станции.

    М: При разбиении на группы следить за тем, чтобы не было совсем слабых групп. В дальнейшем инструктор со стажером ходят по аудитории и проверяют правильность сбора спусковой системы.

    Заключительная беседа 10 М: Инструктор еще раз повторяет сферы применения изученных систем. При этом подчеркивается, что несмотря на все технические ухищрения, подъем/спуск пострадавшего является настолько тяжелой работой, что аварий надо избегать всеми возможными способами.
    Р: полукругом вокруг инструктора.

    В школе НУ 2004-2005 года применение этой методики позволило за 2 занятия (2 занятие — рассказ для отсутствовавших на первом, повторение для остальных) подготовить отделение к тренировке по зимним ночным спасработам, в рамках которых отделению без инструктора и стажера пришлось 2 раза поднять и спустить носилки-волокуши с живым человеком по снежному склону крутизной до 30°.

  • Сергей Титов