Турклуб «Вестра» » Статьи и лекции » Инструктору » Организация учебного процесса в школе туристической подготовки

Организация учебного процесса в школе туристической подготовки

(по книге И. В. Васильева "В помощь организаторам и инструкторам туризма")

Учебный процесс должен отвечать педагогическим требованиям, проходить в соответствии с едиными принципами обучения. Принципы эти таковы:
  • систематичность и последовательность обучения;
  • сознательность и активность усвоения знаний и умений;
  • связь теории с практикой;
  • доступность и наглядность обучения;
  • прочность усвоения знаний и умений.

    Применяют общеметодические принципы не изолированно один от другого, а в единстве, во взаимной связи. Например, доступность и наглядность обучения помогают сознательному и прочному усвоению знаний и умений, прочность усвоения тесно связана с применением всех других принципов обучения и т. д.

    Преподавателям и руководителям обучения недостаточно лишь знать программный материал, очень важно еще уметь доходчиво и с полезным результатом передавать слушателям знания и умения, которые понадобятся им в предстоящей общественной деятельности. Для этого нужно иметь представление не только о видах учебной работы и методах обучения, но и о том, как они могут быть рационально использованы в практике подготовки туристов.

    Формы учебной работы

    Основная учебная работа в школе туристической подготовки ведется в виде лекций, бесед, групповых занятий, учебно-тренировочного похода. Очень важны также разнообразные задания, самостоятельно выполняемые слушателями.

    Лекции

    Лекции содержат, как правило, основные сведения по темам учебного плана и вводят слушателей в курс вопроса, дают направление для дальнейшего, более детального ознакомления с темой на других занятиях, для практического применения полученных сведений. Читают лекции одновременно для всего состава слушателей школы. К чтению их привлекают инструкторов или приглашают специалистов (врача, гляциолога и др.).

    Беседы

    В зависимости от их назначения беседы носят различный характер. Они могут быть вводными, заключающими, беседой-рассказом и т. п.

    Вводные беседы, как правило, предваряют начало какой-либо работы. Например, на групповом занятии инструктор раскрывает тему, цель и содержание данного занятия;

    Заключающие беседы, как показывает название, проводят, подытоживая ту или иную значительную работу или часть ее. Например, такую беседу стоит проводить с отделением после каждого занятия на местности. На заключительных беседах подводят итоги проделанного, анализируют результаты и дают рекомендации, вытекающие из этого анализа.

    Беседу-рассказ проводят инструкторы в группах, когда есть необходимость изложить программный материал, который в лекциях не затронут или освещен в самом общем виде (в частности, так даются сведения о туристском снаряжении).

    Беседы-обсуждения устраивают с целью использовать для обучения опыт и знания самих слушателей.

    Часто подобные беседы носят характер разбора, на котором при активном участии слушателей анализируется и оценивается выполнение различных учебных заданий, рассматривается поведение группы или отдельных слушателей и т. д.

    Групповые занятия (в помещении и на местности)

    Занятия, проводимые с отдельной учебной группой, могут проходить либо в помещении, либо на местности. В обоих случаях назначение их - углубить и закрепить знания, полученные на лекциях; сообщить сведения, не вошедшие в лекционный материал или предваряющие практику; объяснить и показать практические приемы (технические, методические); помочь приобрести некоторые прикладные умения; проверить и оценить знания и умения слушателей.

    Групповым занятиям на местности более, чем другим, присуща учебно-тренировочная направленность, особенно когда они проходят в походах с полевым ночлегом при полном снаряжении и с достаточной маршевой нагрузкой.

    Учебно-тренировочный поход

    Учебно-тренировочный поход, проводящийся в последней части обучения, также является одной из форм обучения.

    Самостоятельные работы

    Одна из важнейших форм подготовки слушателей к предстоящей им деятельности - самостоятельные работы, индивидуально выполняемые по заданиям. Так уже в ходе обучения слушатели получают начальную практику учебной работы и руководства коллективом, приобретают или развивают некоторые организаторские умения.

    Эти работы состоят из различных учебных заданий, выполнение большинства которых требует вдумчивого подхода, проявления самостоятельности, инициативы, активности. Основными элементами такой практики при подготовке, например, инструкторов, считаются: домашние задания; дежурства и выполнение других сменных обязанностей в группе; подготовка и проведение отдельного занятия или части его; разборы самостоятельных работ товарищей.

