карта сайта
Турклуб «Вестра» » Статьи и лекции » Вечер федерации спортивного туризма

Вечер федерации спортивного туризма

«Соленый пот струйками. О спортивном туризме как о состоянии души, Пржевальском и джигитовке на «газике».

 

         На итоговом вечере Федерации спортивного туризма Москвы награждали медалями. Награждали медалями за лучшие походы по горам, за лучшие походы на лыжах по Северу, за лучшие вело- и пешеходные походы.  Походов было много. Даже очень.  Потому что, не смотря ни на что, люди ходят в походы.  Памир, Тянь-Шань, Джунгарский алатау,  Кольский полуостров, Ямал, побережье Северного ледовитого океана, Заилийский алатау… Все-таки есть люди, у кого страсть к путешествиям – в крови.  Вот именно этот народ, со страстью к путешествиям,  и собрался на награждение по итогам первенства по спортивному туризму.

       А что  за народ собрался?

        С одной стороны посмотреть – совсем обычный народ.  А с другой стороны – все же немного отличающийся от обычной общей массы. Обветренный, что ли. Больше привыкший рисковать.  Если по Гумилеву – поклонники Музы дальних странствий. Но не той музы, что собирает наших соотечественников где-нибудь на Мальдивах, или на худой конец, за стойкой бара в Анталии. Нет, тут Муза другая.

         Вообще, спортивный туризм – это феномен, который существует только в России. Больше спортивного туризма нигде нет, ни в одной другой стране.  Ну, отчасти в Канаде, разве что. Спортивный туризм бывает горный, лыжный, пеший, велосипедный, бывает еще и спелеотуризм.

          Почему спортивный туризм существует только у нас в стране? Объяснять очень долго! Но в общем, споривный туризм – это наследие социалистического строя.  И  я бы сказал – очень хорошее наследие! В начале  было общество пролетарских экскурсий и туризма. Появилась сеть туристических баз и туристических маршрутов для пешеходного туризма.  Государство заботилось о трудящихся, и считало. что активный отдых никак не хуже отдыха в санаториях. Появились понятия о препятствиях и категориях трудности препятствий, а затем и категории трудности походов.

          Но это был еще не спортивный туризм. А вот  спортивным туризмом туризм стал примерно 50 лет назад. 50 лет назад (можно юбилей отмечать!) Федерация туризма  СССР приняла решение проводить чемпионаты по туризму, то есть сравнивать  сложные походы по сложности и по тому, насколько правильно заявленный маршрут пройден.  Потом появились разряды и спортивные  звания.

         Спортивный туризм – это спорт? И не разберешь… вроде бы и спорт, потому что существуют разряды и звания кандидата в мастера и мастера спорта.  Есть категории трудности препятствий, которые надо преодолевать.

         Спортивный туризм – спорт? Да нет,  скорее состояние души! Потому что как же хорошо душе поклонника музы дальних странствий в уютной палатке где-нибудь на леднике, когда весь день что-то преодолевали, лезли с веревками куда-то вверх, при этом соленый пот временами стекал струйками, но не было времени и возможности эти струйки смахнуть, потому что руки держали веревку для страховки,  сомневались в выборе правильного пути, нашли правильный путь, вылезли, нашли место под палатку. подготовили площадку… Ура, поставили палатку, ура, разложили в палатке вещи, начали готовить еду, наконец то пообедали, сидя уже в своем уютной  комфортной палатке где-то на краю обрыва. А вокруг тебя никого на многие километры. Это все-таки состояние души!

           Спортивный туризм – спорт? А как же! Ведь есть тренировки, и общефизические, и специальные. Вы что думаете, без тренировок можно пройти сложный поход? Да ни за что. Тут и отточенная техника, тут и продуманная тактика. Тренировки идут круглый год. Начинается где-то осенью, и заканчиваются основным мероприятием – походом.

           И что, вы утверждаете, что спортивный туризм – спорт? Да какой это спорт, когда  группа из 5-8 человек идет по ледникам, а вокруг никого. Ну какой же это спорт? Ни трибун, ни оваций! Все же скорее состояние души. Хотя…

            К слову сказать, спортивных разрядов по альпинизму за рубежом нашей страны тоже нет. А в нашей стране спортивный туризм и альпинизм были разделены. Горным туристам совершать восхождения запрещалось. Сейчас эти запреты сняты, и горные туристы рванулись совершать восхождения. Они ходят на горные вершины, включают вершины в нитки своих маршрутов. Частенько делают вершинные траверсы, то есть делают восхождения по гребню вершины из одного ущелья, а спускаются в другое ущелье. И это со всеми рюкзаками, веревками, кошками и ледорубами!

         Я вам больше скажу! Отчасти горные туристы стали теснить альпинистов. Особенно в высоких горах. Походы лидеров горного туризма за последние годы – это нечто! Как вы, к примеру, отнесетесь, к походу по Большому Памиру продолжительностью 50 дней с восхождениями на «семитысячники» - пик Коммунизма, пик  Корчженевской и пик Ленина?  Да это в голове не укладывается! Или поход по китайскому Памиру, также с восхождениями на «семитысячники» - Музтаг-Ату или Кунгур?

