карта сайта
Турклуб «Вестра» > Статьи и лекции > Снаряжение > Ремонт шланговых горелок в походных условиях

Ремонт шланговых горелок в походных условиях

Горелки для нашего летнего похода мы выбирали недолго. Выбор был очевиден — популярная и доступная Ковеевская горелка KB-0211.

Горелка Kovea KB-0211
Во-первых, это горелка со шлангом, что в горном походе крайне удобно. Во-вторых, это самая легкая (среди горелок со шлангом) и почти самая мощная горелка в модельном ряду Kovea. В-третьих, это надежная и простая в эксплуатации модель, в чем нас убедил опыт наших тренировочных выходов (в том числе зимних), и опыт знакомых, ходивших с нею зимой на Эльбрус. Ну и наконец, у нас в отделении уже было 2 таких горелки, а больше на 5 человек и не надо.

Недостатком одного из имевшихся у нас экземпляров было то, что он уже однажды горел. Тогда перегретый казанский баллон не взорвался, но начал травить газ и воспламенился. Пламя сбили и, как показалось, обошлись минимальными потерями: оплавленным переходником, — но видимо все было серьезней, потому что на второй день похода эта же горелка опять загорелась. На этот раз прогорел шланг, по-несторожности протянутый слишком близко к пламени. После неудачных попыток загерметизировать протечку плотно обмотав шланг поверх металлического экрана, было решено провести хирургическое вмешательство.

Теплопроводящий стержень
и пьезоподжиг мешают
свинтить рассекатель
Несколько слов о конструкции горелки. К сожалению, приходится отметить низкую ремонтопригодность горелки в походных условиях. Виной тому элементы систем предварительного подогрева газа и пьезоподжига, которые, судя по всему, отгибаются по месту после навинчивания рассекателя и препятствуют его снятию при разборе горелки. И если пожертвовать пьезоподжигом вполне возможно, то предварительным подогревом — явно нет, а уверенности, что теплопроводящий стержень (или трубка с двойными стенками?) выдержит двукратное сгибание-разгибание, тоже нет.

Эта же проблема привела к тому, что мы не смогли починить вторую нашу горелку, когда у той засорился шланг. Мы не смогли добраться до форсунки и свинтить ее, хотя шестигранная кромка под гаечный ключ явно указывает на такую возможность.

Надо сказать, что Kovea постоянно дорабатывает эту модель. Так у горелок, купленных весной 2005 года, улучшена конструкция шарнира ножек, и теперь они не должны забиваться грязью; у некоторых горелок раза в 2 удлиннен шланг. А поскольку на сайте Ковеи на фотографии теплопроводящий стержень не выглядит изогнутым, есть надежда, что ремонтопригодность горелки повысилась.

На изгибе виден шланг,
кромка бандажа и
теплоизоляция
После уточнения места протечки (банальной зажигалкой), был вскрыт и расплетен металлический экран. Под экраном открылся прожженный участок шланга длиной около 2 см. Стало ясно, что никаким клеем эти дыры не заклеить. Тогда было решено вырезать пораженный участок шланга, а оставшиеся части соединить с помощью трубочки-переходника. Изначально переходник планировали сделать из стержня ручки, но его внешний диаметр оказался слишком велик, и тогда нас выручили палочки для чистки ушей, которые на поверку оказались трубочками.

Кусок трубочки длиной ~3см, срезаный "на угол", вставлялся в слегка разогретый в кипятке срез шланга. В последний момент перед соединением, кромки шланга были смазаны суперклеем (от посадки на клей всей трубочки отказались, чтобы ненароком не залить просвет шланга). Для предотвращения переламывания трубочки, на шланг был одет бандаж, сделаный из разрезанного колпачка иглы одноразового шприца.

Для защиты места ремонта от перегрева, оно было обмотано несколькими слоями фольги, а на края обмотки надвинут родной экран.

Шланг после ремонта
Единственной проблемой, так и не решенной до конца похода, стал прорыв фольги в местах, где кончался бандаж. Возможно, ее можно было бы решить закрепив сверху еще один бандаж, который перекрывал бы все пространство от экрана до экрана, но тогда, скорее всего, горелка перестала бы укладываться в "родную" упаковку.

В результате нашего ремонта мы получили полноценную горелку, которая замечательно проработала весь поход, а когда вышла из строя вторая горелка, стала единственной горелкой, на которой мы могли закипятить воду.

Ремонт шланговых горелок в походных условиях
Сергей Титов