    Домашние задания представляют собой преимущественно контрольную письменную работу. Ими могут быть, в частности: составление раскладки питания группы на выходе; разработка конспектов и методических указаний к отдельным занятиям, рецензирование аналогичных работ товарищей; составление сметы путешествия; отчет или замечания об учебном походе; разработка маршрута похода выходного дня или путешествия.

    Выполняют подобные задания, как правило, во внеучебное время. Иногда, если позволяет время, некоторые задания могут выполняться и на групповых занятиях.

    Совершенно обязательно подводить итоги выполнения каждого домашнего задания. Это делает инструктор после ознакомления со всеми работами слушателей своей группы по той или иной теме. При этом следует не только сообщать оценку каждой работы, но и отмечать положительные стороны, обращать внимание на наиболее характерные недочеты.

    Сменные дежурства в учебной группе - основная практика выполнения повседневных походных дел, которую слушатель может получить в ходе учебы. Например, можно назначать на каждое практическое занятие дежурного завпита, завхоза и т.д.

    График дежурства составляет инструктор с таким расчетом, чтобы слушатели заранее знали о предстоящем им дежурстве.

    Учебное расписание

    Вся учебная работа в школах туристической подготовки ведется в соответствии с учебным планом и программой, утвержденными Туристско-Спортивным Союзом России.

    Успех обучения во многом зависит от четкого учебного расписания, устанавливающего порядок передачи знаний и умений. К сожалению, еще не все понимают, что перечень тем учебного плана сам по себе не определяет порядок передачи знаний. Между тем, как правило, там, где нет расписания или оно составлено лишь на глазок, работа во многом подчинена случайности, занятия проходят бессистемно, без увязки между собой, подготовлены наспех или даже проводятся экспромтом, а нередко срываются. Все это резко снижает продуктивность обучения.

    Хорошо продуманное расписание занятий не только организует учебный процесс, дисциплинируя обучающих, руководителей и слушателей, но и помогает строить обучение педагогически правильно, соблюдая общеметодические принципы.

    К учебному расписанию предъявляют такие требования: оно должно обеспечивать последовательное и систематизированное преподнесение материала учебной программы, рациональное распределение нагрузки, заблаговременную подготовку занятий, помогать наилучшему соединению теории и практики, приучать преподавателей и слушателей к твердому распорядку.

    Составление расписания занятий - дело трудоемкое, требующее увязки многих элементов. Надо стремиться правильно чередовать занятия теоретические и практические, легкие и трудные, проходящие в помещении и на открытом воздухе, разумно спланировать смену нагрузок умственных и физических, так распределить занятия во времени, чтобы у слушателей не снижался, а возрастал интерес к учебе.

    Как составляется учебное расписание

    Прежде всего, устанавливают общее количество часов, необходимое школе. Сюда входят: часы занятий, указанные в учебном плане; время на занятия, хотя и не включенные в этот план, но, тем не менее, обязательные на начальной и заключительной стадиях работы - имеются в виду вступительная беседа, организационное занятие в учебных группах, кросс-поход. Соответственно выявляется общая длительность действия школы.

    Теперь нужно в какой-то последовательности распределить темы занятий по дням. Тут, прежде всего, возникает вопрос: с чего начинать преподнесение программного материала. По-видимому имеет смысл первые занятия посвящать вопросам, непосредственно связанным с туристской практикой, чтобы быстрее дать слушателям возможность участвовать в полевых выходах. Групповые занятия желательно размещать возможно ближе к лекциям на аналогичную тему.

    Естественно, надо так чередовать групповые занятия с лекционными и между собой, чтобы необходимые знания слушатели получали до того, как приступят к практике. Например, занятия на местности, посвященные ориентированию по карте и компасу, можно проводить лишь после того, как слушатели ознакомятся с картами (на лекции) и приобретут некоторое умение читать их (на предыдущем групповом занятии).

    Расписание занятий надо вывешивать непременно на видном месте, указанный в нем порядок должен соблюдаться пунктуально. Нарушения расписания крайне отрицательно сказываются на учебном процессе, дезорганизуя его. Изменения в расписании могут быть вызваны лишь непредвиденными обстоятельствами (например, болезнью лектора). О всех переменах в утвержденном расписании обязательно объявляют в приказе по школе.

  •