         Может быть, и спорт… А может быть, просто тяга к странствиям. Ведь недаром великий путешественник Пржевальский любил говорить: « А еще жизнь прекрасна тем, что можно путешествовать!»

 

        А как строится у таких людей жизнь? Не в тот момент, когда они получают награды, а просто живут обычной жизнью. А вот как.

          Сначала они приходят в себя после главного события года – похода по горам. Ездят на дачи, ходят на работу,  и вообще залечивают раны. Но уже в середине осени начинают думать, а что делать дальше,  начинают строить планы, формировать группы.  На Новый Год все разъезжаются, кто на специальные тренировки,  кто просто на лыжах покататься.  Но в середине зимы планы на лето в общем, уже сформированы, и костяк группы собран.  Продумано, кто будет штурман (готовить маршрут), кто завхоз по снаряжению, кто – завхоз по питанию, кто – врач (мед брат). Так создается микро коллектив, то ли община, то ли семья, которая будет жить общими интересами все время до завершения похода. Частенько в это время уже покупают билеты – так ведь дешевле.  Все это сопровождается тренировками.

           Ближе к лету начинают решать вопрос о  заброске к месту начала похода. Несложные маршруты начинаются. как правило. не очень далеко от цивилизации, и к месту начала маршрута от аэропортов и вокзалов можно добраться или на рейсовом автобусе, или на такси и маршрутках. А сложные маршруты начинаются вдалеке от цивилизации. И добраться туда непросто. Иногда это вертолет. Иногда – длинные и очень непростые подъезды на полноприводных машинах. Эх, помню, как мы добирались достаточно дикий район Памира в Таджикистане.  Из Душанбе туда ехать никто не соглашался, Соглашались поехать в том направлении до того места, где на карте кончалась асфальтовая дорога.  Поехали. Куда? Бог весть. Вся надежда на собственную энергию, и на Музу дальних странствий, конечно.

         В поселке, где кончается асфальтовая дорога, мы провели несколько часов, уговаривая местных привезти нас туда, куда нам было надо. Еще полдня таджики чинили  и приводили в относительный порядок вдребезги раздолбанный ГАЗ-66, а мы им помогали. Поехали под вечер.

          Ну, это была поездка! Достаточно сказать, что у машины выбивало рукоятку переключения скоростей, но ее в фиксированном месте держал водитель.  У машины выбивало рукоятку  переключения полного привода. Ее постоянно надо было держать рукой в нужном месте. Поэтому из числа пассажиров (нас,  то есть) был выделен человек, который держал рукоятку в нужном месте. Потом начались перевалы, и надо было включить вал отбора мощности (понижения оборотов).  Эту ручку держал рукой еще один человек из наших. Начало темнеть. В машине не работало освещение, поэтому меня назначили подсвечивать водителю фонариком, чтобы он хоть иногда смотрел на приборную доску.  Так вот вчетвером мы машину и вели! Благо, кабина у ГАЗ-66 все же просторная. Так вот и доехали. Хоть и стремно было, особенно ночью катиться с перевалов по серпантинам. Прощаясь, уже на рассвете, водитель похлопал своего железного коня по борту кабины и устало сказал: « Он меня еще ни разу не подводил!»  Что же, водитель был джигит.  Как и мы.

           Стило ли оно того? Вот такая поездка на разваливающейся машине по черт-знает-какой дороге почти неизвестно куда?

           Может, и стоило. И Муза дальних странствий явно была где-то рядом.

           Все же мы после этого 3 недели ходили по ледникам и снимали с перевалов записки 80-х годов прошлого столетия. То есть 35 лет  там никто, кроме козлов да снежных барсов, и не ходил.

            А как вам это описать, когда бредешь по цирку ледника, а ледник окаймляют 5 вершин. Они над тобой нависают. Снег, лед.  И полная тишина (если не учитывать свист ветра). И безмолвие. А ты устремляешься между двумя вершинами на перевал, и… и еще лет тридцать туда больше никто не придет. И жаль, что никто не придет в этот цирк ледника, и  не увидит всей этой красоты! Хотя, конечно, веревки, кошки, рюкзак и соленый пот никто не отменял. Без этого сюда не придешь!

              Или выйдешь на хребет, так что в одну сторону у тебя одна долина, в другую – другая долина.  И  весь мир у тебя под ногами!

           Вот так и проходит главное событие года у таких вот людей. Ну а потом возвращение домой. Семья, работа, дача. А в середине осени они опять начинают задумываться.

          Бывает, что в середине зимы их и медалями награждают. Как вот например, месяц назад.

          И в самом деле:

           Совсем недавно на итоговом вечере Федерации спортивного туризма Москвы награждали медалями. Награждали медалями за лучшие походы по горам, за лучшие походы на лыжах по Северу, за лучшие вело- и пешеходные походы.  Походов было много. Все-таки есть люди,  у кого страсть к путешествиям – в крови.  Вот именно этот народ, со страстью к путешествиям,  и собрался на награждение по итогам первенства по спортивному туризму.

 

 

 Независимая газета, 27 апреля 2017