карта сайта
Турклуб «Вестра» > Статьи и лекции > Методика > Методическая разработка на семинарское занятие по теме "Ориентирование"

Методическая разработка на семинарское занятие по теме "Ориентирование"

* Занятие проводятся для слушателей отделений школ НУ/БУ в туристическом клубе "Вестра"
* Занятие проводят инструктор и стажер отделения (не более пяти участников на инструктора/стажера).
* Цель занятия - практическое освоение простейшей техники работы с картой в аудитории.
* Данное занятие является первым из трех практических занятий по этой теме. На последующем занятии производится закрепление полученных знаний и навыков на местности, их углубление в части топографии. В связи с большим разбросом уровня подготовки слушателей предлагаются различные варианты заданий
* Место проведения занятия - аудитория.
* Необходимые материалы - топографические карты, компаса с линейкой, карточки с заданиями.

Продолжительность занятия - 1 час 25 мин.

1.Вступление 0.05 .
2. Чтение карты. Основная цель -- научить слушателей читать карту "по слогам". Масштаб, измерение расстояний на карте, чтение рельефа на карте.
* Общее представление о карте.
* Основные условные знаки (напомнить).
* Измерение расстояний по карте. Масштаб
* Рельеф. Горизонтали. Рекомендуется предложить слушателям нарисовать горизонталями следующие элементы рельефа: равномерный подъем, равномерный спуск. Гору со склонами постоянной крутизны. Яму с плоским дном. Яму с выпуклым дном. Двуглавый холм. Овраг, каньон. Перевал, хребет. Указать на хребте линию водораздела. После этого упражнения на карте - определить, какой склон из предложенных круче, определить форму склона, определить крутизну склона, найти разницу высот точек. По карте "Острова" нарисовать силуэт острова с какой-либо стороны. Обязательно должны быть упражнения и на рисование горизонталей, и на их чтение.
0.35 М-беседа. В конце -- простые упражнения. Не увлекаться количеством условных знаков!
3. Освоение технических приемов. Слушатели пробуют различные приемы после демонстрации их инструктором, решая простейшие задачи "в одно действие".
* Определение прямого и обратного азимута. Обязательно показать определение азимута на карте и "на местности" - показать, как определить азимут на видимый ориентир.
* Способы ориентирования карты - по компасу, по приближенно известной точке стояния и линейному ориентиру.
* Способы определения точки стояния - по различным комбинациям ориентиров (линейный и точечный, несколько точеных ).
0.25 М - инструктор ставит несложные задачи и контролирует правильность их решения. Участники работают индивидуально.
4. Совместное решение двух-трех ситуационных задач на ориентирование. Задачи требуют применения двух-трех приемов.
Примеры:
1. Расскажите, как вы будете двигаться от турбазы "Глобус" к перевалу Северный Джалпакол, и какие ориентиры вы будете при этом отслеживать и использовать.
2. Группа, преодолев перевал P на восток, спустилась вниз по долине и прошла около двух с половиной часов по тропе, после чего остановилась у впадающего в реку ручья. Река в месте остановки течет азимутом N градусов. На азимуте K видна выделяющаяся вершина. Определите точку стояния группы.
0.15 М - обсуждение. Цель -- сформировать представление о применении карт в ориентировании. При решении обращать внимание на привязку в основном к линейным ориентирам. Требовать также оценку времени.
5.Заключение 0.05 .

Примечания.

1. В зависимости от уровня подготовки слушателей делается упор на простые или более сложные технические приемы. Задачи для слушателей, кроме сложности, могут также отличаться введением в них простых тактических элементов.
В масштабах школы имеет смысл выделять слушателей с приличной подготовкой по топографии в отдельную группу. 2. Реальное количество блоков, которое удается разобрать за занятие -- 5, при этом блоки масштаб, азимут, рельеф, любая сложная задача занимают примерно одинаковое время. 3. Слушателям перед занятием дается домашнее задание на изучение самых распространенных условных знаков.

Александр Пуриков